Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:13, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является осуществление комплексного анализа института административной ответственности, как реализации административно-правовых санкций, в результате применения уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.
Для разрешения данной темы необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотрение административной ответственности как вид юридической ответственности ; 2) Раскрыть особенности административной ответственности отдельных категорий субъектов; 3) Проанализировать особенности привлечения к административной ответственности отдельных категорий субъектов.

Работа содержит 1 файл

Административ.ответ-ть.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

 Судьи арбитражных судов рассматривают дела об осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением лицензионных требований и условий (ст. 14.1), о незаконном использовании товарного знака (ст. 14.10), незаконном получении кредита (ст. 14.11), о нарушении правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда, находящихся в федеральной собственности (ч. 2 ст. 7.24), о нарушениях правил производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.ст. 6.14, ч.ч. 1, 2 ст. 14.16, ч.ч.1, 3, 4 ст. 14.17, ст. 14.18 КоАП РФ), о заключении с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия (ч. 2 ст. 14.23), о неисполнении банком поручений государственного внебюджетного фонда о зачислении денежных средств во вклады граждан (ст. 15.10), о нарушении обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации (ч.ч. 1, 2 ст. 19.19).

 В КоАП РФ урегулированы процессуальные права привлекаемого к административной ответственности юридического лица и законного представителя: право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника и другие.

 В КоАП РФ детально регламентирован порядок производства по делам об административных правонарушениях юридических лиц, который состоит из стадии возбуждения дела, проведения в предусмотренных Кодексом случаях административного расследования, экспертизы и других процессуальных действий. Это стадия завершается составлением протокола об административном правонарушении и направлением этого протокола вместе с другими материалами дела для рассмотрения по подведомственности. Далее следует стадия рассмотрения дела. В КоАП РФ впервые урегулирован порядок заявления законным представителем юридического лица процессуальных ходатайств и их рассмотрения, что способствует реализации права на защиту, обеспечивает сбор доказательств по делу в установленном законом порядке и объективное рассмотрение дела с учетом законных интересов привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

 По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении принимается постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу.

 В п. 3 ст. 30.1 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, то есть с учетом подведомственности дел арбитражным судам, которая определена в п. 1 ст. 22 АПК РФ.

 Согласно этому пункту арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений.

Исходя из толкования указанных норм КоАП РФ и АПК РФ, можно сделать вывод, что в арбитражный суд могут быть обжалованы постановления по делам об административных правонарушениях юридических лиц в экономической сфере. Постановления по делам об административных правонарушениях юридических лиц, вынесенные судьей арбитражного суда, обжалуются в порядке, предусмотренном АПК РФ. При этом возникает вопрос, ответа на который КоАП РФ не дает: можно ли обжаловать в арбитражный суд постановления по делам об административных правонарушениях юридических лиц, если они приняты районным или мировым судьей.

В остальных случаях  постановление по делу об административном правонарушении юридического лица обжалуется в общем порядке, предусмотренном в ч. 1, 2 ст. 30.1 КоАП РФ: вынесенное судьей — в вышестоящий суд, вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенное органом административной юрисдикции субъекта РФ — в районный суд по месту рассмотрения дела.

 КоАП РФ устанавливает чрезвычайно короткие сроки для рассмотрения дел об административных правонарушениях юридических лиц — 15 дней, и для обжалования и рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении юридического лица — 10 дней.

В ст. 30.9 КоАП РФ предусмотрена  возможность бесконечного пересмотра решения, в связи с чем представляется неопределенным вопрос о моменте вступления постановления по делу в законную силу и обращения его к исполнению, который в ст. 31.1 КоАП РФ определяется истечением срока для обжалования или вынесением не подлежащего обжалованию решения.

 Наиболее распространенным административным наказанием, применяемым к юридическим лицам в КоАП РФ, является штраф, который должен быть уплачен юридическим лицом в течение 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При неуплате в указанный срок сумма штрафа взыскивается из денежных средств юридического лица на счетах в банке. При их отсутствии или недостаточности взыскание обращается на имущество юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве.

2.3 Административная ответственность  военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

 Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами.

За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в  области обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, правил дорожного  движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа

В ходе реализации положений Закона РФ от 21 января 1993 г. "О статусе  военнослужащих" важное значение приобретает  соблюдение гарантированных Конституцией РФ прав и свобод военнослужащих. Согласно ст. 28 Закона военнослужащие за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, несут дисциплинарную ответственность на основании и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.

Дисциплинарный устав Вооруженных  Сил РФ (утвержден Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г.) за совершение грубых дисциплинарных проступков предусматривает  наложение ареста с содержанием  на гауптвахте военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, до 7 суток, а на проходящих военную службу по призыву - до 10 суток. Прапорщики и мичманы могут быть подвергнуты аресту с содержанием на гауптвахте до 5 суток. Правом наложения дисциплинарного ареста наделены воинские должностные лица от командира роты и выше. Кроме того, в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ (утвержден Указом Президента РФ от 14 декабря 1995г.) на военнослужащих, арестованных в дисциплинарном порядке и отбывающих наказание на гауптвахте за невыполнение установленных правил внутреннего порядка на гауптвахте или допускающих нарушения воинской дисциплины и халатное отношение к работе, налагается дополнительный арест. На военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - до 20 суток, на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - до 10 суток, с учетом ранее наложенного на них ареста. Такие арестованные могут содержаться в одиночных камерах. Налагать такие аресты вправе военный комендант или командир воинской части.

 Дисциплинарный устав предусматривает перечень грубых дисциплинарных проступков военнослужащих, за которые указанные категории военнослужащих могут быть подвергнуты аресту с содержанием на гауптвахте, а также порядок исполнения ареста. Между тем согласно ст. 22 Конституции РФ арест допускается только по судебному решению. При этом в Конституции не содержится никаких исключений, относящихся к указанной конституционной гарантии в отношении военнослужащих и к их аресту, налагаемому в дисциплинарном порядке.

 Конституцией РФ предусмотрен прежний порядок ареста только в отношении применения его к гражданам, в том числе и к военнослужащим, в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации, т.е. в отношении подозреваемых или обвиняемых. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г., также устанавливает, что лишение свободы допускается исключительно на основании судебного решения. Арестованные солдаты, матросы, сержанты и старшины в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб постоянно находятся под конвоем и лишены права свободного передвижения, привлекаются на принудительные работы по 10 часов в сутки, им запрещаются свидания, передачи от кого-либо, посылки и получение писем. Перед помещением на гауптвахту военнослужащие подвергаются досмотру, у них изымаются личные вещи. Все это дает основание утверждать, что фактически они находятся в положении лиц, лишенных свободы.

 Анализ положений ст. ст. 32, 304 и 305 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях свидетельствует, что дисциплинарный арест военнослужащего, как по основаниям его применения, так и по порядку и условиям отбывания аналогичен административному аресту, налагаемому на гражданина за совершение административного правонарушения. Однако согласно ст. 32 названного Кодекса административный арест может быть назначен только судом или судьей при соблюдении процессуальных правил, установленных указанным законом. Дисциплинарный же арест, как отмечалось, на военнослужащих налагается во внесудебном порядке воинскими должностными лицами в порядке, установленном воинскими уставами.

Анализ практики применения дисциплинарного  ареста свидетельствует о том, что  во многих случаях он налагается без  какого-либо разбирательства. Имеют  место случаи, когда за один и тот же проступок накладываются и другие дисциплинарные взыскания. Не соблюдаются требования о том, что арест с содержанием на гауптвахте является одной из крайних мер воздействия и применяется в случаях совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка, когда другие меры, принятые командиром (начальником), оказались безрезультатными. Нередки случаи, когда командиры прибегали к аресту без достаточных к тому оснований.

 Только на Балтийском флоте ежегодно в среднем подвергаются аресту в дисциплинарном порядке до 5 тыс. военнослужащих. Военными прокуратурами флота ежегодно устанавливаются многочисленные случаи нарушения порядка применения дисциплинарного ареста военнослужащих и их содержания на гауптвахте.

Российская Федерация присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Согласно ст. 5 Конвенции содержание лица под стражей признается законным только на основании решения компетентного суда. При этом каждый арестованный должен незамедлительно доставляться к судье или к другому должностному лицу, уполномоченному законом осуществлять судебные функции и имеющему право на судебное разбирательство. Каждый, кто лишен свободы путем ареста, имеет право на разбирательство, в ходе которого суд решает вопрос о законности его задержания. Однако Федеральным законом от 30 марта 1998г. о ратификации Конвенции предусмотрено, что не имеется препятствий для применения положений законодательства Российской Федерации, основанных на п. 2 ст. 26 Закона РФ от 22 января 1993г. "О статусе военнослужащих" (в настоящее время ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих", принятого 27 мая 1998г.), ст. ст. 51 - 53 и 62 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, устанавливающих арест с содержанием на гауптвахте в качестве меры дисциплинарного взыскания, налагаемого на военнослужащих во внесудебном порядке.

 В соответствии с этим Законом срок действия указанных норм ограничен периодом, который потребуется для внесения в законодательство Российской Федерации изменений, полностью устраняющих несоответствия данных положений Конвенции. С момента принятия Закона прошло более двух лет, однако Федеральным Собранием никаких мер законодательного характера не принимается, в силу чего конституционные права и свободы военнослужащих продолжают грубо нарушаться.

Представляется, что основания, процессуальный порядок наложения дисциплинарного  ареста на военнослужащих, а также  порядок производства по исполнению постановления о дисциплинарном аресте военнослужащих должны быть определены законом, для чего предлагается разработать и принять федеральный закон о дисциплинарном аресте военнослужащих.

 В нем должны найти закрепление: понятие дисциплинарного ареста военнослужащих; основания и процессуальный порядок его наложения; перечень дисциплинарных проступков военнослужащих, за которые они могут быть подвергнуты дисциплинарному аресту; сроки ареста; порядок приведения в исполнение и отбывания его, а также процессуальные основания и порядок обжалования решения суда (судьи) по применению дисциплинарного ареста к военнослужащим и процессуальный порядок рассмотрения таких жалоб.

Информация о работе Административная ответственность