Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 07:38, курсовая работа
Цель данной работы – анализ исторического аспекта возникновения и развития гостиничного дела.
В соответствии с намеченной целью, в настоящей работе были поставлены и реализованы следующие задачи:
Рассмотреть историю развития индустрии гостеприимства;
Гостиничные предприятия ВЦСПС. Наиболее крупным владельцем предприятий гостиничного типа являлся Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС.
Часть гостиниц принадлежала отдельным предприятиям, учреждениям: Аэрофлоту, Автотрансагенству, Спорткомитету, Министерствам. Удельный вес их в общем гостиничном фонде незначителен.
В 1985 году Госкомстат СССР обнародовал следующие данные: на каждую тысячу жителей в СССР приходилось 2, 5 места в гостиницах, мотелях и общежитиях для приезжих (так было принято определять уровень гостиничной базы).
Из числа столичных городов, по сведениям Госкомстата, больше всего мест было в Москве – 64 023. Это – 7,4 места на тысячу жителей. В Киеве – 16 291 мест (6,3), в Таллинне – 3 415 мест (7,1), Алма-Ате – 5 721 место (5), В Баку – 1 958 мест (1,1), в Тбилиси – 1 072 места (0,9).
Для сравнения: в Лондоне имеется 140 тыс. гостиничных мест, в Париже – 130 тыс., в Нью-Йорке – около 200 тыс. Гостиничное хозяйство Советского Союза насчитывало около 700 тыс. мест. Из них 241 тыс. принадлежало ВЦСПС, 55 тыс. мест – Госкоминтуристу, 100 тыс. имело Бюро международного молодежного туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ. Еще одно сравнение: в Западной Германии было 2 млн гостиничных мест.
На примере Москвы известно, что в 1990 году ежедневно в город приезжало до 3-х млн человек. Столичная же база гостиничного хозяйства имела 100 тыс. мест. Таким образом, гостиницы столицы такой поток гостей могли принять не за сутки, а за год.
Проблемы нехватки гостиниц возникла еще и оттого, что за последнее пятилетие (1985-1990 гг.) было принято в СССР лишь 25 млн. иностранных граждан, а в 1990 году в СССР – 24 млн. туристов. Сравнивая с предыдущими годами, можно установить динамику роста гостиничных мест. Так, гостиничное хозяйство РСФСР характеризуется следующим показателем насыщенности гостиничными местами. В 1941 году на 1 тыс. жителей городского населения было 0,92 места в гостиницах, в 1945 году – 0,74, в 1960 – 1,42, в 1966 – 1,75, в 1969 – 2,7 места, а в 1990 – 3,0.
Комплексная программа развития сферы услуг предусматривала к 1990 году увеличить число мест в гостиницах на 30-35 %, а к 2000 – в 2,5 раза. В свою очередь, Мосгорисполком наметил к 2000 году увеличить гостиничную базу на несколько десятков тысяч мест. Развернулось строительство различных предприятий – кемпингов, мотелей, общежитий. В этой работе участвовали многие известные зарубежные фирмы. Стало развиваться корпоративное движение: появляются кооперативы, заезжие и постоялые дворы, караван-сараи, пансионаты. К 1990 году вошли в строй 30 новых гостиниц Госкоминтуриста – в Новосибирске, Москве, Киеве, Кисловодске, Ташкенте, Бухаре, Самарканде, Ленинграде, Петрозаводске.
В Москве началось строительство новых и реконструкции старых гостиниц при участии иностранных фирм. Именно в это время в Москве была построена большая часть четырех- и пятизвездочных гостиниц.
До кризиса 1998 года, когда экономика России постепенно развивалась, и прогнозы дальнейшего экономического развития страны были оптимистичны, всем гостиницам хватало места на рынке, и они могли позволить себе высокие даже по европейским меркам цены. При этом удавалось сохранить хорошую заполняемость (в 1997 году средняя заполняемость гостиниц в Москве составила 65 %, а в 1998 – 59 %).
После кризиса 1998 года, бизнес-поток уменьшился, и заполняемость гостиниц в 1999 году снизилась до 45 %. Среди пяти - и четырехзвездочных гостиниц, которые раньше позиционировали на одном рынке, произошло расслоение на две группы. К первой группе можно отнести гостиницы действительно высокого класса с отличным местоположением в центре города: «Балчуг», две гостиницы сети «Мариотт» - «Мариотт Ройал» и «Гранд-отель Мариотт», «Националь», а также реконструированный «Метрополь». Ко второй категории относятся «Олимпик-Пента», «Тверская», «Палас-отель», «Рэдиссон-Славянская». Произошло расслоение и в ценах этих двух категорий.
Сразу
после кризиса обострилась
Таблица
3.2 – Гостиничная база России (по категории
объектов) [3]
Россия | Москва | |
Всего предприятий | 4 258 | 194 |
в т.ч. гостиниц | 3 398 | 172 |
5 звезд | 25 | 7 |
4 звезды | 62 | 15 |
3 звезды | 231 | 37 |
2 звезды | 235 | 30 |
1 звезда | 229 | 7 |
некатегорийные | 2 616 | 76 |
мотели | 20 | 2 |
кемпинги | 5 | - |
общежития | 763 | 19 |
прочие | 72 | 1 |
Одним из основных параметров состояния развития гостиничной индустрии является показатель доходности. Общая доходность российских объектов размещения составила в прошлом (2003) году примерно 6,4 млрд руб. По данным МФКСТ, примерно 34 % российских гостиниц убыточны. В показателе общероссийской доходности отрасли очень велик – 55 % - удельный вес московских гостиниц. В «Программе развития туризма в Москве» приводятся следующие показатели общего объема доходов по гостиницам Москвы за 1998 год – 3,5 млрд. руб.
Москва
вообще стоит в российской гостиничной
индустрии на особом месте. И хотя в общем
объеме объектов размещения в РФ на долю
Москвы приходится всего 4 %, единовременная
вместимость составляет 18,4 %, а число мест
20 % от российской. В 1998 году гостиницами
Москвы было реализовано 12,9 млн. ночевок
(при потенциальных возможностях обслуживания
– 22,8 млн. ночевок в год). Из них 62 % от общего
числа ночевок было предоставлено российским
гражданам, 28 % - иностранным, 10 % - гражданам
СНГ.
Таблица
3.3 – Размещение иностранных граждан
в гостиницах РФ (по целям поездки) [12]
Цели поездки | Россия, % | Москва, % |
Досуг, рекреация, отдых | 43,8 | 30,6 |
Деловые, служебные | 52,2 | 65,5 |
Лечение | 0,1 | 0,2 |
Прочие | 3,9 | 3,7 |
В
целом, по приведенным в названном
документе данным, подготовленным на
основе сведенной статистики Госкомстата,
Мосгорстата, Федеральной погранслужбы
и отчетов ГАО «Москва» за 1997-1999 годы гостиничная
база столицы насчитывает 240 предприятий,
предоставляющих услуги проживания, из
них гостиниц – 154.
Таблица
3.4 – Гостиничная база Москвы (по категориям)
[3]
5 звезд | 9 % |
4 звезды | 17 % |
3 звезды | 42 % |
2 звезды | 42 % |
1 звезда | 31 % |
Более
половины столичных гостиниц действуют
на рынке, не имея сертификата соответствия
заявляемой категории. Без таких
сертификатов работают все без исключения
гостиницы 1 звезды, 31 – 2-х звезд, 17 – 3-х
звезд, 7 – 4-х звезд и 2 – 5-ти звезд.
3.6
Современные тенденции развития индустрии
гостеприимства
интерес к гостиничному строительству в России наметился около пяти лет назад и продолжает расти. Подкрепляется он сохраняющимся дефицитом предложения гостиничных услуг практически во всех ценовых категориях при стабильном спросе. Кроме того, гостиничный бизнес позволяет гибко варьировать тарифы не только в течение месяца или недели, но и на ежедневной основе. Договора аренды офисных или торговых площадей являются долгосрочными и не предусматривают возможности пересмотра условий в течение срока аренды. В условиях постоянно меняющейся динамики рынка это обстоятельство может быть решающим аргументом в пользу строительства гостиничного предприятия.
Последние десять лет российский гостиничный рынок ежегодно рос на 15-20%, а объем рынка составил порядка $ 4 млрд. Всего на российском рынке работает около 4000 гостиниц, включая санатории и пансионаты, что составляет более 410 тысяч мест.
Важной тенденцией российского ранка гостиничных услуг является проникновение международных сетевых компаний. Это в первую очередь связанно с недостатком опыта российских компаний в гостиничном бизнесе. Их проникновение на российский рынок происходит различным путем: присоединением уже построенных гостиниц, поглощение конкурирующих гостиничных цепей, строительством новых объектов по своим технологиям и на свои средства.
С этим напрямую связана тенденция к росту числа инвестиционных проектов по строительству и реконструкции гостиниц. Здесь необходимо отметить некую противоречивость рынка гостиничных услуг. Несмотря на то, что в основном рост инвестиций характерен для гостиниц высокого сегмента – «4 звезды» и «5 звезд», существует тенденция к сокращению числа подобных гостиниц. Такая тенденция объясняется тем, что сроки окупаемости дорогих отелей гораздо меньше, а заполняемость остается наиболее высокой среди всех сегментов.
Развитие отмечено практически во всех регионах, однако наиболее привлекательны г. Москва и г.Санкт-Петербург. Это связано с рентабельностью гостиниц. В регионах она составляет – 15-20%, а в Москве 17-25%. Вследствие этого для инвесторов наиболее прибыльным и перспективным является московский рынок гостиничной недвижимости. По данным международного агентства TRI Hospitality Consulting, в первом полугодии 2007 года каждый гостиничный номер в столице принес его владельцу €149 чистой прибыли, что на €36 больше, чем в Лондоне, занявшем второе место. По имеющимся данным, всего в российской столице 34,4 тысяч гостиничных номеров, 40% приходится на гостиницы категории "три звезды", 28% - на "две звезды", 18% - на "четыре звезды", 8% - на "пять звезд. Московские гостиницы высшей категории составляют хоть и небольшую, но весьма существенную часть рынка. Отели, принимающие первых лиц иностранных государств и деловую элиту, по определению не могут играть иной роли. Что касается гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга, то там функционирует 329 гостиниц, совокупный номерной фонд которых составлял около 18 тысяч номеров. Из них к категории «5 звезд» относится 9 гостиниц, 20 отелей имеют категорию «4 звезды», 91 гостиница – категорию «3 звезды».
Инвесторы, управляющие компании и администрация города как структуры, формирующие спрос на рынке строительства гостиниц, в настоящее время достаточно активны и на развитии отелей среднего ценового сегмента (сегмента малых гостиниц). Сюда включены придорожные мини-гостиницы, апарт-отели и частный сектор гостиничного бизнеса.
В
настоящий момент серьезной альтернативой
гостиницам в таких условиях становятся
съемные квартиры с посуточной оплатой
– апартаменты. Можно сказать, что
именно из таких апартаментов «вырос»
петербургский рынок мини-
Несомненно,
что гостиничные рынки Москвы
и Санкт-Петербурга оказывают доминирующее
влияние на состояние гостиничной
отрасли страны в целом. Однако в
последние годы и здесь наметились некоторые
сдвиги, проявляющиеся, в первую очередь,
в сокращении доли столиц в общем отраслевом
балансе. Процесс деконцентрации происходит
на фоне оживления гостиничных рынков
других регионов. К числу таких стремительно
развивающихся районов относится, в первую
очередь, город-курорт Сочи, инвестиционная
привлекательность которого не уступает
столичным городам, Краснодарский край,
а также ряд городов-миллионеров, например,
Екатеринбург. В ряде регионов гостиничный
бизнес развивается даже более динамично,
чем другие сектора рынка недвижимости:
жилищный и торгово-офисный. В значительной
степени там активно развивается сегмент
мини-отелей и гостиниц среднего ценового
уровня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История развития гостиничного дела неразрывно связана с путешествиями. Путешествуя с разными целями и намерениями (посещение святых мест и храмов, олимпийских игр и т.п.) люди нуждались в приюте и отдыхе. Древнейшие упоминания о местах для размещения путешествующих можно найти в письменных источниках Древнего Египта.
Информация о работе Возникновения и развития гостиничного дела