Бактериальные и протозойные болезни рыб

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Во многих странах мира важнейшим объектом пресноводной и морской аквакультуры традиционно является рыба.
Производство пищевой рыбной продукции имеет высокую народнохозяйственную эффективность. Так, 70 млн. т. рыбы, беспозвоночных и других водных объектов (без китов) по содержанию белка эквивалентно стаду в 400 млн. голов крупного рогатого скота. Затраты на производство 1 кг белка рыбных продуктов почти в 3 раза ниже затрат, связанных с получением 1 кг белка мясных продуктов.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………...3

2. Ветеринарно-санитарная экспертиза рыбы при заразных болезнях……4

2.1 ВСЭ при бактериальных болезнях……………………………………….6



2.1.1 Аэромоноз карпов……………………………………………………..6



2.1.2 Аэромоноз (фурункулез) лососевых…………………………………8



2.1.3 Вибриоз………………………………………………………………..11



2.1.4 Псевдомонозы карповых рыб………………………………………..12



2.2 ВСЭ при болезнях протозойной этиологии……………………………..15



2.2.1 Миксоболезы карповых………………………………………………15



2.2.2 Миксозомоз лососевых……………………………………………….18



2.2.3 Триходинозы…………………………………………………………..19



2.2.4 Хилодонелез…………………………………………………………..21



2.2.5 Ихтиободоз (костиоз)…………………………………………………23



3. Заключение………………………………………………………………….25



4. Список использованной литературы………………………………………26

Работа содержит 1 файл

Бактериальные и протозойные болезни рыб.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Для профилактики вибриоза соблюдают ветеринарно-санитарные правила перевозок рыб, не допускают их травмирования, ис­ключают стрессовые воздействия на рыб, улучшают условия среды в водоемах и обеспечивают полноценное кормление рыб. Против бо­лезни разработана вакцина.

Санитарная оценка рыбы. Товарная рыба при отсутствии вне­шних признаков болезни допускается в пищу без ограничений. При потере товарного вида больную рыбу бракуют и после проварки ис­пользуют в корм животным или утилизируют.

2.1.4 Псевдомонозы карповых рыб

Псевдомонозы — общее название заболеваний карповых рыб, вызываемых бактериями из семейства Vibrionaceae, рода Pseudomonas.

Распространение и экономический ущерб. Псевдомонозы реги­стрируются чаще в форме энзоотий в водоемах России и других стран, применяющих индустриальные методы рыбоводства. Они наносят значительный экономический ущерб в результате гибе­ли сеголетков и товарных рыб в зимовальных прудах, садках и бассейнах.

Возбудители — патогенные штаммы флюоресцирующих бакте­рий из рода Pseudomonas. У рыб чаще встречаются следующие виды: Pseudomonas cyprinisepticum, Ps. fluorescens, Ps. putida, Ps. aureofaciens, Ps. chlororaphis, Ps. dermoalba, Ps. intestinalis. Каж­дый из этих видов может вызывать заболевание самостоятельно или совместно с другими микроорганизмами. Из них наиболее опасна бактерия Ps. cyprinisepticum.

Бактерии рода Pseudomonas — прямые грамотрицательные ок- сидазоположительные подвижные палочки. Спор не образуют; в крови и органах некоторые виды имеют капсулу. При росте на МПБ вызывают помутнение среды, муаровые волны и образуют осадок; на МПА — колонии росинчатые, полупрозрачные, выпуклые, с ровными краями и гладкой поверхностью. На твердых средах бакте­рии образуют желто-зеленый флюоресцирующий пигмент.

Эпизоотологические данные. Псевдомонозом болеют карпы, ка­раси, пестрые и белые толстолобики, белые и черные амуры, буф- фало и другие карповые рыбы, в том числе аквариумные. Заболева­ют рыбы в возрасте от сеголетков до производителей, но чаще — се­голетки и двухлетки.

Источником возбудителей заболевания являются больные рыбы, их трупы, дикие рыбы-бактерионосители, обитающие в во­доисточниках. Они передаются прямым контактом и опосредован­но через воду, с орудиями лова, тарой, спецодеждой, а также при перевозках рыб. Заражение происходит через поврежденный кож­ный покров и жабры.

 

Вспышки псевдомонозов среди сеголетков и двухлетков карпа и толстолобиков чаще встречаются в зимовальных прудах, бассейнах и садках в зимне-весенний период. Гибель молоди достигает 30— 40 % и более. После пересадки рыб в нагульные пруды болезнь пре­кращается. Летом встречаются вспышки псевдомоноза, вызывае­мого Ps. dermoalba, Ps. intestinalis у амуров и толстолобиков.

Возникновению и обострению псевдомонозов способствуют нарушения ветеринарно-санитарных и зоогигиенических условий в водоемах: загрязнение воды органическими веществами; высо­кие плотности посадки и травмирование рыб; снижение резистен­тности их организма вследствие неполноценного кормления и низкой упитанности, а также нерегулярной очистки рыбоводных емкостей и др.

Патогенез и симптомы болезни. Псевдомонады, гематогенным путем разносимые по органам и тканям, приводят к бактериемии и оказывают токсигенное действие на сосудистую стенку, нарушая ее проницаемость и вызывая эритродиапедез, выпотевание плазмы крови и образование воспалительного отека в разных органах.

Инкубационный период при псевдомонозах точно не установ­лен.      Отмечают одно- или двустороннее пучеглазие.

У толстолобиков часто наблюдают кровоизлияния на жаберных крышках, в склере глаз, у основания плавников и на боковых стен­ках; брюшная водянка не выражена. Жабры анемичные, почти бес­кровные, серо-белого цвета. У них в крови невозможно определить гемоглобин.

При летней вспышке псевдомоноза у белых амуров кожный по­кров темнеет, в области ануса образуется опухолевидное вздутие брюшка, при массировании которого из ануса выделяются слизис­тые сгустки с примесью крови. У толстолобиков, наоборот, отмече­но пятнистое побеление кожи, потеря рыбами равновесия тела в виде опускания вниз головой. Массовая гибель рыб начинается че­рез 2—3 дня после появления первых  признаков.

Патологоанатомические изменения. По нашим данным, наиболее тяжелые изменения обнаруживаются у карпов и буффало при сеп­тической асцитной форме болезни. При этом в коже и мускулатуре преобладают очаго­вые покраснения, ерошение чешуи, острый дерматомиозит, эритро-диапедез, отек рыхлой клетчатки и распад мышечных пучков. Брю­шина и серозные оболочки органов воспалены, влажные, в брюшной полости прозрачный кровянистый экссудат, кишечник вздут.

Печень темно-красного цвета, дряблая, с явлениями зернистой, гидропической дистрофии и фокального некробиоза клеток. Селе­зенка и почки увеличены, размягчены за счет воспалительного оте­ка, застойной гиперемии и пролиферации гемопоэтической ткани. В почках отмечена зернистая и вакуольная дистрофия, иногда не­кробиоз эпителия, деструкция канальцев и гломерулит. В просвете сосудов резко повышено число лейкоцитов. Кишечник переполнен слизью, катарально воспален. При более легком течении болезни у карпов, а также у толстолобиков преобладает дерматомиозит; аль- теративно-экссудативные изменения во внутренних органах выра­жены слабее.

Другие псевдомонозы вызывают сходные воспалительно-некро- биотические изменения в коже и разволокнение плавников, иногда развивается септицемия, проявляющаяся, как описано выше.

Диагностика. Диагноз на псевдомонозы ставят комплексно на основании результатов бактериологического исследования с уче­том эпизоотологических данных, клинических признаков и пато- логоанатомических изменений. Важное значение имеет септичес­кий характер инфекции, при которой из крови получают обильный рост возбудителя. Обязательно подтверждение патогенности псев­домонад в биопробе на восприимчивых рыбах. Биопроба считается положительной при гибели не менее 50 % рыб с признаками псев­домоноза и реизоляции исходной культуры бактерий.

Псевдомонозы дифференцируют от аэромоноза и осложнений псевдомонадами хронических токсикозов и ассоциативных инфек­ций. Важным признаком является отсутствие при псевдомонозе язв на коже.

Меры борьбы и профилактика. При установлении псевдомоноза хозяйство (водоем) объявляют неблагополучным и накладывают ог­раничения на перевозки рыб для разведения. Оздоровление прово­дят комплексным методом, включающим проведение ветеринарно-санитарных мероприятий (закрепление за неблагополучными во­доемами отдельного инвентаря, регулярный сбор трупов, очистку и дезинфекцию бассейнов, промораживание, просушивание и дезин­фекцию ложа прудов), применение лечебных обработок рыб. Про­изводителям и ремонтным рыбам вводят дибиомицин с экмолином, как рекомендовано при аэромонозе. Положительный эффект дает применение сульгина из расчета 2 г/кг корма, сульгина с левомицетином (1:1) — 2 г/кг корма.

Хозяйство считается оздоровленным через 1 год после последне­го случая заболевания и отрицательных результатов бактериологи­ческого исследования.

Основой профилактики является улучшение санитарно-гигиенических условий содержания рыб: создание благоприятных усло­вий среды, предупреждение травматизации рыб и попадания в во­доемы сорной рыбы, систематическая очистка и дезинфекция ры­боводных емкостей.

Санитарная оценка рыбы. При хроническом течении болезни после зачистки язв больных рыб направляют на переработку (про­варку, копчение и т. п.). Рыб с признаками острого течения болезни (асцит, пучеглазие, ерошение чешуи) проваривают и используют на корм животным, перерабатывают на рыбную муку или утилизиру­ют. Условно здоровую рыбу реализуют в торговой сети без ограни­чений, не допуская попадания ее в другие водоемы.

 

 

2.2Ветеринарно-санитарная экспертиза рыб при болезнях протозойной этиологии.

Протозойные болезни вызывают возбудители, относящиеся к подцарству простейшие (Protozoa). Простейшие отличаются тем, что их тело морфологически соответствует одной клетке, а физио­логически они представляют собой целостный организм со всеми присущими ему функциями. Их жизненный цикл простой и состо­ит из чередования полового процесса и вегетативного пути размно­жения. Многие простейшие могут образовывать цисты покоя и в та­ком виде переживать неблагоприятное время.

Среди паразитов рыб встречаются представители всех классов: жгутиконосцы, ресничные инфузории, саркодовые, споровики, книдоскоридии. Однако их роль в патологии рыб неодинакова. Так, среди жгутиковых и саркодовых сравнительно небольшое количе­ство паразитов рыб, а из подкласса книдоспоридий и миксоспоридий почти все паразитируют у рыб. Много паразитов рыб и среди ресничных инфузорий.

Характерной особенностью паразитирования простейших явля­ются их повсеместное распространение, отсутствие специфичности по отношению к хозяевам, а также прямой путь передачи инва­зии — контактный, через воду, грунт. На основании этого можно считать, что большинство возбудителей протозойных болезней от­носится к убиквитарным организмам.

 

 

2.2.1 Миксоболезы карповых

В группу миксоболезов входят болезни карповых рыб, в основ­ном карпа, карася и толстолобика, возбудителями которых являют­ся миксоспоридии из семейства Myxobolidae, включающего наибо­лее известные роды Myxobolus, Hoferellus и др. Все представители семейства — тканевые паразиты, за исключением рода Hoferellus, в котором имеются полостные паразиты, например Н. cyprini.

Распространение и экономический ущерб. В прудовых хозяйствах нашей страны наиболее распространены следующие болезни: миксоболез или злокачественная анемия карпа, миксоболез толстоло­бика, гофереллез карпа и некоторые другие. Они наносят опреде­ленный экономический ущерб за счет гибели сильно зараженных рыб, отставания их в росте и снижения рыбопродуктивности пру­дов.

Возбудитель. Возбудителем миксоболеза карпов является миксоспоридия Myxobolus ciprini, миксоболеза толстолобика — М. pavlovskii, М. drjaginin М. haemophilus.

Возбудитель миксоболеза карпов имеет вид мелких амебоидов не­правильной формы, локализующихся в соединительной ткани по­чек, селезенки, печени и жабр, или цист, заполненных спорами. При гофереллезе паразит находится в просвете мочевых канальцев почек.

У толстолобика миксоболюсы образуют многочисленные цисты в жабрах, а также встречаются споры в крови и паренхиматозных органах.

Споры миксоболюсов состоят из двух полярных капсул, распо­ложенных на одном полюсе, и амебоидного зародыша с йодофильной вакуолью, расположенного на противоположной стороне спо­ры. Споры овальные, длиной около 10—16 мкм и шириной 8— 12 мкм.

Развитие миксоболюсов проходит по типичной для тканевых миксоспоридий схеме. При этом спорообразование у большинства миксоболюсов карповых проходит зимой.

Эпизоотологические данные. Миксоболюсами поражается в ос­новном молодь карпа, сазана, белого и пестрого толстолобиков, а также карася и некоторых речных рыб (леща, плотвы, линя). Рыбы старшего возраста являются паразитоносителями, а среди молоди нередко отмечается гибель.

По данным А. А. Лысенко (1994), в рыбхозах Краснодарского края зараженность толстолобиков в летний период достигает 80 % при интенсивности от 4 до 190 цист на жабрах. Заражение моло­ди происходит с первых дней посадки их в выростные пруды. Зре­лые цисты споровиков обнаруживают в июле у 20-дневной моло­ди. В летнее время интенсивность инвазии нарастает до конца июля. В зимовальных прудах зараженность достигает 100 %. При небла­гоприятных условиях зимовки и в летнее время отмечается гибель толстолобиков от миксоболезной паразитемии.

Патогенез и симптомы болезней. Патогенное действие миксобо­люсов определяется их инвазивностью и степенью поражения орга­нов. При поражении жаберного аппарата разрастающиеся цисты паразитов оказывают механическое и, возможно, токсическое дей­ствие на окружающие ткани, вызывают нарушение кровообраще­ния, уменьшение дыхательной поверхности жабр, что приводит к гипоксии и аноксии организма рыб. При поражении почек (гофереллез) или других паренхиматозных органов миксоболюсы вызы­вают в них некробиоз клеток, закупоривают просвет мочевых ка­нальцев и приводят к нарушению водно-солевого обмена.

Жаберные формы миксоболезов протекают хронически и чаще проявляются застойной гиперемией в отдельных лепестках, обра­зованием колбовидных вздутий капилляров и наличием цист пара­зитов. При разрыве капилляров возможны отдельные кровоизлия­ния. Больные рыбы отстают в росте, имеют низкий коэффициент упитанности.

При почечной форме, характерной для гофереллеза, развивают­ся отеки тела, выражающиеся пучеглазием, ерошением чешуи, ас­цитом.

Патологоанатомические изменения. Патологоморфологические изменения в органах рыб определяются интенсивностью пораже­ния тканей миксоболюсами и токсическим действием продуктов их жизнедеятельности.

При поражении жабр гистологически обнаруживают многочис­ленные инкапсулированные цисты паразита, которые, разрастаясь в эпителиальном слое лепестков и сдавливая просвет капилляров, приводят к деформации лепестков, образованию колбовидных вздутий и застойной гиперемии капилляров.

Во внутренних органах паразиты вызывают дистрофию и некро­биоз паренхиматозных клеток за счет воздействия Развивающихся плазмодиев и скопления спор в разных структурах. Так, в почвах от­мечают продуктивное интерстициальное воспаление, пролифера­цию клеток ретикулярной ткани, некробиоз эпителия канальцев, что внешне выражается увеличением объема органа в 1,5—2,0 раза.

В печени отмечают периваскулярный отек, эозинофильную ин­фильтрацию стенок сосудов, вакуольную дистрофию гепатоцитов.

В мышечной ткани у сильно зараженных толстолобиков отмеча­ют зернистую дистрофию и атрофию мышечных пучков с последу­ющим ценкеровским некрозом. Как и в жабрах, в паренхиматозных органах гистологически обнаруживаются плазмодии, панспоробласты и цисты миксоболюсов, заполненные спорами.

Информация о работе Бактериальные и протозойные болезни рыб