Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:09, контрольная работа
По данным здравоохранения физическое состояние населения городов за последние 5 лет ухудшилось на 20%. Наблюдается стремительный рост количества сердечно-сосудистых заболеваний (за 2 последних года составил 30%). И эти проблемы увеличиваются пропорционально улучшению качества жизни. Люди ведут все больше и больше малоподвижный образ жизни. Появляются проблемы с лишним весом. А так как происходит постоянный рост уровня благосостояния жителей города, это приводит к тому, что население начинает уделять повышенное внимание к своему здоровью, физическому состоянию и внешности.
Введение………………………………………………..…………………………….3
1. Понятие спортивно-оздоровительного туризма, цели и задачи………..4
2. Понятие менеджмента спортивной организации………………………...5
3. Стратегия фирмы при выходе на рынок спортивно-оздоровительных услуг……………………...……………..………………………………………….....9
4. Система функций менеджмента спортивно-оздоровительных организаций………………...……………………………………………………….16
5. Типовая структура управленческого решения и требования, предъявляемые к нему ………………….…………………………………………21
Заключение…………...……………………………………………………………..23
Список использованных источников…………...…………………………………24
При организации фитнес-клуба очень важно пользоваться услугами специалистов в данной области. Необходим грамотный технологический проект, включающий в себя все тонкости будущего фитнес-клуба.
Дилетантский подход инвесторов, некомпетентных в сфере спортивно - оздоровительных услуг, может даже при серьезных затратах привести к плачевному результату. Например, многие владельцы фитнес-клубов полагают, что кроме стандартного перечня услуг клуб непременно должен обладать и рядом дополнительных – боулинг-центр, салон красоты, кафе и т.д. Это совершенно необязательно все зависит от площади выбранного помещения[4, с. 33].
Второй момент, который необходимо учитывать при инвестировании средств в открытие фитнес-клуба - это подбор оборудования. Здесь также есть несколько аспектов. Важно, чтобы уровень оборудования соответствовал уровню создаваемого фитнес-клуба. Но с другой стороны, ни в коем случае нельзя устанавливать домашнее или полупрофессиональное оборудование даже для клубов эконом-класса.
Как отмечает Сейранов С.Г. (1994), основой для изучения возможностей выхода фирмы на рынок спортивно - оздоровительных услуг является маркетинговое исследование, для проведения которого могут быть использованы методы наблюдения, сбора первичных и вторичных данных, а также экспертные опросы. Маркетинговое исследование включает два основных этапа:
конкурентный анализ рынка спортивно-оздоровительных услуг;
изучение потребителей и оценка спроса на рынке[15].
По результатам анализа данных, полученных в ходе маркетингового исследования, определяются возможности и угрозы внешней среды и сформированы мероприятия по выходу фирмы на рынок спортивно-оздоровительных услуг города (региона).
Конкурентный анализ рынка спортивно-оздоровительных услуг может быть проведен на основе данных полученных различными способами: методом прямого наблюдения за конкурентами, опросом экспертов, в качестве которых выступают администраторы, тренеры, владельцы спортивных клубов и т.д.
Степанова О.Н. (2004) предлагает нижеследующую методику оценки конкурентоспособности спортивно-оздоровительной организации[5, с. 258].
1-й этап - формулировка требований реальных потребителей к услугам избранного вида двигательной активности (спорта) и определение перечня показателей, подлежащих оценке.
2-й этап - оценка значимости (важности, весомости) выявленных показателей, которая устанавливается самими занимающимися посредством выставления балльных оценок в соответствии с выбранной шкалой (например, 5 баллов - "исключительно важно", 4 балла - "очень важно", 3 - "довольно важно", 2 - "не очень важно", 1 - "абсолютно не имеет значения").
3-й этап - оценка (в баллах) выбранных показателей услуг собственной физкультурно-спортивной организации и организаций - конкурентов по шкале потребительской удовлетворенности, которая должна иметь такое же количество градаций, как и шкала важности (значимости). Например, "абсолютно устраивает " - 5 баллов, "устраивает " - 4 балла, не могу сказать - 3 балла, "не устраивает " - 2 балла, "абсолютно не устраивает " - 1 балл.
4-й этап - выбор "эталона" (базового образца) для сравнения (в качестве которого принимаем условный образец физкультурно-спортивной услуги, удовлетворяющий требованиям занимающихся на 100%, то есть имеющий высший балл по выбранной шкале удовлетворенности) и установление его параметров.
5-й этап - сопоставление показателей оцениваемой и конкурирующих услуг с их базовыми ("эталонными") значениями (выясняется, насколько каждый параметр услуги собственной организации и организаций - конкурентов близок к параметру потребности).
6-й этап - определение относительных показателей конкурентоспособности посредством попарного сравнения единичных показателей оцениваемой услуги и услуг конкурентов.
7-й этап - определение обобщающего (интегрального) показателя (индекса) конкурентоспособности по каждой конкурирующей услуге.
8-й этап - оформление заключения о результатах оценки (наибольший индекс конкурентоспособности будет соответствовать наиболее конкурентоспособному объекту - физкультурно-спортивной организации и ее услугам).
Следующим этапом маркетингового исследования является изучение потребителей и оценка спроса на рынке. Как показывает анализ работ, посвященных формированию сети спортивных сооружений, термин "потребности населения" используется довольно часто, однако определение параметров потребностей происходит в основном посредством нормативов, медицинских показателей или с помощью социологических исследований и при широком использовании зарубежного опыта. По нашему мнению, данные подходы представляют несомненный интерес для глубоких исследований потребностей определенных сегментов потребителей услуг массового спорта, но не годятся для определения всей совокупности параметров потребностей населения и соответственно характеристик сети спортивных сооружений и выделенных площадей.
В связи с этим первой целью при формировании сети спортивных сооружений становится определение качественных и количественных параметров спроса населения на услуги массового спорта, причем в разрезе видов спорта и категорий населения. Достижение данной цели возможно посредством маркетинговых исследований, рисующих наиболее полную и адекватную картину существующего и потенциального спросов, учитывающих специфику различных факторов влияния: степень информированности населения и отношения к образу жизни и спорту; социально-экономические условия жизни населения и их влияние на место спорта в жизни семьи и т.д.
В первую очередь применительно к предлагаемым методическим подходам следует разграничить понятия "спрос" и "потребность". Спрос является экономической категорией и отражает осознаваемую потребность в спортивных занятиях - платежеспособный или потенциальный спрос. Потребность как самостоятельный термин используется здесь для определения медицинских показаний в объемах спортивной нагрузки в зависимости от образа жизни, пола и возраста человека, то есть, условно говоря, составляет неосознанную нужду организма в физической деятельности [2, с. 50-51].
Основной целью проведения маркетингового исследования потребностей населения в занятиях спортом является определение количественных и качественных показателей поло-возрастных характеристик спроса населения: какими видами спорта, как часто и с какой интенсивностью, организованно или неорганизованно люди хотят заниматься; какие дополнительные и сопутствующие услуги при этом необходимы; какие существуют ограничения по медицинским показателям; удовлетворенность ценовой и территориальной доступностью, режимом работы спортивно оздоровительной организации; отношение к оборудованию и инвентарю спортивных сооружений и выделенным площадкам; оценка качества работы спортивного персонала, а также специалистов, оказывающих сопутствующие и дополнительные услуги.
При выходе фирмы на рынок спортивно-оздоровительных услуг необходимо:
определение профиля потенциальных потребителей различных видов услуг в разрезе следующих характеристик: место жительства, род занятий, возраст и пол, среднемесячный доход, количество членов семьи, сумма расходов на досуг;
оценка готовности потребителей оплачивать различные виды услуг;
выявление мотивов и причин, побуждающих потребителей посещать спортивно-оздоровительные клубы;
определение основных критериев выбора потребителями спортивно-оздоровительных услуг;
изучение наиболее удобных для потребителей дней и часов посещения нового клуба;
определение частоты посещения потребителями нового клуба в разрезе выделенных видов услуг;
оценка емкости рынка каждого из выделенных видов услуг (в денежном и натуральном выражении);
выявление структуры спроса потребителей на выделенные виды услуг.
Особое значение имеет анализ причин отказа населения от спортивных занятий, поскольку на основе данной информации можно определить недостатки спортивной политики конкурентов.
Важнейшей составляющей политики маркетинга современных фитнесс-центров, влияющей на эффективность их деятельности, является ценообразование услуг, ибо цена серьезно влияет на процесс стимулирования или наоборот торможения интереса потребителя.
При разработке стратегии ценообразования на предоставляемые спортивно-оздоровительные услуги должно учитываться множество факторов, основными из которых являются [16]:
разнообразие и качество основных (различные формы двигательной активности) и сопутствующих (физиотерапевтические процедуры, рекомендации по питанию и образу жизни, обследование функциональной подготовленности занимающихся, косметические процедуры и т.д.) услуг;
состояние материальной базы фитнесс-центра - залов, бассейна, душевых, тренажеров и другое оборудование, наличие сауны, солярия, массажных кабинетов, наличие детской комнаты, парикмахерской, кафе или бара и т.д.;
квалификация преподавателей-инструкторов и других специалистов - врачей, администраторов и др.;
особенности контингента занимающихся - принадлежность к одному или различным социальным слоям, возрастные и половые особенности, образовательный и общекультурный уровень, профессиональные интересы и т.д.;
наличие спроса на спортивно-оздоровительные услуги, конкуренция на рынке этих услуг, платежеспособность населения.
При расчете стоимости физкультурно-оздоровительных услуг и установлении цены на них следует иметь в виду, что их размер зависит также от того, какая организация предлагает эти услуги - государственная (муниципальная), общественная или коммерческая и какие цели ставят они, предлагая свои услуги. То есть речь идет о назначении учреждения, ибо оно имеет колоссальное влияние на процесс ценообразования. Как правило, муниципальные да и общественные фитнесс-центры или клубы, в зависимости от задач, которые они решают, предлагают или бесплатные услуги, либо со скидкой или за минимальную плату, либо за полную стоимость. Такие оздоровительные учреждения имеют гибкую ценовую шкалу для различных групп населения [4, с. 189].
Коммерческий или частный фитнесс-центр, клуб решает свои задачи или принятием своих клиентов в члены центра /клуба/ (вступительный или годовой членский взнос) или продажей абонементов, цены на которые также варьируются.
Большое влияние на процесс установления цен на услуги имеет наличие конкуренции на данном рынке. В этой связи следует отметить, что в 70-80 годы, когда практически предложения этих услуг было монопольным (государственными или общественными организациями), цена услуг устанавливалась в основном, административными мерами и без согласования с теми людьми, которые готовили оздоровительные программы или выполняли их [3, с. 217]
С появлением на физкультурно-оздоровительном рынке конкурентов и, прежде всего коммерческих структур, руководитель и менеджеры ФОКов и фитнесс-центров стали изучать свой рынок, анализировать размер платы, предлагаемый конкурентами за идентичные услуги. Но надо быть объективными, что чаще всего услуги, предлагаемые в коммерческом секторе, имеют более разнообразный характер и включают в себя ряд сопутствующих и дополнительных услуг. Именно поэтому частные фитнесс-центры устанавливают более высокую плату за пользование своими услугами [4, с.191].
Таким образом, эффективная ценовая политика отличается всесторонним анализом большого количества разнообразных факторов, предопределяющих эффективность маркетинга, изменчивостью в зависимости от конкретной ситуации, складывающейся на рынке услуг, стратегией деятельности при развитии конкретного фитнесс-центра.
Функции в спортивном менеджменте представляют собой обособившиеся в процессе разделения труда относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности, которые выражают направления или стадии целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект. Функции занимают одно из центральных мест в теории и практике спортивного менеджмента, так как они раскрывают его сущность и содержание отраслевой управленческой деятельности. Различают общие и конкретные или отраслевые функции менеджмента[11, с. 149].
Общие функции менеджмента. Возникновение функций спортивного менеджмента - объективный процесс. Управление физической культурой и спортом можно рассматривать как процесс последовательно сменяющихся, логически следующих друг за другом действий, носящих повторяющийся, циклический характер. Такие действия субъекта управления, соответствующие последовательно сменяющимся стадиям управленческого цикла, получили название общих функций менеджмента. В их составе выделяют: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию (рис.1).
Рис.1. Функции менеджмента
Общие функции, раскрывая технологию социального управления, универсальны, так как характеризуют любой процесс управления независимо от его отраслевой специфики и размера управляемой организации. Выделяемые по признаку временной цикличности функции получили название общих (основных) функций менеджмента. Взаимосвязь между этими функциями может показывать содержание любого процесса управления. Движение управленческого воздействия субъекта управления от стадии принятия им решения к управляемому объекту возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и с мотивированием работающих. Для того чтобы получить обратную информацию от управляемого объекта о произошедших в нем изменениях в связи с управленческим воздействием, необходим учет и контроль этих изменений[10, с.324].