CVP – анализ и его роль в принятии управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение как теоритических основ CVP-анализа, так и исследование практических аспектов его применения в условиях реальной экономики с целью принятия грамотных и эффективных управленческих решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА «ЗАТРАТЫ-ОБЪЕМ-ПРИБЫЛЬ» (CVP-АНАЛИЗ)…………………………………………………….5
1.1. Роль операционного анализа в процессе принятия управленческих решений……………………………………………………………………………5
1.2. Структурные элементы CVP-анализа……………………………………….7
1.3. Методы CVP-анализа…………………………..…………………………...12
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ CVP-АНАЛИЗА НА ОАО «СТРОЙМОСТ»…………………………………………………………………15
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…………18
2.2. Применение CVP- анализа на предприятии………………………………20
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРИМЕНЕНИЯ CVP-АНАЛИЗА ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ…………..23
3.1. Анализ принятия решений с помощью операционного анализа………...23
3.2. Предложения по совершенствованию недостатков на предприятии ОАО «Строймост»……………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Работа содержит 1 файл

операционный анализ.docx

— 130.59 Кб (Скачать)

     Превышение  фактической выручки от реализации над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности.

     Прогнозируемая  прибыль = запас финансовой прочности * коэффициент валовой маржи

     а) Расчет порога рентабельности, запаса финансовой прочности и силы воздействия  операционного рычага: 

     Внедрение автоматизации приводит к относительному утяжелению постоянных затрат, т.е. к  уменьшению доли переменных затрат в  себестоимости единицы продукции. Это складывается на показателях: валовая  маржа, порог рентабельности и др.  

     б) Уровень и динамика ключевых показателей  операционного анализа 

     В автоматизированном производстве управление структурой изделий имеет больше возможностей. Можно решить, что  выгоднее иметь: высокие переменные затраты или низкие постоянные затраты.

     4. Эффект финансового рычага - аналогично действию операционного рычага сущность финансового рычага проявляется также в наличии постоянного элемента в расходах предприятия, а именно, процентов за кредит, которые не зависят от объема производства (продаж), а определяются условиями контракта на кредит. Тогда, если экономическая рентабельность больше процентной ставки за кредит, то заемные средства работают на повышение рентабельности собственного капитала. При использовании заемного капитала (кредит, облигационный заем) предприятием возникает эффект финансового рычага.

     Существует  две основные концепции финансового  рычага5:

     1) Западноевропейские финансисты  определяют эффект финансового  рычага как приращение к чистой  рентабельности собственного капитала, получаемое благодаря использованию  заемного капитала несмотря на  платность последнего.  

     Исходя  из их концепции можно сделать  следующие выводы:

     Если  новое заимствование приносит положительный  ЭФР, то такое заимствование выгодно. Но при этом необходимо следить за значением дифференциала, т.к. при  наращивании плеча финансового  рычага банки склонны компенсировать рост своего риска повышением процентной ставки.

     Риск  кредитора выражен также величиной  дифференциала - чем больше дифференциал, тем меньше риск и наоборот.

     Эта концепция открывает широкие  возможности при определении  безопасного объема заемных средств; расчету допустимых условий кредитования; облегчения налогового бремени для  предприятия. Но между дифференциалом и плечом финансового рычага (ПФР) существует глубокое противоречие, вызванное  возрастанием средней расчетной  ставкой процента при увеличении ПФР, что уменьшает дифференциал. Поэтому разумный финансовый менеджер не станет увеличивать безоглядно ПФР, а будет регулировать его в  зависимости от дифференциала.  2) С точки зрения американской концепции сила воздействия финансового рычага не дает ответа на вопросы о безопасной величине и условиях кредитования как западноевропейская концепция, зато дает возможность рассчитать сопряженный эффект операционного и финансового рычагов и определить совокупный уровень риска, связанного с предприятием.

     Таким образом, CVP- анализ должен способствовать уменьшению риска, связанного с выбором  правильного решения, усилению творческого  начала в его принятии. Он должен строится на информации учета, отчетности, планов и прогнозов. Требования к  анализу предъявляются из-за потребностей управления. Сам же анализ может  предъявлять требования к учету, естественно, не ради анализа, а в  целях его результативности для  управления.

     С помощью CVP- анализа определяются резервы, обеспечивается объективная оценка состояния резервов производства и  степени их использования.  При этом очевидны реальный дефицит или убыток ресурсов, объективная потребность в их увеличении или прирост производства на имеющихся ресурсах.

     Но  главное заключается не в том, чтобы оценить и указать на имеющиеся ошибки, а в том, что  на базе CVP- анализа разрабатываются  пути мобилизации резервов, возможности  их ресурсного и финансового обеспечения, т.е. способствовать повышению научной  обоснованности принимаемых управленческих решений. 
 
 
 

     
    1. Методы CVP-анализа
 

     Критический объем реализации может быть определен  как объем реализации, при котором  маржинальная прибыль равна постоянным затратам.

     Анализ  критической точки может быть использован как основа оценки прибыльности предприятия. Для различных альтернативных планов производства можно рассчитать соответствующую величину возможной  прибыли (в экономическом смысле)

     Для определения критической точки  используется 3 метода:

  • метод уравнения;
  • метод маржинального дохода;
  • метод графического изображения.

     Метод уравнения.

     а) Цена за единицу * количество = затраты  постоянные + затраты переменные * количество;

     б) Цена за единицу * количество - критическая  точка.

     А) Критический уровень постоянных затрат:

     Постоянные  затраты = цена * количество - затраты  переменные * количество

     Постоянные  затраты = количество * (цена за единицу - затраты переменные)

     Б) Критическая цена реализации:

     Цена  за единицу = (затраты постоянные / количество) + затраты переменные

     В) Плановый объем продукции для  заданной суммы ожидаемой прибыли:

     Количество = (затраты постоянные + цена планируемого уровня) / (цена за единицу - затраты  переменные) 

     Метод маржинального дохода

     Метод маржинального дохода - разновидность  метода уравнения.

     Маржинальная  прибыль - превышение выручки от реализации над всеми переменными затратами, связанными с данным объемом продаж.

     Маржинальная  прибыль = выручка - переменные затраты

     Маржинальная  прибыль = затраты постоянные + цена

     В первую очередь, маржинальная прибыль  необходима для покрытия постоянных затрат, а затем уже для получения  прибыли предприятия. Эту величину в западной и отечественной практике часто еще называют результатом  от реализации после возмещения переменных затрат, суммой покрытия, валовой маржой или маржинальным доходом.

     Одной из главных целей предприятия  является максимизация маржинальной прибыли, так как она является источником покрытия постоянных затрат и формирования прибыли.    

     Метод графического изображения

     На  графике точка безубыточности определяется как точка пересечения прямой суммарных затрат и прямой выручки  от реализации.

     Для руководства точка безубыточности является важным ориентиром в анализе, так как она показывает уровень  продаж, ниже которого предприятие  будет нести убытки. По этой причине  ее можно рассматривать как минимально приемлемый уровень продаж продукции  или услуг.

     Нахождение  точки безубыточности представлено на рисунке (Приложение В ).

     Критическая точка показывает, до какого предела  может упасть объем реализации, чтобы  не было убытка. Каждая  организация стремится максими- зировать прибыль, но невозможно продать неограниченное количество продукции по одинаковой цене. Увеличение объема продаж приводит к насыщению рынка и падению платежеспособного спроса на продукцию. В определенный момент для того, чтобы продавать большее количество товара, потребуется снизить цену, что приведет к снижению прибыли.    

     Точка оптимальной цены продажи продукции  определяет объем производства, позволяющий  организации получать максимальную прибыль.

     Если  организация производит несколько  видов продукции, то критическая  точка может быть найдена по формуле:

     q*= (затраты постоянные * d) / средний маржинальный доход на единицу

     d - доля каждого вида продукции  в общем объеме

     Средний маржинальный доход на единицу = (сумма  маржинального дохода * выручка) / сумма  выручки

     Критическая точка показывает, до какого предела  может упасть выручка, чтобы не было убытка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. ПРАКТИЧЕСКОЕ  ПРИМЕНЕНИЕ CVP-АНАЛИЗА НА ОАО «СТРОЙМОСТ»

     2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 

     В данной курсовой работе рассматривается  процесс принятия управленческих решений  на предприятии ОАО «Строймост».

     Открытое  акционерное общество «Строймост» начало свою деятельность в июле 2005 года. Местонахождение организации: Российская Федерация, РСО-Алания, г. Беслан, ул. Первомайская, д. 7. Налоговыми органами г. Беслан ОАО «Строймост»  присвоены ИНН и КПП – 5904006385 и 5904011001, Отделом сбора информации присвоены коды ОКПО – 40910396, ОКВЭД – 26. 61 и другие номера.

     ОАО «Строймост» было создано в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным Законом РФ «Об акционерных обществах», другими правовыми актами. Является юридическим лицом и действует на основании Устава, который утвержден общим собранием акционеров (протокол от 19 июля 2005 года), в котором закреплены правовой статус общества, предмет и цели деятельности организации, порядок распределения полученной прибыли, права и обязанности органов управления организацией, размер уставного капитала и т.п. .

     Организационная структура предприятия представлена на рисунке. (Приложение Г)

     В соответствии с Уставом ОАО «Строймост» имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности, является собственником принадлежащего ему имущества и отвечает данным имуществом по своим обязательствам.

     Уставный  капитал ОАО «Строймост» составляет 69 720 (шестьдесят девять тысяч семьсот двадцать) рублей.

     ОАО «Строймост» производит комплекты железобетона для строительства мостов различной конструкции.

     Также предприятие выпускает более 1000 наименований различной продукции  для строительства. Это наружные стеновые панели, стеновые блоки, железобетон  для кирпичного строительства, благоустройства  и коммуникаций.

     По  состоянию на 30.06.2010 г. дебиторская задолженность составила 83405 тысяч рублей, кредиторская задолженность – 244102 тысячи рублей и превысила дебиторскую задолженность в 2,9 раз. Фактически это означает, что кредит, получаемый (отсрочка платежей), предоставляемый фабрикой покупателям не превышает кредит, получаемый предприятием от поставщиков. В данной ситуации предприятие выигрывает в свободных денежных средствах. Задолженность покупателей за товары, работы, услуги в общей сумме дебиторской задолженности составляет 97%. В структуре кредиторской задолженности наибольший удельный вес занимает задолженность перед поставщиками – 69,8%,  по оплате труда – 2,27%, перед государственными внебюджетными фондами – 2,1%, а также задолженность по налогам и сборам – 7, 2%. Достаточно низкий уровень по этим двум задолженностям говорит о том, что предприятие не прибегло в к таким вынужденным мерам, как увеличение задолженности перед бюджетом или персоналом.

     Рентабельность реализованной продукции в 2010 году увеличилась и составила 10,8%, (в 2008 г. – 4,01%). Решающее влияние на это оказало снижение себестоимости реализованной продукции. Показатели рентабельности приведены в таблице. (Приложение А)

Информация о работе CVP – анализ и его роль в принятии управленческих решений