Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:13, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является осуществление комплексного анализа института административной ответственности, как реализации административно-правовых санкций, в результате применения уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.
Для разрешения данной темы необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотрение административной ответственности как вид юридической ответственности ; 2) Раскрыть особенности административной ответственности отдельных категорий субъектов; 3) Проанализировать особенности привлечения к административной ответственности отдельных категорий субъектов.

Работа содержит 1 файл

Административ.ответ-ть.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

Кроме того, необходимо иметь  в виду, что противоправность заключается  в совершении деяния, нарушающего  нормы не только административного, но и ряда других отраслей права, например, конституционного, финансового, гражданского, налогового, таможенного, земельного, экологического, трудового. Главное здесь состоит в том что, соблюдение этих норм права охраняются мерами административной ответственности.

Административным правонарушением  является виновное действие либо бездействие, т.е. деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (бездействующего) лица. Здесь ничто не делается без  сознательного намерения, без желаемой цели. Человек, совершая тот или иной проступок, осознает его результат, предвидит и учитывает его последствия.

 При совершении административного проступка вина может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Вина – это психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному действию или бездействию, его последствиям в форме  умысла либо неосторожности. Наличие вины правонарушителя (физического или юридического лица) в той или иной форме является необходимым признаком административного правонарушения.

     Вместе  с тем КоАП  в ст. 2.1 «Административное  правонарушение» дает новое довольно  специфическое определение вины  юридического лица: «юридическое  лицо признается виновным в  совершении административного правонарушения, если будет установлена, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению». Важный признак административного правонарушения – его административная наказуемость. Конкретное действие  либо действие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.*(1)

 Признаки административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя. Вместе тем совокупность признаков административного правонарушения и его юридический состав – явление не тождественные. Они решают разные задачи, у них  различное  назначение. С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально – психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение  – быть основанием этой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности.

 В теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАп  объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение (например, незаконное врачевание (целительство), самоуправство). К  объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные  отношения, и объективная сторона административного проступка – внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие,

результат посягательства, причинную связь между деянием  и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудие и средства совершенного административного правонарушения.

 К субъективным элементам состава относятся признаки, характеризующие субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности административно – правового статуса – гражданин, *(1) Научно – теоретический журнал «Правоведение».№ 3.20044

должностное лицо, юридическое лицо), вина в форме умысла и неосторожности, мотив и цель административного правонарушения. Таким образом, состав административного правонарушения характеризуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Общим объектом административного  правонарушения является общественные отношения, возникающие в области  исполнительно - распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и др. отраслей права.  В качестве родового объекта административного проступка выступают: личность, права и свободы граждан, общественная безопасность, собственность, государственный и общественный порядок, отношения в сфере экономики,  установленный порядок управления.  Каждый конкретный поступок имеет порядок управления. Каждый конкретный проступок имеет видовой, т.е. непосредственный объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство граждан – при мелком хулиганстве – ст. 20.1 КоАП РФ) При этом в процессе правоприменения очень важно выявить конкретную норму права, запрет, законное требование, правило, стандарт, которые были нарушены и содержат описание непосредственного  объекта посягательства.

 Объективная сторона состава характеризует  проступок как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.

 Анализируя объективную сторону состава административного правонарушения, правоприменителю необходимо учитывать значительное многообразие проявлений объективной стороны конкретных составов административных проступков. Так, мелкое хулиганство может выражаться: в оскорбительном приставании к гражданам, нецензурной брани, сопровождаемой скандалом и угрозой, и др. и т.д.

 Содержание объективной стороны характеризует такие квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства, длящееся правонарушение. Повторность – означает совершение одним и тем же лицом в течении  года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию, этот признак служит обстоятельством, отягчающим ответственность, и влечет боле строгое административное наказание.

 Неоднократность – административного проступка признается совершение более двух однородных правонарушений, предусматривающих конкретную статью в КоАП.

 Признак злостности характеризует упорство, четко выраженное нежелание правонарушителя подчиняться неоднократно предъявляемым законным требованиям, предупреждением полномочного должностного лица, представителя власти, другого компетентного лица.

 Систематическим признается правонарушение, совершаемое в течение года несколько раз (более трех нарушений), причем в какой – либо одной сфере, одними и теми же субъектами.

 Анализ объективной стороны административного правонарушения предполагает выявление причинной связи между конкретным противоправным деянием и наступившими в результате него последствиями. Установить необходимую причинную  связь (причинно – следственную зависимость) между противоправным действием (или бездействием) и наступившим результатом – значит проанализировать, каковы физические и общественные свойства наступившего результата; выявить все обстоятельства данного дела, условия, повлекшие наступление обстоятельств, приведших в совокупности к тому или иному результату.

 Субъектами административного правонарушения являются физические или юридические лица.

Общим субъектом административного  правонарушения признаются вменяемые,  достигшие 16 лет граждан России.

 Специальным субъектом административного проступка выступают должностные лица, родители несовершеннолетних детей, находящихся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства.

 Особым субъектом  административного правонарушения  является военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также сотрудники ОВД, органов уголовно – исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, которые за административные проступки несут ответственность по дисциплинарным уставам и другим нормативным актам. Однако за нарушение правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, административных правонарушений в области налогов, сборов и финансов и некоторых других они несут административную ответственность на общих основаниях.

Существенными особенностями  в качестве субъектов административных правонарушений характеризуются должностные лица. Они несут административную ответственность не только за собственные действия (бездействия), связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей, но и за действия подчиненных им работников, нарушающих соответствующие правила.

 Понятие должностного лица ранее содержалось только  в Уголовном Кодексе Российской Федерации.

Под должностными лицами в примечании ст. 2.4 Кодексе об административных правонарушениях понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти, т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. К ним относятся также лица, выполняющие  организационно – распорядительные или административно – хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации и т.д.

 Обладают определенными особенностями и такие су3бъекты административных правонарушений, как родители или лица, законно их заменяющие. Они несут административную ответственность за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП). Например, в связи с потреблением несовершеннолетними наркотических  веществ без назначения врача или других правонарушений, в частности мелкого хулиганства, подростком в возрасте от 14 до 16 лет, их родители и лица,  их заменяющие, могут подвергаться предупреждению или административному штрафу. Тем не менее, здесь нет ответственности за чужую вину: родители их лица, их заменяющие несут ответственность не за противоправное действие детей, а за отсутствие надлежащего контроля за их поведением.

 Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме  неосторожности. Вина – это психическое отношение правонарушителя к совершенному общественно – опасному, противоправному действию или бездействию и наступившему результату.

 Действуя с умыслом, правонарушитель сознает противоправный характер своего  действия или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий противоправного  результата и желает его наступления (прямой умысел) или не желает, но предвидит  и сознательно его допускает либо относится к нему безразлично – косвенный умысел.

 Так, должностное лицо, совершая грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, сознательно с прямым умыслом, совершает административное  правонарушение. В другом случае водитель, выезжая из гаража на автомашине с техническими  неисправностями, не желает наступления противоправного результата, но сознательно, с косвенным умыслом, допускает его наступление. Таким образом, правонарушитель подлежит административной ответственности только за совершение тех общественно – опасных действий или бездействия и их вредные последствия, в отношении которых  установлена его личная вина.

 Каждая форма вины имеет важное значение для квалификации деяния, индивидуализации административных наказаний и т.д. Поэтому они разграничены в конкретных составах правонарушений, предусмотренных КоАП.  В ряде его статей прямо указывается на умышленную форму вины. Например, заведомо ложный вызов специализированных служб (пожарной охраны, милиции, скорой  медицинской помощи – ст. 19.13 КоАП).

 В большинстве случаев умышленную форму вины можно установить лишь, на основе анализа всех сторон состава административного правонарушения, и, прежде всего его объективной стороны.

 Содержание умышленной вины определяется характером административного правонарушения, состав которого может быть формальным или материальным. Формальным признается такой состав административного правонарушения, который не предусматривает наступления в результате, его совершения какой – либо общественно – опасного, вредного последствия. Таким образом, в подобных случаях отношение виновного к последствиям правонарушения (предвидит их или не предвидит, желает или не желает) остается за рамками формального состава.

 Материальный состав административного правонарушения включает  в себя помимо противоправного действия или бездействия обязательное наступление в результате их совершения общественно – опасных (вредных) последствий (например, мелкое хищение, которое влечет для собственника материальные потери, нарушение водителями ПДД или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легких телесных повреждений или материального ущерба). В этой связи умышленная вина предполагает осознание (понимание) нарушителем не только общественной опасности и противоправности содеянного, но и возможности наступления вредных последствий его действия либо бездействия.

Административный проступок может быть совершен и по неосторожности. Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности.

Легкомыслие состоит  в том, что лицо предвидит возможность  наступления противоправного результата, но самонадеянно рассчитывает его предотвратить. Например, водитель автомашины, подъезжая на большой скорости к перекрестку, рассчитывал остановить машину при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет.

Информация о работе Административная ответственность