Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:20, контрольная работа
Термин «услуга» установлен международным документом Руководство ИСО/МЭК 2, определения термина даны в международных стандартах ИСО 8402:1994 и ИСО 9004.2:1991.
В отечественную научно-техническую практику вышеуказанный термин введен ГОСТ Р 50646-94: услуга- это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
На территории региона проложены десятки экскурсионных маршрутов, знакомящих с историей, архитектурой, культурой, искусством, народным художественным творчеством, достижениями науки и техники.
Тема 4. Система управления туристской индустрией в России.
4.1. – 4.2. Составьте модель управленческих структур в сфере туризма в России, включая макро-, мезо- и микроуровень. Установить механизмы государственного регулирования туристской индустрии в России и сравнить их с зарубежным опытом.
Рис.1 Модель системы управления туристской индустрией в РФ
Макроэкономический уровень. Правительство Российской Федерации осуществляет общее руководство туристским комплексом. В Государственной Думе РФ (высшем законодательном органе) – создана специальная Комиссия по спорту и туризму с правом законодательной инициативы.
Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму (Госкомспорт России), Департамент туризма Минэкономразвития России, Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) и другие выполняют функции, связанные с контролем по соблюдению государственных интересов в области туристской деятельности.
В соответствии с государственной политикой Госкомспорт России занимается координацией развития отрасли и рассматривает вопросы развития спортивного и социального туризма в России, сохранения и развития курортного комплекса страны. Развитием же остальных видов туризма занимается Департамент туризма Минэкономразвития России.
К основным функциям данного министерства относятся: участие в разработке предложений по формированию концепции государственной программы развития туризма; выделение приоритетных направлений развития туризма исходя из потребностей различных социально-демографических групп населения; повышение качества обслуживания туристов; создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма и многое другое.
Центральные экономические ведомства страны выполняют важные функции, например, ГТК России осуществляет функции, связанные с контролем по соблюдению государственных интересов в области экономики страны. На последний возложены организация таможенного контроля и издание нормативных актов по таможенным вопросам. Данные вопросы для развития туризма являются немаловажными, так как одной из целей путешествий туристов является шопинг – приобретение товаров народного потребления для их последующей реализации (обуви, трикотажа и других товаров – в Турции, Италии; летнего текстиля – в Индонезии; шуб – в Греции и Аргентине; мебели – в Польше и Италии; автомобилей – в Германии, Швеции, Финляндии).
Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ играют существенную роль в регулировании туристского бизнеса, они же определяют порядок финансирования и кредитования туристской деятельности.
Раньше наряду с экономическими рычагами воздействия использовали и административные методы правительственного регулирования деятельности туристских организаций, такие как лицензирование и сертификация. Но на данный момент лицензирование отменено согласно закону от 1 января 2007 года, а сертификация является добровольным делом каждой туристской организации.
Мезоэкономический уровень представлен отраслевыми министерствами и ведомствами (например, министерствами здравоохранения, транспорта), а также местными органами власти.
В функции органов местного самоуправления входит: содействие превращению местных объектов туризма в центры досуга и культурного обслуживания населения; они добиваются экономически устойчивого использования местных туристских ресурсов; содействие восстановлению и сбережению культурного и природного наследия, улучшению и развитию местной инфраструктуры туризма.
В Нижнем Новгороде данный уровень образуют:
1. Министерство спорта, туризма и молодежной политики;
2. Министерство поддержки и развития малого предпринимательства потребительского рынка и услуг Нижегородской области;
3. Департамент внешнеэкономических и межрегиональных связей города Нижнего Новгорода.
Микроэкономический уровень организации управления туристского комплекса представлен различными организациями, работающими в индустрии туризма.
Выделяют следующие три основные группы организаций: туроператоры, турагенты и контрагенты. Последние – это организации, непосредственно оказывающие услуги по размещению, питанию, транспортные, экскурсионные и другие услуги, входящие в турпакет. Это гостиницы, рестораны, транспортные компании, экскурсионные предприятия и т.п.
Туроператор – оптовая туристическая фирма, занимающаяся разработкой туров, рассчитанных на массовый потребительский спрос, их рекламой и сбытом через сеть розничных турагентов (например, "Рострэвел", "Coral Travel", "Pegas Touristik")
Туристское агентство – розничная туристская фирма, занимающаяся реализацией туров населению, организуемых оптовыми туристическими фирмами, а также продажей потребителям отдельных туристических услуг (транспортных билетов, экскурсий и т.п.). Например, "Асент Трэвел", "Ланта-тур Вояж", “Роза Ветров”
Туристская фирма – предприятие, осуществляющее сбыт туристических услуг потребителям. В зависимости от функций, выполняемых туристическими фирмами, их разделяют на турагентов и туроператоров.
В России федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в сфере туризма, реализацию государственной политики в области туризма постоянно меняются.
За десятилетний период в России произведено, по меньшей мере, десять преобразований федерального органа исполнительной власти, ответственного за развитие туризма. В настоящее время ответственным за развитие туризма в России является департамент туризма Министерства экономического развития и торговли РФ.
Принцип государственного регулирования туристской деятельности заключается в том, что государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики России, содействует развитию туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее функционирования, определяет и поддерживает приоритетные направления, формирует образ России как страны, благоприятной для туризма, и рекламирует его на международном уровне, а так же осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров и турагентов.
Основными принципами государственного регулирования туризма и туристской индустрии (далее «государственное регулирование туризма») являются:
1) защита прав и охраняемых законом интересов граждан, в том числе обеспечение их безопасности при занятии туризмом;
2) развитие туризма и индустрии туризма как приоритетного направления государственной социально-экономической политики Российской Федерации;
3) формирование представления о Российской Федерации как о стране, благоприятной для развития туризма;
4) обеспечение устойчивого развития туризма на территории Российской Федерации;
5) согласованность, а также обеспечение баланса интересов населения регионов (территорий) Российской Федерации, туристов, посещающих данные регионы (территории) и субъектов туристской индустрии, направляющих туристов;
6) приоритетная поддержка малого предпринимательства в области туризма;
7) развитие конкуренции и недопущение монополизма на туристском рынке Российской Федерации;
8) гласность и открытость в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования туризма;
9) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования туризма;
10) единство системы государственного регулирования туризма.
Задачами государственного регулирования туризма являются:
- создание благоприятных условий для рационального использования свободного времени, доступности туризма для всех категорий граждан Российской Федерации;
- развитие туризма и туристской индустрии Российской Федерации, путем увеличения доходов граждан Российской Федерации и государства, создания новых рабочих мест, повышения жизненного уровня населения, проживающего в местах временного пребывания туристов;
- рациональное использование туристских ресурсов, в том числе направление финансовых средств, получаемых от использования туристских ресурсов для их поддержания, охраны и развития;
– охрана окружающей природной среды с целью предотвращения негативных последствий, обусловленных развитием туризма;
– создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление граждан;
- формирование туристского сознания граждан Российской Федерации – гостеприимства по отношению к туристам, посещающим Российскую Федерацию;
– либерализация обмена товарами, работами и услугами в сфере туристской индустрии в соответствии с международными соглашениями и договорами Российской Федерации с учетом интересов граждан и туристской индустрии Российской Федерации;
- противодействие использованию туризма в целях эксплуатации граждан, особенно несовершеннолетних;
- развитие международных контактов.
Приоритетными направлениями государственного регулирования туризма в Российской Федерации являются поддержка и развитие внутреннего, въездного и социального туризма, а также предпринимательской деятельности субъектов туристской индустрии в этих сферах.
Правительство Российской Федерации непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляет государственное управление туризмом в Российской Федерации.
Государственное регулирование туризма осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации посредством:
- установления порядка создания и деятельности органов государственной власти Российской Федерации, уполномоченных осуществлять государственное управление туризмом в Российской Федерации;
- установления общих правил осуществления различных видов предпринимательской и иной экономической деятельности субъектов туристской индустрии и осуществление контроля и надзора за ее осуществлением;
- установления особенностей создания, реорганизации и ликвидации субъектов туристской индустрии;
- лицензирования туроператорской и турагентской деятельности; - технического регулирования в сфере туристской индустрии, а также иного обеспечения безопасности предпринимательской деятельности в области туризма для граждан, общества и государства;
- разработки и реализации целевых, инвестиционных и других программ, концепций и проектов в области туризма;
- налогового регулирования;
- таможенных, валютных, миграционных, санитарно-эпидемиологических формальностей (туристские формальности);
- государственной поддержки приоритетных видов туризма и деятельности субъектов туристской индустрии;
- государственного протекционизма;
- информационного обеспечения туризма;
- статистического наблюдения в области туризма и туристской индустрии;
- установления квалификационных требований к подготовке кадров в области туризма;
- защиты прав и интересов участников отношений в области туризма и туристской индустрии;
- иных мер экономического и административного характера, в том числе, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Государственная поддержка туризма и туристской индустрии в Российской Федерации.
1. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в целях создания благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма в пределах своей компетенции осуществляют поддержку развития туризма посредством бюджетных инвестиций, установления налоговых, визовых, таможенных, инвестиционных льгот, а также иных льгот, стимулирующих развитие туризма на территории Российской Федерации.
2. Предоставление услуг иностранным гражданам, совершающим туры на территории Российской Федерации, субъектами туристской индустрии – российскими юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями - гражданами Российской Федерации, является международной торговлей услугами (экспортом услуг субъектов туристской индустрии)
3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования осуществляют государственную поддержку развития внутреннего, въездного и социального туризма на территориях туристских центров. Расчет минимального бюджета туристских центров осуществляется по повышенным социальным и финансовым нормативам, с учетом количества граждан, совершающих туры на территории туристского центра.
4. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования осуществляют содействие в продвижении внутреннего и въездного туризма на международном туристском рынке посредством социальной рекламы, участия в международных туристских выставках и ярмарках, выпуска и распространения печатной (теле/видео) продукции, информирующей о туристских ресурсах Российской Федерации.
5. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования могут осуществлять выпуск и размещение государственных и муниципальных ценных бумаг для привлечения средств на развитие внутреннего и въездного туризма в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. При разработке программ социально-экономического развития Российской Федерации Правительство Российской Федерации определяет роль и значение туризма и туристской индустрии в социально-экономической политике Российской Федерации, а также приоритеты и перспективы их развития.[6]