Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:15, курсовая работа
Туризм во всем мире в течение последних десятилетий неизменно относится к числу отраслей, дающих наибольшую прибыль на вложенный капитал. Для многих стран международный туризм является источником получения значительных валютных доходов.
Введение 3
1. Понятие и особенности инвестиций в туризме 5
1.1. Инвестиции и их классификация 5
1.2. Субъекты и объекты инвестирования 11
1.3. Источники финансирования инвестиционных
проектов 15
1.4. Инвестиционная политика в туризме 24
2. Инвестиции в туризме на примере Воронежской области 29
2.1. Состояния туризма в Воронежской области 29
2.2. Проблемы развития туризма в Воронежской области
и пути их преодоления 33
Заключение 40
Список используемых источников 42
Туристско-рекреационный потенциал Воронежской области оценивается как средний, что является общей тенденцией для регионов Центрального федерального округа. Доля туризма в ВРП с учетом хозяйственной деятельности смежных отраслей составляет менее 1%.
На сегодняшний день можно выделить следующие позиции, характеризующие туристскую привлекательность региона: политическая и социальная стабильность, выгодное геополитическое и географическое положение, высокая транспортная доступность, благоприятные природно-климатические условия, богатейшее историческое и культурное наследие, проведение событийных мероприятий регионального и всероссийского значения. Наличие минеральных источников позволяет развивать лечебно-оздоровительный туризм. Памятники природы и заповедники могли бы стать ядром для экологического туризма. Богатый научный и культурный потенциал дает возможности для делового и познавательного туризма. В сельской местности мог бы развиваться агротуризм. На Дону много умирающих деревень, где людям по большому счету нечем заняться. Развитие сельского туризма могло бы вдохнуть в эти деревни новую жизнь[9].
Воронеж - «колыбель русского флота», в окрестностях которого имеются и Рамонский «замок с привидениями», и «воронежская Швейцария» – Дивногорье, и «археологическая жемчужина» – Костенки, и даже «Хоперская аномальная зона». Возможностей для развития туризма много. Нужно только научиться рационально их использовать.
Ежегодно в городе Воронеж России проходят известные международные специализированные Туристические выставки. Основными участниками выставок туризма в городе Воронеж являются региональные туристические организации, крупнейшие туроператоры, гостиничные комплексы. В рамках, туристических выставок проводят мастер-классы и презентации.
Туристский потенциал региона используется далеко не в полной мере, и создание условий для его эффективной реализации требует формирования приоритетных направлений в сфере туризма.
Таблица 3
Гостиницы и аналогичные средства размещения
| 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Число гостиниц и аналогичных средств размещения, единиц | 61 | 61 | 64 | 74 | 72 |
Единовременная вместимость, мест | 3597 | 3476 | 3225 | 3666 | 4751 |
Номерной фонд – всего, тыс. номеров | 1,7 | 1,7 | 1,6 | 1,9 | 1,8 |
Предоставлено ночевок (за год), тыс. единиц | 255,4 | 252,8 | 412,3 | 103,0 | 358,1 |
Численность размещенных лиц (за год) | 111,5 | 132,5 | 186,1 | 157,9 | 168,9 |
В 2008-2010 году количество гостиничных объектов в области увеличилось (табл. 3). Вместе с тем ощущается нехватка гостиниц высокого класса, а также гостиниц среднего уровня, соответствующих европейским стандартам.
Одной из проблем сферы является отсутствие в Воронеже специализированных гостиничиных объектов, способных принимать массовые мероприятия (конгрессы, съезды, конференции).
В 2006-2010 годах резко сократилось количество домов и баз отдыха, а также число отдыхающих в них (табл. 4). При этом число санаторно-курортных организаций и количество отдыхающих в них осталось без изменений, и их заполняемость находится на уровне предельных значений (табл. 5).
Таблица 4
Санитарно-курортные учреждения и учреждения отдыха
| 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Число санаториев и учреждений отдыха, единиц | 48 | 48 | 47 | 41 | 41 |
в них коек (мест), тыс. | 10,2 | 9,4 | 8,7 | 8,2 | 8,2 |
из них: |
|
|
|
|
|
число санаторно-курортных организаций, единиц | 21 | 21 | 21 | 22 | 22 |
в них коек (мест), тыс. | 4,3 | 4,3 | 4,2 | 4,2 | 4,1 |
число домов отдыха и без отдыха, единиц | 26 | 26 | 25 | 18 | 18 |
в них коек (мест), тыс. | 5,6 | 4,9 | 4,3 | 3,8 | 3,9 |
число туристических баз, единиц | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
в них коек (мест), тыс. | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Таблица 5
Численность лечившихся и отдыхающих в санаторно-курортных учреждениях и учреждениях отдыха (тыс. чел.)
| 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Всего лечилось и отдыхало в санаторно-курортных учреждениях и учреждениях отдыха | 73,9 | 79,3 | 79,5 | 78,2 | 76,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
в санаторно-курортных организациях | 55,0 | 60,4 | 60,6 | 60,1 | 61,7 |
в домах отдыха и базах отдыха | 18,0 | 17,3 | 18,0 | 17,6 | 14,1 |
на туристических базах | 0,9 | 1,6 | 0,9 | 0,5 | 0,6 |
Это свидетельствует о наличии значительного потенциального спроса на услуги санаториев и учреждений отдыха, домов отдыха, туристических баз, рекреационных и спортивных центров, призванных стать альтернативой зарубежным поездкам с точки зрения качества услуг и комфортности.
Основным направлением развития должен стать внутренний туризм и рекреация (рекреационные зоны, зоны отдыха, досуга, парки развлечений). Дополнительными направлениями могут быть развитие событийного туризма (фестивали, выставки, форумы), развитие делового туризма (экспоцентры, логистика), развитие санаторно-курортного туризма (санатории, турбазы), образовательного и медицинского туризма. Отдельным направлением может стать туризм «выходного дня», ориентированный в основном на туристов-автолюбителей из соседних регионов.
Основные барьеры для развития внутреннего и въездного туризма в России[10]
1. Значительный износ объектов туристской индустрии, построенных в советское время.
2. Недостаточное развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в местах туризма и отдыха.
3. Рост тарифов на услуги естественных монополий и последующее удорожание туристских продуктов.
4. Дефицит квалифицированных профессиональных кадров.
5. Административные барьеры для инвестиций в объекты туристской индустрии, в частности, сложности с оформлением земельных участков под строительство.
6. Недостаточный объем средств, выделяемых на продвижение внутреннего и въездного туризма.
Сегодня в городе Воронеж разработана концепция развития туризма на период 2010-2016 гг. В ней обозначены меры по обеспечению сохранности и реставрации памятников культуры и архитектуры, определен фронт работ по комплексному благоустройству, то есть власть обозначила свою задачу по созданию условия для повышения имиджевой привлекательности Воронежа. Но для полноценного развития туризма в Воронеже необходимо более деятельное участие в этом процессе инвесторов.
В Воронеже существует дефицит гостиниц разного уровня, что является довольно серьёзной проблемой. Отсутствие гостиниц тормозит развитие туризма, а также отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности региона. Тем более что Воронеж располагается на пересечении федеральных трасс. В 2014 году, когда люди двинутся в Сочи, это будет иметь особое значение.
В отличие от стран Восточной Европы, где расширение участия иностранных компаний в гостиничном секторе идет значительно более активно, объем иностранных инвестиций в индустрию размещения России остается относительно небольшим, несмотря на огромную потребность этой сферы. Главные причины кроются в неотлаженной законодательной базе, касающейся иностранных инвестиций, налогообложения, землепользования и собственности на землю. Не в последнюю очередь иностранных инвесторов останавливают неразвитая инфраструктура и недостаток квалифицированных кадров, способных обеспечить высокую культуру обслуживания. В последние годы к указанным вопросам прибавились проблемы, связанные с обострением криминогенной обстановки[11].
Необходимость расширения материальной базы туризма страны и ее качественного улучшения очевидна. Эти задачи можно решить на основе специальных инвестиционных программ, увязанных с государственной политикой и частной инициативой. К сожалению, туризм, несмотря на очевидные экономические выгоды и стимулирующие меры правительства, пока не дает оснований иностранным инвесторам активизировать свою деятельность на российском рынке. В большинстве случаев иностранные инвесторы ограничиваются участием в управлении или оснащении гостиниц, уже построенных российскими фирмами и организациями за свой счет.
Правительство Воронежской области заинтересовано в том, чтобы гостиничным бизнесом занимался частный бизнес. В центре Воронежа планируется построить гостиницу за счет средств компании и привлечения иностранных инвестиций. Планируется, что гостиница будет расположена на улице Орджоникидзе, 36. Проект этой гостиницы разработала компания PCG Group, которая занимается проектированием и строительством современных отелей.
В 2010 году городской Думой был утвержден стратегический план социально-экономического развития города. Одна из миссий города Воронеж обозначена как культурно-исторический и туристический центр, формирующий условия для достижения высокого уровня и качества жизни воронежцев. В основе данного направления – позиционирование города как крупного культурного центра Черноземья. Реализация этой миссии невозможна без консолидации гражданского общества и городской власти[12].
Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев, проводя в августе 2010 года заседание президиума областного правительства по вопросам, касающимся улучшения имиджа области и инвестиционной привлекательности, заявил, что в 2010 году Воронежская область выйдет на уровень 100 млрд рублей инвестиций[13].
Инвестиционная привлекательность региона определяется инвестиционными потенциалом и риском. И слабость Воронежской области состоит как раз в ключевых частных потенциалах и рисках. Ранг (место среди субъектов РФ, «Эксперт РА») в 2008-09гг. производственного и финансового потенциалов — 34, природно-ресурсного — 51, туристического — 45, потребительского — 24, инфраструктурного и институционального — 23, трудового — 20, инновационного — 14[14].
Высокий инновационный потенциал пока не используется. А низкие экономический и финансовый потенциалы соответствуют высокому износу основных фондов области, низкому ВРП на душу населения, низкой производительности труда и высокой степени дотационности региона. По этой же причине у области высоки экономический (49 место) и финансовый (48 место) риски.
Решающим шагом в увеличении вложений в туристскую инфраструктуру должно быть создание по-настоящему благоприятного инвестиционного климата для широкого вовлечения в этот процесс предпринимателей, занимающихся туризмом. Прежде всего, это касается осуществления льготной кредитной политики на долгосрочной основе (от трех до семи лет), включая погашение кредитов, разработки системы гарантий финансово-кредитным учреждениям, незыблемости прав собственности, упрощения правил перевода за границу дивидендов иностранным инвесторам, более льготной налоговой политики по отношению к прибылям, реинвестируемым в дальнейшее развитие материальной базы туризма.