Специфика досуга молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 10:50, контрольная работа

Описание работы

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Специфика молодежного досуга………………………………………….5
Опыт организации досуговой деятельности молодежи……………..…13
Заключение……………………………………………………………………..22
Список литературы………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

ОРГ. ДОСУГОВОЙ ДЕЯТ-И.docx

— 45.13 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Специфика молодежного досуга………………………………………….5
  2. Опыт организации досуговой деятельности молодежи……………..…13

Заключение……………………………………………………………………..22

Список литературы………………………………………………………………24

 

Введение

Досуг традиционно  является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации  всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной  ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к  социокультурным инновациям, которые  оказывают различное по своей  направленности влияние на становление  личности молодого человека.

Актуальность  темы контрольной работы заключается  в том, что досуг для современной  молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются  многие социокультурные потребности  молодых людей. Для досуговой  сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые  люди более чем где-либо выступают  в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых  обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное  давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается  нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает  особую остроту.

Актуализация  вопросов молодежного досуга обусловлена  и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает  в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где  формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. В связи с тем, что  негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения  способов регулирования досуговой  сферы жизнеде-ятельности молодежи. Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления.

 
 

 

Цель  контрольной работы: изучить особенности формирования культуры досуга молодежи

Задачи  контрольной работы:

  • Определить специфику молодежного досуга;
  • Изучить практику организации досуговой деятельности молодежи.

 

  1. Специфика молодежного досуга

культура молодежь досуг

Молодость охватывает период жизни от 14 до примерно 29 лет, когда человек более или  менее прочно утверждается во взрослой жизни. Верхняя граница молодости  может существенно сдвигаться, особенно в сторону следующей за ней  взрослости. Некоторые авторы продлевают ее до 35-ти лет. Молодость – это, прежде всего, время создания семьи и  устройство семейной жизни, время освоения выработанной профессии, определения  отношения к общественной жизни  и к своей роли в ней. Молодости  свойствен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания  осуществить свои цели и идеалы.

В молодости  наиболее доступны самые сложные  виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются  и наиболее полно развиваются  отношение дружбы и любви. Молодость  считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности  не являются камнем преткновения, сопутствующие  им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности  достижения целей. [6,  С.145]

Молодежный  возраст представляет собой как  бы «третий мир», существующий между  детством и взрослостью, так как  биологическое созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная  взрослая личность. Молодость выступает  как период принятия ответственных  решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии  и своего места в жизни, выбор  смысла жизни, выработка мировоззрения. Важнейший психологический процесс - становление самосознания и устойчивого  образа своей личности, своего «Я».

Молодежь  – это социально-демографическая  группа, переживающая период становления  социальной зрелости, адаптации к  миру взрослых и будущие изменения. Молодежь имеет подвижные границы  своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. [1,  С.67]

К специфическим  чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной  активности. Молодежь более склонна  к игровой деятельности, захватывающей  психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений, и  с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной. Игровая  деятельность носит универсальный  характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов  и социального положения. Интерес  к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и  многообразен: участие в телевизионных  и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающейся мир, в который молодежь погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности. [3,  С.211]

К другим особенностям молодежного досуга относится  своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство  молодых людей предпочитают проводить  свободное время вне дома, в  компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных  проблем, молодые люди охотно принимают  советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых  интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они  ведут себя самостоятельно. Эту особенность  молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев–Лада: «..для молодежи «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически».[2, С.189]

Примечательной  особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности: в эмоциональном контакте, сопереживании; в информации; в объединении усилий для совместных действий.

Надо  подчеркнуть, что для молодежи большое  значение имеет культура досуга. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие  у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно  и с пользой проводить свободное  время.

Отличным  качеством культурного молодежного  досуга является эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую возможность заниматься любимым  делом, встречаться с интересными  людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.

Высший  смысл истинного культурного  досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное, любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными видами деятельности. Основные особенности культурного досуга молодежи – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов.

В сегодняшней  социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно  осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании  свободного времени людей – в  целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей  жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного  досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом  образа жизни человека. Поэтому всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с  рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В  этом заключается социальная роль досуга.[8, С.90]

Исходя  из этого, сформулируем требования к  организации и проведению досуга молодежи. Прежде всего, необходимо подходить  к нему как к средству воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и организации тех  или иных занятий, форм досуговой  деятельности необходимо учитывать  их воспитательное значение, четко  представлять, какие качества личности они помогут сформировать или  закрепить в человеке.

Таким образом, активный, содержательный досуг требует  определенных потребностей и способностей людей. Упор на творческие виды досуговых  занятий, на обеспечение прямого  участия в них каждого молодого человека – вот путь формирования у юношей и девушек личностных качеств, способствующих содержательному  и активному проведению досугового времени.

Требование  к организации молодежного досуга состоит в том, что он, несомненно должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Очень важны как содержание, так и форма предлагаемых занятий, развлечений, которые должны отвечать потребностям и интересам молодежи, органически восприниматься юношами и девушками. Единственный способ обеспечить именно такой досуг—это предоставить возможность каждому активно проявить себя, свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.

Наиболее  удобные формы для этого уже  выработаны жизнью – любительские объединения и клубы по интересам. Клуб – сравнительно небольшое объединение  людей, охваченных общим интересом, занятием. Он является – школой учебы  воспитания и общения. В клуб приходят люди, желающие в совершенстве овладеть определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответствующие  формы занятий. [1, С.175]

Сейчас  в практику работы многих учреждений культуры и спорта все больше входят социологические исследования, с  помощью которых они пытаются изучать досуговые запросы молодежи.

Жизнь подсказывает, что досуг молодых всегда был  интересным и привлекательным в  зависимости от того, как он отвечал  задачам комплексного воспитания, насколько  организация свободного времени  юношей и девушек соединяла воедино  наиболее популярные формы занятий: спорт, техническое и художественное творчество, чтение и кино, развлечения  и игру. Там, где так и поступают, прежде всего добиваются преодоления потребительского отношения к досугу, присущего части молодежи, считающей, что содержательное проведение свободного времени ей должен обеспечить кто-то со стороны, только не она сама.

Следующее требование, предъявляемое к организации  и проведению молодежного досуга, полная его деалкоголизация. Ни один вид досуга не должен заключать в себе занятий и развлечений, которые прямо или косвенно пропагандировали бы потребление спиртных напитков.

Можно выделить наиболее привлекательные для молодежи формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы  типа игры-зрелища, КВН. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.

Набирает  силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно  не на потребление, а на созидание  культурных ценностей – творчество. Элемент творчества заключают в  себе многие формы молодежного досуга, причем возможности творить открываются  всем без исключения. Но если иметь  в виду собственно творческие формы  досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек  посвящает созданию чего-то нового.

Итак, досуг  дает возможность современному молодому человеку развивать многие стороны  своей личности, даже собственный  талант. Для этого необходимо, чтобы  к досугу он подходил с позиций  своей жизненной задачи, своего призвания  – всесторонне развивать собственные  способности, сознательно формировать  себя. [6, С.88]

Примечательной  особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:

Информация о работе Специфика досуга молодежи