Техника спортивно-оздоровительного велотура по Поволжью

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Цель - ресурсное обоснование и разработка спортивно-оздоровительного велосипедного тура второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить физико-географические и климатические характеристики данных областей, для проведения велотуров второй категории сложности;
выявить и обосновать материально-техническую базу необходимую для организации и проведения спортивно-оздоровительного велосипедного тура 2 категории сложности в Саратовской и Волгоградской областях;
проанализировать спортивно-оздоровительные велосипедные туры, проведенные в Саратовской и Волгоградской областях в период 2000-2008 годы;
разработать технические аспекты спортивно-оздоровительного велосипедного тура 2 категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям.

Содержание

Введение
Глава 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВЕЛОСИПЕДНОГО ТУРА.
1.1. Физико-географические и климатические характеристики Саратовской и Волгоградской областей.
1.2. Материально-техническое обеспечение спортивно-оздоровительного велосипедного тура второй категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям.
Глава 2. СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ВЕЛОСИПЕДНЫХ ТУРОВ ПО САРАТОВСКОЙ И ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТЯМ.
2.1. Анализ туров проведенных в Саратовской и Волгоградской областях в 2000-2008 годах.
2.2. Разработка технических аспектов проведения спортивно- оздоровительного велосипедного тура 2 категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ПРИЛОЖЕНИЯ.

Работа содержит 1 файл

курсовая велотур.doc

— 348.50 Кб (Скачать)

     Такими  как, например, Утес Степана Разина. С вершины Утеса открывается обширный и очень живописный цирк-амфитеатр внутреннего оврага (название его нам неизвестно), выходящего к Волге сверху от Утеса по ее течению. Овраг глубокий, до 15-18 метров, с крутыми (35-45%) склонами, густо поросший лесом и кустарником. По дну оврага бежит чистый ручей. Северные и западные склоны Утеса иссечены канавами-овражками глубиной до 3-5 метров.

     Велосипедный  поход 1 категории сложности по Саратовской  и Волгоградской областям. Был пройден в период с 27.04.08 по 02.05.08 (12).

     Проходил  по маршруту: ст.Россоша - с.Белогорское - ут.Степана Разина - с.Щербатовка - с.Верх.Куланинка - с. Верх.Добринка - с.Дубовка - с.Терновка - с.Верх.Липовка - г.Камышин - г.Николаевск - с.Очкуровка - пос.Быково - с.Молодежный - с.Новоникольское - г.Волжский - г.Волгоград.

     Протяженность активной части маршрута - 308,3 км, общая  продолжительность - 6 дней.

     Основные  препятствия на маршруте: каменистый берег р. Волги, полевая заросшая тропа.

     Оценка  категории сложности маршрута.

     Всего за поход пройдено 308,3 км за 6 дней. Прохождение  локальных препятствий не предусматривалось. Местность, по которой проходил маршрут, является слабопересеченной. ПП=3 (асфальт 250-260км, грунтовки - 40, берег - 15-20км). Общее количество баллов за ПП составляет 4,7. А= 0,5. СГ данной местности в межсезонье равен 6 5,с.106-110 . По минимальной протяжённости и по продолжительности поход удовлетворяет 1 категории сложности. Учитывая цели и задачи похода, интенсивность прохождения маршрута (I= 1,2332) 5, с.104 , а так же условия его прохождения, можно рассчитать категорию сложности данного похода 5,с.111 : КС=4,7 1,2332 0,5+6=8,9, следовательно, поход можно отнести к первой категории сложности.

     Особых  проблем при прохождении данного  маршрута не выявлено. Небольшим затруднением явилось лишь то, что группа до прохождения  этого маршрута не имела никакого опыта в велопоходах. Но даже не смотра на это, маршрут был пройден полностью без каких либо изменений. А группа познакомилась с велосипедным туризмом, и теперь имеет необходимый опыт для участия в более сложных походах.

     Преимущества  данного маршрута: дешевые подъезды, разнообразие в дорожном покрытие и рельефе местности, а также отсутствие сложных технических участков делают район благоприятным для совершения велопоходов 1-2 категории сложности.

     На  основании анализа велопоходов  проведенных в Саратовской и  Волгоградской областях в период 2000-2008 гг.были сделаны следующие выводы.

     Большинство велосипедных походов проходят через  Утес Степана Разина. Утес пользуется большой популярностью у туристов, так как интересен как с познавательной, так и со спортивной точки зрения. В связи с этим данный природный объект будет включен в нитку разрабатываемого маршрута.

     Также было выявлено, что маршрут, по которому проходил поход 1 категории сложности не был ранее использован для разработки маршрута 2 категории сложности. Поэтому нитку данного маршрута было решено принять за основу при разработке технических аспектов проведения спортивно-оздоровительного велосипедного тура 2 категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям.

     2.2. Разработка технических  аспектов проведения  спортивно- оздоровительного велосипедного тура 2 категории сложности по Саратовской и Волгоградской областям.

     Необходимость разработки технических аспектов спортивно-оздоровительного велосипедного тура второй категории  сложности по Саратовской и Волгоградской областям заключается в том, что ранее не было представлено отчетов о велопоходах данной категории сложности в этом районе. Но имеются описание посещения этих мест спортивными группами пешком и на лыжах.

     Общая протяженность маршрута составляет 471,3 км.

     Продолжительность похода - 8 дней.

     Данный  маршрут предлагается пройти в конце  апреля - начале мая, так как в  летний сезон его категория сложности  может быть понижена. Это связано со спецификой данной местности, которая заключается в том, что препятствия, встречающиеся на маршруте, соответствуют указанным категориям трудности только в межсезонье.

     Цели  похода: физическое оздоровление (тренировка мышц, закалка, получение запаса бодрости и работоспособности, укрепление иммунитета к простуде), эмоционально-психологическое  оздоровление (снятие напряжения городской жизни, отвлечение от каждодневных забот и проблем, от гнетущих мыслей, переключение с одного круга общения на другой и т.д.), а также знакомство с данной местностью и ее достопримечательностями (познавательная).

     Общая идея похода заключается в посещении памятника природы - утеса Степана Разина. Существует много исторических описаний утеса, которые можно найти как в краеведческой, так и спортивной литературе.

     Динамика  маршрута заключается в разнообразии рельефа и способах прохождения некоторых его участков. Часть маршрута планируется преодолеть пешком и в завершении похода посетить мемориальный комплекс "Мамаев курган" в г.Волгограде.

     Категория сложности маршрута определяется километражём и пересечённостью местности, а также наличием протяженных препятствий.

     Данный  маршрут рассчитан на группу из 6-7 человек.

     Походные  правила допускают участие в  походах 2 категории сложности подростков с 14 лет. Но в таком возрасте лучше отправляться в поход в том случае, если маршрут проложен по местным дорогам и тропам.

     Все члены группы должны обладать необходимым  для планируемой категории сложности  туристским опытом и подготовкой. В  велопоходах 2 категории сложности  одна треть состава группы может  иметь опыт участия в походах  выходного дня и некатегорийных многодневных походах.

     Основные  требования к руководителю данного  велопохода: он должен иметь опыт участия  в велопоходе 2 категории сложности  и опыт руководства в велопоходе 1 категории сложности. Минимальный  возраст для руководителя данного похода - 18 лет.

     В период подготовки к велопоходам 2 категории  сложности участники будущего похода должны пройти медицинский осмотр, который подтвердил бы, что им не противопоказано участие в велопоходе (6).

     Подробная нитка маршрута:

     Саратов (ул.Новоузенская) - Кумысная поляна - Алтынная гора - Волгоградская трасса - с. Рыбушка - х. Малая Рыбка - с. Некрасово - пос. Пограничное - дер. Новинка - лагерь отряда "Космопоиск" - пос.Алешники - пос.Подчинный - п. Вишневое - с.Первомайское - с.Белогорское - ут.Степана Разина - с.Щербатовка - с.Верх.Куланинка - с. Верх.Добринка - с.Дубовка - с.Терновка - с.Верх.Липовка - г.Камышин - г.Николаевск - с.Очкуровка - пос.Быково - с.Молодежный - с.Новоникольское - г.Волжский - г.Волгоград (см.прил.8).

     Весь  маршрут проходит невдалеке от федеральных трасс и не представляет собой зону ограниченного доступа.

     В крупных населённых пунктах имеются  медучреждения. Почти на всех участках пути доступна мобильная связь. С  любой точки маршрута возможен выход в ближайший населённый пункт или на федеральную трассу.

     Потенциально  опасных участков на маршруте не значится. Следует соблюдать ППД при движении по трассе и городам.

     Проезд  из Уфы до Саратова можно осуществить  на проходящих поездах "Нижневартовск - Астрахань", "Свердловск - Симферополь", "Тюмень - Баку", "Томск - Анапа", "Красноярск - Адлер", "Иркутск - Волгоград" и "Кемерово - Кисловодск". Время в пути - 19-20 часов. Стоимость билета в плацкартный вагон составляет 680 рублей. Стоит сразу оговориться о том, что при проезде в поездах велосипеды должны быть упакованы в соответствии с правилами провоза багажа (т.е. в чехлах).

     Во  время прохождения маршрута, для  переправы с правого берега р.Волга  на левый можно воспользоваться  речным транспортом. В г.Камышине с  интервалом в полтора часа ходит теплоход ОМ, на нем можно перевозить велосипеды. Цена билета - 42 руб. + 10 руб. за багаж и велосипед. Время в пути - около часа.

     Из  Волгограда до Уфы можно добраться  на проходящих поездах "Кисловодск - Новокузнецк", "Адлер - Красноярск" и "Симферополь - Свердловск". Время в пути - 27 часов. Стоимость билета в плацкартный вагон составляет 892 рубля.

     Техническое описание прохождения  маршрута. 

     День  первый.

     Предлагаемый  маршрут удобно начинать в черте  города Саратова, на перекрестке улицы  Новоузенской и 2-го Детского проезда. Это позволяет выехать за город по дачной дороге, минуя загруженные городские улицы.

     Участок до Рыбушки проходит по трассе Саратов-Волгоград, затем по асфальтированной дороге местного значения. В Рыбушке асфальт заканчивается, и мы продолжаем движение в прежнем направлении вдоль ручья Рыбка. Никуда не сворачивая, доезжаем до хутора Малая Рыбка и продолжаем движение по грунтовой дороге, плавно поднимающейся по склону холма и слегка забирающей влево.

     Примерно  через 8 км становится видно село Некрасово, расположившееся в широкой долине ручья Норка. Пересекая долину по правой по ходу окраине села поперек течения ручья, выезжаем за село. За фермами поворачиваем налево и попадаем во фруктовый сад на берегу живописного пруда. Хорошее место для ночевки - вода, изобилие дров для костра.

     День  второй.

     Выехав  за село, нетрудно ориентироваться  по лесопосадкам и линиям электропередач. Грунтовая дорога выводит к большому оврагу перед селом Пограничное, делая характерный изгиб вправо-влево  в обход оврага по его верховьям. Здесь необходимо совершить переправу вброд ручья, разлившегося и заболотившего обширное пространство. Поднявшись по дороге от ручья на борт его долины, мы видим Пограничное, а проехав его - и поселок Новинка.

     В Новинке каждый прохожий расскажет, как проехать до лагеря отряда "Космопоиск". Однако, навыки ориентирования позволят сделать это и самостоятельно. Проблема заключается лишь в том, что крупномасштабные карты на эту местность являются большой редкостью. Лагерь обозначен бревном с надписью "Космопоиск", прибитым к двум березам на опушке леса. И еще множеством разукрашенных пеньков в виде рожиц. Дрова здесь водятся в изобилии, а на склоне долины в ста метрах от опушки имеется родник.

     День  третий.

     От  Новинки до Алешников ведет хорошая, не загруженная транспортом, асфальтовая дорога. На участке Алешники - Подчинный она становится очень разбитой.

     При ориентировании от Подчинного до Вишневого  следует внимательно искать правильный путь. На карте он показан вдоль линии электропередач, однако она уже разобрана, и вместо столбов с проводами остались только бетонные направляющие, которые издалека трудно заметить. Дорога до Вишневого ведет вдоль разобранной ЛЭП и очень сильно разбита. Поэтому любой путь от Подчинного до Вишневого отнимает много сил. Участок маршрута от Вишневого до Первомайского является еще более трудным из-за непрерывного чередования подъемов и спусков, подтопленных большим количеством стекающих с окружающих склонов ручьев, а также грунтовых дорог. Продвигаемся через с.Первомайское на восток. Примерно в километре от села находится озеро и ручей. Не доезжая до озера, ищем удобное место для ночёвки и встаем. В овраге можно организовать костер, рядом ручей с проточной водой, много дров. Место также плохо просматривается из населенного пункта. У озера есть места для стоянки, но они часто посещаются местными жителями.

     День  четвертый

     От  с. Первомайское двигаемся на юго-восток по хорошей асфальтовой дороге. До пересечения с федеральной трассой  Р228 примерно 8км. Пересекаем ее и продолжаем движение по полевой грунтовой дороге, которая идет параллельно трассе на юг. Через 9-10км на пересечении с дорогой, с твердым покрытием из щебня, поворачиваем налево, эта дорога, через 3км, заканчиваясь захватывающим спуском, приводит к с.Белогорское, которое расположено у р.Волга. Дорога с достаточно сложным рельефом - затяжные подъемы и скоростные спуски встречались несколько раз.

     Далее двигаемся вдоль берега Волги. На протяжении всего участка над  головами нависают утесы до 40 м. Доходим  до последнего оврага. В описаниях фигурирует название оврага - Тюрьма, по легенде, разбойники держали своих узников в темницах, высеченных в его склонах и никто не мог из него выбраться. Овраг действительно крутой, но по правому склону проходит хорошо утоптанная тропа, по ней можно выбраться из оврага-темницы. Сверху открывается вид на утес, отличающийся от других это и есть "утес Степана Разина". С другой стороны оврага возвышается Дурман гора (186,2м). Здесь можно устроить перекус. На юго-запад ведет хорошая грунтовая дорога. Через километр она упирается еще в одну грунтовку, направо - с.Белогорское, а нам налево. Грунтовка поросшая травой, с двумя колеями, ей давно не пользуются. Дорога весьма крутая, поэтому возможно придется идти пешком. Через 2 км еще одна развилка, здесь налево. В месте, где один из крайних отрогов оврага Тюрьма подходит к дороге, сворачиваем направо, на юг, и, пройдя еще порядка нескольких километров, оврагами спускаемся на дно балки Даниловский овраг. Упираемся в ручей и заросшие сады. Попродиравшись через заросли кустов и деревьев, попадаем на заросшую колею по которой двигаемся параллельно ручью и еще через метров 500 в него упирается. Здесь была кабанья ферма. Есть дрова, вода, ровное место для палаток и костровище.

Информация о работе Техника спортивно-оздоровительного велотура по Поволжью