Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:13, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является осуществление комплексного анализа института административной ответственности, как реализации административно-правовых санкций, в результате применения уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.
Для разрешения данной темы необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотрение административной ответственности как вид юридической ответственности ; 2) Раскрыть особенности административной ответственности отдельных категорий субъектов; 3) Проанализировать особенности привлечения к административной ответственности отдельных категорий субъектов.

Работа содержит 1 файл

Административ.ответ-ть.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

Однако КоАП установил целый  ряд правонарушений, за совершение которых верхний предел административного  штрафа, назначаемого должностным лицам, может быть существенно больше. Так, за нарушение законодательства РФ о  внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства РФ о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной5продукции и спиртосодержащей продукции, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма административный штраф, назначаемый должностным лицам, не может превышать двухсот минимальных размеров оплаты труда.Говоря о величине административного штрафа, кратного минимальному размеру оплаты труда, следует обратить внимание на то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда, из которого рассчитывается величина административного штрафа, в настоящее время принимается за 100 рублей.*(1)

 Конфискация орудия совершения или предмета  административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей. Среди наказаний должностных лиц особо следует выделить такое административное наказание, как дисквалификация. Она заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

 Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно  распорядительные или административно – хозяйственный функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация назначается судьей в зависимости от совершенного Должностным лицом правонарушения на срок от шести месяцев до трех лет. 6

Учитывая серьезность этого  наказания, перечислим составы административных правонарушений должностных лиц,  за совершение которых назначается  дисквалификация. Она предусмотрена за совершение таких административных правонарушений, как:   Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (ч.2 ст. 5.27 КоАП); Рассмотрим правонарушения, наиболее часто совершаемые руководителями организаций, и предусмотренные за это административные наказания.

 Имеется немало административных правонарушений должностных лиц, посягающие на права граждан (гл. 5 КоАП). Для руководителей здесь интересны нарушения некоторых избирательных прав граждан и нарушения  в сфере трудовых отношений.

 Отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока для поведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума  влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.7 КоАП). Что касается нарушений в сфере трудовых отношений, то здесь прежде всего вновь упомянуть предусмотренное ст. 5.27 нарушение законодательства о труде и об охране труда.  Согласно ч.1 данной статьи это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с ч. 2 ст.5.27 подобное деяние, совершенное лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет, как отмечалось выше, дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

 Ряд правонарушений должностных лиц, в частности руководителей организаций, посягают на здоровье и санитарно – эпидемиологического благополучия населения (гл.6 КоАП).

 Так, нарушение законодательства в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно – гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (ст.6.3КоАП). Нередко руководители организаций допускают правонарушения в области охраны собственности (гл. 7 КоАП) Рассмотрим основные из них: Например, самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере оплаты труда (ст.7.1).

Также очень много административных правонарушений должностных лиц, и  в частности руководителей организаций, предусмотрено в области предпринимательской деятельности (гл. 14 КоАП), а также в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 КоАП). Рассмотрим некоторые из них.

7 Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение или такая  лицензия влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока   до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья без таковой (ч. 2 ст. 14.1 КоАП). Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда (ч. 3 ст. 14.1).


2.2 Административная ответственность  юридических лиц.

     Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

 В Кодексе РФ об административных правонарушениях, который вступил в силу с 1 июля 2002 г., впервые в истории нашего права кодифицирована административная ответственность юридических лиц. В основе такой кодификации заложена идея предусмотреть в едином правовом акте, в данном случае в Кодексе об административных правонарушениях, — все административные правонарушения юридических лиц за нарушения федеральных норм и правил, меры ответственности за их совершение, принципы законодательства об административных правонарушениях юридических лиц, исчерпывающий перечень административных наказаний юридических лиц и правила их назначения, а также подведомственность дел об административных правонарушениях юридических лиц, порядок производства и исполнения постановлений по таким делам. Такой подход обеспечивает всестороннее и объективное рассмотрение дел об административных правонарушениях, получение доказательств по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законом,  и позволяет закрепить необходимые гарантии прав и законных интересов юридических лиц при привлечении их к административной ответственности.

 За нарушения федеральных норм и правил юридические лица могут привлекаться к административной ответственности, только если за правонарушение предусмотрена административная ответственность в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ. Исключения составляют налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена в Налоговом кодексе РФ для непосредственных участников налоговых правоотношений — налогоплательщиков, налоговых агентов, банков и т.д.

 За налоговые правонарушения юридические лица привлекаются к ответственности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в Налоговом кодексе РФ, а должностные лица организаций, своими непосредственными действиями допустившие совершение данных налоговых правонарушений и чья ответственность ранее предусматривалась в п. 12 ст. 7 Закона РФ «0 налоговых органах Российской Федерации», привлекаются к административной ответственности в соответствии со ст.ст. 15.3—15.9, 15.11 КоАП РФ, составы которых, за некоторым исключением, аналогичны составам налоговых правонарушений, влекущим ответственность юридического лица.

 Говоря о налоговых правонарушениях, следует сказать об одном исключении, допущенном в ст. 16.22 КоАП РФ. За неуплату в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, юридические лица наряду с должностными привлекаются к ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Общие положения Кодекса, нормы о подведомственности дел, производстве и исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях применяются к юридическим лицам, если в нормах не указано или из их смысла не следует, что они применяются только к физическим лицам. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением юридического лица признается противоправное, виновное действие или бездействие, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность юридического лица.

Для привлечения юридического лица к административной ответственности недостаточно лишь факта противоправного деяния в его деятельности. Необходимо установить наличие вины юридического лица. Она определяется как непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при наличии у него возможности для соблюдения этих правил и норм.

 Если у юридического лица такой возможности не было, или, несмотря на то что им были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения установленных законом правил и норм, им было допущено административное правонарушение, то при таких обстоятельствах вина юридического лица в совершении административного правонарушения отсутствует и оно не может быть привлечено к административной ответственности.

 Вина юридического лица отличается от вины должностного лица, которое своими непосредственными действиями совершило это административное правонарушение.

 При привлечении юридического лица к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им предусмотренных федеральными нормами и правилами обязанностей виновным физическим лицом выступают руководители и другие работники организации, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, которые несут ответственность по КоАП так же, как должностные лица государственных органов. В соответствии с п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и наоборот.

Согласно ст. 3.2 КоАП РФ к юридическим лицам могут применяться только следующие административные наказания:

 предупреждение;

 административный штраф;

возмездное изъятие  орудия совершения или предмета административного  правонарушения;

конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

 Предупреждение и административный штраф могут устанавливаться как основные административные наказания и за административные правонарушения, предусмотренные в КоАП РФ, и за правонарушения, ответственность за которые установлена в законах субъектов РФ. Возмездное изъятие и конфискация могут применяться и как основные, и как дополнительные административные наказания только за правонарушения, предусмотренные в КоАП РФ.

Размер административного  штрафа, налагаемого на юридических  лиц и исчисляемого в минимальных размерах оплаты труда, не может превышать одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а за нарушения антимонопольного, таможенного, валютного, рекламного и природоохранного законодательства — пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Важной правовой гарантией  для юридических лиц является установление срока давности, по истечении которого юридическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности. Этот срок равен двум месяцам и начинает исчисляться с момента совершения административного правонарушения. Исключение установлено для таможенных, антимонопольных, валютных, налоговых, рекламных, природоохранных и т.п. правонарушений: для них срок — один год. При длящихся правонарушениях срок давности привлечения к ответственности начинает исчисляться с момента обнаружения правонарушений.

 Как следует из ст. 2.10 КоАП РФ, в случае реорганизации юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, административное наказание применяется к юридическому лицу, к которому в результате реорганизации перешли обязанности реорганизованного юридического лица, за ненадлежащее исполнение которых было назначено административное наказание.

 Дела об административных правонарушениях юридических лиц, ответственность за которые предусмотрена в КоАП РФ, рассматриваются мировыми и районными судьями, судьями арбитражных судов и должностными лицами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, их структурных и территориальных подразделений исходя из задач и функций этих органов и подразделений.

 Судьи районных судов рассматривают дела о таможенных, антимонопольных, валютных, налоговых, рекламных, природоохранных и т.п. правонарушениях юридических лиц, по которым проводилось административное расследование, то есть экспертиза и другие процессуальные действия.

Информация о работе Административная ответственность