Административно-правовое регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы является анализ административно-правового регулирования предпринимательской деятельности. Для достижения этой цели необходимо выделить следующие промежуточные задачи:

охарактеризовать понятие индивидуальной предпринимательской деятельности;
определить права, обязанности, ответственность и гарантии предпринимателя;
рассмотреть порядок регистрации индивидуального предпринимателя, уделив особое внимание порядку регистрации в городе Магадане;
исследовать направления и программы государственной поддержки малого предпринимательства;
определить способы защиты и восстановления нарушенных прав индивидуальных предпринимателей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….….с. 3

Глава 1. Понятие предпринимательства…………………………………………………….......с. 4

§1. Понятие индивидуального предпринимательства и его субъекты……………………....с. 4

§2. Правосубъектность индивидуального предпринимателя………………………………...с. 4

§3. Ограничение в праве граждан заниматься предпринимательской деятельностью……..с. 5

Глава 2. Права, обязанности, ответственность и гарантии предпринимателя……………….с. 6

§1. Права индивидуального предпринимателя………………………………………………..с. 6

§2. Обязанности индивидуального предпринимателя………………………………………..с. 6

§3. Ответственность индивидуального предпринимателя…………………………………...с. 6

§4. Гарантии индивидуального предпринимателя………………………………………..…..с. 6

Глава 3. Регистрация индивидуального предпринимателя……………………………………с. 8

§1. Порядок регистрации индивидуального предпринимателя………………………….......с. 8

§2. Порядок регистрации индивидуального предпринимателя на примере г. Магадана......с. 9

§3. Лицензирование предпринимательской деятельности………………………………….с. 10

Глава 4. Государственная поддержка малого предпринимательства………………..………с. 13

§1. Направления государственной поддержки предпринимательства……………………..с. 13

§2. Государственные программы поддержки предпринимательства………………………с. 13

§3. Способы государственной поддержки предпринимательства………………………….с. 14

§4. Поддержка и развитие малого предпринимательства в Магаданской области на 2002-2003 г. …………………………………………………………………………………………….с.16

Глава 5. Контроль за предпринимательской деятельностью…………………………..…….с. 18

§1. Контроль за предпринимательской деятельностью, осуществляемый органами милиции………………………………………………………………………………………….с. 18

§2. Контроль за предпринимательской деятельностью, осуществляемый антимонопольными органами……………………………………………………………….…с. 18

§3. Контроль за предпринимательской деятельностью, осуществляемый органами государственной санитарно-эпидемиологической службы…………………………………..с. 19

Глава 6. Защита прав индивидуального предпринимателя…………………………………..с. 21

§1. Способы защиты прав предпринимателей……………………………………………….с. 21

§2. Защита прав индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля………………………………………………………………………………………… с. 21

§3. Анализ административного давления на предпринимательство по Дальнему Востоку за 2002 г. и пути устранения нарушений……………………………………………………..…..с. 23

§4. Меры по устранению административных барьеров в сфере организации и осуществлении предпринимательской деятельности на территории г. Магадана………….с. 24

Глава 7. Основные проблемы малого предпринимательства и пути их решения…………..с. 26

Заключение………………………………………………………………………………………с. 29

Список литературы……………………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

АП курсовая.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

  §3.  Контроль за предпринимательской деятельностью, осуществляемый органами государственной санитарно-эпидемиологической службы.

   Государственный санитарно-эпидемиологического надзор по обеспечению контроля за индивидуальными предпринимателями регулируется ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ ( в ред. от 30 июня 2003 г.).

   Основными  задачами государственного санитарно-эпидемиологического  надзора являются:

- выполнение  санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, которые осуществляют госсанэпиднадзор;

- предупреждение  и пресечение нарушений санитарного  законодательства, выдачу предписаний  и вынесение постановлений о  фактах нарушения санитарного  законодательства;

- привлечение  к ответственности лиц, нарушивших санитарное законодательство.67

   Государственный  санитарно-эпидемиологический надзор  осуществляется органами и учреждениями (должностными лицами) государственной  санитарно-эпидемиологической службы  Российской Федерации.68

   Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор за предпринимательской деятельностью, имеют право:

  • получать от индивидуальных предпринимателей документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
  • составлять протокол о нарушении санитарного законодательства. 69

   При выявлении  нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения  и распространения инфекционных  заболеваний и массовых неинфекционных  заболеваний (отравлений) должностные  лица, осуществляющие государственный  санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать индивидуальным предпринимателям предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:

- об устранении выявленных нарушений санитарных правил;

- о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

- о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.70

   За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.71 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 6. Защита прав индивидуального  предпринимателя.

  §1. Способы защиты прав предпринимателей.

   Защита  имущественных и личных неимущественных  прав и интересов предпринимателя  в сфере хозяйственных правоотношений  может осуществляться любыми, предусмотренными  законодательством, способами. 

   Некоторые способы защиты прав осуществляются только судом (признание сделки или акта государственного органа недействительными и т.д.), другие могут быть осуществлены как в судебном порядке, так и самостоятельно (возмещение убытков, взыскание неустойки и т.д.), третьи происходят в порядке самозащиты гражданских прав без участия суда.

  • Способ защиты прав, осуществляемый только в судебном порядке.

   Споры  могут рассматриваться как судами  общей юрисдикции, так и арбитражными  судами.

   В суде общей юрисдикции рассматриваются требования индивидуальных предпринимателей о признании неправомерными действий должностных лиц, нарушающих их права и охраняемые законом интересы.  
   Арбитражные суды разрешают имущественные, коммерческие споры между предпринимателями. Также они рассматривают иски индивидуальных предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений.  
   Особо можно выделить способы защиты прав, которые могут быть реализованы не только в судебном, но и в административном порядке государственными органами. Защита в административном порядке предполагает обжалование какого – либо решения или действия должностных лиц государственных органов по подчиненности в вышестоящий орган.

  • Способ защиты прав, осуществляемый либо в судебном порядке, либо самостоятельно.

   Как было  сказано ранее к этому способу  относится выплата неустойки (денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательств) и возмещение убытков. Выплата неустойки и возмещение убытков возникают из самого факта неисполнения обязательства.

  • Способ защиты прав, осуществляемый в порядке самозащиты.

   Применение  мер самозащиты, то есть защиты прав и интересов собственными силами, не признается противоправным, если такие действия совершены в состоянии необходимой обороны или в состоянии крайней необходимости.

   К варианту  самозащиты можно отнести удержание  имущества кредитором, которое допускается до исполнения обязательства должником в полном объеме. 

  §2. Защита прав индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля.

   Согласно  ФЗ от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О  защите прав юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" предпринимателей сегодня проверяют десятки контролирующих организаций, в числе которых милиция, налоговая инспекция, торговая инспекция, трудовая инспекция, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования, антимонопольный комитет, комитет по защите прав потребителей, государственный пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический надзор, органы местного самоуправления и множество других.

   Данный  закон устанавливает следующие принципы защиты прав индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля:

  • презумпция добросовестности индивидуального предпринимателя;
  • открытость и доступность для индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
  • проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);
  • соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);
  • периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;
  • возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный законодательством;
  • устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;
  • ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации.72

   В соответствии  с данным законом в отношении  одного индивидуального предпринимателя  плановое мероприятие по контролю (проверка) может быть проведено  с периодичностью не более 1 раза в два года с целью ограничить количество штрафов, накладываемых уполномоченными органами и организациями, которые иногда могут достигать значительных размеров и наносить вред существованию самого предпринимательства.

   Также  закон устанавливает права индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю, к которым относятся: право непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать информацию, предоставление которой предусмотрено законодательством; знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора); а так же обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.73

   Особо  выделяется право индивидуальных предпринимателей на возмещение убытков, понесенных при проведении государственного контроля (надзора). Вред, причиненный индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля при проведении государственного контроля, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством, если он признан неправомерными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.74  
   Федеральным законом гарантируется защита прав индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляемая в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.75
 

  §3. Анализ административного давления на предпринимательство по Дальнему Востоку за 2002 г. и пути устранения нарушений.

   Состояние дел в округе по ограничению административных барьеров в развитии предпринимательства было рассмотрено на заседании подкомиссии по поддержке предпринимательства Межведомственной комиссии по безопасности в сфере экономики при полномочном представителе Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, где были рассмотрены основные понятия и перечень административных барьеров при развитии предпринимательства, обобщен положительный опыт по их устранению и намечены меры по дальнейшей работе в этом направлении. Реализация этих мер требовала приложения совместных усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления, предпринимательских объединений в субъектах Федерации Дальневосточного федерального округа, а также решения вопросов на федеральном законодательном и правительственном уровнях. 

   Руководствуясь  положениями апрельского (2002 г.) Послания  Президента РФ Федеральному Собранию РФ и необходимостью принятия реальных действий по сокращению административного давления на предпринимательство, Совместное Совещание решило: 
1. Признать работу органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Дальневосточном федеральном округе по выявлению и сокращению административных барьеров в развитии предпринимательства - недостаточной. 
Рекомендовать: 
2. Органам исполнительной власти субъектов в Дальневосточном федеральном округе:  
  2.1 Рассмотреть в 1 полугодии 2003 года состояние работы по выявлению и устранению административных барьеров на расширенных заседаниях Советов по предпринимательству при губернаторах (главах администраций); 
  2.2. Повысить эффективность деятельности Межведомственных комиссий (Советов) по устранению барьеров в развитии предпринимательства, в том числе организовать на их базе постоянное рассмотрение обращений предпринимателей контрольно-надзорными органами для оперативного принятия мер по устранению нарушений и проведению консультаций; 
  2.3. Обеспечить соответствующую юридическую проработку (экспертизу) проектов нормативных правовых актов по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, исключающую установление данными актами административных барьеров; 
  2.4. Совместно с Департаментом государственного контроля и перспективного развития в области природопользования и окружающей среды Министерства природных ресурсов России обобщить и распространить опыт администрации Магаданской области по разработке единого Регламента разрешительной и отчетной документации для недропользователей.  
3. Органам местного самоуправления субъектов Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу: 
  3.1.Мэрам (Главам администраций) городов Дальневосточного федерального округа прекратить практику предоставления необоснованных льгот отдельным хозяйствующим субъектам, введение местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым Кодексом РФ и нарушений действующего порядка ценообразования при утверждении (согласовании) тарифов муниципальным предприятиям. 
4. Заместителю Генерального Прокурора Российской Федерации провести в 1 полугодии 2003 года сплошную проверку принятых органами местного самоуправления нормативных актов по вопросам развития предпринимательства. При выявлении нарушений действующего законодательства привлечь виновных лиц к ответственности. 
5. Главному управлению Министерства внутренних дел РФ по Дальневосточному федеральному округу решить вопрос в 2003 году о создании на базе миграционных служб в субъектах Федерации единого банка данных о нарушениях законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности иностранными гражданами, выявленных уполномоченными органами (паспортно-визовая служба, госторгинспекция, госсанэпидемнадзор, госпожарнадзор). 
6. Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в Дальневосточном федеральном округе обеспечить согласование с антимонопольными органами проектов решений по вопросам о предоставлении льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам.76 

Информация о работе Административно-правовое регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности