Въездной туризм в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в разработке предложений по совершенствованию сложившейся системы въездного туризма в Российской Федерации
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
дать понятие и рассмотреть сущность въездного туризма;
рассмотреть состояние въездного туризма в зарубежных странах;
проанализировать влияние въездного туризма на экономику Российской Федерации;
дать общую характеристику состояния въездного туризма в России;
выявить недостатки и проблемы, препятствующие развитию въездного туризма в России;
сформулировать пути устранения выявленных проблем;
сформулировать выводы.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический аспект въездного туризма……………….5
Понятие и сущность въездного туризма……………….5
Въездной туризм в зарубежных странах……………….8
Глава 2. Анализ въездного туризма и его состояние в Российской Федерации…………………………………………………………..13
2.1 Влияние въездного туризма на экономику Российской Федерации…………………………………………………….13
2.1 Анализ въездного туризма в Российской Федерации….18
Глава 3. Причины, препятствующие развитию въездного туризма в Российской Федерации и способы их решения………………...21
3.1 Проблемы развития въездного туризма в Российской Федерации…………………………………………………….21
3.2 Пути решения проблем, препятствующих развитию въездного туризма в Российской Федерации………………24
Заключение…………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Курсовая по туризму.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

     Масштабы  организованного туризма (путешествия  лиц, воспользовавшихся услугами туристских фирм - туроператоров и турагентов) отражают результат деятельности туристских фирм, которые являются одной из составляющих туристской индустрии. На начало 2009 года в России действовало 3133 туристских фирм, что на 2,6 % меньше, чем в 2008 году Сокращение произошло за счет уменьшения числа турфирм, занимающихся туроператорской деятельностью (на 26, 9% по сравнению с 2008 годом). Однако при этом наблюдалось их укрупнение как по общему числу занятых, так и в расчете на одну турфирму (увеличилось в 1,7 раза), а также по числу обслуженных клиентов на 40,1%21. Такая тенденция соответствует мировому развитию рынка туристских услуг. В 60-е годы в Европе произошел переход от полипольной структуры рынка с многочисленными мелкими и средними фирмами к олигопольной, при которой крупнейшие туроператоры контролируют 40-60% этого рынка в стране.

     Анализируя  относительные показатели туризма, можно сделать следующие выводы. Средний объем туристских услуг на 1 жителя России в 2009 году увеличился (в 2,8 раза по сравнению с 2007 годом и на 37,0 % по сравнению с 2008 годом) и составил 569, 2 руб. Удельный вес туристских расходов в 2009 году составил 1,68 % в общих расходах населения. Это больше на треть, чем в 2007 году, и на 3,7 %, чем в 2008 году.

     Удельный  вес занятых в сфере туризма  в общей численности занятых  в экономике также увеличился, как по сравнению с 2007 годом (в 1,5 раза), так и по сравнению с 2008 годом (в 1,6 раза).22

     Большое влияние на формирование въездных турпотоков имеют длительные экономически, культурные, а также исторические связи со странами. Преобладающий объем потока туристов приходиться на страны СНГ. Последние года, однако, отмечается увеличивающийся туристопоток из Турции, Китая, Израиля.

     В 2008 г. Россию посетили 2100601 иностранцев с туристическими целями. Из них услугами российских туристских фирм воспользовались лишь 8,9%. Это свидетельствует о том, что отечественные фирмы пока не заняли должного места в международном туристском бизнесе и уступают инициативу в организации въездного туризма зарубежным конкурентам. В настоящее время в России наметилась возрастающая тенденция проникновения иностранных туристских фирм на внутренний рынок туристских услуг. И, как правило, иностранные туроператоры осуществляют самостоятельное обслуживание своих туристов в России, не привлекая для приема местных туроператоров.

     Для большинства иностранных туристов (72,9%), воспользовавшихся услугами туристских фирм, основной целью поездки в Россию является отдых; большой популярностью у них пользуется также круизный туризм по России (15,8%).

     Зимние  месяцы года у иностранцев, посещающих Россию с целью отдыха, являются в основном мертвым сезоном (на них приходится лишь 2,7-3,4% обслуженных туристов). Увеличение оттока иностранных туристов начинается с марта (4,6%) и достигает своего пика в августе (18,5%), после чего начинает снижаться (с 11,3% в сентябре до 5,3% в ноябре).

     Дальнейшее  развитие въездного и внутреннего туризма никак невозможно без энергичного продвижения российского турпродукта на международном рынке, без формирования имиджа России за рубежом как государства, благоприятного для туризма. На мировом рынке наблюдается низкий уровень рекламы об уникальности регионов Российской Федерации, а также отсутствие продуманных туристские предложения по разнообразным маршрутам, с учетом размещения, питания, транспорта и т.д., дифференцированные по уровню доходов и разнообразным социальным группам населения.

     Подробный анализ туристского рынка в РФ позволяет сделать заключение о том, что развитие туризма в нашей стране находится сейчас на начальном этапе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Причины, препятствующие развитию въездного туризма в Российской Федерации и способы их решения

3.1 Проблемы развития въездного туризма в Российской Федерации

     Обобщив и подытожив все проблемы, с которым сталкивается туристский рынок Российской Федерации, можно выделить следующие 8 основных проблем:

    1. Низкий профессионализм (выражается в недостатке практических навыков, а, порой, и теоретических знаний, что является причиной низкого уровня подготовленности менеджеров туристических компаний).
    2. Низкое качество российского продукта (является следствием отсутствия гостеприимства и культуры обслуживания туристов на российских курортах, что не позволяет продавать отечественный туристический продукт).
    3. Недобросовестность иностранных партнеров (некорректное отношение иностранных партнеров к российским туроператорам).
    4. Отсутствие информации о ситуации в отдельных регионах России.
    5. Недостаточный уровень культуры корпоративных отношений (недостаточно хорошо развит уровень коммуникаций в бизнесе среди различных туристических фирм для решения общих рыночных проблем).
    6. Необъективность средств массовой информации (необъективная и недостоверная информация о ряде туристических компаний (информационная война компаний)).
    7. Отсутствие четкого позиционирования туристических фирм (частая смена деятельности туроператоров с одного комплекса клиентских сегментов на другой, отсутствие четкой позиции предложений на рынке).
    8. Недостаточная проработанность нормативной и законодательной базы (непроработанность законодательной базы, контролирующей бизнес - взаимоотношения на рынке тур-услуг).

      Россия  обладает колоссальным потенциалом  разнообразных туристских услуг, но занимает весьма скромное место на этом рынке, обеспечивая всего около 1% мирового потока туристов. Как уже  было сказано выше, по оценкам специалистов ВТО, Россия может принимать ежегодно до 40 млн. иностранных туристов, а не 7 млн., как в настоящее время. Изучив источники, и проанализировав информацию, полученную из них можно сделать выводы, что главными факторами, которые сдерживают развитие въездного туризма, на современном этапе являются:

  • недостаточность рекламы и правдивой информации, в том числе присущий России образ как страны, которая является неблагоприятной для туристов, создаваемый некоторыми средствами массовой информации, как за рубежом, так и в нашем государстве;
  • сложность процесса получения российских виз гражданами иностранных государств, безопасных в миграционном отношении;
  • неразвитая туристическая инфраструктура, немалый моральный и физический износ существующей материальной базы, недостаточное количество гостиниц туристического класса с современным уровнем комфорта;
  • несоответствие ценовых и качественных показателей размещения в местах проживания (гостиницах, отелях и т.д.);
  • отсутствие практики создания субъектами РФ благоприятных условий для инвестиционных поступлений в организацию размещения туристов и иную туристическую инфраструктур;
  • низкие качественные показатели в обслуживании во всех секторах туристической индустрии, которые обусловлены низким уровнем подготовки профессиональных кадров и отсутствием опыта работы в условиях рыночной экономики;
  • несоответствие дорожной и транспортной инфраструктуры международным стандартам. Низкие темпы строительства  и реконструкции аэропортов, авто и ж/д вокзалов, автомобильных стоянок с достойными сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин).

     И в завершение, развитие въездного  туризма невозможно без инвестирования материальной и технической базы туризма и, прежде всего, средств приема и размещения туристов, реконструкции и строительства автодорог, сферы развлечений, учреждений культуры и памятников истории.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Пути решения проблем, препятствующих  развитию въездного туризма в Российской Федерации

     В России необходимо создать условия  для развития въездного туризма  и содействовать развитию туристской инфраструктуры в регионах страны, а также привлекать в отрасль инвестиции, в первую очередь, в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 – 2016 годы)».

    Для развития туризма в России необходимо решить ряд проблем, которые требуют первоначального решения и без воплощения в жизнь которых не возможно дальнейшее формирование туризма в нашем государстве:

    1. В российских регионах наблюдается острый недостаток качественной гостиничной инфраструктуры и развлекательной инфраструктуры, поэтому необходимо увеличить количество объектов размещения, развлечения и питания, построенных по европейским стандартам со строгой системой классификации.
    2. Для большинства регионов существует проблема, связанная с транспортной доступностью туристических центров, что означает необходимость развития транспортной инфраструктуры (авиасообщения, железнодорожного транспорта и т.п.).
    3. Довольно низкий уровень бюджетных расходов на туристическую отрасль ограничивает продвижение как и возможностей России в целом, так и ее регионов по отдельности на мировом рынке; правительству необходимо увеличить уровень бюджетных расходов на туризм в целом по стране, а не концентрироваться на отдельных регионах, а также передать функцию создания имиджа того или иного региона органам местного самоуправления.
    4. Не создано эффективное законодательство для привлечения частных инвестиций в отрасль; государству необходимо мотивировать частных инвесторов на создание крупных вложения в развитие туристической инфраструктуры, рекламы России на международном рынке, продвижению российских туроператоров зарубежом.
    5. Наблюдается довольно высокий дефицит квалифицированного персонала, который способен предложить качественное обслуживание туриста; решение данного вопроса начинается не только с контроля образования в российских ВУЗах, но и туристических компаниях различных категорий, которым необходимо проводить разнообразные тренинги и семинары по повышению квалификации работников.

     Для достижения поставленных целей и  задач необходимо разрабатывать программные мероприятия, их ресурсное обеспечение, определять показатели экономической и социальной эффективности.

     Многие  регионы ведут достаточно активную работу по регулированию и поддержке  въездного туризма.

     Усиление  внимания государства к важнейшим  направлениям повышения конкурентоспособности  российской сферы туризма, в частности созданию современной туристской индустрии, формированию и продвижению отечественного туристского продукта на мировом рынке, повышения привлекательности отдельных видов въездного туризма, проявляется в поддержке создания туристско-рекреационных особых экономических зон.

     Глава Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации на встрече  с представителями российского  турбизнеса заявил, что на реализацию программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 – 2016 годы)» из бюджета предлагается направить 96 млрд. рублей, из которых 93 млрд. составят капитальные вложения в виде субсидий. На продвижение и рекламу туристских возможностей страны предусматривается выделение 3 млрд. рублей. Согласно данным Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации, за 2009 год объемы въездного и выездного туристских потоков снизились на 7% и 17% соответственно, в первую очередь, конечно же, это произошло из-за сокращения платежеспособного спроса населения и общего снижения расходов граждан на отдых. По мнению министра Виталия Леонтьевича Мутко, в целом, статистические данные свидетельствуют о стабилизации туристского спроса и положительных тенденциях на массовых направлениях23.

     В ходе встречи были определены основные направления развития туриндустрии в 2010 году:

  • повышение качества и безопасности тур-услуг
  • обеспечение защиты прав потребителей и т.д.

     Кроме того, представители турбизнеса высказали  свои предложения по развитию отрасли, прозвучали инициативы по поддержке туроператоров, которые берут на себя риск по продвижению российского турпродукта, внедрение электронного документооборота (бланк путевок), по учреждению государственной премии в области туризма с целью поднятия престижа отрасли.

      Необходимо развивать уникальные туристические комплексы страны. К примеру, одной из исключительно важных и приоритетных программ развития туризма можно выделить уникальный в мире природный комплекс озера Байкал, расположенный на территории Республики Бурятия, Читинской и Иркутской областей. Для развития этого комплекса необходимо разработать комплекс проектов, в том числе с международным участием, а также поддерживать и развивать уже разработанные проекты к числу которых можно отнести:

Информация о работе Въездной туризм в РФ