Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:37, реферат
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная статья устанавливает важнейшую обязанность каждого - платить налоги и сборы. К числу налогоплательщиков относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица и даже некоторые филиалы юридических лиц, а также предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Весьма разветвленная система налогового законодательства включает в себя законы, указы Президента Российской Федерации, а также многочисленные подзаконные нормативные акты различных ведомств. Примером крупной кодификации налогового законодательства является Налоговый кодекс Российской Федерации. Статья 21 этого Кодекса гарантирует право налогоплательщика знать налоговое законодательство, что является необходимым для успешного ведения предпринимательской деятельности. Знание же закона подразумевает понимание его внутренней логики, его философии. В отечественном законодательстве существует группа платежей, достаточно различных по своей природе, называемых пошлинами. В представленной работе будет рассмотрено содержание понятия "пошлина", а также правовое регулирование указанных платежей. Учитывая, что плательщиками пошлин является достаточно широкий круг лиц, выбранная тема представляется очень актуальной.
Введение……………………………………………………………………………………3
1. Понятие пошлины и отличие её от иных налоговых платежей. Виды пошлин…....4
2. Государственная пошлина……………………………………………………………..6
3. Таможенная пошлина…………………………………………………………………..8
• Ввозные пошлины………………………………………………………………..10
• Вывозные пошлины……………………………………………………………....10
• Адволорные пошлины……………………………………………………………10
• Спецефические пошлины………………………………………………………...11
• Комбинированные пошлины…………………………………………………….11
• Автономные пошлины……………………………………………………………11
• Сезонные пошлины……………………………………………………………….12
• Спецефические пошлины………………………………………………………...12
• Антидемпинговые пошлины…………………………………………………….14
• Компенсационные пошлины…………………………………………………….15
4. Регистрационная (патентная) пошлина………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………………………...18
Отдельную группу образуют так называемые особые виды пошлин, временно применяемые к ввозимым товарам "в целях защиты экономических интересов Российской Федерации" (ст. 7 Закона "О таможенном тарифе"). Особыми видами являются специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.Специальные пошлины применяются в двух основных случаях:
1) в
качестве защитной меры, если
товары ввозятся на таможенную
территорию Российской Федерации в
количествах и на условиях, наносящих
или угрожающих нанести ущерб отечественным
производителям подобных или непосредственно
конкурирующих товаров;
2) в качестве ответной меры на дискриминационные
и иные действия, ущемляющие интересы
России, со стороны других государств.
Специальная пошлина во втором случае
нередко называется реторсионной. Под
реторсиями в международном праве понимаются
не связанные с использованием вооруженных
сил правомерные принудительные меры,
применяемые государством в ответ на нанесший
ему моральный или материальный ущерб
недружественный, но не нарушающий норм
международного права акт другого государства.
Цель применения реторсионных пошлин
- прекращение недружелюбных действий
со стороны другого государства и предотвращение
их в будущем.
Антидемпинговые пошлины применяются
в случаях ввоза на российскую таможенную
территорию товаров по цене более низкой,
чем их нормальная стоимость в стране
вывоза в момент осуществления импортной
операции, если ввоз таких товаров наносит
или угрожает нанести материальный ущерб
российским производителям подобных товаров
либо препятствует организации производства
подобных товаров в России.
Определяя компенсационную
пошлину, российское таможенное законодательство
учло опыт, накопленный международной
практикой таможенно-тарифного регулирования,
и четко определило существенную характеристику
компенсационной пошлины, позволяющую
отличать ее от антидемпинговой пошлины:
"Компенсационные пошлины применяются
в случаях ввоза на таможенную территорию
Российской Федерации товаров, при производстве
и вывозе которых прямо или косвенно использовались
субсидии, если такой ввоз наносит или
угрожает нанести ущерб отечественным
производителям подобных товаров либо
препятствует организации или расширению
производства подобных товаров в Российской
Федерации" (ст. 10 Закона "О таможенном
тарифе"). Таким образом, компенсационная
пошлина представляет собой инструмент
борьбы с негативным влиянием на российскую
экономику ввоза иностранных товаров,
субсидируемых в стране-экспортере прямо
(инвестиционные субсидии) или косвенно
(применение системы дифференцированных
налоговых ставок, ускоренная амортизация,
кредитование экспортеров на льготных
условиях и т.д.).1
Особые виды пошлин применяются после проведения специального расследования, инициируемого российскими органами исполнительной власти. В соответствии со ст. 11 Закона "О таможенном тарифе" решения в ходе расследования должны основываться на количественно определяемых данных. По результатам проведенного расследования для каждого конкретного случая Правительство РФ устанавливает ставки особых видов пошлин, учитывая при определении их размера величину демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.
Процедура
принятия решения о введении защитных
мер в отношении товаров определена в
ст. 18 Федерального закона РФ "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности".
Основанием для принятия такого решения
является доклад соответствующего федерального
органа исполнительной власти (Министерства
внешнеэкономических связей), подготовленный
по результатам расследования, проведенного
по поручению Правительства РФ и/или по
заявлению органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации, производителя
или объединения производителей, чье совокупное
производство подобных товаров или товаров,
непосредственно конкурирующих с импортируемыми,
составляет более 50 процентов общего внутреннего
производства таких товаров.В ходе расследования
устанавливается факт причинения существенного
ущерба или угроза причинения такого ущерба
и наличие объективной причинной связи
между ростом импорта и существенным ущербом.
Под существенным ущербом понимается
общее ухудшение состояния отечественного
производства в данной отрасли, отражаемое
в показателях сокращения производства
или рентабельности соответствующих товаров
и услуг, а под угрозой причинения существенного
ущерба - очевидная неотвратимость такого
ущерба, подтвержденная фактическими
доказательствами с целью исключения
субъективных соображений о возможности
причинения существенного ущерба.Расследование
проводится в срок не более двух месяцев.
Процедура введения защитных мер является
гласной и предполагает опубликование
решения Правительства РФ о введении защитной
меры (антидемпинговых, компенсационных
пошлин) с указанием общего количества
и стоимости товара или товаров, подпадающих
под ограничение. Срок действия антидемпинговых
и компенсационных пошлин, их досрочная
отмена или продление устанавливаются
Правительством РФ с учетом международных
обязательств России.
4.
Регистрационная (патентная)
пошлина.
В
соответствии с ч. 2 п. 2 статьи 18 Патентного
закона Российской Федерации от 23 сентября
1992 г. N 3517-11 к заявке на промышленный
образец прилагается документ, подтверждающих
уплату пошлины в установленном размере
или основания для освобождения от уплаты
пошлины, а также для уменьшения ее размера.
В настоящее время в Российской Федерации
действует Положение "О пошлинах за
патентование изобретений, полезных моделей,
промышленных образцов, регистрацию товарных
знаков, знаков обслуживания, наименований
мест происхождения товаров, предоставление
права пользования наименованиями мест
происхождения товаров" (утв. постановлением
СМ РФ от 12 августа 1993 г. N 793 с изменениями
от 12 августа 1994 г., 12 августа 1996 г.,16 апреля,
20 августа 1997 г., 31 марта 1998 г.).2
В последней редакции Положения о пошлинах,
помимо общего увеличения размера всех
пошлин, изменился сам порядок их исчисления
- от абсолютных цифр их выражения перешли
к привязке к минимальному размеру оплаты
труда (кроме патентных пошлин в иностранной
валюте).3 Данная пошлина взимается: за
подачу заявки на выдачу патента Российской
Федерации на изобретение (далее именуется
- заявка на изобретение) в размере 2 минимальных
размеров оплаты труда и дополнительно
0,3 минимального размера оплаты труда
за каждый пункт формулы изобретения свыше
двадцати пят;.
за подачу заявки на выдачу свидетельства
Российской Федерации на полезную модель
в размере 1 минимального размера оплаты
труда и дополнительно 0,1 минимального
размера оплаты труда за каждый пункт
формулы полезной модели свыше двадцати
пяти.
за подачу заявки на выдачу патента Российской
Федерации на промышленный образец) и
экспертизу ее по существу в размере 3
минимальных размеров оплаты труда и дополнительно
0,3 минимального размера оплаты труда
за каждый вариант промышленного образца
свыше пяти;за подачу в апелляционную
палату государственного патентного ведомства
Российской Федерации (далее именуется
- апелляционная палата) возражения:на
решение об отказе в выдаче патента на
изобретение, промышленный образец, свидетельства
на полезную модель, принятое в результате
формальной экспертизы, взимается 0,3 минимального
размера оплаты труда;
на решение об отказе в выдаче патента
на изобретение, промышленный образец,
принятое в результате экспертизы заявки
по существу, - в размере 0,7 минимального
размера оплаты труда;против выдачи патента
на изобретение, промышленный образец,
свидетельства на полезную модель, а также
против действия на территории Российской
Федерации охранного документа СССР на
изобретение, промышленный образец - в
размере 2,5 минимального размера оплаты
труда.за регистрацию лицензионного договора,
относящегося к одному патенту на изобретение,
промышленный образец, одному свидетельству
на полезную модель, в размере 2 минимальных
размеров оплаты труда;
за регистрацию лицензионного договора,
относящегося к нескольким патентам, свидетельствам,
в размере 2 минимальных размеров оплаты
труда и дополнительно 1 минимального
размера оплаты труда за каждый предусмотренный
договором патент, свидетельство свыше
одного;за регистрацию договора об уступке
патента, свидетельства - в размере 2 минимальных
размеров оплаты труда за каждый предусмотренный
договором патент, свидетельство;за регистрацию
изменений, внесенных в зарегистрированный
лицензионный договор, договор об уступке
патента, свидетельства - 0,5 минимального
размера оплаты труда;за подачу заявления
о предоставлении любому лицу права на
использование объекта промышленной собственности
(открытая лицензия) и за публикацию сведений
о таком заявлении взимается пошлина в
размере 0,5 минимального размера оплаты
труда.Лицу, имеющему постоянное местожительство
в Российской Федерации, являющемуся единственным
автором изобретения, промышленного образца
и испрашивающему патент на свое имя или
являющемуся единственным обладателем
патента на это изобретение, промышленный
образец, предоставляются следующие льготы
по уплате пошлин, предусмотренных этим
Положением:
а) ветеран
Великой Отечественной войны, ветеран
боевых действий на территории других
государств освобождается от уплаты:пошлин,
предусмотренных подпунктами "а"
- "д", "ж" и "и" пункта 1 настоящего
Положения;годовых пошлин за первые 3 года,
за которые взимание пошлины предусмотрено
подпунктом "л" пункта 1 настоящего
Положения.
Льгота, предусмотренная этим подпунктом,
предоставляется также участникам и инвалидам
Великой Отечественной войны, постоянно
проживающим на территории государств,
с которыми Российская Федерация заключила
международные договоры о взаимном признании
льгот и гарантий для участников и инвалидов
Великой Отечественной войны;
б) инвалид,
учащийся (воспитанник) государственного,
муниципального или иного образовательного
учреждения, реализующего образовательную
или профессиональную программу обучения
(за исключением послевузовской), уплачивает
пошлины, предусмотренные подпунктами
"а" - "д", "ж" и "и" пункта
1 Положения, а также годовые пошлины за
первые 3 года, за которые взимание пошлины
предусмотрено подпунктом "л" пункта
1 Положения, в размере 20 процентов установленного
размера каждой пошлины.
Льгота, предусмотренная этим подпунктом,
предоставляется также коллективу авторов,
патентообладателей, каждый из которых
является ветераном Великой Отечественной
войны, ветераном боевых действий на территории
других государств или инвалидом.
Льготы, предусмотренные подпунктами
"а" и "б" настоящего пункта,
предоставляются по ходатайству заявителя,
патентообладателя. Основанием для предоставления
льгот является надлежащим образом заверенная
копия соответствующего документа установленного
образца;
в) заявителю,
патентообладателю может быть предоставлена
отсрочка от уплаты в полном размере
пошлины за проведение экспертизы заявки
по существу, предусмотренной подпунктом
"г" пункта 1 Положения, а также годовых
пошлин за первые 3 года, за которые взимание
пошлины предусмотрено подпунктом "л"
пункта 1 Положения. Указанная отсрочка
предоставляется по ходатайству заявителя,
патентообладателя путем уменьшения размера
подлежащей уплате пошлины на 75 процентов.
Доплата пошлины до установленного размера
должна быть произведена до истечения
последнего из указанных 3 лет в сумме
75 процентов размера пошлины, установленного
законодательством на дату ее доплаты.Если
патент не будет выдан или его действие
будет прекращено досрочно в течение указанных
3 лет, лицо, ходатайствовавшее об отсрочке,
освобождается от доплаты.В случае если
патент Российской Федерации испрашивается
по заявке на изобретение, по которой вынесено
решение о выдаче патента на имя Государственного
фонда изобретений СССР, заявителю по
его ходатайству предоставляется отсрочка
от уплаты пошлины за выдачу патента Российской
Федерации и за поддержание его в силе
до начала получения доходов от использования
изобретения, но не более чем на 5 лет.Указанная
отсрочка предоставляется также на основании
совместного ходатайства заявителя и
автора (авторов) о выдаче патента Российской
Федерации по заявке, по которой ранее
было вынесено решение о выдаче авторского
свидетельства СССР на изобретение или
экспертное решение о возможности выдачи
охранного документа, но охранный документ
СССР не был выдан, а заявителем совместно
с автором (авторами) в дальнейшем не было
представлено ходатайство о выдаче патента
СССР.Уплата пошлины должна быть произведена
в пределах указанного срока в размере,
установленном законодательством на дату
ее уплаты.
Ходатайства о предоставлении льгот по
уплате пошлин, предусмотренных пунктами
3 и 4 Положения, подаются в уполномоченную
организацию соответственно взамен документа
или вместе с документом, подтверждающим
уплату соответствующей пошлины, в сроки,
установленные Положением для представления
этого документа.
Соответствие размера уплаченной пошлины
установленному определяется на дату
ее уплаты.Уплаченная пошлина возврату
не подлежит, за исключением случаев, когда
ее уплата была произведена в размере,
превышающем установленный настоящим
Положением, или когда действие, за которое
была уплачена пошлина, не совершалось.
В этих случаях по ходатайству заявителя,
лица, уплатившего пошлину, излишне уплаченная
сумма пошлины в установленном порядке
возвращается либо, если срок с даты уплаты
до даты подачи ходатайства не превышает
3 месяцев, по просьбе ходатайствующего
лица засчитывается в счет уплаты других
предусмотренных настоящим Положением
пошлин, уплата которых допустима на дату
подачи ходатайства.
В отношении физических лиц, постоянно
проживающих за пределами Российской
Федерации, или иностранных юридических
лиц пошлины за совершение юридически
значимых действий, предусмотренные пунктами
1 и 2 Положения, уплачиваются в долларах
США . Порядок уплаты пошлины регламентируется
Приказом Роспатента от 11 декабря 1996 г.
8"О патентных пошлинах" 1
Заключение.
Итак, мы рассмотрели понятие пошлины
и различные виды пошлин, предусмотренные
российским законодательством. Традиционно
пошлиной называют денежные повинности,
взимаемые в бюджет в индивидуальном порядке
в связи с услугой публично-правового
характера. Природа пошлин предполагает
использование иных принципов при определении
размера платежа нежели те, которые применяются
при налогообложении. Учет платежеспособности
лица не может быть отправным моментом,
поэтому размер пошлины или сбора определяют
исходя из характера и размера услуги
(принцип эквивалентности) и устанавливают,
как правило, в конкретной сумме. Денежная
сумма может быть неэквивалентна расходу,
понесенному в связи с оказанием услуги..
При определении этой суммы нельзя исходить
лишь из финансовых соображений - ее необходимо
сопоставлять с целями, ради которых установлен
платеж .В тех случаях, когда платеж с разумной
точки зрения несопоставим с выгодой,
полученной плательщиком, или с расходом,
понесенным государственным органом,
пошлинный принцип следует считать нарушенным.
Во-вторых, размер пошлины или сбора не
должен ограничивать возможность граждан
использовать их основные конституционные
права, возможность получать от государственных
органов те или иные услуги, поскольку
эти: права предоставляются гражданам
без всякой зависимости от внесения каких-либо
платежей.
В современном российском законодательстве
существует три вида платежей, имеющих
название пошлины: государственная (Закон
РФ "О государственной пошлине"),
регистрационная (Патентный закон РФ)
и таможенная (Закон РФ "О таможенном
тарифе") пошлины. Однако официального
общего определения понятия "пошлина"
в нашем законодательстве не существует.
Как было указано в главах 2 и 4 данной работы,
государственная и регистрационная пошлины
в целом соответствуют пошлинному принципу,
поскольку установлены в фиксированных
суммах, взыскиваются за совершение юридически
значимых действий, предусматривают систему
льгот, делающую доступной даже малообеспеченному
населению реализацию его прав.Однако
в силу традиции платеж, являющийся налогом,
может быть назван пошлиной, сбором и наоборот.
Так, косвенный налог, имеющий к тому же
целью оперативное регулирование внешнеэкономическое
деятельности на территории страны, уплачиваемый
при пересечении товарами таможенной
границы государства, традиционно принято
называть таможенной пошлиной. Это обстоятельство
затушевывает истинную природу того или
иного платежа, затрудняет его анализ
налогоплательщиком (иногда это делается
умышленно), создает угрозу нарушения
установленных правил налоготворчества.
Кроме того, довольно часто плата за услуги
публично-правового характера превышает
связанные с услугой расходы. Мало того,
в ряде случаев не платеж устанавливается
ради покрытия расходов, а само действие
признается обязательным ради взыскания
платежа. Справедливо это утверждение,
например, и отношении установления различных
регистрации и т.п.1 В соответствии со всем
изложенным можно сделать вывод, что существующему
налоговому законодательству необходимо
закрепить как понятие пошлины, так и принципы
взимания этого платежа.
Список
литературы.
1. Закон
РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об
основах налоговой системы в
Российской Федерации" // Текст
Закона опубликован в "
2. Патентный
закон Российской Федерации от
23 сентября 1992 г. N 3517-1 // Текст Закона
опубликован в "Российской
газете" от 14 октября 1992 г. и
в "Ведомостях Съезда Народных
Депутатов Российской
3. Таможенный
кодекс Российской Федерации
от 18 июня 1993 г. N 5221-1 // Текст Кодекса
опубликован в "Российской
газете" от 21 июля 1993 г., Ведомостях
съезда народных депутатов
4. Закон РФ 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" ( с изм. и доп. от 7 августа 1995 г, от 25 ноября 1995 г, от 27 декабря 1995 г, от 5 февраля 1997 г) // Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 5 июня 1993 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 10 июня 1993 г., N 23, ст. 821
5. Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. N 226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине" ( с изм. от 20 августа 1996 г., от 19 июля 1997 г., от 21 июля 1998 г). // Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 13 января 1996 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1, ст. 19
6. Налоговый
кодекс Российской Федерации
(часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ
// Текст Налогового кодекса
7. Постановление
СМ РФ от 12 августа 1993 г. N 793 "Об
утверждении Положения о
8. Инструкция Госналогслужбы РФ от 15 мая
1996 г. N 42 "По применению Закона Российской
Федерации "О государственной пошлине"
( с изм. и доп. от 7 октября 1996 г и от 6 июля
1998 г.) Зарегистрировано в Минюсте РФ 28
июня 1996 г. Регистрационный N 1115 // Текст
Инструкции опубликован в газете "Российские
вести" от 11, 16 июля 1996 г., NN 127, 130, "Финансовой
газете", 1996, N 31, Ведомственном приложении
к "Российской газете" от 27 июля 1996
г., в "Библиотечке Российской газеты",
выпуск N 21, 1997 г.
Приказ Роспатента от 11 декабря 1996 г. N
8 "О патентных пошлинах" Зарегистрировано
в Минюсте РФ 30 января 1997 г. Регистрационный
N 1241 // Текст приказа опубликован в газете
"Финансовая Россия", 1997, N 5, газете
"Российские вести" от 13 февраля 1997
г. N 28, газете "Экономика и жизнь",
1997, N 8, Бюллетене нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти, 1997, N 4,
Еженедельнике официальной информации
"Курьер", 1997,N 4Еременко В.И. Комментарий
к Патентному закону Российской Федерации
.// Сборник "Комментарий к законодательству
об охране интеллектуальной собственности"
(под общ. ред. Еременко В. И.) - М.: Фонд "Правовая
культура", 1997
11. Комментарий к Таможенному кодексу
РФ (по главам). / Отв. ред. Козырин А.Н. -
М.: Издательство "Легат", 1997
Информация о работе Таможенные и иные виды пошлин: понятия, соотношения, практика применения