Административно-правовое регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы является анализ административно-правового регулирования предпринимательской деятельности. Для достижения этой цели необходимо выделить следующие промежуточные задачи:

охарактеризовать понятие индивидуальной предпринимательской деятельности;
определить права, обязанности, ответственность и гарантии предпринимателя;
рассмотреть порядок регистрации индивидуального предпринимателя, уделив особое внимание порядку регистрации в городе Магадане;
исследовать направления и программы государственной поддержки малого предпринимательства;
определить способы защиты и восстановления нарушенных прав индивидуальных предпринимателей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….….с. 3

Глава 1. Понятие предпринимательства…………………………………………………….......с. 4

§1. Понятие индивидуального предпринимательства и его субъекты……………………....с. 4

§2. Правосубъектность индивидуального предпринимателя………………………………...с. 4

§3. Ограничение в праве граждан заниматься предпринимательской деятельностью……..с. 5

Глава 2. Права, обязанности, ответственность и гарантии предпринимателя……………….с. 6

§1. Права индивидуального предпринимателя………………………………………………..с. 6

§2. Обязанности индивидуального предпринимателя………………………………………..с. 6

§3. Ответственность индивидуального предпринимателя…………………………………...с. 6

§4. Гарантии индивидуального предпринимателя………………………………………..…..с. 6

Глава 3. Регистрация индивидуального предпринимателя……………………………………с. 8

§1. Порядок регистрации индивидуального предпринимателя………………………….......с. 8

§2. Порядок регистрации индивидуального предпринимателя на примере г. Магадана......с. 9

§3. Лицензирование предпринимательской деятельности………………………………….с. 10

Глава 4. Государственная поддержка малого предпринимательства………………..………с. 13

§1. Направления государственной поддержки предпринимательства……………………..с. 13

§2. Государственные программы поддержки предпринимательства………………………с. 13

§3. Способы государственной поддержки предпринимательства………………………….с. 14

§4. Поддержка и развитие малого предпринимательства в Магаданской области на 2002-2003 г. …………………………………………………………………………………………….с.16

Глава 5. Контроль за предпринимательской деятельностью…………………………..…….с. 18

§1. Контроль за предпринимательской деятельностью, осуществляемый органами милиции………………………………………………………………………………………….с. 18

§2. Контроль за предпринимательской деятельностью, осуществляемый антимонопольными органами……………………………………………………………….…с. 18

§3. Контроль за предпринимательской деятельностью, осуществляемый органами государственной санитарно-эпидемиологической службы…………………………………..с. 19

Глава 6. Защита прав индивидуального предпринимателя…………………………………..с. 21

§1. Способы защиты прав предпринимателей……………………………………………….с. 21

§2. Защита прав индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля………………………………………………………………………………………… с. 21

§3. Анализ административного давления на предпринимательство по Дальнему Востоку за 2002 г. и пути устранения нарушений……………………………………………………..…..с. 23

§4. Меры по устранению административных барьеров в сфере организации и осуществлении предпринимательской деятельности на территории г. Магадана………….с. 24

Глава 7. Основные проблемы малого предпринимательства и пути их решения…………..с. 26

Заключение………………………………………………………………………………………с. 29

Список литературы……………………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

АП курсовая.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

10. Территориальные  органы Комитета Российской Федерации  по финансовому мониторингу;

11. Территориальные  органы Министерства Российской  Федерации по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства;

12. Федеральная  комиссия по рынку ценных бумаг;

13. Органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации. 

  §3. Лицензирование предпринимательской деятельности

   Лицензирование  является одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности.

   Лицензирование какого-либо вида деятельности представляет собой особую процедуру официального удостоверения (признания) права индивидуального предпринимателя на ведение определенного вида деятельности с соблюдением нормативных требований и стандартов.

   Лицензия представляет собой специальное разрешение органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Она является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления. 
   В соответствии с ГК РФ право предпринимателя осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, в общем порядке возникает с момента получения такой лицензии или с указанного в ней срока и прекращается по истечении срока ее действия. 32

   Порядок  лицензирования индивидуальной  предпринимательской деятельности  определяется ФЗ от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 23.12.2003 N 185-ФЗ).

   Данный  ФЗ к лицензируемым видам деятельности  относит те виды деятельности, осуществление которых может  повлечь за собой нанесение  ущерба правам, законным интересам,  здоровью граждан, обороне и  безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.33

   Для получения  лицензии заявитель представляет  в органы, уполномоченные на ведение  лицензионной деятельности, следующие документы:

  • заявление о предоставлении лицензии с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять;
  • копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
  • копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
  • документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • сведения о квалификации работников соискателя лицензии. 
       Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.34

   Лицензия  выдаётся на каждый вид деятельности. Срок действия лицензии не  может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.35

   Лицензирующий  орган принимает решение о  предоставлении или об отказе  в предоставлении лицензии в  срок, не превышающий шестидесяти  дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.

   Основанием  отказа в предоставлении лицензии  является:

  • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
  • несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов, лицензионным требованиям и условиям  (например, отсутствие соответствующего образования или опыта работа и т. п.);

   Соискатель  лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном    законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие. 36

   За соблюдением  лицензиатом лицензионных требований  и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется контроль, который проводится лицензирующими органами в пределах их компетенции.

   Лицензирующие  органы имеют право: 

  • проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;
  • запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;
  • составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
  • выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
  • выносить предупреждение лицензиату.37  
       Также лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.38  
       Закон устанавливает случаи потери лицензией своей юридической силы:
  • в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования;
  • в случае прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.39
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4. Государственная  поддержка предпринимательства

  §1. Направления государственной поддержки предпринимательства

   Государственная  поддержка индивидуальных предпринимателей  регулируется ФЗ от 14 июня 1995 г.  «О государственной поддержке  малого предпринимательства в  Российской Федерации».

   Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
  • установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

   В свою  очередь, федеральные органы исполнительной  власти в пределах своих полномочий  при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:

  • разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства РФ в области государственной поддержки малого предпринимательства;
  • проводят анализ состояния малого предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке, подготавливают прогнозы развития малого предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки;
  • организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства;
  • подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства разнообразных льгот (например, по налогообложению);
  • оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов РФ при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства;40
 

  §2. Государственные программы поддержки предпринимательства

   Государственная  поддержка малого предпринимательства  осуществляется в соответствии  с Федеральной программой государственной  поддержки малого предпринимательства,  региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

   Каждый  год перед представлением федерального  бюджета Правительство РФ вносит  на рассмотрение Федерального  Собрания РФ проект федеральной  программы государственной поддержки  малого предпринимательства. 

   В федеральном  бюджете ежегодно выделяются  средства на реализацию программы поддержки малого предпринимательства.

   Государственные  и муниципальные программы поддержки  предпринимательства включают в  себя следующие основные положения:

  • меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
  • меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;
  • меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения;
  • предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;
  • меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;
  • меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;
  • меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

   Государственные  программы поддержки малого предпринимательства  разрабатываются в порядке, установленном  действующим законодательством,  и должны быть соотнесены с  государственными программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

   Также  закон устанавливает, что предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественные объединения вправе самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки малого предпринимательства, создавать фонды поддержки малого предпринимательства, а также вносить предложения в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о включении отдельных проектов и мероприятий в государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.41 

  §3. Способы государственной поддержки предпринимательства

   Федеральный  закон «О государственной поддержке  малого предпринимательства в  Российской Федерации» устанавливает  различные формы поддержки предпринимательства.

   Итак, государственная  поддержка малого предпринимательства выражается:

  • в создании фондов поддержки малого предпринимательства, целью которых является финансирование программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства;42
  • в порядке налогообложения, т. е. в освобождении субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочке и рассрочке их уплаты, которые устанавливаются в соответствии с налоговым законодательством;43
  • в праве применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов;44
  • в льготном кредитовании субъектов малого предпринимательства с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства;45
  • в создании общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства с целью аккумулирования временно свободных денежных средств участников указанных обществ в целях оказания им финансовой помощи;46
  • в льготном страховании субъектов малого предпринимательства;47
  • в участии субъектов малого предпринимательства в производстве продукции и товаров (услуг) для государственных нужд, т. е. Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд;48
  • в поддержке внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, т. е. в осуществлении мер по расширению участия субъектов малого предпринимательства в экспортно-импортных операциях, а также осуществлении мер по участию этих субъектов в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, содействию их участию в международных выставках и ярмарках;49

Информация о работе Административно-правовое регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности