Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:05, реферат
О чем интересно рассказывать, вернувшись из дальних краев? Что заставляет нас заниматься туризмом в познавательных целях? Конечно, потребности. В современном мире человек часто жаждет приключений, риска, совершенствование и углубление знаний в истории человечества, а также культуре других стран, о которой он знает очень мало или не знает вовсе ничего. Потребность в новых ощущениях безошибочно направляет нас в красивые неизведанные уголки планеты.
Фестиваль «Студенческая весна»
Студенческая научно-практическая конференция
Направление: современные проблемы гуманитарных наук
Туризм как способ удовлетворения культурных потребностей человека
Автор работы: Порошина Надежда
Научный руководитель: Максимова Ю.С.
Норильск,2009
О чем интересно рассказывать, вернувшись из дальних краев? Что заставляет нас заниматься туризмом в познавательных целях? Конечно, потребности. В современном мире человек часто жаждет приключений, риска, совершенствование и углубление знаний в истории человечества, а также культуре других стран, о которой он знает очень мало или не знает вовсе ничего. Потребность в новых ощущениях безошибочно направляет нас в красивые неизведанные уголки планеты.
Основными потребностями человека являются биологические или естественные. К числу основных относятся потребности человека в пище, в одежде, в жилье, в безопасности, в лечении при заболеваниях и т.д. Но потребностей человека намного больше, чем просто набор условий для выживания. В связи с научно-техническим прогрессом, с постоянными изменениями, которые происходят в различных сферах жизни общества, возникают и развиваются новые потребности.
В самом общем виде потребность можно определить как отражение в сознании человека необходимости получения чего-то жизненно важного, побуждающего его к активной деятельности. Человек стремится преодолеть состояние неудовлетворенности и предпринимает для этого определенные усилия.
Потребность-это, переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития его личности.[1]
Удовлетворение потребностей - цель любой деятельности человека. Все потребности человека можно подразделить на высшие и низшие потребности (вторичные и первичные). При рождении человек испытывает только первичные (физиологические) потребности. По мере социализации происходит становление высших духовных потребностей, более того сущность социализации заключается в развитии именно социальных потребностей и социальных способов их удовлетворения.
Существует несколько подходов к классификации потребностей человека. Так, П.В. Симонов (1987) выделяет три группы: витальные, социальные и идеальные; Ф.В. Петровский (1986) делит потребности на естественные и культурные, на материальные и духовные, причем естественные могут быть материальными, а культурные и материальными, и духовными; П.А. Рудик (1967) выделяет общественные и личные потребности; В.А. Крутецкий (1980)- естественные, духовные и социальные.[2]
В рамках данной статьи нас интересуют более всего культурные потребности, которые возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека.
Итак, культурными потребностями являются потребности в образовании, развлечениях, в искусстве. Культурные потребности отражают связь потребности человека с продуктами человеческой культуры и истории. Объекты культурных потребностей - предметы, которые служат средством удовлетворения какой-либо естественной потребности в условиях той или иной культуры.[3]
Что же такое культура? Дадим несколько определений. Первое определение основывается на культурной антропологии и включает все, что создал человек дополнительно к природе: общественную мысль, хозяйственную деятельность, производство, литературу и искусство, образ жизни и человеческое достоинство.
Второе определение, культура-это, увязанная система знаний, верований, искусства, морали, законы и обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком, как членом общества. [4]
Третье определение характеризует культуру, как интегральную или синтетическую социальную среду, позволяющую человеку в широком смысле, т.е. обществу, удовлетворять его совокупные потребности.[5]
Почему же важно удовлетворять культурные потребности человека? Потому что в человеке от природы заложена любознательность и интерес в постижении чего-то нового, неизведанного. Удовлетворяя культурные потребности, человек переходит от стадии начального накопления знаний к более высокому уровню познания. Тем самым, расширяя при этом границы своего мировоззрения, накапливая знания в различных областях, таких как история, биология, медицина, география и т.д., что способствует обогащению его духовного мира.
Более тесному сближению культуры разных народов, стиранию границ между континентами, государствами, способствует такая деятельность как туризм.
Туризм – наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа – одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить – важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал.
Туризм (от французского tourisme, tour- прогулка, поездка) возник как продукт цивилизации. Туризм есть, прежде всего, деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в новизне, в познании (это удовольствие от удовлетворенной любознательности).
Туризм- это удовольствие, связанное с путешествием в целях отдыха, лечения, участия в культурных, научных или деловых встречах.[6]
Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980г. провозгласила следующее: «…Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений. Развитие туризма связано с социально-экономическим развитием наций и зависит от доступа человека к активному отдыху, его свободы путешествий в рамках свободного времени и досуга, глубокий гуманитарный характер которых он подчеркивает. Само существование туризма и его развитие полностью зависят от обеспечения прочного мира, в укрепление которого он призван внести свой вклад».[7]
Ведущую роль среди основных видов туризма занимает (культурно-познавательный) или культурный туризм. Он обусловлен познавательными факторами, которые включают в себя интересы к историческим, культурным, хозяйственным и природно-климатическим достопримечательностям, расширению знаний по различным направлениям, в повышении интеллектуального уровня. По статистическим данным доля культурного туризма в общем объеме туризма составляет 60,1% (см. табл. 1)[8].
Вид туризма
|
Доля туризма, %
|
Культурный
| 60,1
|
Деловой
| 13,8
|
Лечебно-оздоровительный
| 11,0
|
Учебный
| 9
|
Шоп-туризм
| 6,1
|
Этот вид туризма, более полно, чем остальные разновидности туризма, может удовлетворить культурно-познавательные потребности человека.
Культурный туризм начал развиваться в последние десятилетия. Он основывается на потребностях человека в духовном освоении культуры мира, через его посещение, непосредственное постижение и переживание разных культур в различных местах, когда лично увиденное навсегда становится достоянием, принадлежностью мысли и чувства туриста, раздвигая горизонты его мировосприятия.
Существует несколько трактовок понятия «культурный туризм»:
Во-первых, культурный туризм определяют как деятельность, которая позволяет исследовать принадлежащий другим людям опыт различных способов жизни, отражающий религиозные, культурные отличия и идеи, содержащиеся в культурном наследии.[9]
Во-вторых, культурный туризм понимается как сфера деятельности, основанная на ресурсах наследия, национальных традиций, искусства и культуры с активным использованием современных коммуникационных систем и высокотехничной инфраструктуры гостеприимства.
В-третьих, культурный туризм понимается как технология, основополагающий принцип которой - принцип устойчивого развития. Это означает, что «запускаемая деятельность способна к самопроизводству и постоянному существованию.[10]
В.А.Квартальнов считает, что главная задача культурного туризма состоит в том, чтобы познакомиться с достижениями культуры, науки и техники (музеи, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т.п.).[11]
Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:
• памятники археологии;
• культовую и гражданскую архитектуру;
• памятники ландшафтной архитектуры;
• малые и большие исторические города;
• сельские поселения;
• музеи, театры, выставочные залы и др.;
• социокультурную инфраструктуру;
• объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;
• технические комплексы и сооружения.
Основными формами организации культурно-просветительного туризма как вида деятельности являются экскурсии и другие культурные мероприятия (посещение музеев, выставок, театров, концертов, творческих встреч, национальных праздников и ритуалов), направленные на удовлетворение потребностей большинства туристов. В самом деле, когда путешествие не наполнено экскурсиями и другими культурными мероприятиями, то оно становится просто поездкой с возращением на прежнее место. Именно благодаря данным мероприятиям культурно-просветительный туризм оказывает формирующее влияние на личность, обогащает ее новыми знаниями и впечатлениями.
Немаловажную роль в удовлетворении культурных потребностей человека занимает комплекс услуг, предоставляемых туристско-экскурсионными предприятиями гражданам (туристам).
Комплексная система организации производства называется индустрией туризма.
В систему индустрии туризма входят специализированные предприятия, организации и учреждения:
1.Предприятия, предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты);
2.Предприятия питания (рестораны, кафе, бары);
3.Фирмы, занимающиеся транспортным обслуживанием (автопредприятия, авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта);
4.Туристские фирмы по разработке и реализации туристского продукта (туристские бюро, экскурсионные бюро, туристские агентства, бюро реализации путевок);
5.Рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства, рекламные бюро, информационные агентства);
6.Органы управления туризмом (комитеты и департаменты туризма, общественные туристские организации и объединения);
Развитие туристской индустрии зависит от множества факторов:
Наличие туристско-рекреационных ресурсов;
Наличие развитой инфраструктуры региона;
Наличие квалифицированных кадров;
Государственной поддержки туризма;
Демографических и социальных факторов;
Факторов риска;
Политических и экономических факторов;
Научно-технического прогресса, традиций и др.
Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др.
Как правило, чем выше культурный уровень потенциального туриста, тем выше запросы на познавательные виды туристской услуги.[12] Культурный турист - условное понятие, потребитель туристского продукта, основанного на различных видах культурного туризма.
В теории культурного туризма различаются три различных типа культурных туристов:
1. Специальная категория культурных туристов-энтузиастов(10-15%). Они специализируются в определенной области и путешествуют систематически с достаточной степенью повторности.
2. Постоянная категория культурных туристов (30-40%). Они имеют достаточную мотивацию к культурному туризму в целом. Их наиболее привлекает культурный аспект туризма.
Информация о работе Туризм как способ удовлетворения культурных потребностей человека