Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 12:13, дипломная работа
Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИЗМА 6
1.1 Социально-экономическая сущность туризма на современном этапе развития общества и его основные виды 6
1.2 Изучение маркетинга и менеджмента туристической деятельности 14
1.3 Формирование индустрии туризма в Казахстане за годы государственной независимости 23
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ 33
2.1 Современное состояние и анализ видовой структуры туризма в Республике Казахстан 33
2.2 Исследование аттрактивности туристских регионов Республики Казахстан 44
2.3 Проблемы развития туристской индустри Казахстана 59
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РК 71
3.1 Основные направления развития туристской отрасли Казахстана 71
3.2 Повышение туристской привлекательности регионов 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
Рассматривая туризм в социально-экономическом плане, необходимо отметить его влияние на экологию. Зачастую туризм влечет за собой негативные последствия по отношению к окружающей среде. Но нельзя отрицать и его положительного воздействия: проводятся мероприятия по реставрации исторических памятников, созданию национальных парков и заповедников, защите берегов и рифов, сохранению лесов и т.д.
Таким образом, туризм - явление сложное,
многоуровневое, оно характеризуется
наличием большого количества дефиниций.
Одни из них носят узкоспециальный
характер, касаются отдельных экономических,
социальных, правовых и других аспектов
туризма или его видовых
Рассматривая туристическую
Туроператорская деятельность - это деятельность юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, по формированию, продвижению и реализации своих туристских продуктов туристским агентам и туристам.
Турагентская деятельность - это деятельность физических или юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, по продвижению и реализации туристского продукта, сформированного туроператором [7].
Отличие между ними состоит лишь в том, что туроператоры, кроме деятельности по продвижению и реализации туристического продукта, еще и формируют этот продукт.
Возможности использования термина
«туристская деятельность»
Анализ приведенных выше официальных определений позволяет сделать вполне однозначные выводы:
Система туризма - это система взаимодействия
субъекта и объекта туристической
деятельности, находящаяся в специфическом
системном отношении с
Из приведенного выше определения, следует, что туризм как система включает две подсистемы: субъект туристической деятельности (туристы) и объект туристической деятельности (туристические ресурсы, туристическая инфраструктура, туристические предприятия). Познание природы и функций разных элементов системы, а также существующих связей между ними позволяет во многом понять ее поведение, раскрыть механизм функционирования.
Например, в рамках нормативно-правового
аспекта субъективно-
К субъектам туристской деятельности относятся:
Объекты туристской деятельности - природные
объекты и природно-
Экономико-маркетинговый аспект исследования
дает возможность рассматривать
туристическую систему как
Туристический рынок – это сфера реализации туристического продукта и экономических отношений, возникающих между покупателями и продавцами туристского продукта. Рынок - своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления, который для данного объекта (туроператоров, туристических агентств) представляет собой совокупность потребителей, заинтересованных в туристическом продукте этого хозяйствующего субъекта и имеют денежные средства купить его.
Туристский рынок – это
Сущность туристического рынка выражаются в его функциях, которые отражают форму проявления туристической деятельности и ее назначение в обществе. Туристический рынок выполняет функции, схематично изображенные на рисунке 1.
Рис. 3. Функции туристического рынка
Примечание: составлено по источнику [9] Руденко П.П. «Туристический рынок и туристическая деятельность».
Согласно рисунку 3, все функции туристического рынка связаны между собой.
В процессе выполнения туристским рынком первой функции деньги обмениваются на туристический продукт. Завершение этого обмена означает законченность акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристическом продукте. В результате обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристической индустрии.
Функция организации - процесс доведения туристического продукта до потребителя проявляется через создание сети туристических агентств, туристических операторов по его реализации.
Турист, реализуя денежные средства в обмен на туристический продукт, удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах. Работники туристической фирмы при продаже туристического продукта получают денежные средства за свой труд, тем самым у них создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличению количества туристического продукта, росту производительности труда работников туристической индустрии.
Современный туристский рынок достаточно развит. Как и любой другой рынок, туристский рынок развился от рынка продавца (когда производитель решает, какой продукт , в каком количестве производить и где продавать) до рынка покупателя (когда покупатель определяет: что, в каком объеме и по какой цене выпускать производителю) [9].
Туристский рынок обладает рядом специфических особенностей. Если в цену товара на мировом рынке входят экспортные расходы, то в цену на туристские услуги – расходы туристов на транспорт. Именно в этом главное отличие туристского рынка от традиционного товарного и других рынков. Транспортные расходы туристов, наряду с платой за другие туристские услуги, определяют стоимость путешествия и входят в общую цену туристских услуг.
На туристский рынок существенное
влияние оказывает подвижность
туристов, зависящая от политических,
социально-экономических, природно-географических
и других факторов. На него также
влияют туристско-рекреационные
Конъюнктуру на мировом туристском рынке определяет спрос на туристские услуги, который отличается большой нестабильностью во времени и пространстве. Создание туристских услуг ограничено определенным туристским районом. Но, несмотря на это, их реализация в значительной мере связана не с местным рынком, а выступает как составная часть общегосударственного или мирового туристского рынка; отсюда и ценообразование определяется конъюнктурой этих рынков.
Спрос на услуги, предоставляемые
«объектом туристической
Таким образом, взаимодействие системы данных элементов способствует удовлетворению людей в различных видах туристических услуг, получению прибыли туристическими предприятиями, тем самым обусловливая развитие предпринимательской деятельности в области туризма.
Туристы, расходуя денежные средства
на услуги учреждений размещения и
питания, транспортных организаций, оплачивая
посещение музеев и театров, способствуют
дальнейшему развитию инфраструктуры
туризма и туристских ресурсов. Более
высокий уровень последних
Туристическая система не может
существовать в виде обособленного
явления. Она предстает как единое
целое во взаимодействии с окружающими
ее макросредами: политической, экономической,
экологической, технологической и
др. Чтобы иметь право на существование,
выжить и сохранить эффективность,
туристическая система
Увеличение туристского спроса влечет за собой рост капитальных вложений в инфраструктурные подразделения и увеличение реального объема производства услуг и товаров туристского потребления, что является верными признаками активизации экономической деятельности. Импульс роста, начало которому положил туризм, передается по цепочке другим отраслям экономики. В них активизируется инвестиционная деятельность, создаются новые рабочие места, расширяется торговый оборот и, как следствие, увеличиваются источники доходов - заработная плата, рента, прибыль. Часть полученных доходов, которая также имеет тенденцию роста, поступает государству в форме налогов. Кроме того, государственная казна пополняется за счет импортных таможенных пошлин. Собранные таким образом средства вновь могут быть направлены на финансирование туристских проектов, оказание материальной помощи при организации отдыха социально уязвимых групп населения, на развитие системы профессиональной подготовки туристических кадров, развития технологий [10, с.29].
Таким образом, принимая во внимание
рассмотренную выше концепцию, мы видим
систему туризма как
Маркетинг - это деятельность по продвижению товаров и услуг от производителя к потребителю. Существует множество определений маркетинга как процесса направления потока товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю. Маркетинг - целевая, стратегическая и управляемая деятельность, проходящая через все этапы - от разработки товара, его продвижения на рынке до продажи и послепродажного обслуживания. Таким образом, маркетинг представляет собой полный процесс движения продуктов и услуг от производителя к потребителю. Суть маркетинга состоит в предоставлении в нужное время и в нужном месте необходимого товара или услуги по необходимой цене. Маркетинг в туризме - это деятельность по планированию и разработке туристских товаров и услуг, продаже, продвижению товаров и услуг, стимулированию на них спроса и ценообразованию.
Эта деятельность помогает продвигать
товары или услуги от производителя
к потребителю с целью
Специфический характер маркетинга в туризме определяется особенностями и отличительными характеристиками туристского продукта (в сравнении с другими потребительскими товарами и услугами), а также особенностью потребителей и производителей туристских товаров и услуг.
Туристский продукт - это совокупность вещественных (физических товаров) и невещественных (в форме услуг) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникших в период его путешествия. Турпродукт состоит из трех частей: тура (туристская поездка по определенному маршруту); туристско-экскурсионных услуг (размещение, питание, транспортировка, экскурсионные программы и другие услуги на маршруте, относящиеся к цели путешествия) и товаров - предметов потребления.
Формирование туристского