Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 18:07, курсовая работа
Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность. Высокая конкуренция и ускоренное развитие рыночных отношений требуют особо тонкого, умелого управления. Управление человеческими ресурсами – это деятельность, выполняемая на предприятиях, которая способствует наиболее эффективному использованию рабочих и служащих для достижения организационных и личных целей.
Теоретические основы УП в организации малого бизнеса
Понятие и значение управления персоналом в деятельности малого предприятия
Особенности управления персоналом малого предприятия
Роль руководителя малого предприятия в управлении персоналом
Анализ существующей системы управления персоналом предприятии
Общая характеристика ООО «Строймонтаж»
Исследование существующей системы управления персонала
3 Совершенствование методов управления персоналом малого предприятия
3.1 Предложения по совершенствованию управления персоналом
3.2 Разработка плана работы с персоналом
4)предоставление работникам большей самостоятельности и ответственности в их повседневной работе является также стимулом к работе (например, поручить работу, оставив за работником право выбора способа ее выполнения, или привлекать работников к постановке целей и рабочих задач). [15, c.250].
Руководитель малого предприятия должен проявлять интерес к работе каждого сотрудника, ставя перед ним индивидуальные цели и задачи на неделю, месяц, квартал. Большинство работников имеют личные или связанные с работой проблемы, часто перерастающие в конфликты, которые могут повлиять на выполнение ими работы. На малом предприятии руководитель имеет тесные рабочие отношения с персоналом. Это дает возможность выявить трудности и проблемы на ранней стадии. Работник должен знать, что может обратиться к руководителю за помощью и советом.
2 Анализ существующей системы управления персоналом предприятия
2.1. Общая характеристика ООО «Строймонтаж»
2.2. Исследование существующей системы управления ООО «Строймонтаж»
В ООО «Строймонтаж» нет отдела кадров, также нет специалиста по управлению кадрами. В процессе исследования системы управления персоналом были использованы следующие методы:
- анализ документов;
- влюченное наблюдение;
- анкетный опрос.
Были проанализированы следующие документы:
- должностные инструкции директора, заместителя директора и офис-менеджера;
- положение об обучении персонала;
- положение об аттестации персонала;
- положение о системе мотивации персонала.
В С помощью анализа должностных инструкций было выявлено, что , функции, связанные с управлением персоналом распределены между директором, заместителем директора и офис-менеджером. Основная их часть возложена на директора строительной компании.
Функции и обязанности директора:
1 Набор, отбор и увольнение работников
- Принятие мер по обеспечению строительной организации
квалифицированными кадрами, рациональному использованию их профессиональных знаний и опыта
2 Мотивация
- Применение мер поощрения или наказания
- Развитие трудовой мотивации, инициативы и активности работников строительной организации.
- Создание безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда
3 Обучение и развитие
- Создание условий для профессионального роста работников
4 Организация труда
- Утверждение правил внутреннего трудового распорядка, графика
отпусков, должностных инструкций, производственных инструкций и иных организационно-правовых документов
- Обеспечение
разработки и выполнения
5 Аттестация
- Обеспечивает руководство работой по аттестации персонала предприятия
- Осуществляет систематический контроль за правильностью ее проведения
- Принимает меры по совершенствованию на предприятии работы по аттестации.
Заместитель директора выполняет непосредственные приказы директора относительно кадровой работы, участвует в реализации выше перечисленных функций. В должностной инструкции данные функции за ним не закреплены.
Офис-менеджер занимается
делопроизводством, в том
При анализе положения о системе мотивации были выделены:
формы премирования:
1 Материальная мотивация
-повышение оклада;
-начисление премии;
формы применения санкций:
-наложение штрафа.
-лишение материальных благ.
2 Моральная мотивация
-выражение благодарности.
-повышение в должностной иерархии, выделение группы подчиненных;
-добавление новой
функции к сложившейся
-наделение сотрудника дополнительными полномочиями по выработке и принятию решений;
-привлечение сотрудника
к процессам выработки и
формы применения санкций:
-выражение порицания;
-отмена одной из функций сотрудника.
-понижение в должностной иерархии;
-отстранение сотрудника от процессов выработки и принятия стратегических решений.
В целом систему мотивирования можно охарактеризовать как стимулирующую к эффективной трудовой деятельности.
С помощью анкетного опроса были определены сферы, вызывающие неудовлетворение и беспокойство персонала:
1 Социальная незащищенность персонала.
68% персонала считают
изменения в данной сфере
- поздравление сотрудников в день рождения, 8 марта и 23 февраля и вручение подарков, имеющих материальную ценность;
- Скидки на обеды в организациях общепита, находящихся неподалеку от места работы (по договоренности руководителей).
Не организованы социальные мероприятия по защите здоровья и семьи сотрудников, что является важным условием для повышения работоспособности персонала и снятия напряженности в коллективе.
2 Обучение персонала.
57% персонала видят
необходимость в применении
Можно сделать вывод, что практически все функции закреплены в положениях и инструкциях, но между ними нет четкого разделения между директором, его заместителем и офис-менеджером. Большинство вопросов решаются про помощи устной договоренности. Выявлены сферы, требующие совершенствования:
- обучение персонала;
- социальная защита персонала.
3 Совершенствование системы управления персоналом малого предприятия
3.1 Предложения по совершенствованию управления персоналом ООО «Строймонтаж»
Как показало исследование системы управления персоналом на данном предприятии нет четкого разделения функций. Формально большинство функций закреплено за директором, на самом деле, их распределение осуществляется приказом директора. Необходимо разделить функции по управлению персоналом и закрепить их в должностных инструкциях.
Таблица 2. План распределения функций по управлению персоналом.
Ответственный |
Функции и обязанности |
Директор |
1 Обучение и развитие персонала -разработка компетенций к -разработка нормативной -обучение и повышение - консультирование
2 Мотивация -разработка системы мотивации: - Развитие трудовой мотивации,
инициативы и активности
работников строительной - Создание безопасных и |
Заместитель директора |
1 Аттестация и оценка -обеспечивает руководство работой по аттестации персонала предприятия -осуществляет систематический контроль за правильностью ее проведения -принимает
меры по совершенствованию на
предприятии работы по 2 Организация труда - утверждение правил внутреннего трудового распорядка, графика отпусков, должностных инструкций, производственных инструкций и иных организационно-правовых документов -обеспечение разработки и
выполнения коллективного |
Офис-менеджер |
1 Делопроизводство -оформление трудовых отношений - кадровое делопроизводство и документооборот; 2 Подбор, отбор персонала -текущее и перспективное -работа с службами занятости населения и кадровыми агентствами; -работа с учебными
|
При разработке рекомендаций по совершенствованию управления персоналом необходимо помнить, что коллектив предприятия – это особая структура, в которой возникает комплекс проблем. Следовательно, и вносить позитивные изменения необходимо комплексно.
Для минимизации выявленных проблем были разработаны конкретные рекомендации в области совершенствования управления персоналом.
1 Мероприятия по повышению социальной защищенности персонала
Целью социальной политики как системы управления персоналом являются достижение, сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала организации, создание высокопроизводительного коллектива, наиболее высоких конечных результатов деятельности предприятия. Основными функциями социальной политики является повышение эффективности хозяйственной деятельности организаций, уменьшение текучести кадров, в том числе закрепление наиболее квалифицированных специалистов. Также успешная социальная политика создает благоприятный имидж организации в глазах общественности, а в ряде случаев и сокращение объема выплачиваемой суммы налогов.
Социальная политика
организации как составная
Для конкретного предприятия
были разработаны следующие
- Уплата предприятием взносов на добровольное медицинское страхование персонала. Работник получает расширенный перечень услуг и обслуживание в медицинских учреждениях города, работодатель получает важный аргумент для уменьшения текучести кадров, повышения лояльности коллектива и обеспечение большей производительности труда, а также льготы – уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль до 6% от расходов на оплату труда. Добровольное медицинское страхование – эффективный механизм управления персоналом и возможность контролировать уровень заболеваемости на предприятии.
- Повышение комфортабельности и безопасности условий труда.
- Материальные подарки на крупные события (свадьба, рождение ребенка).
- Организация гибкой системы отпусков для всего персонала, приоритет для отпусков по уважительным причинам.
- Предоставление путевок
в детский лагерь матерям-
- Предоставление персоналу скидок на товары и услуги организации.
Несмотря на увеличение расходов на рабочую силу, предприятие выигрывает в повышении мотивации труда, эффективности и производительности. Таким образом, социально ориентированная кадровая политика организации выгодна всем участникам и сторонам коллективного процесса труда.
2 Обучение и повышение квалификации персонала.
В нашей стране большинство малых предприятий, характеризующихся ограниченным штатом персонала, сегодня склонны выстраивать точечное экспресс- обучение на рабочем месте, без отрыва от работы независимо от того, на какой стадии жизненного цикла находятся. Между тем, потенциал средств и методов корпоративного обучения персонала на сегодняшний день достаточно широк и включает следующие группы:
- по числу участников (групповое и индивидуальное);
- по уровням ответственности (линейное обучение - отсутствие роли «наставника», творческая направленность, минимальные формальные ограничения; иерархическое обучение – взаимосвязь «ведущий - ведомый», наличие формальных признаков образовательного процесса)
- по составу участников
(внутреннее – за счет
- по периодичности
(цикличное обучение – как
правило, предусматривает
- по содержанию (когнитивное
обучение рассчитано на
Выбор вида корпоративного обучения зависит от многих факторов – уровня квалификации персонала, денежных средств, выделенных на обучение, особенностей деятельности предприятия и т.д.
Специфика деятельности ООО «Строймонтаж» показывает необходимость обучения персонала. Можно порекомендовать регулярно проводить всевозможные тренинги, обучающие семинары, позволяющие поддерживать и повышать квалификацию работников на должном уровне. Для новых сотрудников разработать формы и методы вводного обучения.
Заключение
Переход к рыночным отношениям, приоритетность вопросов качества продукции и обеспечение её конкурентоспособности повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это побуждает искать новые формы управления, развивать потенциальные способности персонала, обеспечивать его мотивацию к трудовому процессу. Управление человеческими ресурсами является одним из важнейших направлений в деятельности организации и считается основным критерием её экономического успеха. Можно иметь отличную материальную базу, но при неквалифицированном персонале работа будет загублена.
Информация о работе Совершенствование системы УП малого предприятия