Ветеринарно-санитарные мероприятия на птицефабрике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 00:28, курсовая работа

Описание работы

В условиях промышленного птицеводства с его высокой концентрацией птицепоголовья, использованием высокопродуктивной птицы и интенсивных методов ее содержания ветеринарно-санитарные мероприятия, направленные на защиту птицеводческих хозяйств от заноса и распространения заразных болезней с целью обеспечения эпизоотического благополучия хозяйств, сохранения поголовья птицы, повышения ее продуктивности и получения высококачественной в санитарном отношении продукции, приобретают особую роль.

Содержание

1. Введение
2. Дезинфекция на птицефабрике
3. Дезинсекция на птицефабрике
4. Дезинвазия на птицефабрике
5. Дератизация на птицефабрике
6. Заключение
7. Список литературы

Работа содержит 1 файл

ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НА ПТИЦЕФАБРИКЕ.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Для быстрейшей ликвидации микоплазмоза в хозяйстве строго придерживаются ветеринарно-санитарны) правил кормления и со­держания птиц.

Заключительную дезинфекцию проводят после ли­квидации заболевания теми же средствами, что и при текущей дезинфекции. При заключительной дезинфекции обязательному обеззараживанию подлежат полы, почва под ними и выгульные площадки.

При вирусном гепатите утят. Вирусный гепатит утят — остро протекающая, чрезвычайно контагиозная вирусная болезнь утят, характеризующаяся поражением печени и сопровождающаяся большой смертностью 1—20-дневных утят и реже утят более старшего возраста.

Основным источником инфекции являются больная и перебо­левшая птица, яйцо от больной птицы, а также все объекты, с ко­торыми соприкасались вирусоноеители.

Особую опасность в эпизоотологии вирусного гепатита пред­ставляет бессимптомно переболевшая птица, которая остается вирусоносителем от 10 недель до 1 года. Длительное вирусоносительство создает не только постоянные очаги инфекции, но и способ­ствует расширению зоны неблагополучия по вирусному гепатиту при внутри- и межхозяйственных перевозках такой птицы.

Исследованиями И. Н. Дорошко и В. Д. Буряковского  установлена восприимчивость к гепатиту дикой водоплавающей птицы (утки, чирки, лысухи, чайки), чем показана возможность переноса заразного начала на большие расстояния дикими пере­летными птицами.

Территорию неблагополучного утятника (фермы, отделения) следует ограждать и круглосуточно охранять от доступа посто­ронних лип, животных и птиц, а также завоза без ведома ветперсонала любых грузов. У въезда на территорию оборудуют специ­альный дезинфекционный пропускник для дезинфекции транспор­та, а у входа в каждое помещение — дезковрики для дезинфекции обуви обслуживающего персонала. Дезковрики постоянно должны быть хорошо увлажнены каким-нибудь дезинфицирующим раство­ром.

По данным Г. Д. Волковского, надежное обеззаражи­вание деревянных, кирпичных и металлических поверхностей, ин­фицированных вирусом гепатита утят, может быть достигнуто после применения следующих средств:

1%-ного раствора формальдегида температуры 16—20° при экспозиции 3 часа; 4%-ного горячего (70—80°) или 5%-ного хо­лодного (16—20°) растворов едкого натра при экспозиции 6 часов, или 3%-ного (70—80°) раствора при экспозиции 12 часов; 7%-ного (70—80°) или 10%-ного холодного раствора каспоса при экспо­зиции 12 часов; раствора гипохлорита натрия температуры 16— 20° с содержанием в нем 1,5% активного хлора и 1,2% свободной щелочи при экспозиции 6 часов; осветленного раствора хлорной извести температуры 16—20° с содержанием в нем 3% активного хлора при экспозиции 6 часов; осветленного раствора двутретиосновной соли гипохлорита кальция температуры 16—20° с содер­жанием в нем 3% активного хлора при экспозиции 6 часов; 5%- ного раствора однохлористого йода (препарата №_74-Б) темпера­туры 16—20° при экспозиции 6 часов.

Креолин, нафтализол, ксилонафт, подогретые до 70—80°, в кон­центрациях 5, 10 и 15%, а также горячий раствор кальцинирован­ной соды в 5, 10, 15 и даже 20%-ных концентрациях при экспо­зиции от 3 до 24 часов не обеспечивают даже частичного обезза­раживания опытных поверхностей, инфицированных вирусом ге­патита утят, и поэтому не могут быть рекомендованы для дезин­фекции помещений при этом заболевании.

Механическую очистку и дезинфекцию помещений, поилок, кор­мушек, предметов ухода за птицей и другого мелкого инвентаря проводят ежедневно таким образом и в те же сроки, как это ука­зано.

При содержании утят на полу несменяемую подстилку заме­няют после выращивания каждой партии утят; при содержании в клетках помет убирают ежедневно. Перед засыпкой новых под­стилочных материалов на поверхность почвы насыпают сухую хлорную известь, содержащую не менее 25% активного хлора, из расчета 0,5 кг на 1 м2 площади пола. Цыплят в помещении разме­щают после исчезновения запаха хлора. Подстилку и помет под­вергают биотермическому обеззараживанию.

Для проведения текущей дезинфекции при вирусном гепатите утят используют 1 %-ный раствор формальдегида; 4%-ный горячий (70—80°) раствор едкого натра при экспозиции 6 часов или 7%-ный горячий раствор каустифицированной содо-поташной смеси при экспозиции 12 часов; раствор гипохлорита натрия с со­держанием в нем 1,5% активного хлора и 1,2% свободной щелочи при экспозиции 6 часов; осветленный раствор хлорной извести с содержанием в нем 3% активного хлора при экспозиции 6 часов; 5%-ный холодный раствор однохлористого йода при экспозиции 6 часов.

Для аэрозольной дезинфекции применяют продажный форма­лин из расчета 15 мл на 1м3 помещения при экспозиции 12 часов; смесь формалина с ксилонафтом (3:1) из расчета 15 мл на 1 м3 при экспозиции 12 часов; 20%-ный раствор формальдегида из рас­чета 20 мл на 1 м3 при экспозиции 24 часа.

Одновременно с дезинфекционными мероприятиями проводят хозяйственный ремонт птицеводческих помещений с удалением по­верхностного слоя земляного пола на 5—10 см. После освобож­дения от верхнего слоя земляного пола поверхность его орошают 4%-ным раствором формальдегида из расчета 5 л на 1 м2 пло­щади пола. Затем подсыпают свежий слой земли и утрамбовы­вают. Территорию выгула очищают от пуха, пера, помета, которые сжигают на месте. После этого территорию перепахивают.

После ликвидации всей птицы хозяйства и проведения двукрат­ной дезинфекции разрешается ввод новых партий утят.

Водоемы, на которых содержалась больная птица, дезинфици­руют хлором.

 

ДЕЗИНСЕКЦИЯ В ПТИЦЕВОДСТВЕ БОРЬБА С ЭКТОПАРАЗИТАМИ ПТИЦ

В птичниках расселяются и нападают на птиц такие эктопара­зиты, как персидский клещ, куриный клещ (птичий клещ), постельный клоп, пухопероеды, блохи.

Персидский клещ нападает на домашних и, как указывает И. Т. Галузо (1957), на диких птиц многих видов (голубей, ласточек, воробьев, сизоворонок, кекликов), а также и на человека. Из домашней птицы от па­разитов чаще всего страдают куры, гуси, утки.

Этот вид клеща в естественных биотопах (являющихся для него первич­ными) обнаруживают в зависимости от климатических условий в небольших рощах или полосках леса, на одиночных деревьях, в каменистых осыпях гор или. нагромождениях камней (М. П. Якунин, 1957), где он может существовать продолжительное время, так как во всех стадиях своего развития устойчив, к дли­тельным периодам голодания: личинки —до 8 месяцев, нимфы — 12—15 меся­цев, взрослые клещи—5—10 лет (А. А. Петрушкин, 1961; Б. А. Фролов, 1965).

Персидские клещи массами расселяются вблизи своих прокормителей, в очень узких щелях птичника и его оборудовании. На домашнюю птицу для кри­вососания нападают преимущественно в ночное время, концентрируясь в основ­ном в области шеи, затылка, бедер, клоаки, а также под крыльями птиц.

По данным различных исследователей, личинки персидского клеща питаются кровью птиц в среднем по 4-—6 суток. При этом период кровососания на цып­лятах несколько короче, чем на взрослых курах. Взрослые клещи и нимфы сосут кровь в течение от 5—30 минут до 1—2 часов, причем самки высасывают за период одного нападения от 50 до 60 мг крови, а самцы — от 17,5 до 40 мг. А. Н. Шабуров (1912) установил, что самка взрослого клеща может высосать 0,1 г крови птицы, а по 'данным Б. А. Фролова (1971), взрослый клещ макси­мально высасывает за одно сосание: самка—115 мг и самец — 34 мг крови.

При массовом нападении на одну курицу 300 и более личинок птица отка­зывается от корма, сидит, нахохлившись, с опущенными крыльями, затем у. нее происходит парез одной или обеих конечностей, в результате некоторые куры погибают. (Б. А. Фролов, 1971; М. А. Игнатьев, 1973). Установлено, что куры, на которых систематически нападают персидские клещи, снижают яйценоскость до 70%, а привесы за период выращивания каждой птицы—в среднем до 250 г (С. Ф. Вязкова, В. И. Курчатов, В. М. Романов, 1951).

    Персидские клещи переносят возбудителей боррелиоза птиц, спирохетоза гусей, спирохетоза кур, гранаиеллеза кур, эгиптионеллеза птиц, азиатской чумы птиц, тифа птиц, энцефалита лошадей, бруцеллеза овец, коз и человека, кле­щевого паралича кур, оспы птиц, лептоспироза птиц, сибирской язвы, парши кур. В их организме находили листерий, туберкулезных палочек человеческого типа, пастерелл, риккетсиоподобных микроорганизмов (М. Г. Тартакбвский, 1909; Л. М. Целищева, 1941; Капрако, 1935; Освальд, 1937; Фадеева, 1932; Бром, Кросс, 1941; П. Д. Петрищева, 1947; М. М. Ременцова, В. Н. Кусов; 1950; Ю. Г. Алекперов, 1955, 1958; А. В. Левит, 1954; И. Г. Галузо, 1957, 1958; А. И. Игринский, 196Й; Л. Ф. Пустовая, 1970; Я. А. Благодарный, И. М. Блех- мал, 1970).

Жизнеспособность и сроки развития яиц персидских клещей в значительной . степени зависят от температуры и относительной влажности воздуха. Установ­лено, что благоприятная температура для этого от 22,.5 до 35° при относитель­ной влажности 65—85%. При температуре 17,5° и оптимальной относительной влажности выплод личинок из яиц не происходит. То же отмечено и при тем­пературе 42,5°, в связи с чем указанные температуры рекомендовано считать нижним и верхним термическими порогами развития яиц персидских клещей. Вместе с тем установлено, что при кратковременном воздействии температуры даже —28° часть яиц этого вида клещей остаются жизнеспособными, а следо­вательно, при этом в какой-то степени сохраняется вид. Для дальнейшего раз­вития напившихся крови птиц личинок персидского клеща установлен нижний термический порог 15° и верхний 47,5°. Эффективная для метаморфоза личинок температура от 17,5 до 45°. Слишком высокая (90—100%), как и низкая (12— 18%) относительная влажность воздуха при температуре 42,5 — 45° угнетает раз­витие напившихся крови личинок клеща. Для развития нимф персидского клеща нижний температурный порог 17,5° и верхний 45°. Максимальная скорость раз­вития нимф происходит при температуре 37,5° (Б. А. Фролов, 1971).

Куриный клещ (Dermanyssus gallinae) — временный паразит в основном кур, реже гусей, уток и индеек. По данным многих исследователей, куриных клещей обнаруживали в гнездах домовых и полевых воробьев, городской и деревенской ласточки, домашнего и дикого голубя, большого пестрого дятла, грача, сороки, черного дрозда, черного стрижа, вороны, галки, скворца, лету­чей мыши и многих других.

По данным В. И. Козлова (1-971), в условиях юга Средней Сибири куриные клещи были обнаружены в 45,5% случаев на домашних голубях, обитающих в радиусе 1 км от птицефабрики, и в 9,9% случаев на голубях, удаленных от птицефабрики до 10 км. Эти клещи нападают" на многие виды млекопитающих, в том числе и человека; могут существовать и развиваться при температурах окружающего воздуха от 5 — 10° до 35 — 40°. Однако, как указывает Б. А. Фро­лов (1971), наиболее эффективная температура для откладки яиц самками ку­риных клещей от 12,5 до 37,5°, а для максимальных темпов развития куриных клещей и их яиц 35°. Наибольший выплод личинок отмечен при температуре от 20 до 27,5°. Массовая же гибель куриных клещей в биотопах наступает при + 40° (выживают лишь единичные особи). Вследствие такого довольно значитель­ного температурного диапазона куриные клещи распространены почти повсе­местно.

В отапливаемых помещениях эти клещи паразитируют и размножаются в течение всего года. Способны сохраняться без пищи в течение зимы в пустую­щих летних колониальных домиках кур даже в тех случаях, когда температура воздуха снижалась иногда до —25 — 28° (М. А. Игнатьев, 1973).

Зимой и летом клещи обитают в щелях и трещинах птицеводческих поме­щений и их оборудования. Нападая на домашнюю птицу для кровососания, в основном нчью, причиняют ей большие беспокойства и страдания не только тем, что при укусах травмируют кожу, впрыскивают ядовитую слюну и сосут кровь, но, заползая в значительных количествах в полость носа и наружний слуховой проход птиц, вызывают здесь тяжелые воспалительные явления. По сведениям Р.П. Шумило и С.П. Королевской (1960), куриный клещ проникал в носовые ходы кур до 66% обследованных ими птиц. При этом плотность кле­щей здесь доходила до 58 экземпляров.

В результате у птицы даже в условиях полноценного кормления разви­вается анемия, понижается общая резистентность организма и в итоге сни­жается яйценоскость, у молодняка задерживается рост, а нередко он гибнет.

Куриные клещи чрезвычайно устойчивы к голоданию, они могут жить без пищи 12 месяцев, но под действием прямых лучей солнечного света, как и при температуре от 40° и выше, быстро погибают (Б. А. Фролов, 19.71).

Экспериментально доказано, что куриные клещи переносят возбудителя спирохетоза птиц на кур и уток, возбудителей азиатской чумы птиц, боррелиоза птиц, пастереллеза кур и кроликов, Ку-лихорадки, вирус клещевого эн­цефалита. Предполагают также, что куриные клещи переносят возбудителей западного и восточного энцефаломиелитов лошадей и вирус энцефалита Сан- Луи среди кур (США), вирус инфекционного энцефалита кур, холеры птиц, оспы птиц (Л. Ф. Ромашева, С. К. Сартбаев, 1964; В. И. Ротов с соавторами, 1963; Бигленд, 1954; И. Я. Глебова, 1965; Г. С. Назаров, 1964; И. И. Стурман, 1965, и др.).

Пухопероеды (Мallophaga) — постоянные паразиты птицы, на теле которой проходят весь цикл своего развития. Питаются перьями, пухом и- чешуйками эпидермиса.

Считается, что пухоеды и пероеды кровь птиц не сосут. Однако наблюдения и исследования многих авторов опровергают это. Так, установлено, что пухоеды Мenopon gallinae и Мenacanthus stramineus способны прокусывать кожу птиц и питаться их кровью (М. Г. Алиева, 1952; Тулешков, 1953; К. В. Савельева, 1956; С. К. Касиев, 1963, и др.). Ползая по телу птиц, они вызывают беспокой­ство, в результате чего годовой привес каждой курицы снижается на 75—180 г, а яйценоскость, по одним данным,— на 8—9 яиц; по другим,— в 2—3 раза (К. В. Савельева, 1956; Р. В. Гребенюк и С. К. Касиев, 1964). Пухопероеды на­рушают целость пуха и пера. Их считают возможными переносчиками возбуди­теля чумы птиц.

Клопы постельные — кровососущие насекомые, питающиеся кровью человека, животных, птиц.             

Клопы живут в гнездах птиц, в трещинах и щелях стен и насестов, помете, кормовом инвентаре, вентиляционных трубах, в щелях тары, служащей для пе­ревозки птицы и яиц, и во многих других местах по соседству с птицей. Чаще и интенсивнее клопы заселяют отапливаемые птицеводческие помещения с по­стоянной плюсовой температурой в них. Нападая на домашнюю птицу для кровососания, клопы причиняют им сильное беспокойство. В результате потери зна­чительных количеств крови (при массовом нападении клопов) и отравлении ор­ганизма слюной клопов взрослые птицы худеют и уменьшают яйценоскость, а молодняк плохо развивается и даже гибнет. Продолжительность кровососания у взрослых клопов 3— 15 минут, у личинок— 1 —2 минуты. Питаются один раз в сутки. Взрослая самка клопа высасывает до 14 мг крови, самец — 2,5 мг, а личинка — 11 мг.

Информация о работе Ветеринарно-санитарные мероприятия на птицефабрике