Административная ответственность за нарушения законодательства об обороте алкогольной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Данная дипломная работа посвящена одной из важных тем — административной ответственности, за нарушения законодательства об обороте реализации алкогольной продукции.
Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава I. Административная ответственность как правовой институт и законодательная база по вопросам оборота алкогольной продукции в Российской Федерации……………………………………………………………………………………….6
1.1 Административная ответственность как правовой институт: общая характеристика………………………….………………………………………………………….6
1.2. Административное правонарушение: общая характеристика………….….….11
1.3 Правовые основы регулирования производства и оборота алкогольной продукции……………………………………………………………………………………...14

Глава II. Проблемы законодательства в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции…………………………………………………………………27
2.1. Судебная практика по делам связанным с нарушением законодательства об обороте алкогольной продукции в РФ………………………………………………27
2.2. Пути и способы совершенствования государственного регулирования
оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции…………………………….48

Заключение……………………………………………………………………………62

Библиография…………………………………

Работа содержит 1 файл

21 Вьюшин ДИМЛОМ.docx

— 139.97 Кб (Скачать)

- юридические лица (организации)  независимо от их организационно-правовых  форм и форм собственности,  отвечающие требованиям, установленным  Федеральным законом №171-ФЗ;

- граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже спиртосодержащей продукции.

Согласно понятиям, содержащимся в  статье 2 Федерального закона №171-ФЗ, оборот - это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа  этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции.

Рассмотрим случай, в котором  организация получает этиловый спирт  в соответствии с квотой для целей не связанных с производством продукции, и не осуществляет розничную продажу алкогольной продукции.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона №171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих  лицензий.

В соответствии со статьей 14.19 КоАП6 административная ответственность наступает за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.

Из анализа указанных правовых норм следует, что приобретение и  использование спирта для собственного потребления не образуют оборота спирта.

К полномочиям налоговой службы не отнесен контроль за соблюдением  порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 декабря 2005 года по делу №Ф04-8698/2005(17433-А27-29)).7

Действие Федерального закона №171-ФЗ не распространяется на:

1) деятельность граждан (физических  лиц), производящих продукцию, содержащую этиловый спирт, не для целей сбыта;

2) деятельность организаций, связанную  с производством и оборотом

- лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств,

- изделий медицинского назначения,

- деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств  по индивидуальным рецептам, в  том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти;

3) деятельность по производству  и обороту пива;

4) деятельность по производству  и обороту натуральных напитков  с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта.

Статья 4 Федерального закона №171-ФЗ устанавливает, что государственная монополия на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации может вводиться федеральным законом.

К полномочиям органов государственной  власти Российской Федерации в области  производства и оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в соответствии со статьей 5 Федерального закона №171-ФЗ, относятся:

- регулирование цен на этиловый  спирт, алкогольную и спиртосодержащую  продукцию;

- регулирование экспорта, импорта  этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции;

- организация и проведение государственного  контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и условий, предусмотренных лицензиями;

- введение обязательной маркировки  федеральными специальными марками  и акцизными марками алкогольной  продукции, производимой и реализуемой  на территории Российской Федерации;

- установление видов подакцизной  продукции и ставок акцизов  на этиловый спирт, алкогольную  и спиртосодержащую продукцию;

- установление государственных  стандартов и утверждение технических  условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

Слова «государственных стандартов и утверждение технических условий» заменяются словами «национальных стандартов и утверждение технических регламентов», на основании Федерального закона №102-ФЗ, со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.

- определение видов деятельности, подлежащих лицензированию, порядка  выдачи лицензий на производство  и оборот этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции,  а также выдача лицензий на  производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции;

- формирование и ведение государственного  реестра лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции;

- организация и осуществление  государственного учета и отчетности  в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- установление порядка представления  деклараций об объеме производства  и оборота (за исключением розничной  продажи) этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции;

- определение комплекса мер  по защите здоровья и прав  потребителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- установление порядка сертификации  этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции;

- установление порядка сертификации  основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- разработка и принятие федеральных  целевых программ в области  производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также принятие мер, направленных на устранение недобросовестной конкуренции, охрану окружающей среды;

- установление максимального содержания  этилового спирта в спиртосодержащей продукции;

- введение единой государственной  автоматизированной информационной  системы учета объема производства  и оборота этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции  (далее единая государственная  автоматизированная информационная система) для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота указанной продукции;

- другие вопросы, связанные с  производством и оборотом этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции, отнесенные к ведению  Российской Федерации иными федеральными  законами.

Полномочия органов государственной  власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены в статье 6 Федерального закона №171-ФЗ. К ним относятся:

- определение порядка лицензирования  и выдача лицензий на розничную  продажу алкогольной продукции,  ведение государственной регистрации  выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;

- введение декларирования розничной  продажи алкогольной продукции  и установление порядка представления  деклараций о розничной продаже  алкогольной продукции;

- осуществление государственного  контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции;

- внесение предложений о разработке  и реализации совместных программ  производства и оборота этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона №171-ФЗ, порядок финансирования деятельности по реализации перечисленных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определяется субъектами Российской Федерации.

Анализируя изменения в законодательстве, можно сказать, что согласно Федеральному закону №102-ФЗ существовавшие ранее  полномочия субъектов Российской Федерации  на проведение государственного контроля за качеством, объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции, в том числе через введение специальных защитных мер в отношении предназначенной для розничной продажи алкогольной продукции (маркировку алкогольной продукции РСМ), с 1 января 2006 года упразднены.

Организация и проведение государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и условий, предусмотренных лицензиями, будут находиться в компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

Контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи  алкогольной продукции и за ее качеством осуществляют также органы местного самоуправления, на основании  положений статьи 7 Федерального закона №171-ФЗ, в пределах своей компетенции.

Органы местного самоуправления могут  наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции с  передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Например, полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной  продукции могут быть переданы субъектом  Российской Федерации органам местного самоуправления в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона 171-ФЗ (Постановление ФАС Восточно - Сибирского округа от 9 марта 2005 года по делу №А58-101/04-Ф02-770/05-С1)8

Отдельное внимание хотелось бы уделить требованиям  которые предъявляются к документам, сопровождающим производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Оборот этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется в соответствии с требованиями ст. 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

1) товарно-транспортная  накладная;

2) справка, прилагаемая  к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);

3) справка, прилагаемая  к товарно-транспортной накладной  (для этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции,  производство которых осуществляется  на территории Российской Федерации);

4) уведомление  (для этилового спирта (в том  числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).

В Постановлении Правительства  Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 8729 указано, что в соответствии со ст. 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", ст. 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", Таможенным кодексом Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 1996 г. № 161 "Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции иностранного производства" утверждаются:

- форма справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации; 
- Правила заполнения справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации.

Постановлением № 872 устанавливается следующее:

- при реализации в розницу импортированных алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции и пива (далее - товар) собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара;

- при реализации товара собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналом оттиска печати собственника товара;

Информация о работе Административная ответственность за нарушения законодательства об обороте алкогольной продукции