Техника спортивно-оздоровительного велотура по Поволжью

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Цель - ресурсное обоснование и разработка спортивно-оздоровительного велосипедного тура второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить физико-географические и климатические характеристики данных областей, для проведения велотуров второй категории сложности;
выявить и обосновать материально-техническую базу необходимую для организации и проведения спортивно-оздоровительного велосипедного тура 2 категории сложности в Саратовской и Волгоградской областях;
проанализировать спортивно-оздоровительные велосипедные туры, проведенные в Саратовской и Волгоградской областях в период 2000-2008 годы;
разработать технические аспекты спортивно-оздоровительного велосипедного тура 2 категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям.

Содержание

Введение
Глава 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВЕЛОСИПЕДНОГО ТУРА.
1.1. Физико-географические и климатические характеристики Саратовской и Волгоградской областей.
1.2. Материально-техническое обеспечение спортивно-оздоровительного велосипедного тура второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям.
Глава 2. СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ВЕЛОСИПЕДНЫХ ТУРОВ ПО САРАТОВСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ.
2.1. Анализ туров проведенных в Саратовской и Волгоградской областях в 2000-2008 годах.
2.2. Разработка технических аспектов проведения спортивно- оздоровительного велосипедного тура 2 категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ПРИЛОЖЕНИЯ.

Работа содержит 1 файл

курсовая велотур.doc

— 348.50 Кб (Скачать)

     День  пятый

     Продолжаем  наш путь по дороге вверх, на юг, сначала пешком. Наверху развилка, нам нужна дорога прямо (на юго-запад), двигаемся вдоль посадок и выезжаем на накатанную сельскохозяйственной техникой грунтовку. Через несколько километров уже видно село Воднобуерачное, поворачиваем с дороги налево. Въезжаем в село и через некоторое время поворачиваем на центральную улицу (на юг), которая приводит нас к магазину, где можно совершить необходимые покупки.

     От  магазина по той же улице движемся прямо, никуда не сворачивая и, когда  заканчиваются жилые дома, выезжаем на ровную асфальтовую дорогу, по которой движемся в сторону с.Щербатовка. Местность очень живописная - сосны, ели, поля изумрудно-зеленого цвета, небольшие села - и все время - спуск-подъем, ровных отрезков почти нет. Между Щербатовкой и Верхн.Куланинкой, на вершине очередного подъема, устраиваем перекус.

     Проехав с.Верхн. Добринка останавливаемся  на обед.

     Далее движемся, опять на юг. Едем до Камышина, опять подъемы и скоростные спуски. От Камышина едем до Речного вокзала., на последнем ОМе отправляемся в г.Николаевск. От пристани едем на юг, вдоль Волги и упираемся в нефтехранилище "Лукойл", объехав его, встаем в овраге, недалеко от берега, между заброшенным заводиком и с.Очкуровка. Волга неглубокая, берег глинистый.

     День  шестой

     Выезжаем в восточном направлении обратно к Николаевску, через 500м асфальтовая дорога. Далее идет ровная грунтовка. Проехав 2 км, на повороте к с.Солодушино поворачиваем на восток. Через километр выезжаем на федеральную трассу Самара - Энгельс - Волгоград и движемся по ней на юг. Дорога ровная и почти без поворотов, перепады высот не более 25м. Через 20 км заезжаем в пос.Быково и пополняем запасы продовольствия. Двигаемся дальше по трассе. Останавливаемся на обед, проехав село Молодежное, в посадках за ним и набрав предварительно в селе воды, поскольку речек здесь нет.

     Продолжаем  движение по трассе на юго-запад. Останавливаемся  на повороте к с.Новоникольское. Проехав 150м от трассы на запад, останавливаемся в посадках. Воду можно набрать в канале.

     День  седьмой

     Выезжаем, и, возвратившись на трассу, опять  двигаемся в южном направлении, сегодня нам нужно попасть в Волжский. Проехав порядка 50 км въезжаем в г.Волжский. Проехав поворот на ст.Паромная, едем в юго-западном направлении, пока не упремся в Т-образный перекресток и на нем поворачиваем направо, к Волге. Доехав до ж/д переезда, поворачиваем налево, а проехав под эстакадным мостом, на следующем перекрестке поворачиваем направо и едем все время по этой дороге, через Волжскую ГЭС. Переехав через р.Волгу, на въезде в Волгоград, у памятника, переезжаем на другую сторону дороги и по грунтовке спускаемся в парковую зону перед заливом. Здесь можно встать на обед.

     После обеда, вернувшись на асфальтовую дорогу, проезжаем по городу. Все время двигаемся по центральной улице - Ленина и через 10-15км, подъезжаем к мемориальному комплексу "Мамаев курган". Здесь можно устроить экскурсию по кургану.

     Далее продолжаем движение в том же направлении  в сторону ж/д вокзала. По пути также можно посетить "дом Павлова" и музей "Панорама". Ночевать можно на Мамаевом кургане, позади центрального входа. Костер желательно не разжигать, поужинать можно сухим пайком.

     День  восьмой

     Выезжаем  с места ночевки и отправляемся на вокзал. Проезжаем 5,5 км до вокзала. И ждем посадки на наш поезд.

     Оценка категории сложности маршрута.

     Всего за поход должно быть пройдено 471,3 км за 8 дней. Местность, по которой будет  проходить маршрут, является слабопересеченной. По минимальной протяжённости и по продолжительности поход удовлетворяет 2 категории сложности.

     Категория сложности велосипедного маршрута является комплексным показателем, учитывающим все параметры маршрута, влияющие на трудность его прохождения, в том числе интенсивность прохождения маршрута, что отражает специфику велосипедного туризма. Которая заключается в том, что маршрут велопохода не содержит локальных препятствий (ЛП), которые можно было бы отнести исключительно к этому виду туризма. Поэтому включение таких участков в веломаршрут носит случайный или вынужденный характер, и для таких участков характерна малая протяженность. Включение ЛП в маршрут велопохода не является основанием для повышения категории сложности велопохода и служит при этом косвенным фактором 5, с.104 . В связи с этим наличие ЛП в данном маршруте сведено к минимуму и равно 1 (преодоление заболотившегося ручья вброд). Наличие данного препятствия влияет лишь на увеличение интенсивности прохождения маршрута.

     Основным  видом препятствий велосипедного  маршрута и главным параметром, определяющим его категорию сложности, являются протяженные препятствия (ПП). В данной местности это участки маршрута, имеющие неизменный набор показателей, характеризующих сложность преодоления этих участков: дорожное покрытие, пересеченность местности, абсолютная высота. (5, с.106).

     Необходимым условием соответствия маршрута второй категории сложности является наличие следующего количества определяющих препятствий: одно препятствие 1 к.т. и два препятствия 2 к.т. (5, с.111).

     Общее количество определяющих ПП на маршруте = 3 (104 км по асфальту, 5 км по используемой тракторной дороге и 14 км по крупнощебеночной дороге). Для оценки набора препятствий необходимо определить категорию трудности данных препятствий:

     1. КТ=0,7 2,04 1 1=1,4, следовательно, данное  препятствие соответствует 1 категории трудности (5, с.107);

     2. КТ=1,8 1,05 1 1=1,9, следовательно, данное  препятствие соответствует 2 категории трудности (5, с.107);

     3. КТ=1,4 1,14 1 1=1,6, следовательно, данное  препятствие соответствует 2 категории трудности (5, с.107).

     Далее необходимо определить интенсивность (I) прохождения маршрута. Интенсивность прохождения данного маршрута равна 1,4154 (5, с.104).

     Общее количество баллов за ПП составляет 4,9.

     Показатель  автономности данного маршрута = 0,5 (5,с.109).

     Сезонно-географический показатель данной местности в межсезонье равен 6 (5,с.110).

     Учитывая  цель похода, интенсивность прохождения  маршрута, а так же наличие определяющих препятствий, соответствующих категорий  трудности, можно рассчитать категорию  сложности данного похода 5,с.111 : КС = 4,9 1,4154 0,5+6=9,5, следовательно, данный велопоход соответствует второй категории сложности. 

     И в завершении данного параграфа  можно отметить следующее: сравнительно недорогие подъезды, разнообразие в дорожном покрытии и рельефе местности, а также отсутствие сложных технических участков делают район благоприятным для совершения велопоходов второй категории сложности;

     каждый  участник данного похода в процессе движения имеет возможность повысить свой индивидуальный уровень общетуристской подготовки и научиться способствовать организации работы группы, как единого целого.  

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Подводя итоги, следует сказать, что для велосипедного туризма характерны динамичные походы с разнообразными препятствиями, частая смена впечатлений и большие покрываемые расстояния. Велосипедные походы могут проходить практически в любом районе и в любое время года. Велосипедный поход позволяет достичь тех мест, которые недостижимы иным образом в силу своей удаленности.

     У велосипедного туризма в Саратовской  и Волгоградской областях большое  будущее, в связи с тем, что  в последнее время в немалой  степени велосипед пользуется популярностью  из-за возможности его практически повсеместного использования и как экономичное, довольно быстрое средство передвижения, а также в виду своей универсальности. Универсальность же его в том, что проехать на велосипеде можно практически по любой дороге, с ним можно форсировать овраги, преодолевать пески, каменистые и горные тропы, переходить вброд реки. Это существенно расширяет географию путешествий.

     Также следует отметить то, что велосипедный туризм пригоден в качестве оздоровления населения разного возраста в силу его общедоступности, так как походы первой-второй категорий сложности доступны практически любому человеку, не имеющему серьезных заболеваний, с нормальным физическим развитием, поскольку не представляют каких-либо предельных требований к функциональным возможностям организма. Поэтому возраст не имеет особого значения, так как определенной физической подготовки требуют лишь сложные велопоходы.

     По  результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

     Территория  Саратовской и Волгоградской  областей хорошо освоена в хозяйственном и туристском отношениях, имеет разветвленную сеть автодорог с твердым покрытием, равнинный рельеф местности, благоприятные климатические условия, а также высокую плотность населенных пунктов с интересными памятниками природы и истории. Вместе с тем в данных областях достаточно богатый выбор мест для отдыха и ночных стоянок с палатками. Все это способствует проведению велосипедных походов начальных категорий сложности (1-2).

     Одним из критериев успешного прохождения  велопохода любой категории сложности является выбор оптимального материально-технического обеспечения. Общие требования к материально-техническому обеспечению велопоходов: соответствие функциональному назначению, прочность, легкость, износоустойчивость. Учитывая данные требования, представляется возможным подобрать необходимое групповое и личное снаряжение в оптимальных соотношениях по качеству и количеству этого снаряжения.

     Основными естественными препятствиями на веломаршрутах, проводимых в данной местности являются понижения и возвышенности в сочетании с грунтовыми и проселочными дорогами. И хотя технически сложные участки отсутствуют, велосипедные маршруты по данному региону дают возможность освоить технику и тактику велотуризма, проводить здесь полноценные учебно-тренировочные походы по программам начальной и базовой туристской подготовки.

     Актуальность  разработки технических аспектов спортивно-оздоровительного велосипедного тура второй категории  сложности по Саратовской и Волгоградской областям в том, что в настоящее время не представлено отчетов о велопоходах данной категории сложности в этом районе.

     Цель  курсовой работы достигнута, а именно на основании исследования физико-географических и климатических характеристик данных областей, анализа материально - технического обеспечения спортивно-оздоровительных велосипедных туров второй категории сложности, проведенном исходя из специфики Саратовской и Волгоградской областей, а также на основании сравнительного анализа велосипедных туров, проведенных на территории Саратовской и Волгоградской областей в 2000-2008 годах, были разработаны технические аспекты проведения спортивно-оздоровительного тура второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям.

     По  результатам проведенных расчетов было выявлено, что разработанные технические аспекты проведения спортивно-оздоровительного тура второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям полностью отвечают требованиям велосипедных походов данной категории сложности.

     Предлагаемая  нитка маршрута может быть рекомендована как один из вариантов, совмещающих в себе: посещение памятника природы и исторического места с одной стороны и организации спортивно-оздоровительного велосипедного похода с другой.

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Атлас автомобильных дорог "От Балтики до Тихого океана". - Изд. дом "Третий Рим", 2006. - 288с.
  2. Атлас "Железные дороги". - Омская картографическая фабрика: Роскартография, 2002. - 255с.
  3. Бардин К.В. Азбука туризма / К.В. Бардин. - М., 1981. - 260 с.
  4. Булгаков А.А. Велосипедный туризм для всех / А.А. Булгаков. - М., 1984. - 360с.
  5. Востоков И.Е., Панов С.Н. Русский турист: нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России / И.Е Востоков, С.Н. Панов. - М.: Туристско - спортивный союз России, 2001. - 213с.
  6. Востоков И.Е., Федотов Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник / Под общ. ред. Ю.Н. Федотова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2004. - 328с.: ил.
  7. Давыдов М.Ф. Не заблудитесь в походе / М.Ф. Давыдов. - М., 1991. - 212с.
  8. Еремин А. Велосипедизм. [Электрон. ресурс] // Саратовский экстремальный портал - Электрон. дан.(1 файл) - http: www. extreme.vsaratove.ru/velosipedizm.html. - 12.10.08.
  9. Еремин А. Отчет о велотуристском походе второй категории сложности по югу Саратовской области с прохождением участка Волгоградской области, совершенном в мае 2006 года. [Электрон. ресурс] // Саратовский экстремальный портал. - Электрон. дан. (1 файл) - http: www.extreme.vsaratove.ru/articles/ufo-razin/map.html. - 14.10.08. Ильин В.С., Соколов В.А. Велосипедный туризм / В.С. Ильин, В.А. Соколов. - М., 1992. - 247с.
  10. Комочков В. Отчет о велотуристском походе второй категории сложности по северу Волгоградской области, совершенном в мае 2000 года. [Электрон. ресурс] // Велоклуб "Орион" г. Волгоград. - Электрон. дан. (1 файл) - http: www.rusveloclub.narod.ru/library/south/rivers00.html. - 5.10.08.
  11. Милькин А.С. Отчет о велосипедном туристском походе первой категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям, совершенном в период с 27.04.08 по 2.05.08г. [Электрон. ресурс] // Саратовский клуб туристов - Электрон. дан. (1 файл) - http: www. manturs.narod.ru/volg/mvolg.html. - 12.10.08.
  12. Михайлин А. Все о велосипедном туризме. [Электрон. ресурс] // Самый лучший в мире активный отдых. - Электрон. дан. (1 файл) - http: www.velotur.kiev.ua/mnogod.html.- 20.10.08.
  13. Налимов И. Велотуризм и велодвижение. [Электрон. ресурс] // Экология и велодвижение - Электрон. дан. (1 файл) - http: www.veloman2006.narod.ru/Nalim.html.- 2.10.08.
  14. Общая характеристика Волгоградской области. [Электрон. ресурс] // Администрация Волгоградской области. Портрет региона.- Электрон. дан. (1файл) - http:www. volganet.ru/portret.php. - 29.09.08.
  15. Протопов П. Спортивный велотуризм. [Электрон. ресурс] // Спортивный велотуризм - Электрон. дан. (1 файл) - http: www.rusveloclub.narod.ru/sports/categorizing.htm.- 17.10.08.
  16. Саратовская область. [Электрон. ресурс] // Туризм в Саратове и в Саратовской области. - Электрон. дан. (1 файл) - http: www.turist.saratovlife.ru/news/infooblast.html. - 27.09.08.
  17. Соловьев А.П. Инструктор пешеходного и водного туризма: Методическое пособие./А.П. Соловьев. - Уфа: РИО БашГУ, 2004. - 42с.
  18. Ушаков Д.С. Технологии въездного туризма/Д.С. Ушаков. - Ростов н/Д: Изд. Центр "Март", 2006. - 384с.
  19. Цветков С.А. Веложизнь. [Электрон. ресурс] // Русский велосипедный портал. - Электрон. дан. (1 файл) - http: www. realbiker.ru/Travels.html. - 23.09.08.

Информация о работе Техника спортивно-оздоровительного велотура по Поволжью