Структура и система управления туризмом

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 17:19, реферат

Описание работы

На основе системной теории попытаемся разложить комплексную общую систему туризма на составляющие ее подсистемы. Когда говорят системная теория, то возникает вопрос: что же вообще представляет собой система? Например, куча песка не является системой. Песок можно перемешать, добавить горсть или забрать, но куча все равно останется. В системе это невозможно, так как при каких-либо изменениях поменяются связи между ее частями, а, следовательно, и ее целостный характер.

Работа содержит 1 файл

СИСТЕМА И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМь.docx

— 66.30 Кб (Скачать)

      Внешние эффекты туристского  продукта также можно  представить как  специфику туристской индустрии. В этом смысле общение туриста с окружающими его людьми следует рассматривать как отношения в свободной обстановке. В то время как на его повседневную жизнь накладывают отпечаток жилье, работа, свободное время, отпуск, проведенный в путешествии, — это встречи с другими путешествующими и местными жителями. Отношение путешествующего к ним и его мотивы обусловлены тем, как человек привык жить, работать, каковы его возможности в организации свободного времени. Чем больше в своей повседневной жизни человек ощущает ограниченность природных ресурсов, чем больше он заключен в рамки определенных норм поведения, тем больше у него желания выбрать для отдыха неизвестную страну. Проведенные в этом отношении исследования показывают, что поведение гостя влияет на отношение к нему принимающих его людей, и на других путешествующих. Если на пляже туристы купаются без купальных костюмов, до полуночи устраивают шумные праздники, занимаются новыми видами спорта, и все это — во вред природе, то это вызывает негативное отношение к ним местных жителей, что может ухудшить их отдых.

      Туризм  оказывает большое влияние на такие сферы, как экономика, экология, политика, которые, в свою очередь, воздействуют и на туризм. Туристский регион имеет  от гостей прибыль. Выручка, получаемая от их обслуживания, является первичной  выручкой и больше значима, чем полученная от постоянных жителей региона. Прибыль  от туризма новым потоком вливается  в местный экономический кругооборот  и дает приумножающий эффект: она  «проходит» через местную экономику. Гостиница, например, покупает у бакалейщика  хлеб, а последний на деньги, первоначально  полученные от туриста, строит новое  здание. Сумма денег, которая остается в регионе, будет тем выше, чем  больше услуг будет продаваться  непосредственно на месте, то есть чем  сильнее будет местное производство. Региону может быть выгоден туризм и в отношении экологии, если отчисления от туризма пойдут на сохранение ландшафта и поддержание его в порядке.

      Очень часто на начальном этапе развития туризма за его счет возводятся различные  сооружения, в том числе и очистные. В то же время туристы создают  высокую загруженность автодорог, оставляют много мусора, в высокой  степени эксплуатируют местную  природу. Общество получает от туризма  выгоду, так как благодаря ему  прекращается текучесть кадров. Но каждый туристский регион должен пройти через замену структур, потому что  обслуживающий персонал чаще всего  привлекается извне, особенно специалисты. Если же приезжие начинают владеть  слишком многими земельными участками  и предприятиями, то это уже вызывает недовольство среди местного населения. Отчуждение местных жителей может  привести к тому, что новые намерения  по развитию туризма станет тяжело осуществлять. Таким образом, планирование и формирование туризма должно происходить  при условии привлечения общественности. Участие в этом процессе всех заинтересованных групп (экономистов, экологов и т.д.) является первейшей необходимостью. Кроме того, должна еще существовать и организация, которая выступит посредником между различными партнерами по туристской деятельности.

      Специфика туристского спроса — еще одна особенность  туризма. Спрос на туристские услуги не однороден в силу трех основных причин. Первая из них — неосязаемость и несохраняемость туристского продукта.

      Туристскую  услугу невозможно увидеть при заключении договора, попробовать как товар  на вкус. Сложность в работе менеджера  туристской фирмы заключается в  том, чтобы убедить покупателя в  выгодности именно его услуги, ведь качество туристского продукта колеблется в весьма широких пределах и зависит  не только от поставщиков, но и от времени  и места предложения. Хранить  туристский продукт невозможно, потому что если клиент отказался от путешествия  в последний момент, то заменить его кем-то уже практически невозможно.

      Разнообразие  потребителей туристских услуг — еще одна причина неоднородности спроса на них. Различные категории туристов отличаются целью поездки, своими требованиями к туристским услугам, а также ценой, которую они готовы и в состоянии оплатить. Каждому типу туристов соответствует определенный тип туристского рынка. Картина будет еще более разноплановой, если будут учтены особые категории отдыхающих — пациенты горных санаториев и специализированных клиник или учащиеся воспитательных учреждений. Дальнейшее сегментирование рынка определяется страной проживания туристов. Новейшие методы определения рынка туризма разделяют отдыхающих еще и на группы по стилю жизни («новые русские» и др.) Производители туристских услуг ориентируются на вполне определенные типы отдыхающих. Их потребности они знают хорошо, и удовлетворение этих потребностей приносит им наибольший доход. На туристский спрос очень сильно влияют такие факторы, как доход, структура семьи, возраст ее членов, их образование и профессия.

      Доход—  важнейший фактор, влияющий на туристский спрос. Путешествовать может только тот человек, у которого хватает для этого средств. Иными словами, только та туристская потребность становится туристским спросом, на удовлетворение которой имеются средства. В научных исследованиях туристских проблем выделяются две основные взаимозависимости величины дохода и спроса на туристские услуги: доход, покрывающий только жизненные потребности (не эффективен для туризма); доход, позволяющий покупать товары высшей категории (очень эффективен для туризма).

      Первое  не должно никого удивлять: совершенно ясно, что нет спроса в туристских услугах, если весь доход используется для того, чтобы обеспечить существование  семьи.

      Структура семьи также влияет на объем и  вид туристского спроса. Результаты исследований доказали, что частота  путешествий среди лиц, имеющих  небольшую семью (один-два человека), наиболее высока. Ниже она у многодетных  семей (более пяти человек).

      В обществе, члены которого в большинстве  своем имеют небольшие семьи (одинокие, семьи без детей, пожилые супружеские  пары, чьи дети уже стали самостоятельными), спрос на туристские услуги увеличивается, так как семейный бюджет распределяется на меньшее количество персон или  получают доход все члены семьи. В этом случае люди путешествуют чаще. Они предъявляют высокие требования к качеству отдыха и к услугам, цена для них играет, скорее, второстепенную роль. Исключение составляют семьи, где  детей воспитывает кто-то один и  доход семьи в результате этого  сравнительно низок. Именно поэтому  отношение к туризму матерей  и отцов-одиночек отличается от отношения  лиц, не имеющих семей, и от отношения  семей, где работают и отец, и мать.

      Возраст—  третий фактор, влияющий на спрос туристских услуг. Пожилые люди и маленькие дети редко путешествуют из-за различных трудностей, сопровождающих человека в пути и непригодности некоторых мест для данных категорий населения. Однако некоторые люди пенсионного возраста, отошедшие от активной трудовой деятельности, предъявляют высокий спрос на туристские услуги, особенно тогда, когда у них нет финансовых проблем и противопоказаний медицинского характера.

      Следующим фактором, от которого зависит спрос  на определенные туристские услуги, являются образование человека и его профессия. Частота путешествий зависит  от того, насколько человек привязан к своей профессиональной деятельности. Владельцы мелких предприятий и  их семьи путешествуют сравнительно реже, чем служащие или чиновники, которые каждый год используют отпуск продолжительностью в несколько  недель. Образование и профессия  отдыхающих влияют не только на количество совершаемых ими путешествий, но и на вид туристских услуг. От этих факторов зависит и то, как человек  проводит свой отпуск.

      Высокая значимость общественных факторов — экономической ситуации в стране, экологии и социальных факторов — вот третья причина различного спроса на туристские услуги.

      Экономическая ситуация в стране. Экономическое  положение каждого отдельно взятого  члена общества непосредственно  зависит от общей экономической  ситуации в стране: чем лучше общее  состояние экономики, тем выше спрос  туристских услуг.

      Экология  туристского региона. Известно, что  экология региона является важнейшим  критерием, на который ориентируются  люди при выборе места для отдыха. Ясно также, что сам туризм представляет большую опасность для окружающей среды. В зависимости от сознательности общества экологические критерии воздействуют на туристский спрос двойным образом: реакция на уже причиненный ущерб окружающей среде — земли и регионы, пострадавшие от экологии, не интересуют туристов; туристы сами понимают недопустимость ущерба окружающей среде — у них нет больше спроса на туристские услуги или действия, которые могут нарушить экологическое равновесие в природе.

      Социальные  факторы. Определенное влияние на спрос  туристских услуг оказывают и  социальные факторы. Наряду со структурой семей для туризма представляют важность еще три социальных параметра: условия жизни и труда, уровень образования, а также наличие свободного времени.

      Условия жизни и труда. Демократическое общество с социально-рыночной направленностью экономики очень выгодно влияет на развитие туризма. Подобное общество может быть названо также обществом потребителей, мобильным обществом, образованным обществом, свободным обществом. Спрос туристских услуг в обществе подобного типа особенно высок.

      Однако  при критическом рассмотрении существа проблемы стоит спросить себя: почему людям, живущим в развитом обществе, так необходим отпуск? В ответ  можно привести различные теории. Считается, что люди, находясь в окружении  современного индустриального общества, во время отпуска должны восстанавливать  свои духовные и физические силы, так  как в повседневной жизни они  встречаются с множеством различных  стрессов. Они страдают от монотонности и напряженности на работе и в  повседневной жизни. Отдых становится необходимым для сглаживания  ритмов профессиональной деятельности, а отпуск — заслуженной компенсацией за трудности повседневной жизни. Увеличивается  спрос на туристские услуги, так  как люди стремятся хотя бы на короткое время выйти за рамки урбанизированного  мира.

      Уровень образования. Чем выше средний уровень образования в обществе, тем больше его члены ценят отдых и возможность знакомства с новым и неизвестным. Чем больше людей имеют квалифицированное образование, тем сильнее спрашиваются услуги, имеющие компонент познания и изучения.

      Свободное время. Количество свободного времени, которым располагают субъекты туризма, соответственно влияет на выбор ими туристских услуг. Наличие свободного времени — важный фактор для тех, кто хочет отправиться в путешествие. В обществе, которое великодушно относится к людям, предоставляя им отпуск регулярно, а также создавая для них сравнительно непродолжительное подвижное рабочее время, кроме основного отпуска могут быть позволены частые непродолжительные поездки. В зависимости от этого и определяется спрос на туристские услуги.

      Следующая особенность туризма  как объекта управления выражается в комплексности  туристских услуг. Туристская услуга — это все то, что турист принимает во внимание или чем он пользуется во время путешествия (при изменении места своего пребывания и при пребывании в конечном пункте своей поездки). Отсюда следует, что туристская услуга складывается для туриста из целого комплекса услуг (как материальных, так и нематериальных), которые являются специфическим туристским продуктом. Эти отдельные туристские услуги являются дополняющими.

      Понятие «дополняющий» — важное для менеджмента  туризма. Турист, который «собирается  в отпуск», вряд ли отправится в путешествие, если в конечном пункте поездки не будет возможности для проживания или если он не будет обеспечен  питанием; лыжник не станет бронировать  в энном месте гостиницу, если у него не будет возможности покататься на лыжах. Эти примеры показывают тесную связь между отдельными услугами в сфере туризма.

      Эта зависимость может иметь значительные последствия при управлении предприятием. Так как отдельные дополнительные услуги выполняются различными фирмами, предлагающими их, следовательно, эти предприятия в высокой степени зависят друг от друга. Выход из такой ситуации видится только в кооперации.

В последние  годы особенно возросло значение совместной работы между туристскими предприятиями. Такая совместная работа предприятий  может осуществляться на горизонтальном или на вертикальном уровне. Совместная работа предприятий, или горизонтальное разделение работы организаций, имеющих  одинаковые интересы, проводится в  сферах размещения, обслуживания, туристского  посредничества, оздоровления, воспитания и транспорта. На основе чисто производственного  базиса развиваются в последнее  время гостиничные цепи, или гостиничные  группы, как горизонтальные совместные объединения отдельных предприятий. Возможность кооперации, которая  определилась в последнее время, — это система франчайзинга.

      Вертикальная  кооперация — это объединение  предприятий и организаций, которые  стремятся владеть рынком и снизить  зависимость от других учреждений. К таким организациям мы относим, прежде всего, сформированные в большинстве  случаев как государственные  туристские организации на национальном, региональном и местном уровне, занимающиеся обустройством мест для отдыха и  размещением туристов. Эти организации  подвергаются различным интеграционным воздействиям в зависимости от уровня развития экономики своей страны. Это также и объединения предприятий  в сферах организации путешествий  и гостиничного размещения — такие, как воздушно-транспортные компании, имеющие сеть гостиниц.

Информация о работе Структура и система управления туризмом