Женщина в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 01:53, дипломная работа

Описание работы

Участие женщины в туристическом бизнесе в развитых странах явление привычное и не вызывает удивления в деловом мире и обществе. Скорее вызывает уважение тот факт, что на этом поприще женщины проявляют недюжинные способности и деловые качества.
По данным французских исследователей туристического бизнеса, те из 3 тысяч фирм, во главе которых стоят женщины, приносят в двое больше прибыли, чем фирмы, возглавляемые мужчинами, в вдвое быстрее развивают свой бизнес.

Содержание

Введения
Глава 1. Женщина в сфере туризма
1.1. Женщины и гостеприимство
1.2. Портрет современной женщины - турагента
1.3. Гендерное равенство в туризме
Глава 2. Анализ деятельности женщины в туризме (На примере агентства «RIXOS TUR»)
2.1. Характеристика туристического агентства «RIXOS TUR».
2.2. Сходства и различия в туристической деятельности мужчин и женщин в «RIXOS TUR».
2.3. Представительство женщин в туристической сфере.
Глава 3. Туризм и новые возможности для женщин
3.1. Девиз Всемирного дня туризма в 2007 году: «Туризм - новые возможности для женщин».
3.2. Новые возможности для женщин в сфере туризма.
3.3. Перспективы развития международного туризма.
Заключения.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

дипломная раб..docx

— 197.26 Кб (Скачать)

Эмансипация женщин носит  остроактуальный характер, особенно в современном обществе. Так как  для достижения равновесия и баланса  в общество необходимо два компонента: мужчина и женщина.

Например, мужской и женский  словарь в политике, как установлено  исследованиями, сильно отличаются друг от друга. Мужчины чаще говорят о  процентных ставках, акцизах, о НАТО, о технологиях…

А женщины в своих выступлениях больше употребляют такие слова  как, забота, уход, детский сад, дом. Словом, мужские вопросы - "тяжелые", женские - "мягкие". А для принятия эффективных, необходим баланс.

Вопросы, связанные  с особенностями пола человека и  его психологическими различиями, в  последнее время входят в число  наиболее активно-обсуждаемых в  обществе. Данная проблема волнует  умы многих современных социологов и психологов таких как Энтони Гиденс, Шон Берн, Евгений Ильин, Светлана Айвазова, Ирина Жеребкина.

Считается, что  впервые понятие «гендер» было введено в научный оборот американским психоаналитиком Робертом Столлером в работе «Пол и гендер: о развитие мужественности и женственности» (1968). «Гендер» он рассматривал как понятие, которое выражает психологические, социальные, культурные особенности личности. Поэтому не обязательно связывать бытие женщины с «женственностью», а бытие мужчины с «мужественным» поведением. Такой подход был поддержан многими социологами, он стал основоположником нового направления социальных исследований – гендерных.

Разделение труда  на основе половой принадлежности присуще  всем культурам, как присущи им гендерные стереотипы, дифференцированная социализация мальчиков и девочек и более низкий статус, и меньшие властные возможности женщин по сравнению с мужчинами.

Разделение труда  по половому признаку начинается в  детстве. В целом отцы проводят с  детьми примерно треть того времени, которое им посвящают матери. Женщины  во всем мире выполняют большую часть  домашних обязанностей, даже когда  они работают вне дома.

Исторически сложилось  так, что практически в любой  культуре женщины и мужчины выполняли  разную работу. По данным ООН (1991), во всем мире рабочие места разделены  по половому признаку.

Женщины   в  туристическом  бизнесе ограничены «стеклянным потолком», который  не позволяет им занимать руководящие  позиции, и они часто сталкиваются с так называемой «скрытой» дискриминацией на рынке труда. А также есть тенденция - резкого снижение участия женщин в процессе принятия  важных  решений. 

Сейчас во многих обществах осуществляется попытка  интегрировать как можно больше женщин во властные и управленческие бизнес структуры. Преимущественно  так делают очень успешные страны. Это государства, которые понимают, что без женщин невозможно достигнуть прогресса ни в обществе, ни в  политике, ни в экономике. Стоит взглянуть  на ту же Норвегию, которая с 2006 года имеет закон, по которому 40% членов всех наблюдательных советов должны быть женщины. Если компании этот закон нарушают, то это чревато штрафными санкции. Похожим образом действует и  премьер-министр Испании. Половина министров в испанском правительстве  – это женщины. Схожие тенденции наблюдаются и в азиатских странах. Речь идет не о том, как развита страна. Речь идет, прежде всего, о том, что женщины имеют право голоса.[10;56]

Статистика о положении  женщин по сравнению с мужчинами  во всех сферах общественной жизни  называется гендерной статистикой. Однако она не ограничивается только представлением всех показателей в разрезе по полу. При необходимости, статистические данные должны быть представлены в разбивке по возрастным группам, в разрезе проживания в городской/сельской местности, если возможно, по принадлежности к этническим группам. Статистика, учитывающая гендерную проблематику, необходима для того, чтобы:

  • повышать уровень внимания к проблемам, убеждать руководство, содействовать переменам;
  • выявлять наиболее уязвимые социально-демографические группы и обращать на них внимание руководства и общественности;
  • стимулировать идеи в отношении перемен;
  • обеспечить объективную базу для основных направлений политики;
  • контролировать ход обсуждения политики и оценивать ее направления.

Отдельные разделы гендерной статистики собираются по традиционной методике, существующей в нашей стране еще с советского периода. Однако существуют такие разделы, где для сбора данных используются выборочные социологические обследования. Периодичность сбора данных для гендерных целей не всегда совпадает с периодичностью сбора общенациональной статистики. Частота и тематика сбора гендерной статистики зависит от целей исследования.

Экспертная группа по статистическим вопросам ООН выработала минимальный  набор рекомендуемых социальных данных для целей гендерного развития. Этот набор не является обязательным для каждой страны. Каждая страна может расширять эти показатели в зависимости от особенностей экономической, политической и социальной ситуации в стране. Предлагаемый перечень включает следующий показатели:

  1. оценка численности населения по полу, возрасту, принадлежности к этническим группам;
  2. средняя продолжительность жизни при рождении;
  3. младенческая смертность по полу;
  4. детская смертность по полу;
  5. материнская смертность;
  6. распространенность контрацептивных средств;
  7. среднее количество лет обучения в школе по проживанию в сельской/городской местности, полу, уровню доходов;
  8. количество проживающих лиц на комнату, исключая кухню и ванную;
  9. доступ к пригодной для употребления воде;
  10. доступ к оздоровлению, улучшению санитарных условий;
  11. стоимость продовольственной корзины, достаточной для удовлетворения минимальных потребностей в питании;
  12. валовый национальный доход (ВНП) на душу населения;
  13. средний доход на члена семьи (уровень и распределение);
  14. уровень безработицы по полу;
  15. процент занятого населения в общей численности населения по полу, по участию в формальном и неформальном секторе.

Этот перечень содержится в Отчете экспертной группы по статистическим вопросам последних основных конференций  ООН. Он был утвержден 29-й сессией  Статистической комиссии по рекомендации Рабочей группы по международным  статистическим программам и координации. Кроме данных за последний год  рекомендуется дополнительно предоставлять  данные еще за один год или более  длительный период времени в целях  обеспечения их сопоставимости и  выявления тенденции гендерного развития в стране.

Гендерная статистика состоит из следующих разделов:

  • население;
  • семья и домашнее хозяйство;
  • использование времени;
  • трудовая деятельность;
  • экономика;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • правонарушения;
  • органы власти.

Постоянные пользователи статистики знают, что большинство  перечисленных выше разделов были представлены в государственной статистике. Однако не все разделы давали информацию в разрезе по полу. В последние  годы начали издаваться статистические сборники «Положение женщин» или  «Женщины и дети». Обычно в этих сборниках  представлена информация о численности  женщин в тех или иных сферах, но не дается данных о мужчинах для  сравнения. Гендерная статистика ставит обязательным условием отражение положения женщин по сравнению с мужчинами. Считается, что позитивная дискриминация в отношении женщин часто приводит к негативным результатам, так как упускаются из виду интересы ущемленных групп мужчин. Например, показатели психических заболеваний среди мужчин особенно в последние годы резко выросли по сравнению с женщинами. Этот факт представляет угрозу для всего общества, так как страдают от этого, прежде всего члены семьи - дети и женщины.

С точки зрения принципиальной новизны наиболее интересным представляется раздел «Использование времени». Необходимость  обследований использования времени  диктуется формированием стратегии  гендера и семьи. Такие обследования призваны решать следующие задачи:

  • дать количественную характеристику соотношения между разделением домашнего труда и участием женщин в экономической (оплачиваемой) деятельности;
  • выявить и исследовать проблемы сочетания работы и семейной жизни;
  • дать количественную и качественную оценку нагрузки по уходу за детьми, инвалидами или хронически больными членами семьи и родственниками.

Такие обследования требуют  хорошей грамотности исполнителей, постоянный контроль с их стороны  за правильностью заполнения анкет. Методика обследования использования  времени требует от исполнителей проверять правильность заполнения анкет и консультировать по 3-4 раза в день. Временные рамки обследования обычно охватывают 2-3 дня. При этом обязательным условием является включение рабочих  и выходных дней. При обследовании использования времени используются различные методы:

  • дневники, которые раздаются респондентам, попавшим в выборку. Они должны в течение дня фиксировать всю свою деятельность через каждые 10 минут (европейская модель обследования);
  • записи со слов производятся интервьюером по заранее подготовленному списку. Недостаток такого метода заключается в том, что в предварительном списке не все виды деятельности могут быть учтены. Это затрудняет в дальнейшем кодирование и обработку данных;
  • обследование всех членов домашнего хозяйства. Этот метод дает наиболее полную информацию о разделении труда в семье. Метод предполагает охват всех членов семьи, начиная с 10 лет и старше (европейская модель обследования).

После сбора информации начинается очень сложная и кропотливая  работа по кодированию. Все виды деятельности кодируются и только после этого происходит подсчет использованного времени. Вот один из примеров кодов для расчетов в обследованиях использования времени:

  1. = уход за собой;
  2. = работа;
  3. = учеба;
  4. = уход за домом и семьей;
  5. = гражданская и религиозная деятельность;
  6. = общественная жизнь и досуг;
  7. = спорт;
  8. = хобби и игры;
  9. = средства массовой информации;
  10. = путешествия.

В таблице 1. отражены результаты такого обследования в Великобритании в 1997 году. В нашей стране таких обследований пока не проводилось.

Показатель «Работа» показывает, что мужчины затрачивают на оплачиваемую работу 211 минут в день в среднем, что составляет в среднем чуть более 3,5 часов в день. У женщин этот показатель составляет чуть более 2 с четвертью часов. А если подсчитать время, затраченное на неоплачиваемую работу (показатели 1, 4, 10, 12), то у мужчин этот показатель составит около 5 часов, а у женщин - более 6 часов 40 минут.

Таблица 1

Обследование  использования времени в Великобритании в 1997 году

 

№№

Показатели

Мужчины (мин./день)

Женщины (мин./день)

1

Уход за детьми

16

26

2

Учеба

25

32

3

Общение

53

54

4

Уход за собой

53

54

5

Еда/питье

79

86

6

Другой досуг

96

78

7

Путешествия

107

87

8

Просмотр телепередач

127

117

9

Работа 

211

137

10

Уход за домом 

127

208

11

Сон

445

443

12

Прочее 

99

113

 

ВСЕГО

1440

1440


Это основная причина недооценки трудового вклада женщин в жизнь  семьи и вытекающая отсюда экономическая  дискриминация женщин. Мы рассмотрели  пример относительно благополучной  в плане гендерных отношений страны. А вот примеры ряда стран, имеющих разные уровни экономического и гендерного развития.

Таблица 2

Гендерное распределение оплачиваемой и неоплачиваемой работы

Страна

Оплачиваемая работа

Неоплачиваемая работа

Вся работа

Ж

М

Ж

М

Ж

М

Албания

102

196

332

84

434

280

Литва

173

261

260

105

433

366

Болгария

121

165

291

139

412

304

Словения

140

220

253

140

393

360

Венгрия

123

195

256

157

379

352

Люксембург

84

207

291

127

375

334

Финляндия

158

184

212

138

370

322

СК

135

209

232

141

367

350

Испания

75

181

287

67

362

248

Швеция

129

200

206

135

335

335

Информация о работе Женщина в туризме