Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:37, реферат
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная статья устанавливает важнейшую обязанность каждого - платить налоги и сборы. К числу налогоплательщиков относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица и даже некоторые филиалы юридических лиц, а также предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Весьма разветвленная система налогового законодательства включает в себя законы, указы Президента Российской Федерации, а также многочисленные подзаконные нормативные акты различных ведомств. Примером крупной кодификации налогового законодательства является Налоговый кодекс Российской Федерации. Статья 21 этого Кодекса гарантирует право налогоплательщика знать налоговое законодательство, что является необходимым для успешного ведения предпринимательской деятельности. Знание же закона подразумевает понимание его внутренней логики, его философии. В отечественном законодательстве существует группа платежей, достаточно различных по своей природе, называемых пошлинами. В представленной работе будет рассмотрено содержание понятия "пошлина", а также правовое регулирование указанных платежей. Учитывая, что плательщиками пошлин является достаточно широкий круг лиц, выбранная тема представляется очень актуальной.
Введение……………………………………………………………………………………3
1. Понятие пошлины и отличие её от иных налоговых платежей. Виды пошлин…....4
2. Государственная пошлина……………………………………………………………..6
3. Таможенная пошлина…………………………………………………………………..8
• Ввозные пошлины………………………………………………………………..10
• Вывозные пошлины……………………………………………………………....10
• Адволорные пошлины……………………………………………………………10
• Спецефические пошлины………………………………………………………...11
• Комбинированные пошлины…………………………………………………….11
• Автономные пошлины……………………………………………………………11
• Сезонные пошлины……………………………………………………………….12
• Спецефические пошлины………………………………………………………...12
• Антидемпинговые пошлины…………………………………………………….14
• Компенсационные пошлины…………………………………………………….15
4. Регистрационная (патентная) пошлина………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………………………...18
Кафедра
Контрольная
работа
По дисциплине «Организация туристских формальностей»
Тема
№ 8 : «Таможенные и иные виды
пошлин: понятия, соотношения, практика
применения»
Группы ЭТС-08
Череповец,
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет» в г. Череповце
2011
Содержание
работы.
Введение…………………………………………………………
1. Понятие
пошлины и отличие её от иных налоговых
платежей. Виды пошлин…....4
2. Государственная
пошлина……………………………………………………………
3. Таможенная
пошлина……………………………………………………………
4. Регистрационная (патентная) пошлина………………………………………………15
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………………
Введение.
Согласно
ст. 57 Конституции РФ каждый обязан
платить законно установленные налоги
и сборы. Данная статья устанавливает
важнейшую обязанность каждого - платить
налоги и сборы. К числу налогоплательщиков
относятся граждане Российской Федерации,
иностранные граждане и лица без гражданства,
юридические лица и даже некоторые филиалы
юридических лиц, а также предприниматели,
осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица. Весьма разветвленная система налогового
законодательства включает в себя законы,
указы Президента Российской Федерации,
а также многочисленные подзаконные нормативные
акты различных ведомств. Примером крупной
кодификации налогового законодательства
является Налоговый кодекс Российской
Федерации. Статья 21 этого Кодекса гарантирует
право налогоплательщика знать налоговое
законодательство, что является необходимым
для успешного ведения предпринимательской
деятельности. Знание же закона подразумевает
понимание его внутренней логики, его
философии. В отечественном законодательстве
существует группа платежей, достаточно
различных по своей природе, называемых
пошлинами. В представленной работе будет
рассмотрено содержание понятия "пошлина",
а также правовое регулирование указанных
платежей. Учитывая, что плательщиками
пошлин является достаточно широкий круг
лиц, выбранная тема представляется очень
актуальной.
1. Понятие пошлины и отличие её от иных налоговых платежей. Виды пошлин.
Согласно п.1 ст. 8 Налогового кодекса РФ1
под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств, в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований.В соответствии
с п. 2 этой же статьи под сбором понимается
обязательный взнос, взимаемый с организаций
и физических лиц, уплата которого является
одним из условий совершения в интересах
плательщиков сборов государственными
органами, органами местного самоуправления,
иными уполномоченными органами и должностными
лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных
прав или выдачу разрешений (лицензий).Таким
образом, действующее российское законодательство
не содержит легального определения пошлины,
относя данный вид платежей к сборам. Отметим.
что ранее действующий Закон РФ от 27 декабря
1991 г. N 2118-I "Об основах налоговой системы
в Российской Федерации" (с изменениями
от 16 июля, от 22 декабря 1992 г., 21 мая 1993 г.,
1 июля 1994 г., 21 июля 1997 г., 31 июля 1998 г.)1 вообще
не проводил четкого разграничения в определении
платежей налоговой системы, давая в ч.
1 ст. 2 такую формулировку: "Под налогом,
сбором, пошлиной и другим платежом понимается
обязательный взнос в бюджет соответствующего
уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиками в порядке и на условиях,
определяемых законодательными актами."Таким
образом, различие между пошлиной и сбором
легально не проводится. В нашей стране
разграничение этих понятий проводилось
в зависимости от того, куда поступали
уплачиваемые средства. Если средства
поступают в бюджет, независимо от того,
кому они непосредственно уплачивались
(так называемые фискальные таксы), то
такие платежи называли пошлиной. Если
платеж поступал в пользу организации,
которой и уплачивался (так называемые
"чиновничьи" таксы), такой платеж
называли сбором. В настоящее время это
основание разграничения пошлин и сборов
утратилось. Теперь сбором, в основном,
называют платежи зa обладание специальным
правом (сбор за право торговля, сбор за
использование местной символики и т.п.).
Пошлины уплачиваются за совершение в
пользу налогоплательщиков юридически
значимых действий (оказание административных
услуг: выдача паспорта, регистрация актов
гражданского состояния, принятие дела
к судебному рассмотрению и т.п.). Кроме
того, пошлины могут взиматься за пользование
государственным имуществом либо за предоставление
лицу каких-либо услуг, не относящихся
к административным (например, за пользование
улицей для проведения киносъемок, если
это требует проведения специальных мероприятий
со стороны государственных органов: ограничение
движения и т.п.).2 В немецком законодательстве
понятие пошлины шире: это платежи, устанавливаемые
либо в связи с индивидуальным получением
выгоды, либо с целью выравнивания расходов,
финансовую ответственность за которое
несет индивид. Иначе: пошлина имеет целью
покрытие расходов, связанных не только
с конкретным лицом, но и с группой лиц,
к которой принадлежит плательщик пошлины.Взносами
в Германии называют близкие к пошлинам
платежи членов корпораций публичного
права на финансирование нужд объединения.
Платежи участников некорпоративных групп
отнесены к особым выплатам. Например,
в силу традиции регулирование отчислений
на социальное страхование относится
к налоговому праву. Сборами называются
платежи не за оказание услуг, а за предпочтение
при оказании услуг государственным органом.
Другое основание разграничения понятий
пошлин и сборов проводится, например,
во французском законодательстве: пошлина
взыскивается без установления определенного
соотношения со стоимостью оказанных
услуг, в то время как размер сбора корреспондирует
стоимости услугиИз содержания ст. 8 Налогового
кодекса РФ видно, что пошлины н сборы
не имеют того финансового значения, которое
присуще налогам. При уплате пошлины или
сбора всегда присутствует специальная
цель или специальные интересы. В этом
смысле сборы н пошлины являются индивидуальными
платежами. Но поскольку государство обязано
предоставлять основной объем своих услуг
независимо от способности получателя
оплатить их, покрытие государственных
расходов не может осуществляться за счет
индивидуальных платежей, дающих какие-либо
права. "Принцип правового государства
отвергает коммерциализацию государственного
управления и ограничивает расходы, связанные
с оказанием услуг государством в ответ
на платежеспособный спрос."1
Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный
принцип) состоит лишь в покрытии издержек
учреждения, в связи с деятельностью которого
взимается пошлина: без убытка, но и без
чистого дохода. Но этот принцип далеко
не всегда соблюдается на практике. Довольно
часто плата за услуги превышает связанные
с услугой расходы. Мало того, в ряде случаев
не платеж устанавливается ради покрытия
расходов, а само действие признается
обязательным ради взыскания платежа.
Справедливо это утверждение, например,
и отношении установления различных регистрации
и т.п.Данное обстоятельство свидетельствует
о том, что пошлины и сборы, хотя и взимаются
в связи с оказанием индивидуальных услуг,
не могут рассматриваться как платежи
по обязательствам, договорные платежи.
Это денежные повинности, взимаемые в
индивидуальном порядке в связи с услугой
публично-правового характера.
Следует особо подчеркнуть, что пошлины
или сбор выплачиваются не за услугу, а
в связи с услугой, причем той, которую
оказывает государственный орган, действуя
в общих интересах, реализуя свои государственно-властные
функции. Так, уплата пошлины при подаче
искового заявления в суд сопряжена с
правом конкретного лица на судебную защиту,
однако связана с общественно полезной
функцией суда - поддержания режима законности.Пошлина
не обуславливает существование государственного
органа, так как он может финансироваться
и из других источников. Наоборот, взимание
пошлины обусловлено реализацией каким-либо
государственным органом своих функций.
Характер пошлин и сборов предполагает
использование иных принципов при определении
размера платежа нежели те, которые применяются
при налогообложении. Учет платежеспособности
лица не может быть отправным моментом,
ибо в данном случае он ведет не к установлению
равенства, а к его нарушению. Действительно,
лица, использующие одну и ту же услугу,
платили бы разную сумму пошлины. Поэтому
размер пошлины или сбора определяют исходя
из характера и размера услуги (принцип
эквивалентности) и устанавливают, как
правило, в конкретной сумме. Денежная
сумма может быть неэквивалентна расходу,
понесенному в связи с оказанием услуги.
Однако это не означает абсолютной свободы
при определении размера платежа.
Размер пошлины или сбора, во-первых, должен
быть обоснован. При определении их суммы
нельзя исходить лишь из финансовых соображений
- ее необходимо сопоставлять с целями,
ради которых установлен платеж .В тех
случаях, когда платеж с разумной точки
зрения несопоставим с выгодой, полученной
плательщиком, или с расходом, понесенным
государственным органом, пошлинный принцип
следует считать нарушенным.
Во-вторых, размер пошлины или сбора не
должен ограничивать возможность граждан
использовать их основные конституционные
права, возможность получать от государственных
органов те или иные услуги, поскольку
эти: права предоставляются гражданам
без всякой зависимости от внесения каких-либо
платежей.
Поэтому, например, способствуя реализации
права граждан на образование, государство
обязано финансировать расходы на общеобразовательные
школы за счет налогов, а не пошлин и сборов,
иначе возник бы "барьер доступности"
образования.
Исходя их этого принципа, в конституциях
ряда стран содержатся запреты требовать
возмещения за оказание подобного рода
услуг.1 В п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ
установлено, что налоги и сборы должны
иметь экономическое основание и не могут
быть произвольными. Недопустимы налоги
и сборы, препятствующие реализации гражданами
своих конституционных прав.По видам пошлины
делят по различным основаниям, прежде
всего по по характеру услуг, в связи с
которыми возникает пошлина. Выделяют
пошлины, взимаемые в связи с предоставлением
административных услуг (например, за
рассмотрение ходатайства о приобретении
или прекращении гражданства), пошлины.
Взимаемые за предоставление какого либо
права (например, за выдачу разрешений
на право охоты) и пошлины, взимаемые как
компенсации за определенные расходы
общества в интересах конкретных лиц(
например, пошлины с владельцев крупнотоннажных
транспортных средств, оказывающих повышенное
разрушающее воздействие на автодороги.)Выделяют
также пошлины, взимаемые в определенных
сферах государственной деятельности:
судебные, таможенные, нотариальные и
др.
В российском законодательстве существует
три вида пошлин: государственная, регистрационная
и таможенная. Рассмотрим их более подробно.
2.
Государственная пошлина.
Государственная
пошлина представляет собой плату
за совершение уполномоченными органами
различных действий в пользу юридических
и физических лиц и выдачу им документов,
имеющих правовое значение.Действующий
порядок взимания государственной пошлины
на территории России установлен Законом
Российской Федерации "О государственной
пошлине"1 . Плательщиками государственной
пошлины являются юридические и физические
лица, в интересах которых совершаются
различные действия уполномоченными на
то органами.Законом определен перечень
действий (объектов), с которых взимается
государственная пошлина. К ним, в частности,
относятся: подаваемые в суд исковые заявления,
заявления по преддоговорным спорам, заявления
(жалобы) по делам особого производства,
кассационные жалобы, а также выдача судом
копий (дубликатов) документов; подаваемые
в арбитражный суд исковые заявления и
заявления по преддоговорным спорам, заявления
о пересмотре решений арбитражного суда;
совершение любых нотариальных действий
соответствующими органами; регистрация
актов гражданского состояния; выдача
документов, удостоверяющих записи актов
гражданского состояния;оформление документов
на право выезда за границу и въезда на
территорию РФ из других государств, оформление
приема в гражданство РФ и выхода из гражданства
РФ по заявлению граждан; другие действия,
определенные законодательством.Взимание
государственной пошлины производят те
органы, к функциям которых относится
совершение действий, подлежащих обложению
государственной пошлиной: суды, арбитражные
суды, нотариальные конторы, органы загсов
и другие уполномоченные органы.Ставки
государственной пошлины могут выражаться:
в процентах (к сумме иска, оценке имущества,
к размеру минимальной месячной оплаты
труда и т. д.), в твердой денежной сумме
(в рублях) либо в "n" - кратном размере
минимальной оплаты труда. Все ставки
установлены применительно к конкретным
видам совершаемых действий. А поскольку
экономико-социальная значимость и сложность
этих действий не одинакова, постольку
и дифференциация ставок государственной
пошлины существенна.Например, за регистрацию
(прописку) по месту жительства пошлина
взимается в размере одного процента установленного
законом размера минимальной месячной
оплаты труда; за удостоверение сделок,
не подлежащих оценке, пошлина взимается
в зависимости от сложности совершаемого
нотариального действия, но не более 5-кратного
установленного законом размера минимальной
месячной оплаты труда; с исковых заявлений
имущественного характера размер пошлины
зависит от цены иска и колеблется от 5%
(при цене иска до 10 тыс. руб.) до 16 тыс. 300
руб. + 0,5% от суммы свыше одного млн. руб.
(при цене иска свыше 1 млн. руб.), а с исковых
заявлений неимущественного характера
размер пошлины составляет 10-кратный размер
минимальной месячной оплаты труда для
юридических лиц и 10 размера минимальной
месячной оплаты труда для физических
лиц и т. д.Уплата государственной пошлины
может производиться научными деньгами,
пошлинными марками либо путем перечисления
сумм пошлины со счета плательщика через
банковские учреждения.1
Согласно п. 8 Инструкции Госналогслужбы
РФ от 15 мая 1996 г. N 42 "По применению Закона
Российской Федерации "О государственной
пошлине" 2 государственная пошлина
зачисляется в доход федерального бюджета
по месту нахождения банка, принявшего
платеж по делам, рассматриваемым арбитражными
судами, Конституционным Судом Российской
Федерации и Верховным Судом Российской
Федерации.
Государственная пошлина зачисляется
в доход местного бюджета по месту нахождения
банка, принявшего платеж:
- по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции;
- за
совершение нотариальных
- за
совершение действий, связанных
с оформлением актов
- за совершение действий, связанных с
приобретением гражданства Российской
Федерации или выходом из гражданства
Российской Федерации, а также с выездом
из Российской Федерации или въездом в
Российскую Федерацию;
- за оформление прочих юридически значимых действий.
Законом
"О государственной пошлине"
предусмотрена широкая система льгот,
которые выражаются в освобождении физических
и юридических лиц от уплаты государственной
пошлины по отдельным действиям, совершаемым
в их пользу соответствующими органами.
Так, в суде от уплаты государственной
пошлины освобождаются: истцы - по искам
о взыскании сумм оплаты труда и другим
требованиям, связанным с трудовой деятельностью;
по искам о взыскании алиментов; по искам
о возмещении материального ущерба, причиненного
преступлением; финансовые органы - за
подачу в суд заявлений по делам особого
производства и так далее.В арбитражных
судах от уплаты государственной пошлины
освобождаются: органы социального страхования
и органы социальной защиты населения
- по регрессным искам о взыскании с причинителя
вреда сумм пособий и пенсий, выплаченных
потерпевшему или членам его семьи; налоговые
органы - по искам о взыскании платежей
в бюджет; органы прокуратуры - по искам,
подаваемым в интересах юридических лиц,
и т. д. За совершение нотариальных действий
от уплаты государственной пошлины освобождаются:
физические лица - за свидетельствование
копий (дубликатов) документов, необходимых
для получения государственных пособий,
по делам опеки и усыновления, за удостоверение
завещаний и договоров дарения имущества
в пользу государства или в пользу юридических
лиц; установлены и другие льготы. Центральный
банк РФ и его учреждения освобождаются
от уплаты государственной пошлины по
всем делам и документам, а общественные
организации инвалидов и их учреждения,
учебно-производственные предприятия
- по всем искам в судах, арбитражных судах
и органах, совершающих нотариальные действия.
Предусмотрены и другие льготы. В некоторых
случаях уплаченная государственная пошлина
подлежит возврату полностью или частично.
К ним относятся:
уплата пошлины в большем размере, чем
требуется по закону;
отказ в выдаче заграничного паспорта
и в иных случаях, предусмотренных законодательством.Вся
ответственность за взимание пошлины,
своевременность и полноту ее перечисления
в бюджет лежит на руководителях учреждений,
имеющих право
Информация о работе Таможенные и иные виды пошлин: понятия, соотношения, практика применения