Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:20, контрольная работа
Термин «услуга» установлен международным документом Руководство ИСО/МЭК 2, определения термина даны в международных стандартах ИСО 8402:1994 и ИСО 9004.2:1991.
В отечественную научно-техническую практику вышеуказанный термин введен ГОСТ Р 50646-94: услуга- это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
В связи с этим улучшение туристской инфраструктуры по основным компонентам системы туристского обслуживания, таким как транспортная доступность, гостиничный сектор, предприятия питания, информационное обслуживание туристов, система продвижения турпродукта на мировой рынок, кадровый потенциал, уровень и разнообразие туристского обслуживания, создание новых туристских маршрутов, развитие конгрессно - выставочной деятельности, проведение массовых культурно-спортивных мероприятий (фестивали, олимпиады, юбилейные даты), вопросы безопасности туристов и нормативно-правовая база ведет за собой рост числа иностранных туристов.
Объективно, в Москве в последние годы произошли значительные
перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда города, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам. Но все-таки на сегодняшний день Москве не хватает гостиниц среднего класса уровня 2-3 звезды, рассчитанных на среднего туриста и дешевых гостиниц, в том числе для развития молодежного туризма. Гостиничный комплекс Москвы насчитывает 172 гостиничных предприятия различной формы собственности и ведомственной принадлежности, загрузка гостиниц в 1999г. возросла до 56 процентов. Объем доходов от гостиничного хозяйства в 1999 году составил 7 млрд. рублей. В общем числе гостиниц и других аналогичных средств размещения по РФ доля Москвы составляет только 4%, а единовременная вместимость 18,4% по числу мест и 20% по числу номеров. При этом по числу ночевок всех категорий посетителей на столицу приходилось в 1999 г. свыше 31%, а иностранных граждан 52%.
Однако, несмотря на увеличение гостиничной базы, количество
посетителей г. Москвы не растет, а даже уменьшается, как и в целом по
России, правда более медленными темпами (23,4% по России и 13,2 % по Москве за последние три года). При этом доля иностранцев в общем объеме обслуживания в гостиничной базе по г. Москве растет, и составляла в 1999 г. 27,4 % против 16,5 % в среднем по России. Рентабельность гостиничного комплекса г. Москвы высокая и составляет 30,5%, что выше общероссийского показателя в 1,7 раза.
На сегодняшний день потребности города в высококлассных отелях категории 5 звезд, отвечающим международным стандартам полностью удовлетворены. В то же время явно недостаточно гостиниц среднего класса 3 звезды для приема и обслуживания массового клиента. По оценке специалистов, Москва должна увеличить свой
гостиничный фонд, как минимум, в 2-3 раза. Помимо строительства новых отелей предусматривается реконструкция старых гостиниц "Москва", "Украина", "Будапешт", "Пекин", а также кардинально реконструировать и переоснастить другие муниципальные гостиницы. Сейчас в Москве около 200 гостиничных предприятий с количеством номеров около 40 тыс. (более 70 тыс. мест)л Среди многочисленных средств размещения Москвы и Московской области выделяется комплекс отдыха «Le Meridian Moscow Cuntry Club», расположенный в заповедном районе подмосковное го Красногорска, в пос. Нахабино. Здесь на территории 120 raj в березовой роще, построено 68 двухэтажных коттеджей, стилизованных под русские деревенские дома XVII в., есть отель с ресторанами и конференц-залами, спортивный комплекс, SPA-центр, а также единственное в России гольф-поле, соответствующее всем международным стандартам.
В Москве активно расширяется количество предприятий питания. Сейчас их более 500. Появилось большое количество ресторанов иностранных фирм "Макдоналдс", "Пицца-Хат", "Патио-пицца", множество национальных ресторанов китайской, итальянской, греческой, турецкой и других кухонь.
Важное место в туристской инфраструктуре занимает транспорт.
Москва является крупнейшим авиаузлом России. Она имеет пять
аэропортов: Шереметьево1, Шереметьево 2, Внуково, Домодедово и Быково.
Шереметьево 2 является международным аэропортом. Некоторые чартерные рейсы по выездному туризму выполняются из Внуково и Домодедово. Важнейшим элементом туристского бизнеса являются туристские фирмы, организующие и обеспечивающие прием иностранных туристов. Однако число таких фирм в настоящее время невелико. Требуется проведение государственной политики по поддержке и развитию таких фирм.
Таким образом, сегодня в Москве создана и функционирует
определенная база для обслуживания въездного туризма, которая в
достаточной степени развита, но требует достаточно больших затрат на
ее обновление и совершенствование.
Москва остается абсолютным лидером среди других российских
городов по числу приезжающих иностранных туристов. Однако доля организованных групповых туристов несколько выше в Санкт-Петербурге. Это обстоятельство следует учитывать при планировании рекламно-информационной работы по продвижению Москвы как города культурно-познавательного туризма.[4]
К настоящему времени Москва уже занимает лидирующее положение в системе туристской индустрии страны. Это связано с тем, что столица России к моменту формирования рыночных отношений уже являлась административным, транспортным, культурным и экономическим центром, и, в том числе, центром производства и распространения информации. Москве и России в целом, без сомнения, выгодны дальнейшие шаги по развитию всех видов туризма.
Московская же область с точки зрения туристско-рекреационного развития представляет один из наиболее перспективных регионов России, что обусловлено следующими основными факторами:
- более 20% всех туристских ресурсов России находится в Московской области;
- наличие Московского мегаполиса и ближайших регионов с высоким платежным потенциалом;
- благоприятные природно-климатические ресурсы;
- богатство и разнообразие животного и растительного мира;
- значительное количество памятников историко-культурного наследия;
- центр Русской Православной Церкви (более 450 церквей и монастырей);
- наличие более 60 музеев и 26 центров декоративно-прикладного искусства;
- наличие 45 предприятий народных художественных промыслов, являющихся одним из важных туристских ресурсов;
- наличие в регионе трех международных аэропортов;
- хорошо развитая дорожно-транспортная сеть;
- развитая сеть объектов рекреации, включая пансионаты, дома отдыха и санатории;
- наличие современных спортивных сооружений, позволяющих проводить спортивные соревнования различного уровня;
- высокий инвестиционный рейтинг для привлечения инвестиций в развитие материальной базы туризма и отдыха;
- наличие крупных промышленных предприятий и научных учреждений, определяющих перспективы развития делового туризма.
В Московской области произошли определенные положительные изменения в сфере туризма. Введены в действие такие крупные туристские объекты, как горно-лыжный спортивный развлекательный туристский комплекс "Сорочаны" в Дмитровском районе, конно-спортивный клуб гостиничного комплекса "Абрамцево" в Сергиево-Посадском районе, ведутся подготовительные работы по строительству мотеля в г. Луховицы, построены две детские горно-лыжные трассы в п. Тучково Рузского района, осуществляется реконструкция историко-архитектурных памятников в ряде муниципальных образований Московской области, туристская деятельность в Московской области стала регулярно освещаться в средствах массовой информации, а также в Интернете на сайте Комитета по туризму Московской области.
Московская область все более активно заявляет о себе как о регионе, благоприятном для туризма и рекреации, участвуя в крупнейших международных туристских выставках. Расширяются и крепнут межрегиональные и международные связи Московской области в сфере туризма.
Впервые в Московской области стали вестись статистические наблюдения за развитием туристской индустрии, осуществляется анализ состояния туризма в Московской области и экономико-социальный прогноз развития областной индустрии туризма на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Формируется туристская инфраструктура. Ведется работа по привлечению инвестиций в индустрию туризма Московской области.
Целью указанной деятельности является создание современной конкурентоспособной индустрии туризма, способной обеспечить положение Московской области как ведущего российского региона в сфере туризма и рекреации. Настоящая Программа призвана интенсифицировать развитие индустрии туризма, а также при поддержке Правительства Московской области содействовать созданию условий для становления ее в качестве одного из приоритетных направлений деятельности экономики Московской области.
Несмотря на имеющиеся положительные результаты, существуют серьезные проблемы, сдерживающие развитие индустрии туризма Московской области и требующие скорейшего решения. При наличии благоприятных природных и иных факторов потенциал туризма в общей социально-экономической структуре Московской области востребован не полностью. Требуется строительство десятков гостиниц и мотелей среднего класса, туристско-гостиничных центров. В первую очередь, это необходимо делать в районах, перспективных для развития туризма и рекреации. Необходимо совершенствование системы статистического наблюдения в сфере туризма. Назрела необходимость создания в Московской области единого информационного центра.
Неудовлетворительно состояние материальной базы многих объектов рекреации, расположенных на территории Московской области. В Московской области находится 306 объектов рекреации (пансионаты, дома и базы отдыха, бывшие пионерские лагеря), которые заброшены или используются не по назначению. Необходимо в соответствии с законодательством ускорить создание механизма передачи в собственность Московской области подобных объектов для их реконструкции и дальнейшего использования в целях рекреации.
По-прежнему выездной туризм преобладает над въездным, недостаточно внимания уделяется социальному туризму, не развиты такие перспективные виды туризма, как деловой туризм, агротуризм и экологический туризм. Значительный потенциал имеет событийный туризм, связанный с древней историей и богатой культурой Подмосковья. Только комплексный подход к решению указанных проблем даст возможность создать индустрию туризма, охватывающую своей деятельностью не отдельные районы, а большую часть Московской области, что позволит равномерно обеспечить туристско-рекреационными услугами жителей Подмосковья и других регионов нашей страны, а также привлечь дополнительные потоки иностранных туристов.[5]
Социально–экономические аспекты развития туристско-рекреационного потенциала Московской области:
- туристско-рекреационный потенциал Московской области и его использование для развития различных видов туризма;
- влияние социально-экономических факторов на состояние и развитие туризма в регионе;
- рациональное использование потенциала предприятий санаторно-курортной индустрии;
- современное состояние детской рекреации, перспективы развития детского туризма в Подмосковье.
Туризм как средство социокультурной интеграции и адаптации лиц, принадлежащих к социально незащищенным группам:
- использование рекреационного потенциала Московской области в создании познавательно-оздоровительных программ для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование профессиональной мотивации студентов туристских вузов для работы в сфере социального туризма;
- социокультурная интеграция и адаптация детей и подростков девиантного поведения средствами туризма;
- туризм как средство активной, социально значимой деятельности лиц третьего возраста.
Роль Московской области в формировании единого рекреационного пространства Центрального Федерального округа России:
- взаимодействие муниципальных образований Московской области в формировании единой туристско-рекреационной системы;
- актуальные проблемы формирования современной нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности;
- развитие инновационных технологий повышения качества в российской сфере услуг: государственные и рыночные методы управления качеством услуг;
- взаимодействие субъектов Центрального Федерального округа России в формировании единой рекреационной системы.
Московский регион имеет огромный потенциал для развития туризма и рекреации. Благоприятные природно-климатические условия, хорошая экология, ландшафт, считающийся "типично русским", множество всемирно известных туристских объектов, развитый курортно-оздоровительный комплекс (более 1000 объектов рекреации, включая санатории, пансионаты, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря) - все это привлекает туристов со всего мира.
Сочетание уникального рекреационно-туристского потенциала с развитой туристской инфраструктурой делает Московский регион наиболее привлекательным не только для российских, но и зарубежных туристов. В Московском регионе имеются все условия для развития основных видов туризма и рекреации и, конечно, в первую очередь, культурно - познавательного туризма.
Неизменным спросом пользуются отдых и лечение в Подмосковье. Быстрыми темпами развивается деловой, паломнический, спортивный туризм, включая такие активные виды отдыха, как катание на равнинных и горных лыжах, конный спорт, дайвинг, виндсерфинг, охота и рыбалка, экологический и круизный туризм.