Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:26, реферат
Актуальность темы. В настоящее время саркоцистозу уделяется мало внимания. В доступной литературе имеются лишь единичные материалы, посвященные данной теме. При этом следует отметить, что саркоцистоз является серьезным протозойным заболеванием млекопитающих и птиц и может представлять опасность для человека.
1.Введение 3
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЛЕЗНИ 4
1.2. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА 4
1.3. МОРФОЛОГИЯ ВОЗБУДИТЕЛЯ 5
1.4. БИОЛОГИЯ САРКОЦИСТ 8
1.5.ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ РАЗВИТИЯ САРКОЦИСТ 12
1.6.РАСПРОСТРАНЕНИЕ САРКОЦИСТОЗА 14
1.7.КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПРИ САРКОЦИСТОЗЕ СВИНЕЙ 17
1.8.ПАТОГЕНЕЗ ХРОНИЧЕСКОГО САРКОЦИСТОЗА 18
1.9.ПАТМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
2.0.ДИАГНОСТИКА 22
2.1.БИОХИМИЧЕСКИЕ И ФИЗИКОХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ САРКОЦИСТОЗНОГО МЯСА
25
2.2.МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ САРКОЦИСТ.
Компрессионный метод. 28
Гистологический метод. 30
Извлечение саркоцист в физиологическом растворе. 30
14.2.3.МЕТОДЫ ОБНАРУЖЕНИЯ МЕРОЗОИТОВ 31
Метод Козелкина (1928).
Метод Kozar (1971).
Метод переваривания мышц в желудочном соке.
Метод переваривания мышц трипсином.
Гомогенатный метод.
Метод выдавливания мясного сока.
15.2.4.ЛЕЧЕНИЕ 34
16.2.5.ПРОФИЛАКТИКА САРКОЦИСТОЗА СВИНЕЙ 37
17.2.6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
Результаты исследования 600 свиней разных возрастов показали, что пораженность животных саркоцистами с возрастом увеличивается. У поросят до 2-х месячного возраста саркоцист не обнаружено. У молодняка ( поросят 3-4-х месячного возраста ) инвазию регистрировали у 19 % животных.
У животных в возрасте 4-6 месяцев ( 28,2 %), у 6-8 месячных свиней - в 48 %. случаев. У свиней более старшего возраста процент инвазированности цистами саркоцист был выше и составлял 67 7. и выше.
При микроскопии проб мышц выяснено, что свиньи неодинаковой упитанности, разного пола заражаются саркоцистами не одинако.
При исследовании свиней (300 самок и 300 самцов) разного возраста, но приблизительно одинаковой упитанности, существенной разницы в экстенсивности инвазии самцов и самок мы не нашли.
Результаты микро- и макроскопии туш и внутренних органов, взятых у 600 свиней разной упитанности, показали, что свиньи средней и выше средней упитанности заражены саркоцистами в меньшей степени и реже (60-70 %), и наоборот, истощенные-чаще (95-100 %)и интенсивнее. У свиней средней и выше средней упитанности наибольший показатель интенсивности был 300-350 цист в четырех срезах из одной мышцы, а у истощенных он достигал до 750-800 цист, т.е. интенсивность инвазии у свиней тощей упитанности была в два раза больше, чем у свиней средней и выше средней упитанности.
Данные исследований 250 свиней показали, что экстенсивность заражения саркоцистами отдельных мышц у свиней неодинакова; пищевод -94 %, язык - 84 %, диафрагма -78 %, сердце - 60 %,: жевательные мышцы 40,8 %, прямая мышда живота - 33,6 %, мышца плеча - 23,2
Паразитов находили во все сезоны года в тканях обследуемых свиней, что свидетельствует об отсутствии сезонности заражении тех или иных мышц саркоцистами.
Исследования органов и тканей 395 свиней показали, что мышечная ткань у инвазированных животных пронизана саркоцистами различной формы и величины ( макро и микросаркоцистами).
Однако следует отметить, что степень инвазированности их макроцистами меньше, чем микроцистами. Макроцистами поражены взрослые свиньи-от одного года и старше. Инвазированности свиней одними макроцистами наш не выявлено.
Дискуссионным остается вопрос о возможности внутриутробного заражения животных (промежуточных хозяев) саркоцистами. По данным литературы есть два мнения: согласно первому саркоцисты вызывают патологию только у взрослых животных (у матери); согласно второму существует внутриутробное заражение, которое, очевидно происходит в тех случаях, когда в период беременности в организме матери идет шизогональное развитие саркоцист и мерозоиты через планцентарный барьер попадают в организм плода.
Ряд исследователей считают возможным внутриутробную передачу возбудителя саркоцистоза от матери к плоду, когда беременность животного совпадает с острым течением саркоцистоза. Однако другие авторы не подтвердили внутриутробного заражения саркоцистами.
Для
изучения роли саркоцист в этиологии
абортов у свиней провели опыт,
на пяти супоросных свиноматках у
которых исключали саркоцистоз,
токсоплазмоз, бруцеллез. В лабораторных
условиях животные были инвазированы
путем перорального введения 800 тыс. спороцист
саркоцист экз. на голову. На 9 день инвазирования
у свиноматок были отмечены клинические
симптомы заболевания: повышение температуры
тела, учащение пульса и дыхания, одна
свиноматка абортировала. При микроскопии
окрашенных по Романовскому-Гимза мазков,
крови абортировавшей свиньи и крови плода
обнаруживали 1-5 мерозоитов сзрокцист
в каждом поле зрения микроскопа. • На
21-й день абортировала еще одна свиноматка.
При исследовании мазков крови свиноматки
и абортированного плода получены аналогичные
результаты, что и в первом случае: в мазках
крови находили мерозоиты саркоцист. Наличие
мерозоитов в крови абортировавших свиноматок
и в крови абортированных плодов указывает
на то, что одной из причин абортов может
быть инвазия саркоцистами.
Для выяснения роли саркоцист в возникновении заболевания у свиней в условиях производства были инвазированы пять супоросных свиноматок 50-60-дневной беременности путем перорального введения 800 тыс.экз. - 1 млн. на животное саркоцист от собак . Для контроля были взяты пять свиноматок, которых не инвазировали. За животными проводили ежедневные клинические наблюдения. На 9-й день инвазирования у животных подопытной группы повысилась температура до 41,0-41,6°С, пульс 82-85; дыхание участилось до 23-27, появилось угнетенное состояние, у второй и третьей свиноматки возник понос, свиноматка N 3 абортировала. На 19 - 21 сутки после заражения при усилении клинических проявлений саркоцистоза (Т -41,5-42,0°С; П - 85-90 ; Д - 27-30 ) абортировала свиноматка N 2.
У животных контрольной группы, которые не были инвазированы спороцистами саркоцист, не отмечали клинических признаков заболевания и патологии родов.
Целью второго опыта - изучить клинические проявления саркоцистоза у поросят постнатального периода.
В опыт были взяты шестнадцать поросят 3-х месячного возраста, у которых путем клинических и лабораторных исследований исключили инфекцию и инвазию. Животных разделили на четыре группы (по четыре в каждой ). Животных первой группы инвазировали спороцистами саркоцист в дозе 15 тыс. экз. на животное, второй группы - в дозе"100 тыс.экз., третьей группе - в дозе 200 тыс.экз. Животных четвертой группы, служивших контролем не инвазировали.
За животными проводили ежедневные клинические наблюдения. На протяжении всего опыта у поросят первой группы симптомы заболевания не наблюдали.
У поросят второй группы клинические изменения появились на четырнадцатый день инвазирования. у них наблюдали повышение температуры тела Т -41,5-42,7°С; П -87-90 ; Д -30-32 . ,
Аппетит понижен, испражнения жидкие. В течение последующих дней исследования все клинические показатели животных второй группы были в пределах физиологической нормы. У поросят третьей группы клинические изменения проявились на десятый день инвазирования Т- 40,5°С; Е-85-87 ; Д - 27-30 . Поросята отказывались от корма, были угнетены, консистенция фекалий изменялась до тестообразной. На 11-14 день после инвазирования температура тела повысилась на +0,4-0,8°С, Д-40-42, П-90-92, общее состояние ухудшалось, животные стали отказываться от корма, появилась шаткость в движении, слизистые анемичны, с кровоизлияниями. На девятнадцатый день инвазирования у животных отмечали обострение клинических признаков заболевания, у одного поросенка парез задних конечностей.
У животных контрольной группы клинические признаки болезни не проявлялись на протяжении всего опыта.
Следовательно характер патологии и проявления клинических признаков заболевания зависит от дозы спороцист. Большие дозы (0,15 - 0,8 млн.экз.) вызывают у животных заболевание, сопровождающееся повышением температуры тела, расстройством функции желудочно-кишечного тракта, абортами и гибелью животных.
1.8.ПАТОГЕНЕЗ ХРОНИЧЕСКОГО САРКОЦИСТОЗА
Воспалительная реакция развивается в ответ на пенетрацию мерогональных мерозоитов и образование незрелых саркоцист. В мышцах пораженных животных наряду с интактными саркоцистами отмечается скопления лейкоцитарного и гранулоцитарного (эозинофилы, нейтрофилы) пролиферата вокруг дегенерирующих саркоцист, а внутри очагов воспаления - части разрушенных саркоцист.
В мышцах инвазированных саркоцистами животных развивается эозинофильный миозит.
Очаговые
и диффузные инфильтраты, наблюдаемые
при саркоцистозе, непосредственной
связи с саркоцистами не имеют, ибо
вокруг интактных саркоцист
Патогенетический
механизм хронического саркоцистоза определяется
развитием аллергической и
Было установлено, что возбудитель саркоцистоза вырабатывает токсин, названный саркоцистином. Скармливая кроликам саркоцистозное мясо или вводя подкожно экстракты из пораженной ткани, наблюдали угнетение общего состояния, снижение аппетита и привесов, мышечную дрожь, диарею, параличи конечностей и ушей, сильное потоотделение и мочевыделение, взъерошенность шерстного покрова и другие признаки. В крови опытных кроликов снижалось содержание гемоглобина, эритроцитов, альбуминов, увеличивалось количество иммуноглобулинов, лейкоцитарная формула сдвигалась влево. На 7-й день после подкожного введения экстракта из мышц, инвазированных саркоцистами, кролики пали. При вскрытии обнаружено острое расширение правого желудочка сердца, застойная гиперемия, перерождение печени, увеличение селезенки и почек в 2-2,5 раза.
Саркоцисты и продукты их жизнедеятельности могут вызвать у белых мышей нарушение воспроизводительных функций, приводя к абортам, мертворождаемости и появлению уродств в потомстве.
Саркоцистин состоит из агглютинина и собственно токсина. Агглютинин вызывает агглютинацию кровяных телец человека, ягнят, кроликов. При действии токсина животные погибают с признаками, наблюдаемыми при отравлении ядами растительного (или бактериального) происхождения.
Саркоцистин - это продукт, образуемый в результате обмена веществ саркоцист, в связи с чем не исключено его выделение в окружающую среду - мышечную фибриллу - и проникновение в кровеносную систему. Попадание саркоцистина в кровь индуцирует воспалительную реакцию па чужеродное вещество, образование очаговых и диффузных инфильтратов, на первый взгляд, не связанных с саркоцистами. Саркоцистин как полиантигенный яд сенсибилизирует организм хозяина, вызывая аллергическое состояние его. Иммуноаллергическая реакция при рассматриваемом заболевании приводит к нарушению гистологической структуры миокарда и тяжелым функциональным расстройствам. Отек и клеточная инфильтрация, происходящие при этом, сопровождаются уменьшением эластичности волокон, понижением их сократимости, что ведет к сердечной недостаточности.
Саркоцисты в силу своего множества оказывают механическое действие на организм хозяина.
Таким образом, основной патогенетический механизм при хроническом саркоцистозе заключается в развитии аллергической и воспалительной реакций в ответ на пенетрацию мерогональных мерозоитов в мышечные фибриллы, дегенерацию саркоцист и на выделение в ткани хозяина продукта обмена веществ саркоцист - саркоцистина.
1.9.ПАТМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
При гистологическом исследовании животных, пораженных саркоцистозом в естественных условиях, выявлены патоморфологические изменения в виде лейкоцитарного миозита (возможен и эозинофильный), миокардита, энцефаломиелита. Общее состояние животных зависит от интенсивности саркоцистозной инвазии скелетных мышц, сердца, мозга. При слабой инвазии животные переносят саркоцистоносительство бессимптомно - саркоцисты и патоморфологические изменения обнаруживаются только при послеубойном гистологическом исследовании; при сильной инвазии - развивается клиника, характеризующаяся такими признаками, как сердечная недостаточность, слабость мышц, неврологические нарушения.
Р. Дженсен, Д. Маккей (1977), обсуждая вероятность связи между саркоцистозом и эозинофильным миозитом, определяют последний как подострое или хроническое бессимптомное заболевание, для которого характерно возникновение воспалительных очагов в скелетных мышцах и в миокарде. Иногда миокард поражается эозинофильным миозитом до такой степени, что возникает сердечная недостаточность, а обширный процесс в скелетных мышцах вызывает слабость и нарушение их функций. В мазках крови при этом не обнаруживают постоянной эозинофилии или какого-либо другого диагностически ценного отклонения. По характеру морфологических изменений авторы выделяют две формы эозинофильного миозита: 1) эозинофильный миозит, при котором большое число эозинофилов скапливается в тканях с разрушенной мышечной соединительной тканью; 2) саркоспоридиозный миозит, который характеризуется наличием эозинофилов и гранулем. В большинстве случаев эозинофильный миозит выявляется при послеубойной ветсанэкспертизе туш свиней или при вскрытии животных, павших от различных заболеваний. Поражения локализуются в сердце, языке, ножках диафрагмы и жевательных мышцах. Отдельные очаги имеют круглую или овальную форму диаметром до 1 мм. Иногда поражения проявляются в виде прожилок между мышечными волокнами. По цвету они желтовато-серые с зеленоватым оттенком. Очаги могут быть одиночными или множественными, с обширным распространением. Гистологическая картина зависит от стадии развития болезни. В свежих очагах пораженные мышечные волокна окружены большим количеством эозинофилов. В старых очагах наряду с эозинофилами обнаруживаются лимфоциты, одноядерные макрофаги, иногда фибробласты. Многие мышечные клетки постепенно заменяются соединительной тканью или экссудатом. Часто обнаруживаемые гранулемы, окруженные зоной эпителиоидных клеток, состоят из массы остатков гиалинизированных мышечных клеток и лейкоцитов; иногда они обызвествляются. В периферической части гранулем наблюдаются фибробласты, лимфоциты и эозинофилы. В старых и заживших поражениях эозинофилы заменены фибробластами, умеренным количеством лимфоцитов и одноядерных макрофагов.