Административная ответственность за нарушения законодательства об обороте алкогольной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Данная дипломная работа посвящена одной из важных тем — административной ответственности, за нарушения законодательства об обороте реализации алкогольной продукции.
Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

Глава I. Административная ответственность как правовой институт и законодательная база по вопросам оборота алкогольной продукции в Российской Федерации……………………………………………………………………………………….6
1.1 Административная ответственность как правовой институт: общая характеристика………………………….………………………………………………………….6
1.2. Административное правонарушение: общая характеристика………….….….11
1.3 Правовые основы регулирования производства и оборота алкогольной продукции……………………………………………………………………………………...14

Глава II. Проблемы законодательства в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции…………………………………………………………………27
2.1. Судебная практика по делам связанным с нарушением законодательства об обороте алкогольной продукции в РФ………………………………………………27
2.2. Пути и способы совершенствования государственного регулирования
оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции…………………………….48

Заключение……………………………………………………………………………62

Библиография…………………………………

Работа содержит 1 файл

21 Вьюшин ДИМЛОМ.docx

— 139.97 Кб (Скачать)

Что же касается процессуального  основания административной ответственности, то оно так же неотъемлемо, как нормативное и фактическое. Любые нормы права, устанавливающие юридическую (в том числе и административную) ответственность, на практике реализуются посредством принятия (издания) полномочным на то органом или должностным лицом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях соответствующих материальных и процессуальных норм. Таким образом, нормативное и фактическое основания административной ответственности (т. е. конкретное противоправное деяние и норма права, устанавливающая административную ответственность за него) могут иметь место быть, но до издания (т. е. до наличия) соответствующего акта государства в лице его органа или должностного лица о привлечении виновного субъекта к административной ответственности за совершение им деяния в нарушение требований данной нормы самой административной ответственности как таковой не будет.

Непосредственное применение уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих установленных нормами административного права принудительных мер без обращения в суд называется административным принуждением.

Административное принуждение  является разновидностью государственного принуждения со всеми свойственными ему общими признаками (это, прежде всего, деятельность, причем деятельность правоприменительная, направленная на защиту правопорядка, реализуемая в рамках охранительных отношений, и пр.), но имеющее некоторые только ему свойственные особенности.

Особенности административного  принуждения следующие:

- осуществляется в рамках  внеслужебного подчинения, являясь  при этом одним из способов  реализации функциональной власти;

-распространяется не  только на отдельных лиц (как  в случае с уголовно-правовым  принуждением), но и на их коллективы;

- характеризуется множественностью  субъектов его применения (а это  десятки различного рода органов и категорий должностных лиц);

-регулируется административно-правовыми  нормами, которые закрепляют виды  мер административного принуждения,  а также основания и порядок  их применения.

На сегодняшний день среди ученых-административистов нет  единого мнения относительно классификации мер административного принуждения.

Анализируя различные  точки зрения ученых-административистов по данному вопросу, меры административного принуждения, применяемые органами исполнительной власти по их функциональному (целевому) назначению, следует подразделять на:

1) меры административного  предупреждения правонарушений;

2) меры административного  пресечения правонарушений (в том  числе — и меры процессуального  обеспечения производства);

3)меры административного  наказания (административной ответственности).

 

1.2. Административное правонарушение: общая характеристика

Кодекс об административных правонарушениях  РФ даёт следующее  определение административного правонарушения - Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность». Итак, в КоАП РФ понятие административного правонарушения определяется, во-первых, без конкретизации объектов посягательств, во-вторых, применительно к физическим и юридическим лицам, в-третьих, без указания на соотношения административной и уголовной ответственности. Понятие административного правонарушения включает следующие признаки: антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость деяния. Дадим краткую расшифровку этих признаков.

Исходным в  характеристике административного  правонарушения является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает  в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, нарушение правил охоты, невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства).

Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, неисполнение гражданами обязанностей по военному учёту). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных объектов).

По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Антиобщественный характер подчёркивают задачи законодательства  об административных правонарушениях, и проявляется это в противоправности  такого рода правонарушений. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения.

Противоправность  заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Принципиально  то, что соблюдение соответствующих  норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налог – нормы финансового права. «Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность».

Виновность деяния юридического лица означает, что оно  совершено умышленно или по неосторожности. Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Наличие вины – обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности.

Административная  ответственность за деяние также  относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признаётся только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

С одной стороны, административное правонарушение –  основание административной ответственности, с другой, такая ответственность – признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т. д.

Признаки административного  правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание  этого вопроса имеет не столько  теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаком  может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего  возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

Определение административного  правонарушения, данное в статье 2.1 нового КоАП РФ,  существенно отличается от  дефиниции ст. 10 КоАП 1984 г. В этом определении сохранены основные элементы, характеризующие действие (бездействие) как административное правонарушение: противоправность, виновность и наказуемость. Однако в новом КоАП содержится ряд новелл.

Новый Кодекс более  чётко определил содержание основных признаков административного правонарушения. Во-первых, Кодекс исходит из того, что соблюдение административно-правовых норм, правил, стандартов является обязанностей не только физических, но и юридических лиц. Понятие последних КоАП РФ не содержит, поэтому логично предположить, что законодатель оперирует в данном случае  понятием юридического лица, признаки которого закреплены в гражданском законодательстве.

Во-вторых, впервые  в законодательство об административной ответственности вводится понятие вины юридического лица в совершении административного правонарушения. Виновным оно может быть признано в том случае, если будет установлено, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм административного законодательства.

В-третьих, юридические  лица подлежат административной ответственности  за совершение административных правонарушений в случаях, если это предусмотрено в статьях Особой части КоАП РФ или в законах субъектов Российской федерации  об административных правонарушениях.

Помимо вышесказанного среди новых элементов и подходов, отличающих понятие «административное  правонарушение», следует акцентировать  внимание на включении в него (понятие) законов субъектов РФ об административных правонарушениях, за которые установлена административная ответственность.

В-четвёртых, в  соответствии с Кодексом соблюдение административно-правовых норм и правил становится обязанностью  не только физических, но и юридических лиц.

В-пятых, ещё одна новелла – введение соотношения  административной ответственности физических лиц и юридических лиц.

Прежде всего  привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает  от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. И наоборот: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

Таким образом, новый  Кодекс РФ об административных правонарушениях  в трактовке понятия «административное  правонарушение» отразил новые  социально-правовые явления, происходившие в российском обществе  в 90-е годы.

 

1.3. Правовые основы регулирования производства

и оборота  алкогольной продукции

Государственное регулирование в  области производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Правовое регулирование вопроса  производства и оборота алкогольной  продукции представляет собой систему нормативных правовых актов различной юридической силы. Основным нормативным актом в этой системе можно назвать Федеральный закон от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции» (далее - Федеральный закон №171-ФЗ).

Конкретизируют его положения  многочисленные подзаконные нормативные правовые акты, в частности инструкции и приказы компетентных, уполномоченных органов, разъясняющие и уточняющие нормы закона. Все эти документы обладают юридической силой и обязательны к применению в процессе осуществления организациями и предпринимателями соответствующей деятельности.

В 2005 году принято и издано несколько  нормативных правовых актов, вносящих существенные изменения в порядок производства, лицензирования и оборота алкогольной продукции. А именно:

- Федеральный закон от 21 июля 2005 года №102-ФЗ «О внесении изменений в федеральный Закон РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Федеральный закон №102-ФЗ)2 изменяет правила государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции;

- Федеральный закон от 21 июля 2005 года №114-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»3 (далее - Федеральный закон №114-ФЗ) регулирует отношения, касающиеся порядка взимания и размеров сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Указанным законом предусматривается увеличение размеров сборов за выдачу лицензий, а также признается утратившим силу Федеральный закон от 8 января 1998 года №5-ФЗ «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции».

- Федеральный закон от 21 июля 2005 года №107-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» 4(далее - Федеральный закон №107-ФЗ) изменяет порядок исчисления акцизов при реализации алкогольной продукции.

В статье 181 Налогового кодекса Российской Федерации5 (далее - НК РФ) перечислены подакцизные товары, относящиеся к алкогольной продукции. Например, спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов.

Обратите внимание, действие Федерального закона №171-ФЗ распространяется на отношения, участниками которых являются:

Информация о работе Административная ответственность за нарушения законодательства об обороте алкогольной продукции