Правовые вопросы открытия внутренних водных путей РФ для иностранного судоходства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 02:01, курсовая работа

Описание работы

Большая часть поверхности Земли покрыта водами океанов и морей, на их долю приходится 70,7 %, а на долю суши всего 29,3% . Российская Федерация омывается водами 3 океанов и 13 морей, имеет более чем 38 тыс. км морского побережья, а судоходные внутренние водные пути России протяженностью в настоящее время около 94 тыс. км, являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………….стр.3

Глава I. Внутренние водные пути РФ ………..…...……………..стр.5
§1. Понятие и условия содержания внутренних водных путей РФ.....стр.5
§2. Классификация внутренних водных путей РФ……….……..….стр. 7
Глава II. Международно-правовой режим внутренних водных путей….……………………………………………………………….стр.10

§1. Международно-правовой режим внутренних водных путей иностранных государств……………………………………………стр.10

§2. Правовые вопросы открытия внутренних водных путей РФ для иностранного судоходства…………………………………………….стр. 10

Заключение………………………………………………………….стр.23

Список литературы………………………………………………..стр.24

Работа содержит 1 файл

Речное право.docx

— 61.94 Кб (Скачать)

К примеру, субъект федерации не имеет формального права на допуск в свои внутренние водные пути иностранного судна, но опыт регаты «TSR-2009» в Санкт-Петербурге показал, что это препятствие преодолимо. Оказалось достаточным обратиться к правительству, чтобы иностранным яхтам разрешили заход в Неву.

В соответствии с упомянутым постановлением обращение следует направлять в  Министерство транспорта не менее чем  за 60 дней до планируемого срока прохода  судна под иностранным флагом по ВВП. Судам может быть отказано, если неизвестны те или иные параметры судна. Компетентному зарубежному органу дается ответ в течение 5 дней. 

В 2010 году правительством Российской Федерации был одобрен комплекс мер по открытию внутренних водных путей Российской Федерации для плавания судов под флагами иностранных государств. Указанный комплекс рассчитан на период до 2015 года и состоит из 3 разделов: мероприятия по нормативно-правовому регулированию, мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры внутренних водных путей и мероприятия по совершенствованию системы управления внутренними водными путями.

Открытие ВВП должно производиться  на основе двусторонних или многосторонних отношений. Путь в Россию открыт лишь для тех партнеров, с которыми заключаются взаимовыгодные соглашения. В Европе, к примеру, 80% речных перевозок  осуществляет Германия, 15% — Нидерланды и 5 % — все остальные страны.

Порядок и условия плавания по ВВП  определят международные соглашения, а перечень водных путей и портов, открытых для иностранных судов будет определен правительством РФ.

Внесение поправок в соответствующий  законопроект было принято Государственной Думой 29 июня 2011г. в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ».

Ожидается, что такая мера будет  способствовать развитию водного туризма  в России и стимулирует приток инвестиций в инфраструктуру. На данный момент перечень портов, способных  принимать иностранные яхты крайне не велик. Помимо этого, большинство водных коммуникаций так же не обладают необходимыми условиями для длительных путешествий: нет оборудованных стоянок, отсутствует соответствующий технический сервис. Тем не менее, упрощение режима внутреннего судоходства – это первый шаг, который должен привлечь инвесторов и стимулировать начало реформирования внутренних водных путей.

Законом устанавливается, что плавание спортивных судов, прогулочных судов, и судов, осуществляющих плавание в  целях туризма, общее количество людей на которых не должно превышать  восемнадцать человек, в том числе  пассажиров не более чем двенадцать, под флагами иностранных государств по внутренним водным путям РФ осуществляется в соответствии с правилами, установленными правительством РФ. Плавание иных судов  под флагами иностранных государств по внутренним водным путям разрешается  на основании международных договоров, а также на основании решений  правительства РФ.

Правительство также наделяется полномочиями по установлению перечня портов, открытых для захода судов под флагами  иностранных государств, и внутренних водных путей России, по которым  разрешено плавание таких судов.

Основной целью представленного  законопроекта является развитие в  Российской Федерации водного туризма, увеличение объемов налоговых отчислений, развитие малого и среднего бизнеса, а также создание новых рабочих  мест.

Так, проектом Закона предлагается разрешить  на основании международных договоров  Российской Федерации или на основании  решений Правительства РФ осуществление  судоходства по внутренним водным путям  судами под флагами иностранных  государств.

При осуществлении судоходства  по внутренним водным путям в спортивных и культурных целях суда должны иметь  на борту документы, подтверждающие тип и назначение судна, документы, подтверждающие право плавания судна  под флагом государства регистрации  судна, и документы, подтверждающие соответствие судна требованиям  правил плавания по внутренним водным путям судов под флагами иностранных  государств в спортивных и культурных целях.

Помимо этого, проектом определяется, что суда, плавающие под флагом иностранного государства, в течение  всего пути следования по внутренним водным путям подлежат обязательной лоцманской проводке, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Принятие данного законопроекта, с точки зрения его разработчиков, позволит значительно увеличить приток валютных поступлений в экономику страны за счет общего увеличения потока иностранных туристов в Россию, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение уровня занятости населения за счет увеличения объема работ российских компаний, занятых в сервисном обслуживании спортивных и прогулочных судов.

Действующая в настоящее время  процедура доступа, подразумевающая  получение специального разрешения в виде Распоряжения Правительства  РФ и согласований 11 министерств  и ведомств, среди которых МИД, ФСБ, Министерство обороны и даже Министерство сельского хозяйства, давно устарела. Вся процедура  занимает не менее 3 месяцев. Все это  фактически закрывает внутренние водные пути для иностранных прогулочных  и спортивных судов и существенным образом тормозит развитие водного  туризма и парусного спорта в  стране. Страдают в первую очередь  наши прибрежные города.

Основная задача ВФПС - организовать систему доступа спортивных и  прогулочных судов, таким образом, чтобы это было не сложнее, чем  доступ в нашу страну на автомобиле. Законопроектом устанавливается, что судоходство по внутренним водным путям в спортивных и культурных, в том числе прогулочных целях судами под флагами иностранных государств с общим количеством людей на борту не более 18 человек, включая пассажиров общей численностью не более 12, осуществляется в соответствии с правилами плавания по внутренним водным путям судов под флагами иностранных государств, в спортивных и культурных целях, установленными Правительством Российской Федерации.

Во всем мире яхтенный спорт и яхтенный туризм имеет устойчивую тенденцию к развитию, миллионы людей выбирают для отдыха и путешествий парусные суда. Развитие морского туризма в России является важным элементом позиционирования России в мире как великой морской державы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев  правовой режим внутренних водных путей, можно придти к выводу о необходимости комплексного законодательного регулирования данного правового института речного права. Соблюдение законодательства в области охраны вод и земельного законодательства в этой сфере представляется необходимым в связи с необходимостью решения проблемы неудовлетворительного экологического и эксплуатационного состояния внутренних водных путей.13 Загрязнение и засорение путей вызвало их обмеление, в результате чего протяженность путей с гарантированными габаритами судовых ходов сократилась с 1990 года более чем на 37 процентов и составляет в настоящее время 42 тыс. км. На некоторых реках прекращено судоходство в темное время суток. В результате внутренние водные пути России используются с интенсивностью, не соответствующей их потенциальным возможностям. Доля грузов, перевозимых по этим путям, составляет примерно 4 процента общего объема грузовых перевозок, осуществляемых транспортным комплексом страны, что значительно ниже, чем в ряде стран Европы (в Германии - 19 процентов, в Бельгии - 10 процентов). 14

Следовательно, решение указанных проблем на государственном уровне позволит России эффективнее использовать самую  большую сеть в мире ее внутренних водных путей в соответствии с  мировыми стандартами.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

 

Использованные нормативно-правовые акты

 

1. Кодекс внутреннего водного  транспорта РФ от 07.03.2001 г. №  24-ФЗ;

2. Водный кодекс РФ от  03.06.2006 г. № 74-ФЗ;

3.   Концепция развития водного транспорта РФ (одобрена Распоряжением Правительства РФ от 03.07.2003 г. № 909-р);                     

4.  Распоряжение Правительства РФ от 19.12.2002 г. № 1800-р «Об утверждении перечня внутренних водных путей РФ» (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 07.05.2005 г. № 941-р);

5. Постановление Правительства РФ от 23.11.1996 г. № 1404 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах»;

6. Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 г. № 848 «О Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Подпрограмма «Внутренние водные пути» (в ред. Постановления Правительства от 09.07.2007г. № 437);

7. Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 г. № 71  «Об утверждении Положения об особых условиях пользования береговой полосой внутренних водных путей РФ»;

8. Наставление по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов. РД. 152-011-00. М., Минтранс 2000 (введено с 15.04.2000г.)

 

Использованная литература

 

  1. М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.: «Статут», 2003г.; 

2. А.С. Емельянов.  Транспортное право. Учебное пособие.  М., 2007г.;

3. Транспортное  право. Учебное пособие. М.: «Былина», 2002г.;

4. Л. Алексеева.  Обеспечение безопасности судоходства. //Законность. 2007г. № 3;

5. Д.О. Сиваков.  Право землепользования организаций  внутреннего водного транспорта. // Законодательство и экономика. 2004г. № 1;

  1. Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мэрфи-мл.П. Современная логистика.8-е изд. - М.: Издательский дом Вильямс, 2009г.;
  2. Аникин Б.А., Родкина Т.А. Логистика. - 2-е. - Москва: Проспект, 2008г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.:«Статут», 2003. С. 746.

2 Егоркин В.И., Зайцева В.А., Калинин И.В.  и др. Морское право. М., 1997. С. 19.

3 Международное публичное право. Сборник документов. Сост. Бокяшев К.А., Т.1. М.,1996. С.45-65.

4 . ч. 2 ст. 4 КТМ РФ 1999г.; ст. 4 Закона Канады 1987г. о морском и речном судоходстве; ст. ст. 5 Закона морского судоходства Великобритании 1987г.

5 Конвенция ООН по морскому праву 1982г.

6 Иванов Г.Г. Правовой режим морских портов. М., 1998. С.22-24.

7 Иванов Г.Г. Правовой режим морских портов. М., 1998. С. 42

8 Броунли Я. Международное право. Кн. 1. М, 1997. С.406-407

9 Коломбос Д. Международное морское право. М, 1975. С. 167.

10 Иванов Г.Г. Правовой режим морских портов. М., 1998. С. 12-13

11 Бозриков О.В. Правовой режим допуска иностранных судов в национальные морские порты 1999 г.  С. 75.

12 Лисовский Л.В. Международно-правовой режим торговых портов. 1979. С. 191 - 192.

13 Д.О. Сиваков. Право землепользования организаций внутреннего водного транспорта. // Законодательство и экономика. 2004. № 1. С. 37.

14 Концепция развития внутреннего водного транспорта РФ.

 


Информация о работе Правовые вопросы открытия внутренних водных путей РФ для иностранного судоходства