Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 02:01, курсовая работа
Большая часть поверхности Земли покрыта водами океанов и морей, на их долю приходится 70,7 %, а на долю суши всего 29,3% . Российская Федерация омывается водами 3 океанов и 13 морей, имеет более чем 38 тыс. км морского побережья, а судоходные внутренние водные пути России протяженностью в настоящее время около 94 тыс. км, являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры страны.
Введение……………………………………………………………….стр.3
Глава I. Внутренние водные пути РФ ………..…...……………..стр.5
§1. Понятие и условия содержания внутренних водных путей РФ.....стр.5
§2. Классификация внутренних водных путей РФ……….……..….стр. 7
Глава II. Международно-правовой режим внутренних водных путей….……………………………………………………………….стр.10
§1. Международно-правовой режим внутренних водных путей иностранных государств……………………………………………стр.10
§2. Правовые вопросы открытия внутренних водных путей РФ для иностранного судоходства…………………………………………….стр. 10
Заключение………………………………………………………….стр.23
Список литературы………………………………………………..стр.24
По дисциплине: «Речное право»
На тему: «Правовые вопросы открытия внутренних водных путей РФ для иностранного судоходства»
2012г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Внутренние водные пути РФ ………..…...……………..стр.5
§1. Понятие и условия содержания внутренних водных путей РФ.....стр.5
§2. Классификация внутренних водных путей РФ……….……..….стр. 7
Глава II. Международно-правовой режим
внутренних водных путей….……………………………………………………………
§1. Международно-правовой режим внутренних
водных путей иностранных государств……………………………………………
§2. Правовые
вопросы открытия внутренних водных путей
РФ для иностранного судоходства…………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Большая часть поверхности Земли покрыта водами океанов и морей, на их долю приходится 70,7 %, а на долю суши всего 29,3% . Российская Федерация омывается водами 3 океанов и 13 морей, имеет более чем 38 тыс. км морского побережья, а судоходные внутренние водные пути России протяженностью в настоящее время около 94 тыс. км, являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры страны.
Перевозки речным транспортом осуществляются по внутренним водным путям на всей территории страны. Это позволяет максимально быстро обеспечить транспортное освоение отдаленных и труднодоступных для других видов транспорта районов. Особенно существенно значение использования внутренних водных путей при доставке грузов в районы Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Со временем существенно возросла роль внутренних водных путей, которые использовались уже не только для судоходства, ирригации и коммунальных нужд, но для промышленного производства. В связи с этим активно развивается правовое регулирование использования рек и озер, в том числе путем установления государствами режима своих водных путей, определения правил судоходства по ним. Такого рода правила носили, в основном, национальный характер, хотя одновременно росло число международных договоров о режиме внутренних водных путей, заключаемых, в первую очередь, между прибрежными к внутренним водным путям государствами.
Развитие
и реконструкция сети внутренних
водных путей и судоходных гидротехнических
сооружений относятся к приоритетным
задачам государственной
Важное значение имеет проблема интеграции внутренних водных путей в общеевропейскую систему, обеспечение их соответствия мировым стандартам, формирование на территории России конкурентоспособных международных транспортных коридоров с максимальным использованием внутреннего водного транспорта.
Исходя из всего вышесказанного, изучение вопросов, связанных с правовой регламентацией действующего режима внутренних водных путей в российском законодательстве приобретает важную роль в современных условиях развития экономики страны.
Таким образом,
целью настоящей работы будет
являться изучение современного правового
режима внутренних водных путей по
действующему законодательству Российской
Федерации и перспектив его развития,
с учетом поставленных государством
задач в необходимости
Глава I. Внутренние водные пути РФ
§1. Понятие и условия содержания внутренних водных путей РФ
В законодательстве Российской Федерации понятие внутренние водные пути дается в Кодексе внутреннего водного транспорта (КВВТ РФ). В соответствии со ст. 3 КВВТ РФ под внутренними водными путями понимаются естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства.
Таким образом, законодатель относит к внутренним водным путям водные объекты, на которых осуществляется судоходство.1
Судоходством признается деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей.
Водные пути – это участки водоемов и водотоков, используемые для судоходства и сплава леса.
Внутренние водные пути – реки, озера, водохранилища и каналы, пригодные для судоходства и лесосплава. В зависимости от условий ветроволнового режима водные пути по правилам Российского Речного Регистра разделены на следующие четыре разряда:
Например, к разряду «М» относятся озера Байкал, Ладожское, Онежское; к разряду «О» — большие водохранилища и низовья крупных сибирских рек.
В категории внутренних водных путей выделяют так называемые малые реки. Отнесение рек к категории малых условно. Класс внутренних водных путей устанавливается в зависимости от габаритов судового хода.
Внутренние судоходные пути – внутренние водные пути, используемые для движения судов, плавучих объектов и плотов. Перечни внутренних судоходных путей устанавливаются и объявляются для судоходства на каждый год. Внутренние судоходные пути подразделяются на естественные (свободные) - реки (Амур, Лена, Енисей, Обь, Иртыш, Печора, Урал, Северная Двина, Нева, Вятка, Белая и др.) и озера, используемые для судоходства в естественном состоянии, и искусственные (зарегулированные) - каналы, водохранилища и реки (Волга, Кама, Дон и др.), режим стока (речного) и уровни воды которых значительно отличаются для судоходных путей, эксплуатируемых в Российской Федерации. Протяженность их превышает 100 тыс. км.
Согласно п. 1 ст. 7 КВВТ РФ внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами.
Перечень внутренних водных путей определен Распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 г. № 1800-р «Об утверждении перечня внутренних водных путей Российской Федерации» (в ред. от 27.02.2010г.).
Согласно Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, одобренной Распоряжением Правительства РФ от 03.07.2003 г. № 909-р, государственная политика в области улучшения условий судоходства на внутренних водных путях, поддержания и реконструкции судоходных гидротехнических сооружений строится на основе того, что внутренние водные пути и расположенные на них гидротехнические сооружения находятся и будут находиться в федеральной собственности.
Навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов по внутренним водным путям осуществляется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте, а на участках пограничных зон регулируется международными договорами РФ.
В целях обеспечения безопасности судоходства работы по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений на них осуществляются без специальных разрешений на проведение путевых работ.
Судоходные пути бывают естественные (реки и озера, используемые для судоходства в их естественном состоянии) и искусственные (каналы, водохранилища и реки, судоходный режим которых поддерживают при помощи гидротехнических сооружений).
2. По интенсивности судоходства.
Внутренние водные пути разделены на три группы:
Основная качественная характеристика судоходного водного пути - гарантированные габариты судового хода: по глубине, ширине и радиусу кривизны судового хода. Бассейновые органы пути устанавливают на внутренних водных путях знаки судоходной обстановки и гарантируют на той или иной судоходной трассе проектный уровень воды в зависимости от интенсивности движения судов. Проектный уровень воды утверждают, как правило, на длительный срок.
Глава II. Международно-правовой режим внутренних водных путей
§1. Международно-правовой режим внутренних водных путей иностранных государств
Согласно ст. 5 Конвенции
«о территориальном море и прилежащей
зоне» 1958г. и ст. 8 Конвенции ООН по морскому
праву 1982г., к морским внутренним водам относятся:
1) воды заливов, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа, в которые не превышает 24 морских миль;
2) воды «исторических заливов», ширина входа, в которые может превышать 24 морские мили, принадлежащих государству в силу исторических традиций (залив Петра Великого и Пенжинская губа на Дальнем Востоке (РФ), заливы Бристольский, Форт-оф-форт, Мори-Ферт (Англия), Гудзонов (Канада), Гезаликский, Делавэр, Монтерей (США) и другие);
3) воды морских портов;
4) участки моря, лежащие с внутренней стороны прямых исходных линий.
При разграничении архипелажных вод на внутренние и территориальные используется ст. 50 Конвенции ООН 1982г., согласно которой государство-архипелаг в пределах своих архипелажных вод может проводить замыкающие линии для делимитации внутренних вод в соответствии со ст.9 («Устья рек»)7 ст. 10 («Заливы»), ст. 11 («Порты»). Отсутствие в ст. 50 Конвенции ООН 1982г. ссылки на ст. 7, которая касается проведения прямых исходных линий вдоль изрезанного или извилистого берега и примыкающих к нему цепей островов, означает, что в пределах архипелажных вод внутренними могут считаться лишь воды портов, рек и заливов, находящиеся в сторону берега от исходных линий, проведенных в соответствии с перечисленными статьями2.