Туризм в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 12:13, дипломная работа

Описание работы

Международный туризм в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует формированию и развитию мирового хозяйства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТУРИЗМА 6
1.1 Социально-экономическая сущность туризма на современном этапе развития общества и его основные виды 6
1.2 Изучение маркетинга и менеджмента туристической деятельности 14
1.3 Формирование индустрии туризма в Казахстане за годы государственной независимости 23
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ 33
2.1 Современное состояние и анализ видовой структуры туризма в Республике Казахстан 33
2.2 Исследование аттрактивности туристских регионов Республики Казахстан 44
2.3 Проблемы развития туристской индустри Казахстана 59
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РК 71
3.1 Основные направления развития туристской отрасли Казахстана 71
3.2 Повышение туристской привлекательности регионов 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 88

Работа содержит 1 файл

Диплом_Туризм в Казахстане.docx

— 785.75 Кб (Скачать)

Согласно анализу исследований ВТО, специализированных международных  организаций по туризму, а также  политики развития туризма государств, туризм понимается как деятельность, непосредственно влияющая на социальную, культурную и экономическую жизнь  государства [8].

Для того чтобы сформулировать полное определение понятия «туризм», необходимо рассмотреть многоаспектность туризма  и его взаимодействие с другими  видами деятельности.

Помимо туризма существует похожая  деятельность называемая путешествиями.

Путешествия и туризм - два неразрывно связанных понятия, которые характеризуют  определенный образ жизнедеятельности  человека. Это отдых, активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, лечение и множество других видов  деятельности. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обосабливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности - перемещение человека в иную местность  или страну, континент, отличные от его обычного местонахождения или  проживания.

В путешествиях перемещаются: отдельные  индивидуумы; группы лиц, объединенных единым интересом и целью; целые экспедиции, в том числе и военные, в составе которых могут быть несколько сотен или даже тысяч специалистов, а также дипломаты, мигранты и переселенцы. Для отдельных народов путешествие - это образ жизни, установившийся веками и вызванный климатическими особенностями местности проживания. К ним относятся, например, кочевые племена: белунджи, бедуины, цыгане и др. Кочевники вместе со стадами животных ежегодно перемещаются по мере освоения пастбищ, причем их не останавливают даже границы государств. Так, белунджи постоянно мигрируют из Пакистана в Афганистан. Сезонные сельскохозяйственные рабочие путешествуют по мере сбора урожая с юга на север США.

Путешествие - термин, обладающий значительной общностью понятийного смысла и  обозначающий перемещение людей  в пространстве и времени [6, с.32].

Таким образом, путешествие - это перемещение  людей во времени и пространстве, а человек, совершающий путешествие, независимо от целей, направлений, средств  передвижения и временных промежутков, именуется путешественником.

В отличие от путешествий туризм  имеет четкие ограничения, характеристики и множество определений в  понятийном смысле. В отличие от путешествия туризм - категория, испытывающая сильное влияние экономики и  обладающая дуализмом (двойственностью) внутренней природы явления, так  как туризм - это и особый, массовый, род путешествий, и деятельность по организации и осуществлению  этих путешествий.

Основные отличия туризма от путешествий:

1. В отличие от путешествий  туризм - это перемещение людей  в достаточно короткие промежутки  времени.

Длительные путешествия совершаются  лишь единицами индивидуумов. Туризм же массовое явление XX века, получившее свое развитие в силу сложившейся  в развитом обществе политико-экономической  ситуации. Люди (в большинстве своем  трудящиеся по найму) повсеместно получили право на ежегодный короткий (в  среднем 2-3 недели) отпуск. После второй мировой войны (1939-1945 гг.) люди в большинстве  своем стал жить в достатке, позволяющем  выделять средства на отдых и краткосрочные  путешествия в целях отдыха. Развитые транспортные средства, открывшие эру  трансконтинентальных полетов на воздушных  судах, дали вполне доступную возможность  посещения практически любых  уголков мира.

В соответствии с мировой статистикой  наибольшую долю занимает туризм выходного  дня (2-3 дня), далее следуют небольшие  туристские поездки (6-7 дней), значительно  меньшую долю занимают 8-12-дневные  туры. Все остальные, более длительные, туристские поездки выпадают из статистики по причине ничтожности своего удельного  веса в общей массе.

2. Для туризма важно определить  категорию места постоянного  проживания (местожительство). Туризм  предусматривает выезд людей  с места своего постоянного  проживания в иную местность,  страну в целях туризма. Перемещения  в пределах местности постоянного  проживания, например ежедневные  поездки на работу, не могут  быть отнесены к туризму. В  стране, где имеется правовой институт прописки, это - место прописки, регистрируемое соответствующими службами государственной власти, регулирующей миграцию населения. Имеющая место другая понятийная категория - обычное место постоянного жительства определяется сроком, в течение которого человек постоянно проживает в одном и том же месте (городе, поселке, районе). При этом для каждого определенного места, района, страны, а также населения следует выделять лиц, которые могут быть отнесены к категории постоянных жителей или посетителей.

Например, по статистике внутреннего  туризма важно ограничить категории  населения, которые следуют ежедневно  на работу на определенные временные  промежутки и расстояния. Так, для  небольшого города это будет 20-30 мин  при расстоянии в несколько километров, для крупного города - поездки на работу продолжительностью до 3 ч на расстояние свыше 50-100 км. Следует учитывать  и минимальный промежуток отсутствия жителя в этом месте, а также отличия  и особенности местностей и административных территорий. Для жителя небольшого поселка поездка на 70 км будет  дальним путешествием. В то же время  в мегаполисе это расстояние находится  в пределах городской черты.

3. Определение периода свободного  времени исходит из общего  понимания туризма как способа  отдыха. Оно недостаточно справедливо  для некоторых видов туризма,  например для профессионально-делового, участники которого чаще всего  совершают поездки как специалисты,  командированные фирмой.

4. Важнейшей категорией является  цель туризма, которая позволяет  четко выделить виды деятельности, относящиеся к туризму и попадающие  под льготные таможенные, налоговые  и иные предпочтительные режимы, устанавливаемые государствами  исключительно для туризма. Главные  цели туризма: развлекательные  (аттрактивные) и познавательные. Вторыми  по значимости являются цели  оздоровительные и лечебные, далее  следуют профессионально-деловые,  гостевые и пр.

5. Туризм - важная составляющая  экономики многих государств, которая  обеспечивает занятость местного  населения, загрузку гостиниц  и отелей, ресторанов, зрелищных  мероприятий, поступление иностранной  валюты и др. Туризм основан  на эксплуатации местных туристских  ресурсов, приносящей данной; местности  или государству доход. Туризм  в зависимости от составляющих  услуг и обслуживаемых категорий  населения разделяется на внутренний  и международный. 

Современный туризм - это отрасль  мировой экономики не знающая  спада. По расчетам специалистов, в  среднем, для получения доходов, эквивалентных тем, которые дает один иностранный турист, надо вывозить на мировой рынок примерно 9 тонн каменного угля, или 15 тонн нефти, или 2 тонны высокосортной пшеницы. При  этом продажа сырья истощает энергоносители страны, а туристская индустрия работает на возобновляемых ресурсах. По подсчетам  зарубежных экономистов 100 тысяч туристов, проведя в среднем два часа в городе, расходуют не менее 350 тысяч  долларов, или 17,5 долларов на человека каждый час. Следовательно, продажа  сырья - это своего рода экономический  тупик, а развитие туризма - длительная, экономически выгодная перспектива [8].

Далее рассмотрим классификацию видов  туризма в зависимости от специфики  отражения результатов в бюджете  страны, главной цели путешествия, характера  организации путешествия, интенсивности  туристских путевок.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Классификация видов туризма  в зависимости от специфики отражения  результатов в бюджете страны, главной цели путешествия, характера  организации путешествия, интенсивности  туристских путевок.

 

Примечание: составлено по источнику [2, c.92], Биржаков М.Б. «Введение в туризм».

 

В соответствии со спецификой отражения  финансовых результатов в бюджете  страны выделяют два вида туризма: активный и пассивный.

Приезд иностранных туристов в  данную страну является активным туризмом. Активный туризм служит фактором ввоза денег (валюты) в данную страну. Выезд туристов из одной страны в другие государства является пассивным туризмом. Пассивный туризм является фактором вывоза денег (валюты) из данной страны.

В зависимости от главной цели путешествия  выделяют следующие разновидности туризма: рекреационный, познавательный, научный, деловой.

Рекреационный туризм - это туризм с целью отдыха, оздоровления и  лечения. При этом следует иметь  в виду, что пребывание граждан  в специальных санаториях (как  при наличии больничного листа, так и при его отсутствии) не относится к туризму, так как  в данном случае санаторий - это разновидность  больницы.

Познавательный, или культурный, туризм - это путешествие в целях ознакомления с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами по определенной программе.

В научном туризме преобладает  посещение конгрессов, симпозиумов  и т.п., причем обычно с последующими экскурсионными поездками.

Деловой туризм (поездки бизнесменов  с деловыми целями) представляет собой  наиболее динамичный и доходный вид  туризма.

По характеру организации путешествия  выделяют индивидуальный, групповой, организованный (плановый) и самодеятельный (неорганизованный), стационарный и передвижной туризм.

Плановый туризм - любые виды туризма, разрабатываемые и реализуемые  организаторами туризма - туроператорами. Плановый туризм регулируется государством с помощью законодательных и  нормативных актов. Он составляет основу индустрии массового туризма. Начало плановому туризму положил Томас  Кук. Именно он в 1849 г. придумал продавать  туристские услуги в пакете: перевозку, экскурсии и питание. В значительной степени плановый туризм является главной  составляющей деятельности различных  коммерческих организаций и предпринимателей.

Самодеятельный туризм - специфический  вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе. Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые  издают собственные нормативные  акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты  и соревнования, издают собственную  туристскую методическую литературу и  периодические издания. Самодеятельный туризм имеет программно-нормативные  основы, определяющие направления, характер, содержание туристской общественной практики, требования по овладению туристскими  умениями и навыками.

По интенсивности туристских путевок  различают постоянный и сезонный туризм. Круглогодичное и относительно равномерное посещение туристских регионов называется постоянным туризмом. Это характерно, прежде всего, для наиболее известных центров цивилизации, культуры, оздоровления: известных городов мира, курортов, мест, располагающих уникальными минеральными водами и грязями.

Социально-экономическая значимость туризма определяется тем, что современный  туризм, в целом, оказывает три  положительных эффекта на экономику  государства:

- во-первых, обеспечивает приток  иностранной валюты и оказывает  положительное влияние на такие  экономические показатели как  платежный баланс и совокупный  экспорт;

- во-вторых, помогает увеличить  занятость населения. По оценкам  ВТО и Всемирного совета туризма  и путешествий на каждое рабочее  место, создаваемое в индустрии  туризма приходится от 5 до 9 рабочих  мест, появляющихся в других отраслях. Туризм прямо или косвенно  влияет на развитие 32 отраслей  экономики;

- в-третьих, способствует развитию  инфраструктуры страны. Туризм активно  воздействует на экономику целых  районов страны. Создание и функционирование  хозяйствующих субъектов в области  туризма тесно связано с развитием  дорожного транспорта, торгового,  коммунально-бытового, культурного,  медицинского обслуживания. Таким  образом, индустрия туризма обладает  более сильным эффектом мультипликатора,  чем большинство других экономических  секторов.

Необходимо также отметить существенный мультипликативный эффект развития туризма, его воздействие на сопряженные  с ним отрасли экономики, такие  как транспорт, связь, строительство, торговлю, пищевую, легкую промышленность и др.

Подчеркивая значение туризма как  отрасли рыночной экономики, нельзя недооценивать его социальную сторону, возрастающую роль в развитии человека, его личности, формировании уровня и качества жизни. Кроме его хорошо известных экономических аспектов он пробрел культурный и духовный аспекты, которые должны быть поддержаны и защищены от негативных последствий, обусловленных экономическими факторами».

Туризм - деятельность, непосредственно  связанная с отдыхом, досугом, спортом  и общением с культурой и природой, которая должна планироваться и  практиковаться как средство индивидуального  и коллективного совершенствования. В этом случае он становится незаменимым  фактором самообразования, толерантности  и познания различий между народами и культурами в их разнообразии. Туризм способствует развитию духовных ценностей и должен быть учтен  как фактор воспитания личности и  человеческого достоинства. Он предназначен не только для того, чтобы разнообразить  ход жизни и работы. Это фактор единения человека и окружающего  его мира, т.к. туризм допускает прямой контакт человека с природой.

Социокультурная эффективность туризма  выражается в снижении межнациональных  порогов в результате лучшего  восприятия других культур. Следствием туризма является процесс окультуризации, который выражается в адаптации  человека к новой культуре, предполагающей иной образ мышления, иные нормы поведения, манеры общения, традиции и устои. Контакт туристов из различных государств мира делает возможным создание тесных связей и взаимного обогащения национальных культур. Туризм оказывает воздействие на интересы, мировоззрение и образ жизни населения принимающей стороны, вызывая так называемый демонстративный эффект, приводящий к росту потребностей у иностранных посетителей, и у местных жителей. Страна, принимающая туристов, ощущает конкуренцию в самых разных областях обслуживания туристов и вынуждена при предложении туристических услуг реагировать на возрастающие запросы клиентов, превращая тем самым туристическую индустрию в один из факторов общественного прогресса. Таким образом формируются повышенные стандарты потребления у жителей принимающей стороны, и у приезжающих туристов.

Информация о работе Туризм в Казахстане