Туризм как способ удовлетворения культурных потребностей человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:05, реферат

Описание работы

О чем интересно рассказывать, вернувшись из дальних краев? Что заставляет нас заниматься туризмом в познавательных целях? Конечно, потребности. В современном мире человек часто жаждет приключений, риска, совершенствование и углубление знаний в истории человечества, а также культуре других стран, о которой он знает очень мало или не знает вовсе ничего. Потребность в новых ощущениях безошибочно направляет нас в красивые неизведанные уголки планеты.

Работа содержит 1 файл

Статья.doc

— 103.50 Кб (Скачать)


Фестиваль «Студенческая весна»

Студенческая научно-практическая конференция

 

Направление: современные проблемы гуманитарных наук

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

 

 

Туризм как способ удовлетворения культурных потребностей человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Автор работы: Порошина Надежда

                                             Место учебы: филиал МГУКИ в городе Норильске

                            Научный руководитель: Максимова Ю.С.

                                                                                         Старший преподаватель кафедры СКД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Норильск,2009

 

О чем интересно рассказывать, вернувшись из дальних краев? Что заставляет нас заниматься туризмом в познавательных целях? Конечно, потребности. В современном мире человек часто жаждет приключений, риска, совершенствование и углубление знаний в истории человечества, а также культуре других стран, о которой он знает очень мало или не знает вовсе ничего. Потребность в новых ощущениях безошибочно направляет нас в красивые неизведанные уголки планеты.

   Основными потребностями человека являются биологические или естественные. К числу основных относятся потребности человека в пище, в одежде, в жилье, в безопасности, в лечении при заболеваниях и т.д. Но потребностей человека намного больше, чем просто набор условий для выживания. В связи с научно-техническим прогрессом, с постоянными изменениями, которые происходят в различных сферах жизни общества, возникают и развиваются  новые потребности.

В самом общем виде потребность можно определить как отражение в сознании человека необходимости получения чего-то жизненно важного, побуждающего его к активной деятельности. Человек стремится преодолеть состояние неудовлетворенности и предпринимает для этого определенные усилия.

Потребность-это, переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития его личности.[1]

Удовлетворение потребностей - цель любой деятельности человека. Все потребности человека можно подразделить на высшие и низшие потребности (вторичные и первичные). При рождении человек испытывает только первичные (физиологические) потребности. По мере социализации происходит становление высших духовных потребностей, более того сущность социализации заключается в развитии именно социальных потребностей и социальных способов их удовлетворения.

Существует несколько подходов к классификации потребностей человека. Так, П.В. Симонов (1987) выделяет три группы: витальные, социальные и идеальные; Ф.В. Петровский (1986) делит потребности на естественные и культурные, на материальные и духовные, причем естественные могут быть материальными, а культурные и материальными, и духовными; П.А. Рудик (1967) выделяет общественные и личные потребности; В.А. Крутецкий (1980)- естественные, духовные и социальные.[2]

В рамках данной статьи нас интересуют более всего культурные потребности, которые возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека.

Итак, культурными потребностями являются потребности в образовании, развлечениях, в искусстве. Культурные потребности отражают связь потребности человека с продуктами человеческой культуры и истории. Объекты культурных потребностей - предметы, которые служат средством удовлетворения какой-либо естественной потребности в условиях той или иной культуры.[3]

     Что же такое культура? Дадим несколько определений. Первое определение основывается на культурной антропологии и включает все, что создал человек дополнительно к природе: общественную мысль, хозяйственную деятельность, производство, литературу и искусство, образ жизни и человеческое достоинство.

Второе определение, культура-это, увязанная система знаний, верований, искусства, морали, законы и обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком, как членом общества. [4]

Третье определение характеризует культуру, как интегральную или синтетическую социальную среду, позволяющую человеку в широком смысле, т.е. обществу, удовлетворять его совокупные потребности.[5]

Почему же важно удовлетворять культурные потребности человека? Потому что в человеке от природы заложена любознательность и  интерес в постижении чего-то нового, неизведанного. Удовлетворяя культурные потребности, человек переходит от стадии начального накопления знаний  к более высокому уровню познания. Тем самым, расширяя при этом границы своего мировоззрения, накапливая знания в различных областях, таких как история, биология, медицина, география и т.д., что способствует  обогащению его духовного мира.

Более тесному сближению культуры разных народов, стиранию границ  между континентами, государствами, способствует такая деятельность как туризм. 

Туризм – наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа – одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить – важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал.

Туризм (от французского tourisme, tour- прогулка, поездка) возник как продукт цивилизации. Туризм есть, прежде всего, деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в новизне, в познании (это удовольствие от удовлетворенной любознательности).

Туризм- это удовольствие, связанное с путешествием в целях отдыха, лечения, участия в культурных, научных или деловых встречах.[6]

    Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980г. провозгласила следующее: «…Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и  экономическую области жизни государств и их международных отношений. Развитие туризма связано с социально-экономическим развитием наций и зависит от доступа человека к активному отдыху, его свободы путешествий в рамках свободного времени и досуга, глубокий гуманитарный характер которых он подчеркивает. Само существование туризма и его развитие полностью зависят от обеспечения прочного мира, в укрепление которого он призван внести свой вклад».[7]

Ведущую роль среди основных видов туризма занимает (культурно-познавательный) или культурный туризм. Он обусловлен познавательными факторами, которые включают в себя интересы к историческим, культурным, хозяйственным и природно-климатическим достопримечательностям, расширению знаний по различным направлениям, в повышении интеллектуального уровня. По статистическим данным доля культурного туризма в общем объеме туризма составляет 60,1% (см. табл. 1)[8].

 

Вид туризма

 

 

Доля туризма, %

 

 

Культурный

 

60,1

 

 

Деловой

 

13,8

 

 

Лечебно-оздоровительный

 

11,0

 

 

Учебный

 

9

 

 

Шоп-туризм

 

6,1

 

 

Этот вид туризма, более полно, чем остальные разновидности туризма, может удовлетворить культурно-познавательные потребности человека.

         Культурный туризм начал развиваться в последние десятилетия. Он основывается на  потребностях человека  в духовном освоении культуры мира, через его посещение, непосредственное постижение и переживание разных культур в различных местах, когда лично увиденное навсегда становится достоянием, принадлежностью мысли и чувства туриста, раздвигая горизонты его мировосприятия.

Существует несколько трактовок понятия «культурный туризм»:

Во-первых, культурный туризм определяют как деятельность, которая позволяет исследовать принадлежащий другим людям опыт различных способов жизни, отражающий религиозные, культурные отличия и идеи, содержащиеся в культурном наследии.[9]

Во-вторых, культурный туризм понимается как сфера деятельности, основанная на ресурсах наследия, национальных традиций, искусства и культуры с активным использованием современных коммуникационных систем и высокотехничной инфраструктуры гостеприимства.

В-третьих, культурный туризм понимается как технология, основополагающий принцип которой - принцип устойчивого развития. Это означает, что «запускаемая деятельность способна к самопроизводству и постоянному существованию.[10]

В.А.Квартальнов считает, что главная задача культурного туризма состоит в том, чтобы познакомиться с достижениями культуры, науки и техники (музеи, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т.п.).[11]

         Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:

•  памятники археологии;

•  культовую и гражданскую архитектуру;

•  памятники ландшафтной архитектуры;

•  малые и большие исторические города;

•  сельские поселения;

•  музеи, театры, выставочные залы и др.;

•  социокультурную инфраструктуру;

•  объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;

•  технические комплексы и сооружения.

Основными формами организации культурно-просветительного туризма как вида деятельности являются экскурсии  и  другие культурные мероприятия (посещение музеев, выставок, театров, концертов, творческих встреч, национальных праздников и ритуалов), направленные на удовлетворение потребностей большинства туристов. В самом деле, когда путешествие не наполнено экскурсиями и другими культурными мероприятиями, то оно становится просто поездкой с возращением на прежнее место. Именно благодаря данным мероприятиям культурно-просветительный туризм оказывает формирующее влияние на личность, обогащает ее новыми знаниями и впечатлениями.

Немаловажную роль в удовлетворении культурных потребностей человека занимает комплекс услуг, предоставляемых туристско-экскурсионными предприятиями гражданам (туристам).

Комплексная система организации производства называется индустрией туризма.

     В систему индустрии туризма входят специализированные предприятия, организации и учреждения:

     1.Предприятия, предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты);

2.Предприятия питания (рестораны, кафе, бары);

     3.Фирмы, занимающиеся транспортным обслуживанием (автопредприятия, авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта);

     4.Туристские фирмы по разработке и реализации туристского продукта (туристские бюро, экскурсионные бюро, туристские агентства, бюро реализации путевок);

     5.Рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства, рекламные бюро, информационные  агентства);

     6.Органы управления туризмом (комитеты и департаменты туризма, общественные туристские организации и объединения);

Развитие туристской индустрии зависит от множества факторов:

      Наличие  туристско-рекреационных ресурсов;

      Наличие  развитой инфраструктуры региона;

      Наличие квалифицированных  кадров;

      Государственной поддержки туризма;

      Демографических и социальных факторов;

      Факторов риска;

      Политических и экономических факторов;

      Научно-технического прогресса, традиций и др.

Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др.

Как правило, чем выше культурный уровень потенциального туриста, тем выше запросы на познавательные виды туристской услуги.[12] Культурный турист - условное понятие, потребитель туристского продукта, основанного на различных видах культурного туризма.

В теории культурного туризма различаются три различных типа культурных туристов:

1.                  Специальная категория культурных туристов-энтузиастов(10-15%). Они специализируются в определенной области и путешествуют систематически с достаточной степенью повторности.

2.                  Постоянная категория культурных туристов (30-40%). Они имеют достаточную мотивацию к культурному туризму в целом. Их наиболее привлекает культурный аспект туризма.

Информация о работе Туризм как способ удовлетворения культурных потребностей человека