Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 01:59, курсовая работа
Во многих странах мира важнейшим объектом пресноводной и морской аквакультуры традиционно является рыба. Производство пищевой рыбной продукции имеет высокую народнохозяйственную эффективность. Так, 70 млн. т. рыбы, по содержанию белка эквивалентно стаду в 400 млн. голов крупного рогатого скота. Затраты на производство 1 кг белка рыбных продуктов в 3 раза ниже затрат для получения 1 кг белка мясных продуктов.
Аэрация воды в колбах происходит за счет кислорода атмосферы, проникающего в воду при перемешивании ее личинками, которые все время находятся в движении.
В связи с тем, что биотехника выращивания гибридов осетровых в условиях прудовых хозяйств основана на получении рыбоводными заводами 30-40-дневных мальков массой около 3 г с последующей их перевозкой в рыбхозы на различные расстояния при минимальных потерях, возникает необходимость в разработке этих методов. На расстояния 300–400 км молодь осетровых можно перевозить в брезентовых чанах, установленных на машинах. Следует придерживаться плотности посадки до 10 тыс. мальков на 1 м3воды. При перевозке на более далекие расстояния в пути необходимо обновлять воду, улучшая ее качественное состояние. На расстояния 800-1000 км наиболее удобным транспортом является живорыбная машина. Цистерна ее вмещает 3 м3воды, в которую можно размещать до 30 тыс. шт. мальков. При длительности перевозки более 24 часов плотность посадки снижается до 20 и даже до 10 тыс. шт. на цистерну. Перед посадкой рыбы, ее заливают почти полностью, чтобы не травмировать.
На максимально
дальние расстояния молодь гибрида
целесообразно перевозить авиацией
в полиэтиленовых пакетах с кислородом.
В этом случае в 40-литровый пакет сажают
120–150 мальков и добавляют 20 л воды и 20
л кислорода. При перевозке по железным
дорогам можно использовать также живорыбные
вагоны, а при перевозках по воде – живорыбные
прорези.
1.8 Перевозка личинок
щуки
Личинок щуки рекомендуется перевозить в возрасте 10–14 суток, когда желточный мешок у них рассосется на 80–90 % и личинки начнут свободно плавать. При более ранней перевозке, когда желточный мешок рассосался только на 70 %, происходят большие потери.
Не рекомендуется перевозить молодь старше 20 дней, так как в этом возрасте мальки поедают друг друга. Для перевозки следует брать личинок одного дня выхода, не допуская смешивания разновозрастных личинок. Перевозить их рекомендуется в широких каннах емкостью 35–45 л при посадке 300–500 шт. на 1 л воды в зависимости от длительности транспортировки. При аэрации воды плотность посадки увеличивают. Счет личинок во время посадки в транспортную посуду проводится объемным способом или посредством счетного аппарата, применяемого для счета молоди форели. Наилучшая температура воды при перевозке 5–6 °C.
Аэрация воды в транспортной посуде производится посредством резиновых автокамер, в которые накачивают воздух до сильного растяжения воздухом посредством автомобильного насоса. Затем к вентилю камеры прикрепляют резиновую трубку. Эту трубку соединяют через стеклянные или металлические тройники с резиновыми короткими трубками, а последние – с обычными металлическими распылителями. Опущенные в воду распылители, пропуская через капилляры мелкие пузырьки воздуха, насыщают воду кислородом.
Чтобы уменьшить
расход воздуха из камеры, в вентиль
вставляют ниппель и
При перевозке рыбы на автомашинах для аэрации воды во время остановок могут быть использованы запасные баллоны, применение которых при давлении 3–5 атм. позволяет обогащать воду кислородом атмосферы. Аэрация воды в несколько раз увеличивает нормы посадки и исключает необходимость в частом подкачивании воздуха в резервуары. Для аэрации кислородом можно использовать любые баллоны, снабженные редукторами, понижающими давление до 0,5 атм. на выходе. Для распыления кислорода могут быть использованы деревянные, стеклянные, керамические, пенопластовые и резиновые распылители.
Перевозка молоди в полиэтиленовых пакетах наиболее экономична по сравнению с другой транспортной посудой. Пакеты емкостью 30–40 л изготовляются из пленки толщиной 0,048-1 мм, выпускаемой промышленностью в виде рукавов шириной от 244 до 1120 мм.
При изготовлении пакетов берут отрезок рукава необходимой длины, один конец продевают в резиновый шланг. Часть пленки, находящейся на конце шланга, поджигают, в этом случае конец рукава сплавляется, образуя пакет. Вместо резинового шланга можно использовать ленту для изоляции или лейкопластырь.
Чтобы сменить кислород, не вскрывая пакета, или проверить потребление молодью кислорода в воде, можно глухую пайку заменить резиновым шлангом с зажимом. Чтобы шланг при пайке не сжимался, в середину его вставляется металлическая или стеклянная трубка. Визготовленный пакет наливают определенное количество воды, сажают рыбу и пускают заранее рассчитанное количество кислорода из кислородной подушки или баллонов КБ-2. После наполнения пакета кислородом конец его завязывают хлопчатобумажной ниткой и укладывают в картонные коробки для перевозки. В таких пакетах успешно перевозили молодь амура и толстолобика при температуре воды 20–30 °C.
Однако не каждый вид молоди переносит перенасыщение воды кислородом, которое в пакетах достигает 200 % при слабом встряхивании на самолетах и до 300 % и более нормального насыщения при сильной тряске (на автомашине).
Следует также иметь
в виду, что содержание кислорода
в воде во время перевозок резко
меняется в зависимости от температуры
воды, соотношения воды и кислорода,
механических воздействий и др. Отрицательное
влияние на молодь может оказать повышенное
содержание кислорода в воде при высоких
температурах; поэтому при перевозке следует
тщательно учитывать условия и особенности
биологии перевозимых рыб.
1.9 Перевозка сеголетков,
годовиков и взрослой рыбы
Возраст рыбы имеет
при перевозках большое значение:
взрослая рыба может переносить длительную
перевозку и при более плотной
посадке, чем годовики и молодь. Рыба,
предварительно выдержанная в чистой
воде, также лучше переносит
Внутри хозяйства при низкой температуре воды рыбопосадочный материал перевозят при соотношении воды к рыбе 1:3, а товарную рыбу – при соотношении 1:2 и даже 1:1. При дальних перевозках рыбопосадочного материала плотность посадки в зависимости от расстояния снижается до 1:4, а товарной рыбы в зависимости от вида и расстояния – до 1:3.
Чтобы избежать перевалок сеголетков и годовиков во время транспортировки, при взвешивании, обработке в профилактических растворах рекомендуется перевозить рыбу в живорыбных машинах, в сетчатых контейнерах. Помещенных в эти контейнеры сеголетков или годовиков транспортируют, взвешивают, обрабатывают в солевых ваннах и промывают в чистой воде, а затем выпускают в пруд на зимование или нагул. При таком методе работы рыбу ловят сачками лишь один раз вместо 2–3. Производительность труда повышается в 3–5 раз. Этот метод под названием контейнерной перевозки в настоящее время широко внедряется в практику с использованием контейнеров и емкостей из самого современного материала (стеклопластик, пластмасса и пр.).
Перевозка сеголетков и годовиков и пропуск их через профилактические ванны без перевалок возможны и в живорыбных повозках. Сеголетков или годовиков вылавливают из рыбоуловителя и помещают в специальные корзины, обшитые внутри мягкой резиной или пластмассой, с дном из деревянных планок. Рыбу вместе с тарой взвешивают и выпускают в чан живорыбной повозки, а из него через рукав – в пруд.
В некоторых хозяйствах рыбу перевозят в брезентовом чане. Выпускают рыб в водоем или садок через рукав, опускаемый в брезентовый желоб.
На живорыбных базах
и в крупных рыбхозах для перевозки
рыбы применяют специальные
В задней стенке цистерны имеется отверстие диаметром 250 мм, к которому присоединен специальный шланг для выгрузки сеголетков или годовиков непосредственно в пруд. Заполняется водой за счет вакуума, создаваемого внутри трубопровода. Вода может насыщаться кислородом путем компрессии воздуха, а воздух можно подогревать или охлаждать в специальном устройстве. Массу рыбы, загруженной в цистерну, определяют по объему вытесненной воды, для чего в задней стенке установлен указатель уровня воды. Общий объем – 3 м3. Загружаться машина может пневмотранспортом, ленточным транспортером или другими способами, обеспечивающими предохранение рыбы от травмирования.
При перевозке рыбы на автомашине вместо бочек следует применять брезентовые чаны. Чан привязывают шнуром к деревянным решеткам, установленным в кузове и скрепленным по углам внизу и сверху шнуром.
Для повышения производительности труда, сокращения простоя автомашин нами предложен новый способ перевозки рыбы в сетчатой таре (контейнер), опускаемой в брезентовый чан автомашины. При этом способе лов рыбы сачками применяют только при вылове ее из садка. Садки устанавливают в железную сварную раму из уголкового железа, которая хорошо укрепляется на бортах деревянных решеток, являющихся опорой для брезентового чана. Рыбу, погруженную в сетчатые садки, взвешивают и подают в машину простым краном. По приезде на место сетчатые садки постепенно выбирают и переносят в аквариумы магазина.
Успешность перевозки живой рыбы в вагонах зависит от температуры воды, концентрации в ней кислорода, вида рыбы и продолжительности перевозки. Поэтому необходимо стремиться к перевозке рыбы в наилучших для растворимости кислорода условиях и при меньшем потреблении его при допустимых для данного вида рыбы температурах воды и ее норме для рыбы.
При перевозках рыбы
в живорыбных вагонах происходит
естественная убыль массы рыбы; наибольшее
снижение массы отмечается в первые сутки
нахождения в пути. Изменение массы рыбы
происходит вследствие потери влаги организмом.
Нормы естественной убыли массы рыбы при
перевозках приняты в пределах 1–5,5 % в
зависимости от вида рыбы и времени перевозки.
1.10 Перевозка рыбопосадочного
материала в самолетах
Рыбопосадочный материал
карпа, карася и других рыб перевозят
на самолетах в брезентовых чанах,
что более удобно и экономично,
чем транспортировка в
По прибытии самолета к месту назначения рыбу вместе с водой разгружают в живорыбную машину, рассчитывая таким образом, чтобы температура воды в ней была не выше 12–14 °C. Из машины рыбу выпускают в зарыбляемый водоем.
Значительно увеличилась возможность перевозки рыбы с появлением в авиации вертолетов. Преимущества вертолета заключаются в том, что для него не нужна посадочная площадка, он может опуститься в любом месте, даже на плотине пруда. При таком способе перевозки рыба не истощается, отходов при перевозке не бывает.
В кабине вертолета
в деревянный станок помещают брезентовый
чан (170x160x130 см) строго в габаритах
центра тяжести вертолета. Для устойчивости
чан крепят к полу и потолку кабины проволочными
растяжками. Для охлаждения воды можно
брать лед, который помещается на сетное
полотно, натянутое поверх чана.
1.11 Перевозка живой
рыбы по воде в прорезях
Перевозка рыбы по воде в прорезях является самым простым, надежным и дешевым видом транспорта, обеспечивающим доставку рыбы на значительные расстояния без потерь.
Перевозят рыбу в несамоходных и самоходных баржах. Самыми удобными для перевозки являются прорези типа астраханских. Они имеют помещение для приемки рыбы, носовые и кормовые кингстоны для регулировки затопления, закрытый передний люк для посола свежей рыбы, руль («навесь»), обеспечивающий хорошую маневренность судна. Длина прорезей-живорыбниц по килю – от 9 до 10,5 м, ширина – 3–3,5 м, осадка – 0,6–0,75 м. Объем воды колеблется от 7 до 9 м3в зависимости от загрузки кингстонов. Средний объем из-за мелководья и для облегчения буксировки составляет 8 м3. Живорыбное отделение для удобства обслуживания, перевозки различных пород рыбы и сортировки разделено на три отделения.
При перевозке годовиков карпа или сазана в каждое отделение вкладываются деревянные садки из досок, обшитых дранкой, или дель с ячеей 6–8 мм. Края дели крепят к бортам прорези, дель набирается со слабиной, а в середине притапливается каким-либо грузом. Садки или выстилка делью предотвращают уход мелкой рыбы в отверстия прорези и значительно улучшают процессы разгрузки.
Нормы посадки рыбы
зависят от длительности перевозок,
температуры воды и сезона перевозок.
1.12 Безводная перевозка
живой рыбы
Первые безводные
перевозки на самолете проведены
в 1933 г. Проведенные опыты показали
возможность транспортировки