Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:50, контрольная работа
Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.
Введение………………………………………………………………………….3
Специфика молодежного досуга………………………………………….5
Опыт организации досуговой деятельности молодежи……………..…13
Заключение……………………………………………………………………..22
Список литературы………………………………………………………………24
- в эмоциональном контакте, сопереживании;
- в информации;
- в объединении
усилий для совместных
Потребность
в сопереживании
- по содержанию (познавательные, развлекательные);
- по времени (кратковременные, периодические, систематические);
- по характеру (пассивные, активные);
- по направленности контактов ( непосредственные и опосредованные).
Обзаведение
собственной семьей в значительной
степени стабилизирует
Надо подчеркнуть, что характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные.
Отличным
качеством культурного
Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное, любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными выводами деятельности. Основные особенности культурного досуга молодежи – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.
У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.
В сегодняшней
социально-культурной ситуации молодежный
досуг предстает как
Проанализируем опыт следующих учреждений «Центр научно-технического творчества «Истоки»; «Отдел досуга и художественного творчества учащейся молодежи» (Дом творчества детей и молодежи).
Областной центр научно-технического творчества учащейся молодежи «Истоки» является областным организационным, методическим и координационным центром по развитию научно-технического и прикладного творчества, изобретательства, рационализации, выставочной и музейной работы среди молодежи учреждений начального профессионального образования. Основными направлениями деятельности учреждения является:
– организация и проведение областных олимпиад профессионального мастерства;
– организация и проведение областных выставок;
– организация
научно-исследовательской
– методическая деятельность;
– деятельность кабинета музейной педагогики.
Не менее
значимая роль в обеспечении досуговой
деятельности учащихся принадлежит
Отделу досуга и художественного
творчества учащейся молодежи. Отдел
творчества учащейся молодежи начального
профессионального образования, как
структурное подразделение
Областная общественная организация «Российский Союз Молодежи» объединяет множество активных и инициативных ребят, в числе которых старшеклассники, учащиеся начального профессионального образования, студенты ВУЗов и ССУЗов.
Программа
«Арт-Профи Форум» создана специально
для учащихся профессиональных лицеев
и училищ, реализуется в г. Костроме
с 2001-2002 учебного года. Программа «Арт-Профи
Форум» является попыткой предоставления
учащимся профессиональных лицеев и
училищ тематического аналога
Программа призвана интегрировать художественные достижения учащейся молодежи учреждений начального профессионального образования в молодежное движение страны, способствовать привлечению внимания государственных органов по делам молодежи и общественных молодежных организаций к проблемам данной категории молодежи, стимулировать социально-значимую деятельность учащихся учреждений начального профессионального образования.
Все это
позволяет рассматривать «Арт-
– конкурс
творческих выступлений художественных
коллективов на тему рекламы-презентации
профессий и специальностей, получаемых
учащимися в учреждениях
– работа
круглых столов по обсуждению проблем,
стоящих перед учащимися
– выставка-ярмарка социальных инициатив обучающихся учреждений начального профессионального образования.
Победа
творческого коллектива, под руководством
соискателя в выступлении «Реклама-
Всероссийский форум учащейся молодежи «Арт-Профи Форум» собрал более 150 участников из 15 регионов Российской Федерации, что позволило нам проанализировать состояние и развитие учреждений начального профессионального образования регионов.
Мы изучили опыт деятельности профессиональных лицеев и училищ Вологодской области (г. Великий Устюг), Пермского края (г. Горнозаводск), Воронежской области (г. Лиски), Алтайского края (г. Бийск, г. Барнаул), г. Магадан, республики Удмуртия (г. Ижевск), г. Курск, г. Тамбов, Ростовской области (г. Волгодонск), Калужской области (г. Мсальск). Перед нами стояла задача выявить сходства в воспитательной деятельности образовательных учреждений начального профессионального образования по обеспечению досуговой деятельностью учащихся, а также определить их различия.
Каждое образовательное учреждение ведет набор и обучает по нескольким профессиям, среди которых основными являются: мастер отделочных и строительных работ, печник, каменщик; специальности -радиомеханика, электромонтера, слесаря-ремонтника, специальности связиста, парикмахера, портного, коммерсанта, кулинара, бухгалтера и др. Менее представлены на Форуме оказались такие специальности как машинист поезда, проводник пассажирского вагона (г. Лиски, ПЛ №6), мастер программного обеспечения, модельер-дизайнер (ПЛ информатики, бизнеса и дизайна №105 г. Волгодонск)
Мы проанализировали развитие данных образовательных учреждений, проводили исследование среди руководителей вышеперечисленных делегаций: педагогов-организаторов, руководителей студий, заместителей директоров по воспитательной работе. Мы принимали участие в работе круглого стола «Художественное творчество и организация досуга учащейся молодежи». Следует отметить, что работа учащейся лицея, выполненная под руководством соискателя, была признана одной из лучших и завоевала II место среди научных работ по вышеуказанной тематике.
Развитие
и воспитание учащихся во всех учреждениях
начального профессионального образования
курирует заместитель директора
по воспитательной работе, в каждом
профессиональном лицее и училище
работают студии и спортивные секции,
наполняемость объединений
Руководители делегаций отметили, что в профессиональных лицеях и училищах ведется сотрудничество с республиканскими (республика Удмуртия), краевыми (Пермский край, Алтайский край) и областными (Вологодская, Ростовская) отделениями общественной организации Российский союз молодежи, а также с Центрами досуга и художественного творчества края, города, области и республики.
Наряду
со сходством нам представляется
важным отметить особенности каждого
профессионального лицея и
Так, в г. Магадане важную роль в становлении личности учащейся молодежи играет тесное сотрудничество с Магаданским Российским союзом молодежи. В марте 2006 г. на базе МОООРСМ была создана местная организация «Профи», в которую вступили учащиеся НПО Магаданской области. В Профессиональном училище №3 г. Магадана внеучебная деятельность сосредоточена в «Центре развития творчества и спорта учащихся НПО». Деятельность педагога-организатора в лицее сводится к направлению учащихся в те или иные студии и секции. В начале года проводиться анкетирование с целью выявления талантливых ребят, создается банк данных, по которому ребята распределяются по студиям и секциям.
В г. Тамбове значительная роль отводится творческому воспитанию личности студентов. В профессиональном лицее реализуется программа «Ковчег», которая строиться из отсеков - модулей. Один из них духовно-нравственный. Цель - нравственное воспитание личности. Работа строится по нескольким направлениям, подробнее остановимся на примере работы театрального коллектива «Мозаика». Коллектив работает с 1980 года, за более чем двадцатилетний опыт работы его участники неоднократно становились победителями конкурсов, лауреатами тематической смены «Я вхожу в мир искусств» в г. Анапа. Основными направлениями деятельности коллектива являются: набор учащихся в студию, пошив костюмов, постановка и показ спектаклей и выступлений, обучение игре на гитаре. В 2006 году создан клуб «Синема», в работу клуба входит создание и демонстрация учебных фильмов; «стоп-кадр» - демонстрация фильмов по профилактике правонарушений.
В ПУ №3 г. Великий Устюг (Вологодская область) реализуется 5 целевых программ, ориентированных на сохранение русской духовности патриотизма: Патриот, Лада, Школа мастеров, Гармония, Здоровье и безопасность. Традицией является проведение выставок декоративно-прикладного искусства на городском уровне «Живи, родник, живи», участие в региональных выставках - ярмарках изделий новогодней и рождественской тематике, в областной выставке «Истоки», Всероссийском конкурсе изделий народных художественных промыслов в рамках реализации проекта «Великий Устюг - родина Деда Мороза». Достоянием училища является фольклорно - этнографический клуб «Красавушка». Деятельность клуба -фольклорные напевы, песни; показ старинных русских костюмов, театрализация сказок и былин.