CVP – анализ и его роль в принятии управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение как теоритических основ CVP-анализа, так и исследование практических аспектов его применения в условиях реальной экономики с целью принятия грамотных и эффективных управленческих решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА «ЗАТРАТЫ-ОБЪЕМ-ПРИБЫЛЬ» (CVP-АНАЛИЗ)…………………………………………………….5
1.1. Роль операционного анализа в процессе принятия управленческих решений……………………………………………………………………………5
1.2. Структурные элементы CVP-анализа……………………………………….7
1.3. Методы CVP-анализа…………………………..…………………………...12
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ CVP-АНАЛИЗА НА ОАО «СТРОЙМОСТ»…………………………………………………………………15
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…………18
2.2. Применение CVP- анализа на предприятии………………………………20
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРИМЕНЕНИЯ CVP-АНАЛИЗА ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ…………..23
3.1. Анализ принятия решений с помощью операционного анализа………...23
3.2. Предложения по совершенствованию недостатков на предприятии ОАО «Строймост»……………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Работа содержит 1 файл

операционный анализ.docx

— 130.59 Кб (Скачать)

     Анализ  динамики состава и структуры  имущества дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения всего имущества  предприятия или отдельных его  видов. Прирост (уменьшение) актива свидетельствует  о расширении (сужении) деятельности предприятия.

     Составляющими постоянных активов (внеоборотных активов) на конец второго квартала 2010 года являются основные средства 4,8 % или 69 866 000 рублей, хотя их доля в структуре активов увеличилась на 2 % по сравнению с 2009 годом, а доля незавершенного капитального строительства уменьшилась на 2 % и составила на конец отчетного периода 1 416 389 000 рублей. Это объясняется тем, что на фабрике не ведется капитальное строительство, реконструкция цехов также не проводится, а увеличение доли основных средств связано с осуществлением инвестиций в основные фонды.

     Оборотные средства в активе баланса занимают меньшую часть – 30,5 % , в 2009 году – 38,3 %, что говорит о снижении маневренности предприятия.

     Относительно  небольшой удельный вес финансовых вложений текущих активов является следствием высокой платежеспособности и сильной финансовой устойчивости (независимость от внешних кредитов).

     Наиболее  мобильная часть актива - денежные средства на конец второго квартала 2010 года резко снизилась по сравнению с 2009 годом с 2 550 000 рублей до 67 000 рублей. Наряду с этим доля дебиторской задолженности также резко увеличилась в 2010 году на 3,45 % по сравнению с 2009 годом.

     Структура собственного капитала предприятия  на протяжении исследуемого периода  не изменялась, основной составляющей собственных источников финансирования является уставной капитал, доля которого в структуре собственных неизменна. Увеличение собственного капитала произошло  за счет увеличения чистой прибыли.

     Учитывая  увеличение доли собственных средств  в общей сумме источников и  увеличение накопленного капитала, можно  охарактеризовать ОАО как надежного  заемщика при получении долгосрочного  кредитования.

     Значительные  объемы запасов готовой продукции  на складах в течении отчетного  года позволяют предположить, что  фабрика производит продукцию не пользующуюся чрезмерным спросом.

     Экономические показатели по ОАО «Строймост» представлены в таблице (Приложение Б).

     Таким образом, можно сделать выводы о  том, что предприятие ОАО «Строймост» является преуспевающим предприятием, относится к структурам рыночного типа, самостоятельно формирует ассортимент и объемы выпускаемой продукции. 

     2.2 Применение CVP- анализа на предприятии 

     В процессе производственной деятельности руководители ОАО «Строймост» обязаны принимать различные решения о цене своей продукции, о переменных и постоянных издержках, о приобретении и использовании ресурсов.

     Для этого необходимо точно и достоверно организовать уровни затрат и прибыли.

     CVP-анализ помогает понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом производства, переменными и постоянными затратами. Иногда анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли трактуют более узко, как анализ критической точки.

     Как уже упоминалось, определение точки безубыточности можно осуществить несколькими методами.

     Если  использовать формулы, то взаимосвязь  затрат, выпуска и прибыли можно  выразить следующим образом: 

                          (1)

 

     Таким образом, на основе этой зависимости можно вывести следующую формулу:

 
 

                              (2)                                        

 

     Допустим  планируемый объем производства равен 400 изделий по цене 10 000 рублей за единицу на общую сумму 4 000000 рублей, переменные затраты  - 800 000 рублей, то на единицу продукции – 8 000 рублей (800 000 : 100 единиц), постоянные затраты равны 400 000 рублей, планируемая прибыль – 400 000 рублей.

     Следовательно, объем продукции, соответствующий  критической точке, составит   .

       Также, на основе приведенной  зависимости можно определить  объем реализации для получения  целевой прибыли (например, 500 000 рублей):

     Целевой объем реализации  = =

 

     =

     При использовании показателя «маржинальный  доход» систему «затраты – выпуск - прибыль» можно выразить следующим  образом:

 

     Выручка от реализации = Переменные затраты + Маржинальный доход (постоянные затраты + прибыль)                                                                      (3)

 

     Объем выпуска, соответствующий критической  точке =  == единиц.

     Целевой объем реализации = = = 450 единиц.

     Используя вышеприведенную зависимость выручки  от продажи, от постоянных затрат, переменных затрат на единицу продукции и  цены на нее, можно решать ряд других задач. Например, найдем критическую  точку объема продаж при планируемом  снижении постоянных затрат на 100 000 рублей. В этом случае критическая точка объема производства составит:

       единиц.

     Если  руководство решит повысить цену на единицу продукции до 14 000 рублей, то точка безубыточности снизится до 66,1 единиц:

      = 66, 7 , а снижение  переменных затрат  на единицу продукции  на 2 000 рублей – до 50 единиц: 

      

     При одновременном изменении всех перечисленных  выше факторов критическая точка  объема производства уменьшится до 37,5 единиц.

 

     Так как ОАО «Строймост» производит и продает различные виды продукции с разной рентабельностью, то в этом случае необходимо установить оптимальную структуру продаваемой продукции. Данную задачу можно решить, выражая объем различных видов продукции через объем продукции, принимаемой за единицу.

     Например, организация производит столбы железобетонные , сваи, а также фундаментальные блоки. Данные о ценах на указанные продукты, переменных затратах по ним, сумме постоянных расходов приведены в таблице . (Приложение Д)

     По  результатам исследования конъюнктуры  рынка были сделаны выводы о том, что продажу указанных продуктов  целесообразно осуществлять в соотношении: 50% - столбы железобетонные, 30% - сваи, 20% - фундаментальные блоки.

     По  плану организация должна получить прибыль на сумму  200 000 рублей. Необходимо определить ассортимент производства и продажи продукции.

     Решение: производство фундаментальных блоков принимаем за х. Тогда на основе приведенного соотношения спроса объема производства столбов железобетонных составит 2,5х (50% : 20%), а сваи – 1,5х (30% : 20%). В стоимостной оценке объем производства составит соответственно для столбов железобетонных – 1375 ), для сваи – 10425х (), для фундаментальных блоков – 1500х (), а всего 13300х ().

     Переменные  затраты по видам продукции составят соответственно 1325х (), 10410х () и 1495х (1х×1495), а по всем видам продукции 13230х (1325х+10410х+1495х).

     Подставляя  в уравнение

 

     Прибыль = Выручка от продажи – Переменные затраты –  Постоянные затраты                                                                                                                  (4)

 

 данные, получаем следующее уравнение:

200 тыс.  руб. = 13300х – 13230х – 300 тыс. руб.

из которого находим, что

70х = 500 тыс. руб., а х = 7142 руб.

     Следовательно, для получения прибыли в 600 000 рублей нужно изготовить и продать 7142 фундаментальных блоков, 17855изделий железобетонных опор (7142 × 2,5) и 10713 сваи (7142 × 1,5).

     После того как установлена структура  намеченной к производству продукции  целесообразно установит рентабельность отдельных ее видов. Эти показатели можно определить отношением прибыли  к себестоимости по каждому виду продукции. Постоянные расходы в  примере распределены по видам продукции  пропорционально переменным затратам. На 1 рубль переменных затрат приходится 0,006 рублей постоянных затрат (300000 руб.: 44982000 руб.).

     При выявлении малорентабельной или  убыточной продукции, как правило, возникает желание в снятии их с производства. Однако такое решение  часто бывает ошибочным, поскольку  при сокращении объема производства какого-либо продукта величина постоянных затрат на единицу других видов продукции  возрастает и раннее рентабельные виды продукции превращаются в убыточные.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  ПРИМЕНЕНИЯ CVP-АНАЛИЗА ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

     3.1 Анализ принятия решений с помощью операционного анализа

 

     Как отмечалось ранее, операционный анализ позволяет, путем моделирования, отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства.

     Так или иначе перед руководством предприятия возникают следующие вопросы:

  • На какие наиболее значимые статьи в структуре затрат предприятия можно воздействовать с целью их снижения?
  • Какова рентабельность каждого подразделения предприятия с учетом распределения общехозяйственных расходов (либо без распределения)?
  • Каким может быть минимальный объем производства/продаж, соответствующий точке безубыточности?
  • Как повлияет изменение объема и структуры производства/продаж на удельные постоянные затраты, на налоговые платежи и различные другие показатели деятельности организации?
  • Какова рентабельность каждого вида продукции/услуг, а также его полная себестоимость, которую можно использовать при ценообразовании?
  • Каков запас/недостаток финансовой прочности предприятия?

     На  большинство этих вопросов представляется возможным ответить, используя на предприятии методы анализа и управления затратами.

     Процесс управления затратами состоит из двух этапов6:

     1. Измерение и анализ затрат (правильное  измерение затрат важно для  понимания оценки эффективности вашей деятельности) 

     2. Контроль и снижение затрат (при  понимании взаимосвязи между  затратами предприятия и его  эффективностью можно установить  контроль над затратами в целях  максимальной эффективности)

     И именно операционный анализ является одним из наиболее эффективных способов осуществления первого этапа - измерения и анализа затрат.

     По  большому счету для менеджера  предприятия он является одним из инструментов управления ценой. Есть несколько «минимально возможных» цен.

     Долгосрочный  нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы производство и сбыт товара были безубыточными (равен полной себестоимости изделий); краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую лишь переменные затраты (равен себестоимости лишь в части переменных затрат). Между этими ценами - целый спектр вариантов, и искусство менеджера состоит в том, чтобы установить адекватную цену на изделие.

     Пожалуй, главным достоинством операционного  анализа является возможность простого и эффективного моделирования влияния  на размер прибыли, получаемой предприятием, изменения сразу нескольких факторов:

Информация о работе CVP – анализ и его роль в принятии управленческих решений