Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:47, реферат
Оказание услуг – широко распространенный вид деятельности. Им занимается практически любой человек. Простейшие услуги: помощь кому-либо в повседневной жизни, предоставление полезных сведений (информации) – не требуют особых знаний и подготовки. Хотя уже в древности существовали люди и организации, которые на профессиональном уровне предоставляли сложные, порой дорогостоящие услуги, требующие специальных знаний, профессиональных навыков и соответствующего оборудования.
Производство туристских
услуг формирует туристская индустрия.
С точки зрения рынка это производство
формирует предложение
Сама по себе каждая отдельная
туристская услуга (размещение, питание,
транспортировка, бытовые услуги, экскурсии,
культурно-массовые мероприятия, спорт,
оздоровительные услуги и т. п.) не
может удовлетворить все
В этих условиях возникает
объективная необходимость
Туроператорская деятельность – это деятельность по формированию туристского продукта, включающего различные услуги по продвижению этого продукта на рынок и его реализации.
Турагентская деятельность – это продолжение деятельности туроператора, но уже на розничном рынке. От имени туроператора турагент как бы завершает рыночную сделку по купле-продаже туристского продукта.
Заключительное звено
экономической системы туризма
– потребление туристского
Первая особенность
Вторая особенность
Третья особенность
Эта особенность туристского потребления вытекает из того объективного факта, что рынок туристских услуг сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями). Характерная черта экстерналий туристского рынка состоит в том, что производство, формирование, реализация и потребление туристских услуг объективно рождают и дополнительные затраты (издержки), и дополнительные выгоды. При этом каждый участник туристского рынка стремится издержки переложить на других, а выгоды присвоить себе. Отсюда и происходит название этого явления - внешние эффекты, или экстерналий.
По своей природе внешние эффекты могут быть положительными и отрицательными.
Положительные эффекты –
это доходы нетуристских организаций
в связи с увеличением
К отрицательным внешним эффектам относятся: загрязнение воды, воздуха, мусор, шум, ущерб живой природе, изъятие территории, пригодной для целей, не связанных с туризмом, и т. д.
Отсюда следует, что в туризме как особой сфере хозяйства принципиальное значение приобретает учет явных (бухгалтерских) затрат, имеющих чисто рыночный характер, затрат неявных, имеющих характер упущенных экономических возможностей, а также затрат социальных, имеющих для региона особое социально-экономическое значение.
Четвертая особенность туристского
потребления состоит в том, что
оно имеет «кредитный»
Пятая особенность туристского
потребления заключается в том,
что сама рыночная среда туризма
имеет особый, культовый, характер.
Разумеется, туризм не отрицает, а предполагает
деловые встречи, покупку товаров
редкого или дефицитного
Чтобы сформировать туристский продукт и в последующем его реализовать, сначала нужно произвести туристский продукт. В этом смысле производство туристских услуг есть исходный момент для последующего формирования, реализации и потребления туристского продукта.
Характерная особенность туристских услуг заключается в том, что некоторые их виды имеют неосязаемый, нематериальный характер. Рассказ экскурсовода может оказать на туристов глубокое эмоциональное воздействие, которое нельзя выразить материально, заранее увидеть или испытать. Другие услуги туризма имеют материальный характер: турист оказывается перевезенным, вылеченным, отдохнувшим. Но в том и в другом случае специфика туристских услуг состоит в том, что они не существуют до их предоставления. Иными словами, в туризме мы имеем неразрывность производства и потребления услуг. Это обстоятельство позволяет заключить, что туризм следует рассматривать как единую динамично функционирующую систему услуг, которая включает многообразие хозяйствующих субъектов.
Субъекты системы туризма
Современная система туризма организационно включает следующие хозяйствующие субъекты:
- фирмы – производители
туристских услуг (лечебницы,
санатории, здравницы, базы
- фирмы – туроператоры,
т. е. фирмы по разработке
и реализации туристского
- фирмы – турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;
- специализированные фирмы,
предоставляющие услуги по
- специализированные
- специализированные
- предприятия торговли
и торговые фирмы,
- предприятия сферы досуга
в туризме (киноконцертные
- рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства, рекламные бюро, информационно-туристские центры и др.);
- государственные предприятия
(национальные, региональные, муниципальные
предприятия унитарного или
В системе этих туристских
предприятий особо можно
При всей важности индустрии
туризма нельзя забывать о главном
– о туристе, потребителе туристских
услуг. Его потребности и степень
их удовлетворения – главный критерий
качества туристского продукта. Этот
потребитель в современных