Структура религии. Типология современных религий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:22, реферат

Описание работы

С точки зрения теории прамонотеизма, религия в человеческом обществе существовала изначально, то есть с момента появления человека. Впервые как научно обоснованная концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёным и литератором Э. Лэнгом, впоследствии получила свое развитие в 12-томном труде католического священника, антрополога и лингвиста В. Шмидта «Происхождение идеи Бога». Согласно данной теории, во всем многообразии существующих и существовавших религий можно обнаружить отголоски древнейшей, изначальной веры в Единого Бога-Творца, которая предшествовала всем известным религиям.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Структура религии …………………………………………….…….. 6
религиозное сознание ………………………………...…… 6
религиозная деятельность …………………………...…….. 8
религиозная организация …………………………….…… 10
Типология современных религий …………………………….…… 14

Заключение ……………………………………………………………….…… 20

Список использованных источников …………………………………………. 21

Работа содержит 1 файл

в нет паломнический туризм.docx

— 45.32 Кб (Скачать)

     В науке существует множество различных  классификаций религий. Каждая из них  имеет свои особенности, свои достоинства  и недостатки. Из-за невозможности  привести даже половину из всех существующих типологизаций, я постараюсь дать самую общую, самую современную и самую простую классификацию.

     В самом общем виде все религиозные  учения можно выделить в две большие группы:

1. Ритуальные  религии, или религии жертвоприношения, которые можно назвать термином  «Язычество».

2. Религии  Откровения (спасения), которые можно  назвать термином «Монотеизм».

В первый блок входят все древние и современные  пантеистические религии. Во второй – так называемые мировые религии (Христианство, Ислам).

Язычество – комплекс религиозных верований, имеющих в своей основе принцип обожествления сил природы, либо всей природы в целом.

Все языческие  религии составляют два направления:

1. Политеизм (многобожие) – куда входят все первобытные религии, религии древних цивилизаций, религии античного мира, дохристианские религии европейских племен и народов.

2. Пантеизм (от греческого Пан- все, Теос – Бог) – вид язычества, основанный на неразличимости Бога и природы, либо на их безусловной слитности.

Сюда  относятся, в основном, религии Востока. Из религий прошлого это Брахманизм, Джайнизм. Из современных, это религии  Индии и Китая – Индуизм, Конфуцианство, Даосизм, Буддизм в форме Махаяны, японский Синтоизм. К пантеизму также  можно отнести некоторые доктрины иудаизма (каббалистическая традиция).

Религии Откровения (спасения) – это религии, в которых Бог являет Себя человеку с целью сообщить ему Свою высшую божественную истину и дать людям  дар в виде спасения их от тления и смерти.

Всего в мире имеется три религии  откровения: Христианство, Ислам, Иудаизм. Все эти религии имеют свои основания в так называемой Ветхозаветной  религии, которая существовала до появления  этих религий и выполнила свою миссию после появления христианства.

Христианство  в современном виде существует в  трех конфессиональных формах.

1. Православное христианство, которое охватывает народы Юго-восточной и Восточной Европы – (русские, украинцы, белорусы, грузины, сербы, греки, болгары, румыны, черногорцы).

2. Католическое христианство, охватывающее, за редким исключением, народы Юго-западной Европы и Латинской Америки;

3. Протестантское христианство, приверженцами которого являются, в основном, народы Центральной и Северной Европы, Северной Америки.

Ислам в наше время имеет два направления.

Суннизм, приверженцами которого являются 80 процентов всех мусульман мира.

Шиизм, приверженцами которого являются, в основном, персидские народы ( Иран, часть Ирака, часть Афганистана, Таджикистан).

Современный иудаизм также включает в себя два направления.

Раввинизм – традиционный иудаизм.

Хасидизм – новое направление, возникшее 200 лет назад.

Особняком в этой классификации стоит  буддизм. Дело в том, что буддизм в его классическом виде невозможно классифицировать как религию. Это скорее религиозно-философское учение, причем, как это ни парадоксально звучит, атеистического характера. Это, конечно, не тот атеизм, который обычно понимается в европейской традиции, но, тем не менее, атеизм. Разумеется, в последствии, он подвергся столь существенной трансформации, что современные формы буддизма имеют весьма мало общего с учением Будды и, например, буддизм в Тибете и Монголии можно отнести, скорее всего, к политеизму. Тем не менее, буддизм будет рассмотрен в силу традиционного отнесения его к религии.

Наряду  с христианством и исламом  буддизм составляет так называемые мировые религии, которые называются так не по распространенности, как обычно принято думать, и не по количеству приверженцев, что прежде всего приходит в голову. Так, например, китайцев-конфуцианцев больше буддистов. А евреи живут в большинстве стран мира. Но ни конфуцианство ни иудаизм в число мировых религий не входят. Мировыми же вышеизложенные религии являются в силу их безразличия к цвету кожи и национальности тех людей, которые являются приверженцами христианства, иудаизма, ислама и буддизма. Именно наднациональность и есть главная составляющая мировых религий.  

Заключение

     Религия рассматривается как одна из важнейших  функций общества, где находится  в неразрывной связи со всеми  остальными областями социальной жизни, со всей совокупностью жизненных  функций того или иного общества в его конкретной исторической обусловленности. Общество, сама способность людей  вступать в общение и взаимодействие, вести общие дела, воспринимать и  сообщать действие, невозможны без  соединяющих их общих понятий  и целей, без разделяемых всеми  или большинством чувств, интересов, стремлений. В этой связи необходимо, чтобы существовали соединяющие  людей связи, необходимо, чтобы люди нуждались друг в друге и понимали друг друга, т.е. между отдельными людьми должно быть нечто общее. Одной из таких связей, объединяющих людей  в разнотипные общества, является связь нравственная, сознание духовного  единства, воспитываемое общей жизнью и совместной деятельностью, общностью  исторических судеб народа и его  интересов. Рассматриваемая в этом контексте религия, является социальным институтом, вместе с культурными  и психологическими факторами образующим, по выражению Т. Парсонса, "систему  поддержания образцов", структурированную  вокруг символически выражаемых культурных смыслов, посредством которых ориентируются  и направляются социальные системы  и отдельные личности. Религия  предстает в этом качестве как "функциональная универсалия" общества, устанавливающая  связь между обществом и содержанием  культуры, обеспечивающая культурную легитимацию на определенных стадиях  социального процесса.

 
 
 
 

Список  использованных источников

    1. Ефимов И. Современные харизматические движения сектантства. М., 1995.
    2. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. М., 1996.
    3. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
    4. Коран. Перевод академика И.Ю.Крачковского. М., 1990.
    5. Огицкий Д.П., Козлов М. Православие и западное христианство. М., 1995.
    6. Пучков П.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. - М., 1997. - 286 с.
    7. Переломов Л.С. Слово Конфуция. М., 1992. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Тт. I - II. М., 1992.
    8. Религиозные объединения в современной России. М., 1996.
    9. Религиозные организации России (Справочник). М., 1994.
    10. Тибетский буддизм. Теория и практика. Новосибирск, 1995.
    11. Христианство. Энциклопедический словарь в 3 томах. Тт. 1 - 3. М., 1993 - 1995.
    12. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен. Ицзин. М., 1993.
    13. Эсслемонт Дж.Э. Баха-Улла и новая эра. Екатеринбург, 1991.

Информация о работе Структура религии. Типология современных религий