Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:02, курсовая работа
Цель исследования заключается в разработке предложений по совершенствованию сложившейся системы въездного туризма в Российской Федерации
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
дать понятие и рассмотреть сущность въездного туризма;
рассмотреть состояние въездного туризма в зарубежных странах;
проанализировать влияние въездного туризма на экономику Российской Федерации;
дать общую характеристику состояния въездного туризма в России;
выявить недостатки и проблемы, препятствующие развитию въездного туризма в России;
сформулировать пути устранения выявленных проблем;
сформулировать выводы.
Введение……………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический аспект въездного туризма……………….5
Понятие и сущность въездного туризма……………….5
Въездной туризм в зарубежных странах……………….8
Глава 2. Анализ въездного туризма и его состояние в Российской Федерации…………………………………………………………..13
2.1 Влияние въездного туризма на экономику Российской Федерации…………………………………………………….13
2.1 Анализ въездного туризма в Российской Федерации….18
Глава 3. Причины, препятствующие развитию въездного туризма в Российской Федерации и способы их решения………………...21
3.1 Проблемы развития въездного туризма в Российской Федерации…………………………………………………….21
3.2 Пути решения проблем, препятствующих развитию въездного туризма в Российской Федерации………………24
Заключение…………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………...31
Масштабы организованного туризма (путешествия лиц, воспользовавшихся услугами туристских фирм - туроператоров и турагентов) отражают результат деятельности туристских фирм, которые являются одной из составляющих туристской индустрии. На начало 2009 года в России действовало 3133 туристских фирм, что на 2,6 % меньше, чем в 2008 году Сокращение произошло за счет уменьшения числа турфирм, занимающихся туроператорской деятельностью (на 26, 9% по сравнению с 2008 годом). Однако при этом наблюдалось их укрупнение как по общему числу занятых, так и в расчете на одну турфирму (увеличилось в 1,7 раза), а также по числу обслуженных клиентов на 40,1%21. Такая тенденция соответствует мировому развитию рынка туристских услуг. В 60-е годы в Европе произошел переход от полипольной структуры рынка с многочисленными мелкими и средними фирмами к олигопольной, при которой крупнейшие туроператоры контролируют 40-60% этого рынка в стране.
Анализируя
относительные показатели туризма,
можно сделать следующие
Удельный вес занятых в сфере туризма в общей численности занятых в экономике также увеличился, как по сравнению с 2007 годом (в 1,5 раза), так и по сравнению с 2008 годом (в 1,6 раза).22
Большое влияние на формирование въездных турпотоков имеют длительные экономически, культурные, а также исторические связи со странами. Преобладающий объем потока туристов приходиться на страны СНГ. Последние года, однако, отмечается увеличивающийся туристопоток из Турции, Китая, Израиля.
В 2008 г. Россию посетили 2100601 иностранцев с туристическими целями. Из них услугами российских туристских фирм воспользовались лишь 8,9%. Это свидетельствует о том, что отечественные фирмы пока не заняли должного места в международном туристском бизнесе и уступают инициативу в организации въездного туризма зарубежным конкурентам. В настоящее время в России наметилась возрастающая тенденция проникновения иностранных туристских фирм на внутренний рынок туристских услуг. И, как правило, иностранные туроператоры осуществляют самостоятельное обслуживание своих туристов в России, не привлекая для приема местных туроператоров.
Для большинства иностранных туристов (72,9%), воспользовавшихся услугами туристских фирм, основной целью поездки в Россию является отдых; большой популярностью у них пользуется также круизный туризм по России (15,8%).
Зимние месяцы года у иностранцев, посещающих Россию с целью отдыха, являются в основном мертвым сезоном (на них приходится лишь 2,7-3,4% обслуженных туристов). Увеличение оттока иностранных туристов начинается с марта (4,6%) и достигает своего пика в августе (18,5%), после чего начинает снижаться (с 11,3% в сентябре до 5,3% в ноябре).
Дальнейшее развитие въездного и внутреннего туризма никак невозможно без энергичного продвижения российского турпродукта на международном рынке, без формирования имиджа России за рубежом как государства, благоприятного для туризма. На мировом рынке наблюдается низкий уровень рекламы об уникальности регионов Российской Федерации, а также отсутствие продуманных туристские предложения по разнообразным маршрутам, с учетом размещения, питания, транспорта и т.д., дифференцированные по уровню доходов и разнообразным социальным группам населения.
Подробный
анализ туристского рынка в РФ позволяет
сделать заключение о том, что развитие
туризма в нашей стране находится сейчас
на начальном этапе.
Глава 3. Причины, препятствующие развитию въездного туризма в Российской Федерации и способы их решения
3.1 Проблемы развития въездного туризма в Российской Федерации
Обобщив и подытожив все проблемы, с которым сталкивается туристский рынок Российской Федерации, можно выделить следующие 8 основных проблем:
Россия обладает колоссальным потенциалом разнообразных туристских услуг, но занимает весьма скромное место на этом рынке, обеспечивая всего около 1% мирового потока туристов. Как уже было сказано выше, по оценкам специалистов ВТО, Россия может принимать ежегодно до 40 млн. иностранных туристов, а не 7 млн., как в настоящее время. Изучив источники, и проанализировав информацию, полученную из них можно сделать выводы, что главными факторами, которые сдерживают развитие въездного туризма, на современном этапе являются:
И
в завершение, развитие въездного
туризма невозможно без инвестирования
материальной и технической базы туризма
и, прежде всего, средств приема и размещения
туристов, реконструкции и строительства
автодорог, сферы развлечений, учреждений
культуры и памятников истории.
3.2 Пути решения проблем, препятствующих развитию въездного туризма в Российской Федерации
В России необходимо создать условия для развития въездного туризма и содействовать развитию туристской инфраструктуры в регионах страны, а также привлекать в отрасль инвестиции, в первую очередь, в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 – 2016 годы)».
Для развития туризма в России необходимо решить ряд проблем, которые требуют первоначального решения и без воплощения в жизнь которых не возможно дальнейшее формирование туризма в нашем государстве:
Для достижения поставленных целей и задач необходимо разрабатывать программные мероприятия, их ресурсное обеспечение, определять показатели экономической и социальной эффективности.
Многие регионы ведут достаточно активную работу по регулированию и поддержке въездного туризма.
Усиление
внимания государства к важнейшим
направлениям повышения
Глава Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации на встрече с представителями российского турбизнеса заявил, что на реализацию программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 – 2016 годы)» из бюджета предлагается направить 96 млрд. рублей, из которых 93 млрд. составят капитальные вложения в виде субсидий. На продвижение и рекламу туристских возможностей страны предусматривается выделение 3 млрд. рублей. Согласно данным Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации, за 2009 год объемы въездного и выездного туристских потоков снизились на 7% и 17% соответственно, в первую очередь, конечно же, это произошло из-за сокращения платежеспособного спроса населения и общего снижения расходов граждан на отдых. По мнению министра Виталия Леонтьевича Мутко, в целом, статистические данные свидетельствуют о стабилизации туристского спроса и положительных тенденциях на массовых направлениях23.
В ходе встречи были определены основные направления развития туриндустрии в 2010 году:
Кроме того, представители турбизнеса высказали свои предложения по развитию отрасли, прозвучали инициативы по поддержке туроператоров, которые берут на себя риск по продвижению российского турпродукта, внедрение электронного документооборота (бланк путевок), по учреждению государственной премии в области туризма с целью поднятия престижа отрасли.
Необходимо развивать уникальные туристические комплексы страны. К примеру, одной из исключительно важных и приоритетных программ развития туризма можно выделить уникальный в мире природный комплекс озера Байкал, расположенный на территории Республики Бурятия, Читинской и Иркутской областей. Для развития этого комплекса необходимо разработать комплекс проектов, в том числе с международным участием, а также поддерживать и развивать уже разработанные проекты к числу которых можно отнести: