Структура религии. Типология современных религий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:22, реферат

Описание работы

С точки зрения теории прамонотеизма, религия в человеческом обществе существовала изначально, то есть с момента появления человека. Впервые как научно обоснованная концепция прамонотеизма была сформулирована шотландским учёным и литератором Э. Лэнгом, впоследствии получила свое развитие в 12-томном труде католического священника, антрополога и лингвиста В. Шмидта «Происхождение идеи Бога». Согласно данной теории, во всем многообразии существующих и существовавших религий можно обнаружить отголоски древнейшей, изначальной веры в Единого Бога-Творца, которая предшествовала всем известным религиям.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Структура религии …………………………………………….…….. 6
религиозное сознание ………………………………...…… 6
религиозная деятельность …………………………...…….. 8
религиозная организация …………………………….…… 10
Типология современных религий …………………………….…… 14

Заключение ……………………………………………………………….…… 20

Список использованных источников …………………………………………. 21

Работа содержит 1 файл

в нет паломнический туризм.docx

— 45.32 Кб (Скачать)

К средствам  культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные  культовые предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь, священнические облачения). Важнейшим средством является культовое  здание. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическую  зону социального пространства, оказывается  в ситуации, отличной от иных жизненных  ситуаций. Благодаря этому внимание посетителей сосредоточивается  на предметах, действиях, образах, символах, знаках, произведениях религиозного искусства, имеющих религиозный  смысл и значение. 

Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований, а также зависят от средств  культа. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы, предписания  о том, что и как нужно делать. Эти предписания касаются как элементарных культовых актов (крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы), так и более сложных (жертвоприношения, обряды, проповеди, молитвы, богослужения, праздники). 

     Средства  и способы культовой деятельности имеют символическое значение. Символ представляет собой единство двух сторон - наличного предмета, действия, слова  и значения: наличный предмет, действие, слово представляют значение, отличное от их непосредственного значения.

     Крест, например, - это не просто предмет  с перекрестными планками, он является символом, выражает определенное значение (воздвижение Креста, распятие Христа, его воскресение). Трехперстие во время крестного знамения православных, представляя собой некоторую  фигуру, образованную тремя сложенными пальцами, в то же время обозначает исповедание триединства Бога. 

      Результатом культовой деятельности является, прежде всего, удовлетворение религиозных  потребностей, оживление религиозного сознания. В сознании верующих с  помощью культовых действий воспроизводятся  религиозные образы, символы, мифы, возбуждаются соответствующие эмоции. Культ может стать фактором динамики психологических состояний верующих: совершается переход от состояния  подавленности (беспокойства, неудовлетворенности, внутренней раздвоенности, скорби, тоски) к состоянию облегчения (удовлетворенности, успокоенности, гармонии, радости, прилива  сил). В культовой деятельности происходит реальное общение верующих друг с  другом, она является средством сплочения  религиозной группы. Во время отправления  культа удовлетворяются и эстетические потребности. Икона, обладающая художественными  достоинствами, архитектура и убранство  храма, чтение молитв и псалмов - все  это может доставлять эстетическое наслаждение. 

     Религиозные организации. Чрезвычайно сложную проблему для современного религиоведения представляет проблема типологии религиозных организаций и их критериев. На основе изучения христианства выделены следующие типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация.

     Церковь (от греч. букв - божий дом):  

1) предмет  христианской веры (мистическое  тело Христово);

2) тип  религиозной организации, присущий  только христианству;

3) здание, в котором проводится христианское  богослужение (литургия), христианский  храм;

4) в  расширенном словоупотреблении  - организация последователей той  или иной религии на основе  общности вероучения и культа.  

      Для христианства церковь означает мистическое  сообщество верующих («верных»), в котором  осуществляется единение человека с  Богом через совместное участие  в таинствах (прежде всего - евхаристии). Универсальный (вселенский), кафолический (соборный) характер церкви как мистического тела Христова и полноты Святого  Духа делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической и др. общностью (племенем, нацией, государством). Таким образом, понятие «церкви» одновременно обозначает предмет веры, общину верующих, централизованную религиозную  организацию, здание (храм, дом молитвы), наконец, власть духовного закона, данного  свыше Господом. Церковь представляет собой тип религиозной организации  со сложной и строго централизованной системой отношений между священнослужителями  и верующими. Организация необходима потому, что церковь означает общину верующих, не только собравшихся в конкретном месте, но рассеянных по всему миру и принадлежащих к одной вере. Земная церковь, т.е. сообщество верующих мирян, представляет собой только видимое, материальное воплощение мистической (небесной) церкви, объединяющей в Иисусе Христе всех живших и живущих христиан, а также праведников-нехристиан. Церковный храм служит местом соединения двух церквей, т.е. всех верующих через литургию.  

     Институционально  христианская церковь выражена двумя  типами - католической и православной. Римская католическая церковь - самый древний и мощный церковный институт на земле, подчиняющий своему влиянию верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Польше, Венгрии, Чехословакии, Прибалтике, в западных областях Белоруссии, Украины, в латиноамериканских государствах. В 1990 г. насчитывалось до 900 млн. ее приверженцев. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; глава - римский папа, резиденция которого - Ватикан. 

      Русская православная церковь в нынешнем виде сложилась к 1448 г. Она разделена  на несколько (15) автокефальных Церквей. Богословские основы православной церкви определились в Византии в IX-XI вв. В  Российской Федерации, как и в  Республике Беларусь, православные составляют большую часть верующих.

     Церковь сыграла неоценимую роль в развитии европейской культуры. На основе церковной  жизни развивались иконопись, песенное искусство. Приходская общность при  церкви была первой в истории духовной общностью людей. Церковный календарь  в традиционном обществе определял  весь уклад жизни мирян, чередование  праздников и будней, труда и отдыха. Церковный пастырь служил духовным наставником и учителем жизни.

Необходимо  отметить, что церковь представляет собой сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором  индивида, а традицией. Отсюда признание  возможности каждого человека стать  членом церкви. Фактически отсутствует  постоянно и строго контролируемое членство, последователи анонимны. Во многих церквях члены делятся  на духовенство и мирян.  

     Секта возникает как оппозиционное  течение по отношению к тем  или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия  на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко и тенденция к  изоляционизму. Резко выражено стремление к духовному возрождению. Институт священства отсутствует, лидерство  считается харизматическим. Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается  принцип добровольности объединения, делается акцент на «обращении», предшествующем членству. Историческая судьба сект неодинакова. Одни из них через определенный промежуток времени прекращают свое существование. Другие с течением времени превращаются в иные типы религиозных организаций.  

      Деноминация может развиваться из других типов  объединений или складываться с  самого начала в качестве таковой. Ее идейные, культовые и организационные  принципы формируются в оппозиции  к церкви и секте и носят  разноплановый характер. Сохраняя акцент на «избранности» членов, она признает возможность духовного возрождения  для всякого верующего. Изоляция от «мира» и замкнутость внутри религиозной  группы не считается обязательным признаком  «истинной» религиозности. Хотя и выдвигается  принцип постоянного и строго контролируемого членства, в соответствии с которым предписывается активность, прежде всего, в религиозной деятельности, наблюдается тенденция к соединению с «миром», последователи призываются к активному участию в жизни общества. Деноминации присуща четкая организация, как по горизонтали, так и по вертикали. 

  1. Типология современных религий
 

     В науке существует классификация  религий в зависимости от разных классификационных признаков:

     По  наличию или отсутствию Бога творца религии делят на метафизические и эмпирические. В метафизических религиях(иудаизм, христианство, ислам, сикхизм, некоторые направления индуизма) утверждается, что Бог творец создал мир, в том числе и человека. В эмпирических религиях (буддизм, даосизм, джайнизм, синтоизм, некоторые направления индуизма, конфуцианство) понятие Бога творца отрицается либо является второстепенным. В буддизме, например, считается, что вера или неверие в Бога (богов) не должны быть препятствием на духовном пути человека. 
По территориально этническому признаку религии делятся на племенные, национально территориальные и мировые. Племенные религии обычно очень ограничены территориально и по сути представлены традиционными народными верованиями. Национально территориальные религии принадлежат одному народу (иудаизм) или нескольким, близким друг другу социокультурно (индуизм). Мировые религии имеют большой территориально страновой охват и большое число приверженцев. Мировыми религиями являются христианство, ислам и буддизм. Можно отметить, что ислам изначально был национальной религией арабов, но всего за несколько десятилетий стал мировой религией, завоевав пространство от Атлантического океана до Индии.

     По  количеству богов религии подразделяют на монотеистические и политеистические. В монотеистических религиях имеется  лишь один Бог - верховный Бог. К ним  относятся христианство, ислам, иудаизм  и сикхизм. Политеистическими религиямиявляются  языческие верования, в них поклоняются  большому количеству богов, божеств  и духов. Индуизм можно назвать  супрамоно теистической религией - его многочисленные божества являются проявлением Вселенского Духа - Брахмана.

     По  наличию ряда общих черт религии  подразделяют на западные и восточные. К западным религиям относятся христианство, ислам, иудаизм, сикхизм, зороастризм. К восточным религиям - относят  индуизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство  и синтоизм. Если сравнить западные религии, станет очевидно, что в них  больше сходств, чем различий. Хотя именно различиям придается решающее значение. Все западные религии верят  в одну единственную жизнь, за которой  следует рай или ад. Богу противостоит зло в лице Сатаны. Каждая из этих религий считает себя истинной и  утверждает, что неверующих в нее  ждет осуждение. Все три библейские религии основаны на монотеизме и  дуализме, вере в то, что человек  отделен от Бога и его высочайшее предназначение - достичь рая. В основном все они полагаются не столько  на внутренний опыт или мистический  контакт, сколько на священные ритуалы, веру, труд, которые ведут человека к Богу.

     Классическим  является разделение религий на:

- Естественные (природные);

- Исторические (религии  откровения);

- Нетрадиционные религии.

     Под естественными религиями понимаются традиционные ценностные системы, наследуемые группой людей. Эти религии не сформировались в результате деятельности пророков, их учение не основывалось на письменных источниках, откровении и Священном писании. Верования передаются из поколение в поколение через мифологические повествования, древние обычаи и ритуалы. К естественным религиям относятся: первобытные, родоплеменные и некоторые национальные, например, синтоизм, индуизм.

     Становление исторических религий связано с деятельностью основоположников и событием откровения. К ним относятся: зороастризм, иудаизм, буддизм, христианство, ислам.

     Нетрадиционные религии (новые культы, деструктивные тоталитарные секты) получили распространение со второй половины XX в., лжепророки которых претендуют на уникальность своего учения, необоснованно заявляя о генетической связи своего учения с национальными или мировыми религиями. К таким культам относятся Свидетели Иеговы, церковь Объединения (муниты), церковь Последнего Завета (секта Виссариона), движение кришнаитов (Международное общество сознания Кришны), трансцендентальная медитация (ТМ), церковь Сайентологии (Дианетика), New Age (Новый век, Эра Водолея) и проч.

     С точки зрения влиятельности, распространенности, значимости вклада в мировую культуру выделяются  Локальные религии. Они распространены в пределах небольших сообществ, находящихся на архаичной ступени развития. К этому типу относятся родоплеменные, ранние формы религии.

     Национальные  религии являются религиозными системами народов, находящихся на цивилизованной ступени развития. Национальная религия связана с культурой и историей определенного народа и государства. К национальным религиям относятся религиозные системы, распространенные в древности (древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская, древневавилонская религии, зороастризм), и национальные учения, сохраняющие свое влияние и в наше время (индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, иудаизм).

     Мировые религии имеют универсальное распространение. Духовное наследие, ценностные системы мировых религий стали важным компонентом всей культуры человечества. К мировым религиям относятся иудаизм, христианство, ислам, буддизм.

Информация о работе Структура религии. Типология современных религий