Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:02, курсовая работа
Цель исследования заключается в разработке предложений по совершенствованию сложившейся системы въездного туризма в Российской Федерации
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
дать понятие и рассмотреть сущность въездного туризма;
рассмотреть состояние въездного туризма в зарубежных странах;
проанализировать влияние въездного туризма на экономику Российской Федерации;
дать общую характеристику состояния въездного туризма в России;
выявить недостатки и проблемы, препятствующие развитию въездного туризма в России;
сформулировать пути устранения выявленных проблем;
сформулировать выводы.
Введение……………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический аспект въездного туризма……………….5
Понятие и сущность въездного туризма……………….5
Въездной туризм в зарубежных странах……………….8
Глава 2. Анализ въездного туризма и его состояние в Российской Федерации…………………………………………………………..13
2.1 Влияние въездного туризма на экономику Российской Федерации…………………………………………………….13
2.1 Анализ въездного туризма в Российской Федерации….18
Глава 3. Причины, препятствующие развитию въездного туризма в Российской Федерации и способы их решения………………...21
3.1 Проблемы развития въездного туризма в Российской Федерации…………………………………………………….21
3.2 Пути решения проблем, препятствующих развитию въездного туризма в Российской Федерации………………24
Заключение…………………………………………………………29
Список литературы………………………………………………...31
Австралия. Затянувшийся финансово-экономический кризис в Азиатско-Тихоокеанском регионе значительно сказывается на туристической индустрии стран этого региона – опираясь на статистику ВТО можно сказать, что их посещаемость иностранными туристами в 2009 году уменьшилась на 5-10%.
Не
осталась в стороне от перипетий
международной экономики и
Проведённая в 2000 году в летняя Олимпиада в Сиднее способствовала увеличению въездного потока в страну более чем на 10%. При этом, несмотря на уменьшение в 2009 г. поступлений в отрасли до $8,575 миллиарда (-0,5%), можно говорить о том, что в целом многое свидетельствует о том, что за последнее десятилетие по показателю доходов от въездного туризма страна уверенно держится в лидирующих позициях в мире, оставляя далеко позади таких туристических "гигантов", как Турцию, Швейцарию, Китай, Грецию и Египет.
По оценкам российских туроператоров, посещаемость Австралии гражданами России и СНГ в 2007 году несколько превысила показатель 2005 г., достигнув 7,5 тыс. чел. Доля гостей, прибывших в страну по линии организованного туризма, составила не менее 75%.9 Причиной этому послужило снижение австралийцами цен на наземное обслуживание (при том, что оно в стране достаточно дешево). Также немалую роль сыграло уменьшение агентских комиссий российскими операторами, что привело к удешевлению стоимости тур-программ отдыха в Австралии в среднем до 10%.
Рост
популярности Австралии среди туристов
объясняется экзотичностью
Австралия — это экзотика, которой больше нигде не увидеть, страна с совершенно непривычной, ни на что не похожей флорой и — особенно — фауной. Впрочем, Австралия, где почти вся цивилизация расположена вдоль побережья, позволяет совмещать экскурсии и пляжный отдых в одном городе. Группы, отправляющиеся в страну на деловые встречи или семинары, тоже нередко совмещают приятное с полезным таким же образом.11
По сезонности распределение туристического потока в стране выглядит следующим образом. "Высокий" сезон для южной части Австралии (Сидней, Мельбурн, Аделаида, Перт) приходится на зимние месяцы, то есть на период с сентября по апрель. Пиковым считается период новогодних праздников. В период с мая по сентябрь наиболее востребованы поездки по северо-западной Австралии (Кейрнс, Большой барьерный риф, Дарвин) 12.
Попав на “Зеленый континент”, туристы все чаще стремятся отклониться от традиционных маршрутов и увидеть что-нибудь новенькое. Наиболее популярный на сегодняшний день тур – “Вся экзотика Австралии”, включающий посещение Сиднея, Айрс Рок, “Королевского каньона”, Дарвина и отдых в районе Большого Барьерного рифа.
Наконец, довольно стабильным спросом пользуются разного рода приключенческие маршруты, такие как сафари по джунглям Северного Квинсленда.13
За
последние годы существенно увеличился
интерес к получению
Перспективными считаются также охотничьи и рыболовные туры и, конечно, дайвинг.
Специалисты
компаний, работающих с Австралией,
оценивают перспективы развития
этого рынка весьма высоко – резкого
увеличения объемов продаж, конечно, ожидать
не приходится, но планомерное увеличение
турпотока в ближайшие годы прогнозируется
на редкость единодушно. 14
Глава 2. Анализ въездного туризма и его состояние в Российской Федерации
2.1 Влияние въездного туризма на экономику Российской Федерации
На
мировом рынке туризма у
Анализируя данные Госкомстата России можно сказать, что число людей, посетивших нашу страну в туристических целях в 2007 году, составило лишь около 12 миллионов человек. И это притом, что в страну въехало более 25 миллионов иностранных граждан, большая часть из которых жители стран Содружества Независимых Государств. От общей численности въезжающих иностранцев доля туристов из дальнего зарубежья составляет лишь не более 35% от всего количества въезжающих в нашу страну иностранцев. Из зарубежных стран среди населения которых популярны туристические поездки в Российскую Федерацию можно выделить следующие: Великобритания, Германия, Италия, Соединённые Штаты Америки, Финляндия, Франция и Япония. Количество туристов, приезжающих в Российскую Федерацию из этих стран, доходит до 80% от всех иностранных туристов дальнего зарубежья. В последние годы к списку этих стран можно причислить Китай и Корею.
Сведения
Госкомстата по туристским прибытиям
и экспертные оценки показывают, что
за среднюю продолжительность
Туристские
рынки России характеризуются, с
одной стороны, высокой покупательской
способностью, а с другой стороны,
искушенностью потребителей в вопросах
туристского предложения и
Географическое положение Российской Федерации обуславливает её невозможность быть страной, в которую массово будут въезжать туристы в целях традиционного летнего отдыха на пляжу. При этом культурный, природный и исторический потенциал нашей странны настолько высок, что позволит, при правильном построении маркетинговых стратегий, получать от въездного туризма самые высокие доходы во всей туристической сфере.
Согласно оценкам ВТО в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, растущими опережающими темпами, являются:
- экологический туризм, в связи с чем ООН официально объявила ещё 2002 год – годом экотуризма;
-
культурно-познавательный
- тематический, или специализированный, туризм, подразумевающий научный, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный туризм и др. и обеспечивающий продажу всего комплекса туристских и смежных продуктов и услуг.
Уникальный культурный и природный потенциал Российской Федерации в связке с растущим интересом населения зарубежных стран совершать туристические поездки в нашу страну позволяют России развивать все перечисленные виды туризма.
Приграничное месторасположение ряда регионов Российской Федерации создает особые условия для развития туризма, ориентированного, в основном, на рынки прилегающих стран.
При всём огромном туристическом потенциале Российской Федерации, она остаётся одной из тех стран, в которых развития въездного туризма очень низкий.
Главнейшим из необходимых условий успешного развития въездного туризма в Российской Федерации выступает формирование качественного туристического продукта, разработка грамотных маркетинговых стратегий на внешнем рынке туристического продукта, формирование отработанных методов и механизмов, реализующих рекламно-информационную политику, а также формирование системы качественной профессиональной подготовки персонала и, что немаловажно, привлекать инвестиции в развитие туристической инфраструктуры.
Не стоит считать, что уникальность природных ресурсов и культурного наследия нашей страны, может рассматриваться как единственное и достаточное условие в обеспечении успешного становления и развития туристического рынка в стране. Объяснить это можно тем, что они представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. В качестве примера можно рассмотреть «Пещеры Степана Разина», являющиеся не только памятником истории, но и одним из наиболее посещаемых объектов культурно-познавательного туризма России.
Для того чтобы туризм в Российской Федерации развивался успешно, необходимо привлекать инвестиции, как со стороны отечественных инвесторов, так и со стороны зарубежных. В первую очередь для развития гостиничной инфраструктуры туристического класса, в частности мотелей и малых гостиниц, которые расположатся вдоль дорог федерального значения и обеспечат комфортные условия для проживания за невысокую плату. При этом туристическая инфраструктура должна развиваться комплексно и включать в себя не только места размещения, но и туристические достопримечательности, транспортные услуги, в частности предоставление в прокат автомобильного транспорта, развитие и содержание дорого, формирование сети автостоянок, аэропортов, учреждений питания, развитие системы средств связи, выпуск сувенирной продукции и многое другое. Инвестирование перечисленных объектов туристической индустрии не должно ограничиваться привлечением средств федеральных и региональных бюджетов, необходимо давать возможность инвестировать и негосударственным источникам. К примеру, при строительстве, содержании и реконструкции дорог федерального значения, аэропортов, архитектурных памятников в целях предоставления им вида туристической достопримечательности, а также проведение разного рода общих мероприятий в целях сохранения и развития культурно-исторических центров необходимо финансировать из государственного бюджета. Власть в регионах и на местах должны отвечать за развитие местной инфраструктуры и благоустройство туристических центров, которые находятся в пределах их территорий.
Действие Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который был принят в 1996 году, на практике показывает несоответствие отдельных положений, прописанных в нём, тому опыту, который сложился в туристической деятельности. Многое указывает на то, что необходимо существенно дополнить данный закон. Обусловлено это тем, что терминология, которая приводится в данном законе, за прошедшее время уже устарела и требует обновления, введения определений, которые будут соответствовать российскому законодательству в первую очередь и при этом не противоречить международной практике.
Необходимо усилить финансовую ответственность туристических операторов, которые формируют, продвигают и реализуют туристический продукт, перед потребителем этих услуг.
Некоторые
положения закона, касающиеся сертификации
услуг туроператоров и
Необходимо
разработать стандарты
С учетом того, что туризм является межотраслевой многосекторной сферой экономики необходима унификация существующих законодательных актов и нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы землепользования, природопользования, охраны памятников природного и культурного наследия и др. в целях создания условий для устойчивого развития туризма17.
По оценкам специалистов ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями не соответствует ее туристскому потенциалу, составляя 7,4 млн. чел18.
В
заключении можно отметить, что Всемирный
совет по туризму (World Travеl&Тоurism Council
) с оптимизмом смотрит на будущее туризма
в России. Согласно отчета, подготовленного
по заказу WTTC организацией экономических
прогнозов Оксфорда (OEF), оборот туристской
отрасли в России составляет около 30 млрд.
долл. И по прогнозу при темпе роста в 6,9
% к 2013 году составит около 100 млрд. долл.
WTTC не использует в своих расчетах данные
местных туроператоров и опирается на
статистику ООН, Мирового Банка и МВФ19.
2.2 Анализ въездного туризма в Российской Федерации
Всего в Российской Федерации в 2009 года насчитывалось 9,1 тысячи курортно-туристских средств размещения с общей численностью номеров - 472,1 тысячи и вместимостью 1100 тысяч мест, из них около 40% приходится на гостиничные средства размещения20. При этом среднегодовой коэффициент загрузки составляет 42 %. На современном этапе больший поток туристов приходится в следующие регионы нашей страны: Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский и Ставропольский края.