Специфика досуга молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:50, контрольная работа

Описание работы

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Специфика молодежного досуга………………………………………….5
Опыт организации досуговой деятельности молодежи……………..…13
Заключение……………………………………………………………………..22
Список литературы………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

ОРГ. ДОСУГОВОЙ ДЕЯТ-И.docx

— 45.13 Кб (Скачать)

В ПУ№35 г. Горнозаводска (Пермский край) в рамках личностного развития учащимися  первого курса ведется «Тетрадь моего саморазвития», учащиеся второго  курса активно посещают мастер-классы, активизируя свой потенциал, учащиеся третьего курса большую часть  своего внеучебного времени тратят на посещение занятий о здоровом образе жизни, основополагающем является не только физическое, но и психическое и социальное здоровье учащихся. Каждый квартал осуществляется планирование деятельности совета ученического самоуправления. Достаточно важным является то, что на основе получаемых специальностей и профессий, учащиеся совершенствуют свои навыки на основе специальных студий по выбору, так в Профессиональном лицее кулинарного искусства № 38 г. Ижевск созданы: «удмуртская кухня», APT - Класс (для кондитеров), карвинг (художественная резка из овощей и фруктов). В кулинарном училище № 90 г. Бийск (Алтайский край) отмечаются профессиональные праздники: «Осенние фантазии» - конкурс на лучшее оформление блюда, «посвящение в лицеисты» - используются особые ритуалы посвящения: угощение кашей, сгущенным молоком. В ПЛ №31 г. Мсальск (Калужская область), создан молодежный центр, т.к. город не большой по численности населения - 15 тыс. человек, учащиеся сосредоточены в дневное время в учебном заведении, и инициатива создания молодежного центра на базе лицея получила свое развитие. Реализуется программа развития благотворительности «Каждому делу - кусочек сердца». Учащиеся активно сотрудничают с социальными учреждениями, такими как: Дом ветеранов, социальный приют (в Моссальском районе). В молодежном центре реализуется программа поддержки здорового образа жизни, развитие волонтерского движения. В программах различного профиля, а именно продвижения ЗОЖ, спорта, волонтерской деятельности - задействовано 35% учащихся. В период летних каникул реализуется программа «Мы выбираем здоровье», задачей которой является изменение отношения к своему здоровью, воздействие на личность подростка через его включение в познавательную и практическую деятельность.

В каждом профессиональном лицее и училище  были отмечены подготовка и проведение календарных традиционных праздников и программ, а также специальных, особенных праздников и мероприятий, связанных с выбранной будущей  профессией.

Среди основных трудностей, руководителями делегаций  была названа сложность единого  сбора всего творческого коллектива (одни учащиеся на производственной практике на предприятии, другие занимаются учебной  деятельностью). В ПЛ №90 (г. Бийск) практикуется создание в каждой студии 2 набора творческих групп: одна группа формируется исходя их желания учащихся независимо от способностей; вторая группа формируется в соответствии со способностями учащихся. Подобный опыт позволяет постепенно прививать активную жизненную позицию, детей со слабо развитыми творческими и личностными способностями.

Понимание педагогами термина «сопровождение досуговой деятельности учащихся»  оказалось неоднозначным, наиболее популярными оказались следующие  высказывания:

– поддержка  администрации, социальных служб, педагогов - 23% опрошенных;

– поддержка  инициативы учащихся - 32%;

– поверить в детей, в их силы и способности - 45%;

– развивать  потенциал - 38%;

– учить  детей быть счастливыми - 11%.

Прозвучали  следующие Я-высказывания педагогов по сопровождению досуговой деятельности учащихся: «Сопровождаю, потому что будет стыдно мне и ребятам, если дети выступят плохо» (Е.В. Русских, педагог дополнительного образования г. Ижевск), «Счастье возникает оттого, что мы сделали это вместе» (Т.В. Граматунова, заместитель директора по BP и СВ г. Волгодонск).

Вышеизложенные  материалы позволяют нам отметить, что:

Одной из наиболее актуальных задач, стоящих  перед учреждениями начального профессионального  образования, является совершенствование  управлением воспитательного процесса, повышение его эффективности  и качества, полное использование  возможностей системы профессионально-технического образования для всестороннего  развития личности учащегося, эффективная  организация досуговой деятельности и свободного времени учащегося.

Сопровождая досуговую деятельность учащихся, педагог  решает следующие задачи: способствует включенности учащихся в разнообразные  виды деятельности и в первую очередь  в творческую деятельность; помогает учащимся приобрести необходимые для  личностного совершенствования  и роста знания; осуществляет обучение учащихся умениям и навыкам познавательной деятельности; помогает учащимся планировать  организацию своего свободного времени.

Конструктивная  организация свободного времени  учащихся может осуществляться как  в рамках учебного заведения, так  и в других организациях и учреждениях, взаимодействующих с ним в  целях обеспечения личностного  роста учащихся.

Проанализировав и обобщив массовый и передовой  опыт организации досуговой деятельности учащихся, приходим к выводу, что  в каждом учреждении начального профессионального  образования существуют общие тенденции  воспитания и развития учащихся, и  есть специфические особенности организации и сопровождения досуговой деятельности учащихся.

 

Заключение

 

В наше время  запросы и интересы молодых людей  непрерывно меняются и растут, усложняется  и структура досуга. Свободное  время неравномерно распределяется среди различных групп населения. Поэтому необходимо выработать дифференцированные формы организации досуга различных  групп населения. Эта организация  должна включать в себя различные  виды деятельности. В возрастном, профессиональном, в социальном положении люди неоднородны. Различные категории людей отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должно учитываться в работе современных культурно-досуговых учреждений, должны предлагать людям наиболее эффективные в каждом конкретном случае досуговые занятия, свободу выбора и возможность смены различных видов деятельности.

В стабильных коллективах, а также в традиционных мероприятиях развивается интерес, поднимается активность участников, внимание становится более устойчивым. Важно чтобы участники коллективов  постоянно делились своими успехами с другими, постоянно взаимодействовали. Практикой доказано, что культурно-досуговое  учреждение по своей природе обладают возможностью развивать у людей  устойчивые общие интересы и опираться  на них. Как раз любительство основано на страстном увлечении вызывает у человека, повышенное, устойчивое внимание, являющегося условием творчества. Надо стремиться к тому, чтобы и  массовые мероприятия вызывали большую  активность участников. Соответственно такая активность, вызывает внимание и поддерживает его на высоком уровне.

Молодежный  досуг, как бы перехватывая эстафету подросткового досуга, закрепляет, а во многом и закладывает в  молодом человеке такие привычки и умения, которые затем будут  всецело определять его отношение  к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается первый опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. В молодые годы определяется и сам принцип организации и проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Одного поманят странствия, другого – рыбалка, третьего – изобретательство, четвертого – легкие развлечения…

Исходя  из этого, сформулируем требования к  организации и проведению досуга молодежи. Прежде всего необходимо подходить к нему как к средству воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.

 

Список  литературы

 

  1. Бестужев–Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи./ И.В. Бестужев -Лада – М.: Просвещение, 2007.- 121с.
  2. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев: Высшая школа, 1988-53с.
  3. Вишняк А.И., Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга: Монография / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев: Высшая школа, 2009.-210с.
  4. Викторов А. Досуг – дело серьезное // Воспитание школьников, 2001, № 5.
  5. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. / Б. Грушин – М: Профиздат, 2007.-167с.
  6. Горшков М.К., Тихонова Н.Е., Шереги Ф.Э. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи // Вестник РАН, 1998, Т. 68, № 6. С. 56-69.
  7. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. / А. Демченко. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 2008.-49с.
  8. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И.Н. Ерошенков.- М.: НГИК, 2009.-32с.

 

 

 

 


Информация о работе Специфика досуга молодежи