Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:58, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности сотрудничества внутренних туроператоров и гостиниц Москвы и Московской области.
Задачи исследования:
1) определить особенности внутреннего туроперейтинга;
2) рассмотреть характеристику основных схем сотрудничества туроператоров и гостиничных предприятий;
3) обосновать перспективы развития сотрудничества внутренних туроператоров гостиниц Москвы и Московской области.
Введение 3
Глава I Теоретические основы проблемы сотрудничества внутренних туроператоров и гостиниц
1.1. Средства размещения в РФ: определения, классификация, законодательная база 5
1.2. Особенности внутреннего туроперейтинга 9
1.3. Характеристика основных схем сотрудничества туроператоров и гостиничных предприятий 13
Глава II Технология сотрудничества внутренних туроператоров и гостиниц на примере Москвы и Московской области
2.1. Характеристики гостиниц региона 23
2.2. Особенности сотрудничества туроператоров и гостиниц региона 25
2.3. Перспективы развития сотрудничества внутренних туроператоров и гостиниц региона 29
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 37
За счет строительства новых отелей в столице, несмотря на временный вывод из эксплуатации на реконструкцию ряда крупных столичных гостиниц (в том числе таких отелей как «Россия», «Москва», «Украина» и «Минск»), наблюдается значительное увеличение единовременной вместимости гостиничного фонда: с 65,2 тыс. в 2008 г. до 72,5 тыс. мест в текущем году (с учетом гостиниц, находящихся в стадии завершения
Сегментация объектов гостиничного комплекса по уровню комфортности и административным округам столицы
В соответствии с законодательством РФ гостиницы классифицируются по пяти категориям. Высшая категория для коллективных средств размещения – «пять звезд», а низшая – «одна звезда».
Необходимо отметить, что в настоящее время классификация гостиниц по уровню комфортности (по категориям «звездности») производится на добровольной основе в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 15.06.05 №1004-Р «О системе классификации гостиниц и других средств размещения» и Приказом №86 от 21.07.05 Федерального Агентства по туризму РФ.
Действующая в настоящее время система добровольной классификации гостиниц была разработана в 2005 г. с учетом положений Федеральных Законов «Об основах туристской деятельности в российской Федерации», «О техническом регулировании» и «О защите прав потребителей», а также Концепции развития туризма в Российской Федерации, рекомендаций Всемирной туристской организации (ВТО) и в соответствии с мировой практикой.
Оценка соответствия гостиниц установленным требованиям проводится уполномоченными государственными органами, в то время как аттестация на категорию утверждается Центральным органом Системы (ЦОС) – организацией, уполномоченной Ростуризмом.
Классификационные требования и подробное описание процедуры проведения классификации гостиниц, утвержденные ЦОС, размещаются в открытом доступе на Интернет сайте по адресу: www.russiatourism.ru.
Сертификат категории гостиницам выдается на срок не более 5 лет. По критерию комфортности и по уровню предоставляемых услуг на момент проведения мониторинга все московские гостиницы делятся на три основные группы:
1. Отели высокой и средней категории звездности, в которые входили:
а) 10 гостиниц категории 5* звезд, с совокупной емкостью в 2.736 номеров, из которых:
• 1.877 стандартных;
• 818 делюкс, полулюкс и люкс;
• 41 аппартаменты и президентские номера.
б) 7 гостиниц категории 4+* звезды, с совокупной емкостью в 1.603 номера, из которых:
• 1.138 стандартных;
• 460 делюкс, полулюкс и люкс;
• 5 аппартаменты и президентские номера.
в) 26 гостиниц категории 4* звезды, с совокупной емкостью 6.314 номеров, из которых:
• 4.736 стандартных;
• 1.556 полулюкс и люкс;
• 22 аппартамента.
г) 3 гостиницы категории 3+* звезды, с совокупной емкостью в 146 номеров, из которых:
• 117 стандартных;
• 29 полулюкс и люкс.
д) 58 гостиниц категории 3* звезды, с совокупной емкостью 13.056 номеров, из которых:
• 11.509 стандартных;
• 1.520 полулюкс и люкс;
• 27 аппартаменты.
2. Гостиницы нижней ценовой категории, в которые входили:
а) 7 гостиниц категории 2+* звезды, с совокупной емкостью
1.831 номер;
б) 23 гостиницы категории 2* звезды, с совокупной емкостью 2.045 номеров;
в) 46 гостиниц без определенного уровня звездности, с совокупной емкостью 6.041 номеров.
3. Гостиницы специализированные (приобъектные и ведомственные) – 23 объекта коллективного размещения.
Что касается распределения объектов гостиничного комплекса по административным округам столицы, то на конец 2009 г. оно носило неравномерный характер (см. Диаграмму 4). Так, наибольшее число гостиниц (38,4%) находилось в Центральном административном округе. При этом в ЦАО были расположены самые дорогие гостиницы города: все 17 отелей уровня 5 и 4+ «звезд» и более половины от общего числа отелей уровня 4 и 3+ «звезды».
Диаграмма 4. Сегментация общей численности столичных гостиниц на конец 2009 года (в %)
Из числа остальных административных округов столицы, больше всего гостиниц имелось в Северо-Восточном округе (СВАО), в котором находились 33 отеля или 16,3% от общего числа.
Кроме того, в целом более половины всех гостиниц были расположены непосредственно в историко-архитектурной и культурной части города, причем в пределах 10 километров от Московского Кремля находились гостиничные предприятия всех уровней комфортности, в том числе 75% от общего числа гостиниц уровня 3 «звезды».
По состоянию на конец 2009 г. общий номерной фонд столичных гостиниц составлял 37,2 тыс. номеров, из которого большая часть номерного фонда, а именно 40,0% от общего числа, составляли номера в гостиницах уровня 3 «звезды».
Сегментация номерного фонда гостиничного комплекса по:
а) гостиницы различного уровня комфортности
Диаграмма 5. Распределение общего номерного фонда на конец
2009 г. по уровню комфортности и административным округам
Более одной трети номерного фонда гостиничного комплекса Москвы приходилось на гостиницы экономкласса, в том числе 5,5% номерного фонда относилось к гостиницам уровня 2* «звезды» и 25,4% остальных – к гостиницам с не присвоенной категорией звездности.
29,1% номерного фонда составляли отели высокого класса, из которых 11,7% относились к отелям уровня 5* «звезд», а 17,4% - к гостиницам 4* категорий звездности.
В рейтинге административных округов города по величине номерного фонда гостиничного комплекса лидирующие позиции занимали четыре округа столицы: Центральный, Северо-Восточный, Восточный и Западный. На их суммарную долю приходилось почти 79% всего номерного фонда города.
В 2009. московские гостиницы всех категорий звездности демонстрировали повышенные уровни заполняемости, связанные с недостаточностью существующего предложения гостиничных номеров на фоне быстро растущего спроса на услуги размещения в гостиничном комплексе столицы.
При этом заполняемость гостиниц различной категории звездности в последние два года характеризовалась слабо выраженной сезонностью и была близка к максимальной практически в течение всего периода. Тем не менее, в отдельные месяцы отмечались небольшие сезонные колебания заполняемости и для столичных гостиниц всех уровней комфортности самые низкие показатели заполняемости были зарегистрированы в декабре и январе, а начиная с февраля по апрель, отмечался плавный рост уровня заполняемости.
Далее, в начале лета в гостиницах 4-5* отмечался самый высокий уровень заполняемости, связанный с разгаром туристического сезона, за которым следовало некоторое снижение среднемесячной заполняемости в конце летнего периода. Следовавший затем традиционный осенний «бум» повышенной деловой активности в столице, сопровождался существенным повышением спроса на услуги размещения и увеличением уровня заполняемости гостиниц бизнес-класса.
В то же время, в гостиницах среднего класса в течение всех летних месяцев отмечалось относительное снижение уровня заполняемости, который начинал увеличиваться осенью, с «пиками» заполняемости, приходившимися на сентябрь и ноябрь.
Таким образом, в период 2009 гг. по всему гостинич- ному комплексу наибольший уровень заполняемости отмечался в апреле, июне, сентябре и ноябре, а наименьший – в декабре и январе.
В то же время, в сегменте гостиниц среднего класса от- мечалась обратная тенденция, а именно увеличение уровня заполняемости с 69,8% в 2008 г. до 78,3% в 2009 г., связанного с закрытием на реконструкцию нескольких крупных трехзвездочных отелей, что еще больше усилило дефицит предложения гостиничных номеров в среднеценовом сегменте столичного рынка.
В отношении динамики цен на гостиничные номера в Москве, следует отметить, что в течение двух последних лет средний тариф на проживание в московских гостиницах продолжал увеличиваться, причем темпы роста стоимости номеров в гостиницах всех категорий превышали официальный уровень инфляции.
Так, по данным Росстата суммарные доходы гостиничных предприятий столицы от продажи номеров в 2009 г. по сравнению с предшествующим периодом выросли на 25,3%. При этом в сегменте гостиниц уровня 5 и 4 «звезд», несмотря на высокий исходный уровень тарифов, средняя стоимость стандартного двухместного номера также увеличилась к концу 2009 года в каждой из гостиничных категорий на 30 и 20,5%, соответственно.
Причем рост тарифов в гостиницах указанных категорий поддерживался увеличивающимися потоками туристов из стран Дальнего Зарубежья, а также активизацией внешнеэкономических связей и конгрессно-выставочной деятельности в столице, которые обеспечивали повышенный уровень спроса на услуги размещения в гостиницах бизнес-класса.
В сегменте гостиниц класса 3* средняя стоимость номера в 2009 году достигла 188 долларов США, что почти в 2 раза превышало уровень тарифов за рубежом (стоимость аналогичного номера в 3-ех звездных отелях в крупнейших городах мира находится на уровне 80-100 долларов США).
Следует отметить, что указанные выше столь высокие средние тарифы на аренду номеров в столичных гостиницах
§5 Конъюнктура
столичного рынка
2.2. Особенности сотрудничества туроператоров и гостиниц региона
Действующие в Москве и Московской области схемы сотрудничества туроператора и хотельера можно условно разбить на две группы. Первая из них связана с переносом риска продажи комнат с хотельера на туроператора. Разумеется, платой за принятие риска туроператором являются высокие размеры дисконта на услуги гостиницы (в эту группу ходят — аренда отеля, приобретение блоков комнат на условиях комитмента и элотмента, безотзывное бронирование). Вторую группу образуют схемы работы, не базирующиеся на переходе риска от хотельера к оператору, но и не предполагающие крупных скидок со стороны отеля (приоритетное бронирование, повышенная комиссия и работа по разовым заявкам).
Представим варианты сотрудничества туроператоров и гостиниц региона в таблице 2.1
Таблица 2.1
Сотрудничества туроператоров и гостиниц Москвы и Московской области
Условия работы | Длительность договора | Кол-во дней | Кол-во мест в блоке | Дисконт | Цена койко-места |
Цена стойки в пик-сезон | 1200 руб. сутки | ||||
Аренда отеля | 15.05-15.09 | 120 | 300 | 55 | 540 |
| 15.06- 15.09 | 90 | 300 | 50 | 600 |
комитмент | |||||
Оплата до 01.05 | 15.05-15.09 | 120 | 100 | 49 | 640 |
Оплата до 01.06 | 15.05-15.09 | 120 | 50 | 45 | 660 |
Оплата до 01.07 | 15.05-15.09 | 120 | 30 | 42,5 | 690 |
Оплата до 01.05 | 01.06-01.09 | 90 | 30 | 44 | 670 |
Элотмент (жесткий) | |||||
Заезд 7 дней | 15.06-15.09 | 90 | 100 | 42,5 | 690 |
Заезд 14 дней | 15.06-15.09 | 90 | 100 | 43,3 | 680 |
Элотмент (мягкий) | |||||
Заезд 7 дней | 15.06-15.09 | 90 | 100 | 25 | 900 |
Заезд 14 дней | 15.06-15.09 | 90 | 100 | 26,6 | 880 |
Повышенная комиссия |
|
|
| 12 | 1056 |
Безотзывная бронь |
|
|
| 20 | 960 |
Безотзывная бронь |
|
|
|
|
|
Приоритетная бронь |
|
|
| 12 | 1056 |
Разовая заявка |
|
|
| 10 | 1080 |
|
|
|
|
|
|
Размер арендной платы, выставляемой хотельером, зависит от ряда факторов:
класс отеля, его месторасположение и популярность;
категории арендуемых гостиничных номеров;
размер номерного фонда арендуемого отеля;
срок аренды. Чем он дольше, чем больше несезонных или; межсезонных дней он охватывает, тем меньше будет размер арендной платы. Очевидно, что самой низкой будет арендная плата на условиях круглогодичной аренды, наиболее высокой - в случае аренды отеля только на высокий, или пиковый сезоны. Это связано с изменением степени перенимаемого туроператором риска хотельера. В первом случае, он будет максимальным, поэтому и дисконт увеличится, во втором, наоборот;
условия оплаты арендной платы хотельеру. Как менеджер коммерческой структуры, владелец гостиницы заинтересован в скорейшем получении максимального размера арендных платежей, поэтому с целью стимулирования оперативности арендных выплат может пойти на дополнительные скидки. Таким образом, если туроператор предложит ему полную оплату аренды единоразово и до начала туристического сезона, у него будет гораздо больше шансов получить дополнительные скидки;
оговоренное количество и качество дополнительных услуг. Поскольку современное гостиничное предприятие предлагает своим постояльцам не только услуги проживания и питания, но и определенный перечень дополнительных услуг, от того, пользование какими из них входит в оплачиваемую арендную плату, сильно зависит размер арендного платежа;
динамичность предлагаемого туроператором графика заезда постояльцев. Этот график планируется туроператором и предоставляется хотельеру в момент их подготовки к подписанию договора аренды. В нем указывается планируемая длительность заездов постояльцев, обозначаются даты заезда и выезда гостей в грядущем сезоне. Чем продолжительнее будут планируемые заезды, тем реже будут меняться постояльцы, тем, следовательно, меньше потребуется усилий служб арендуемого отеля на генеральную уборку и подготовку номеров к приему новых туристов. В этом случае у туроператора появляется причина требовать дополнительного дисконта со стороны хотельера;
степень участия туроператора в усовершенствовании гостиничного сервиса. Многие туристические операторы, арендуя отель, собственными силами организовывают анимационные программы для туристов, нанимают персонал для работы на кухне, в ресторане, службе размещения и сервиса. Это, бесспорно, выгодно туроператору, поскольку, что бы он не усовершенствовал в отеле, все это пойдет на пользу его же туристам, добавит ему дополнительные очки в сравнении с конкурентами. Это также выгодно и хотельеру, который благодаря усилиям туроператора освобождается от необходимости собственных расходов на выполнение таких мероприятий. Получив в аренду отель, туристический оператор приступает к реализации гостиничных номеров, пользуясь собственной агентской сетью. Эта торговля может строиться тремя способами.