Структура религии. Типология современных религий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:22, реферат

Описание работы

С точки зрения теории прамонотеизма, религия в человеческом обществе существовала изначально, то есть с момента появления человека. Впервые как научно обоснованная концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёным и литератором Э. Лэнгом, впоследствии получила свое развитие в 12-томном труде католического священника, антрополога и лингвиста В. Шмидта «Происхождение идеи Бога». Согласно данной теории, во всем многообразии существующих и существовавших религий можно обнаружить отголоски древнейшей, изначальной веры в Единого Бога-Творца, которая предшествовала всем известным религиям.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Структура религии …………………………………………….…….. 6
религиозное сознание ………………………………...…… 6
религиозная деятельность …………………………...…….. 8
религиозная организация …………………………….…… 10
Типология современных религий …………………………….…… 14

Заключение ……………………………………………………………….…… 20

Список использованных источников …………………………………………. 21

Работа содержит 1 файл

в нет паломнический туризм.docx

— 45.32 Кб (Скачать)
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Паломнический туризм»

тема

 «Структура религии.

Типология современных религий» 
 
 

Содержание

Введение  ………………………………………………………………………..  3

    1. Структура религии …………………………………………….……..  6
      1. религиозное сознание  ………………………………...……  6
      1. религиозная деятельность …………………………...……..  8
      1. религиозная организация …………………………….……  10
    1. Типология современных религий …………………………….…… 14

Заключение  ……………………………………………………………….…… 20

Список  использованных источников …………………………………………. 21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В современном мире существует весьма большое число различных религий, их направлений и течений, деноминаций, сект, племенных культов. Они сильно отличаются, друг от друга по времени, месту и условиям своего возникновения, по своим догматическим, культовым  и организационным особенностям, по численности сторонников и  широте распространения. Достаточно сложный  конфессиональный состав населения  характерен не только для мира в  целом, но и для большинства отдельных  стран.

     Религиозная структура населения оказывает  очень большое влияние на многие стороны жизни страны. Это влияние  чувствуется сильнее всего в  духовной культуре, общественном и  семейном быте, но заметно также  и в материальной культуре, традиционных хозяйственных занятиях, политической ориентации и т.д. Поэтому при  достаточно глубоком изучении какой-либо страны непременно исследуется и  религиозная структура ее населения, так как без знания этой структуры ситуация в стране не может быть оценена адекватно.

     Настоящая работа представляет собой попытку  дать краткую объективную характеристику функционирующих ныне в мире религий, их направлений и основных течений, а также достаточно широко распространенных деноминаций и сект. Рассмотреть  структуру и типологию современных  религий.

     Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

     Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Особую  важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы  религиозных представлений большинства  мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

В большинстве  религий заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа).

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории, и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

В религии  можно рассматривать две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней  стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без  которых (хотя бы без одного из них) она теряет саму себя, вырождаясь или  в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.

С точки  зрения известного эволюциониста и популяризатора атеизма Р. Докинза, изложенной в книге «Бог как иллюзия», религия представляется как побочный продукт какого-то социально-полезного явления, обладающий признаками «психического вируса» — мема.

В марксизме считается , что корнем религии является реальное практическое бессилие человека, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности. Известно выражение марксистов о том, что «религия — опиум народа».

Согласно  представлениям концепции «дорелигиозного периода», в истории человечества существовал период, когда не было никаких религиозных представлений. Впоследствии в силу тех или иных причин у людей возникли религиозные верования. Но идея «дорелигиозного периода» ещё не объясняет, как же всё-таки возникли религиозные представления у людей. Со времён античности и до наших дней некоторые атеистически настроенные мыслители высказывали мнение о том, что вера человека в сверхъестественные силы возникла в результате страха перед природными стихиями, или в результате обмана одних людей другими, или обожествления реальных царей и героев древности.

Некоторые исследователи полностью отвергают  концепцию «дорелигиозного периода» и утверждают, что современной этнографии не известен ни один народ, ни одно племя, не имеющее религиозной традиции, дорелигиозное.

С точки  зрения теории прамонотеизма, религия в человеческом обществе существовала изначально, то есть с момента появления человека. Впервые как научно обоснованная концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёным и литератором Э. Лэнгом, впоследствии получила свое развитие в 12-томном труде католического священника, антрополога и лингвиста В. Шмидта «Происхождение идеи Бога». Согласно данной теории, во всем многообразии существующих и существовавших религий можно обнаружить отголоски древнейшей, изначальной веры в Единого Бога-Творца, которая предшествовала всем известным религиям. 

    1. Структура религии 

     Религия является сложной системой. Она включает в себя такие важнейшие  элементы как: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозная организация.

Религиозное сознание (вера). Современные исследователи выделяют существенные особенности религиозного сознания (причем интегративной чертой религиозного сознания, является религиозная вера) характерные для любой религии. Основой религиозного сознания является религиозная вера (особенно для христианства). Последователей Христа апостолы называли «верующими». В исламе, исповедующие эту религию называются «правоверными». Вера приводит к уверенности в истинности тех или иных положений. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Библия).

Важнейшими  элементами религиозного сознания являются:

-убежденность в существовании явлений, обладающих сверхъестевенными свойствами. Такими сверхъестественными свойствами могут в сознании верующего обладать силы природы - земля, солнце, амулеты, уши умерших предков. В развитых мировых религиях основной объект религиозного отношения - единый Бог, известный человеку в меру своего самооткровения. Мир сакрального (священного) для верующего реален, он не относится к сфере мечты;

-убеждение в реальности контакта с объектами религиозной веры. Контакт этот представляется в системе религиозного сознания двусторонним. Человек вступает в контакт с миром сверхъестественного с помощью молитвы, жертвоприношения, культовых действий. Культовые действия - это каналы связи с миром сверхъестественного. Божество воздействует на человеческие судьбы, объявляет людям свою волю, знает их помыслы. Деист (человек, признающий существование Бога только как первопричину мира) с этой точки зрения не является религиозным человеком, ибо он не признает возможности живого двустороннего контакта с Богом;

     Религия предполагает существование чувства зависимости от объектов религиозного поклонения, ибо общение человека с Богом «неравноправно». Формы осознания этой зависимости могут быть различны: от чувства страха, вынуждающего к покорности, до просветленного смирения, понимаемого как осознание собственного несовершенства.

Религия включает также осознание требований со стороны божества и ответственности, связанной с выполнением или  невыполнением этих требований. Человек  не только чувствует свою зависимость  от священного, но считает, что божество прямо или косвенно диктует ему  свою волю. Не зная ее, человек ощущает  себя находящимся во власти произвола. Религия предполагает установление добрых отношений человека с объектами  поклонения, желание умилостивить божество, а в случае нарушения воли Бога - компенсировать свое непослушание покаянием  или жертвоприношением. 

      Религиозное сознание неоднородно, оно имеет, по меньшей мере, два уровня: массовое религиозное сознание, в котором, как правило, центральное место  занимает эмоциональный комплекс, и  рационально оформленное сознание (вероучение, религиозная идеология), предполагающее освоение содержания вероучения. Еще более высокий уровень  религиозного сознания – богословие, или теология, которое не только осваивает вероучение, но и транслирует  его, защищает от ересей, интерпретирует согласно требованиям времени. 

      Религиозная деятельность по существу сводится к религиозному культу (лат. cultus – уход, почитание). 

Культовая система, прежде всего, представляет, собой  совокупность определенных обрядов. Поэтому  для уяснения особенностей религиозного культа необходимо уяснить, что представляют собой обряды. Обряд - это совокупность стереотипных действий устанавливаемых  обычаем или традицией той  или иной социальной общности, символизирующих  те или иные идеи, нормы, идеалы и  представления. Обряд выполняет  в обществе важные социальные функции. Одной из главных социальных функций обряда являются аккумуляция и передача опыта как индивидами друг другу, так и от поколения к поколению. В обряде аккумулируется и приобретает наглядность опыт социальной деятельности многих поколений, как бы концентрируется человеческая деятельность и общение. 

Субъектом культа может быть религиозная группа или верующий индивид. Мотивом участия  в этой деятельности являются религиозные  стимулы: религиозная вера, религиозные  чувства, потребности, стремления, чаяния. Вместе с тем может действовать  побуждение удовлетворить в культовой  деятельности и нерелигиозные потребности - эстетические, потребность в общении  и др. Религиозная группа как субъект  неоднородна: имеется небольшая  группа осуществляющих управление - священник, пастор, проповедник, мулла, раввин, жрец, шаман и пр. и большая часть  лиц, которые действуют как соучастники  и исполнители. Индивидуальная культовая  деятельность доступна верующим со значительной степенью религиозной убежденности, с хорошим знанием ритуальных текстов, видов и способов культовых  действий. 

Информация о работе Структура религии. Типология современных религий