Муниципальный сектор как объект национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение муниципального сектора как объекта национальной экономики.
Задачи, поставленные в работе:
1. раскрыть понятие муниципального сектора как объекта национальной экономики;
2. представить муниципальное образование «Город Киров» как субъект публично-экономических отношений.

Содержание

Введение
1.Муниципальный сектор как объект национальной экономики
1.1. Понятие «муниципальный сектор»
1.2. Юридические и социально-экономические признаки муниципального образования
1.3. Инфраструктура муниципального образования
2. Муниципальное образование «Город Киров» – как субъект публично- экономических отношений
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ 
 

     Курсовая  работа содержит 50 с., 20 источников 

     МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЕКТОР, РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, НАЦИОНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО, МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, ЛОКАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ДЕЛЕНИЯ, МУНИЦИПАЛЬОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ  ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, МЕСТНОЕ ДЕЛЕНИЕ, ОБЩЕГОРОДСКОЕ КОМУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 

          Цель работы- рассмотреть формирование  и развитие муниципального сектора  Российской Федерации

     Необходимость выделения муниципального сектора  обусловлена наличием и спецификой местного хозяйства и управления , местное хозяйство является составным элементом национального, оно обслуживает сообщество людей на определенной территории или в каком-либо населенном пункте. Всякий объект базируется на местности, т.е. части территории с общностью каких-либо признаков(природных, исторических и др.). организация и ведение хозяйства всегда в большей или меньшей степени опосредуются местными условиями. Промышленность и другие отрасли первоначально зарождаются как местные, т.е для обслуживания местного населения, с использованием местного сырья. 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение

1.Муниципальный  сектор как объект национальной  экономики

  1.1. Понятие «муниципальный сектор»

1.2. Юридические  и социально-экономические признаки  муниципального                    образования

1.3. Инфраструктура  муниципального образования

2. Муниципальное  образование «Город Киров» –  как субъект публично-                       экономических отношений

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

 
 

      Рыночная  экономика в Российской Федерации  набирает всё большую силу. В современных  экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.

     Муниципальное управление - относительно новое явление  в современной России. Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической деятельности муниципальное управление появилось в стране лишь в 90-х годах XX века вместе с возрождением местного самоуправления. Согласно Конституции России, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В силу этого муниципальное управление имеет свою специфику, отличающую его от других видов управленческой деятельности, в том числе от государственного управления.

      Система муниципального управления, как и  вся система местного самоуправления, находится в современной России на стадии становления. Законодательная база местного самоуправления пока несовершенна и во многом противоречива. 6 октября 2003 года был принят новый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ. В Закон уже внесено множество изменений и дополнений, причем этот процесс продолжается. Принят также ряд других важных федеральных законов, затрагивающих интересы местного самоуправления, в том числе новые Жилищный и Градостроительный кодексы РФ. Постоянно меняется земельное, налоговое и бюджетное законодательство.

      Экономические и финансовые ресурсы местного самоуправления недостаточны и не обеспечивают удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Практический опыт организации местного самоуправления, особенно на низовом, поселенческом уровне, крайне невелик. В силу всего вышеизложенного муниципальная власть остро нуждается в квалифицированных кадрах, способных эффективно управлять муниципальным имуществом, финансами, муниципальными предприятиями и учреждениями, объектами городского хозяйства и социальной сферы в рыночной среде, разрабатывать и реализовывать местные программы развития, привлекать к этой работе бизнес-структуры, общественные объединения, все слои населения, умело взаимодействовать с органами государственной власти.

      Объектом  местного самоуправления выступает муниципальный сектор. В качестве субъекта выступает население муниципального образования, объединенное общими интересами в решении местных проблем жизнеобеспечения и развития, - местное сообщество, а также органы местного самоуправления, избранные жителями и действующие от их имени.

      Таким образом, целью нашей работы является изучение муниципального сектора как  объекта национальной экономики.

      Задачи, поставленные в работе:

      1. раскрыть понятие муниципального сектора как объекта национальной экономики;

      2. представить муниципальное образование «Город Киров» как субъект публично-экономических отношений.

      Методы  исследования – контент-анализ специальной  литературы по вопросам муниципального управления, сравнение, статистические. 
 
 
 

  1. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЕКТОР КАК ОБЪЕКТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

          1.1. Понятие «муниципальный сектор»

      Эффективное управление невозможно без исследования объекта управления, которым в  данной работе является муниципальный сектор. Важнейшим инструментом исследования муниципального сектора как объекта управления является методология системного подхода.

      Муниципальный сектор экономики - совокупность первичных (низовых) единиц – муниципальных  образований, каждое из которых представляет форму территориальной организации и деятельности населения, сочетает производственные, социальные и управленческие функции на определенные территории.

      Под муниципальным сектором экономики (МСЭ) понимается совокупность экономических  отношений, связанных с использованием муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями (МУП), муниципальными (бюджетными) учреждениями (МУ), муниципальной казны, а также имущественных прав органа местного самоуправления (МСУ), вытекающих из его участия в коммерческих организациях.

      В вопросе формирования института  местного самоуправления в Российской Федерации одно из центральных мест занимает проблема обеспечения экономической  самостоятельности муниципальных  образований. К сожалению, с момента возникновения де-юре местного самоуправления государство в отношении данного демократического института вело себя крайне непоследовательно, что, естественно, не способствовало успешному развитию муниципалитетов. Политика жесткой централизации финансовых ресурсов, проводимая в Российской Федерации, практически лишила органы местного самоуправления какой-либо экономической самостоятельности, сделав их заложниками бюджетной политики субъектов федерации. Тем не менее объем собственных расходных полномочий местных органов власти не уменьшился, а наоборот, пополнился дополнительными расходами, возникшими в связи с принятием разнообразных российских законов и законодательных актов субъекта Федерации, не обеспеченных финансовыми источниками. Органы местного самоуправления, как самые близкие к населению органы власти, объективно становятся адресатами для экономических претензий граждан и структур, чьи права оказываются нарушенными вследствие отсутствия финансирования тех или иных законов.

      Муниципальный сектор экономики представлен муниципальными унитарными предприятиями. Основная сфера деятельности – жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство, незначительно присутствуют торговля, строительство, сельское хозяйство, бытовое обслуживание населения. Имеется тенденция к сокращению числа муниципальных предприятий, работающих в «рыночных» сферах. Как правило, МУП остаются там, куда коммерческий капитал средств не вкладывает в силу малой доходности бизнеса.

    1. Юридические и социально-экономические признаки муниципального образования

      Местное самоуправление как форма народовластия  населения является важной основой  конституционного строя России. Местное  самоуправление признано одной из фундаментальных  составляющих российской системы народовластия  и отражает возрастающую роль местной власти в удовлетворении потребностей населения муниципальных образований.

      В Российской Федерации процесс становления  и развития местного самоуправления идет сложно и противоречиво. На его  пути стоит целый комплекс проблем (экономических, правовых, социальных и др.). Цель местного самоуправления заключается в том, чтобы приблизить власть к населению. Такая власть способна более эффективно и действенно решать вопросы местного значения.

      В ходе административно-правовой реформы  начался новый этап развития местного самоуправления, который направлен на обеспечение политической и экономической самостоятельности муниципальных органов власти и повышение ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за подготавливаемые и принимаемые решения. Отправной точкой реформы стало принятие Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

      Закон о местном самоуправлении 2003 г. в  отличие от аналогичного Закона о  местном самоуправлении 1995 г. закрепил исчерпывающий перечень видов муниципальных образований. В результате проведенной реформы вместо 11436 муниципальных образований, существовавших в Российской Федерации в соответствии с Законом 1995 г., было образовано 24510 муниципальных образований.

      Новый Закон детально регламентирует систему  органов местного самоуправления. Обязательным является наличие не только представительных, но и исполнительных органов, а также  главы муниципального образования. Не допускается совмещать должности главы представительного органа и главы местной администрации. Таким образом, в системе органов местного самоуправления предполагается реализовывать конституционный принцип разделения властей на представительную и исполнительную.

      Территориальные основы местного самоуправления - совокупность норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: состав территории, порядок установления и изменения границ муниципального образования.1

      При рассмотрении вопроса о территориальных основах местного самоуправления необходимо определить, на какой территории оно осуществляется.

      В любом государстве публичная  власть не может осуществляться из единого центра, возникает необходимость  передачи управленческих функций на места. Для этого используется так называемое локально-территориальное деление.

      Локально-территориальное  деление - это разделение территории государства на внутренние локальные  территории, в рамках которых осуществляются публично-властные функции и создаются  органы публичного (государственного и муниципального) управления.

      В иерархии территориальных единиц Российского  государства выделяют два уровня: первый представляет собой деление  страны на первичные территориальные  составляющие - субъекты РФ, второй - деление  субъектов Федерации на административно-территориальные единицы.

      Административно-территориальная  единица есть часть территории субъекта Федерации с установленными границами, имеющая свое наименование, постоянный центр, характеризующаяся единством, непрерывностью, включающая, как правило, один или несколько населенных пунктов, выделяемая с целью комплексного решения государственных и местных задач, необходимых для обеспечения жизнедеятельности местного населения, населения субъекта Федерации, страны в целом2.

      Наиболее  распространенные виды административно-территориальных  единиц - районы, сельсоветы; населенных пунктов - села, деревни, станицы, поселки, города, районы в городах.

      Местное самоуправление осуществляется именно в рамках административно-территориального устройства субъектов. Но при этом органы местного самоуправления действуют в границах определенных территориальных единиц - муниципальных образований, составляющих территориальные основы местного самоуправления. И если административно-территориальная единица есть формальная единица территориального деления субъекта Федерации, выделенная органами государственной власти субъекта РФ в целях реализации своих полномочий, то "система муниципальных образований - формируется "снизу", в идеале - в соответствии с потребностями местного населения"3.

      Термин "муниципальное образование" является собирательным понятием, обозначающим городское, сельское поселение или  иную территорию, в пределах которой  осуществляется местное самоуправление. Необходимость введения и юридического закрепления этого понятия была вызвана тем, что с развитием федеративных отношений во многих субъектах Российской Федерации стали применяться различные исторические и национальные наименования территорий и населенных пунктов, а для юридической практики требовалось унифицированное определение территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Термин "муниципальное образование" впервые был введен Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 124, ст. 215) и в дальнейшем был включен в федеральные законы о местном самоуправлении.

Информация о работе Муниципальный сектор как объект национальной экономики