Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:47, реферат
Оказание услуг – широко распространенный вид деятельности. Им занимается практически любой человек. Простейшие услуги: помощь кому-либо в повседневной жизни, предоставление полезных сведений (информации) – не требуют особых знаний и подготовки. Хотя уже в древности существовали люди и организации, которые на профессиональном уровне предоставляли сложные, порой дорогостоящие услуги, требующие специальных знаний, профессиональных навыков и соответствующего оборудования.
Услуги делят на чистые и смешанные. Чистая услуга является единственным видом деятельности производителя (специализированное производство услуг). Смешанная услуга сопровождает товарно-материальные ценности, облегчая их обращение и делая их более привлекательными для потребителя. Это, например, предпродажный и послепродажный сервис, сопровождающий акт купли-продажи товара.
В сервисологии существуют понятия идеальной и реальной услуги.
Идеальная услуга – это
абстрактная теоретическая
Реальная услуга – это конкретные материальные действия, направленные на удовлетворение потребностей клиента. Услуги в их реальном исполнении всегда отличаются от идеальных. Реальные услуги индивидуализированы по исполнителям, потребителям, конкретным условиям их оказания.
Легитимные и нелегитимные услуги различаются по отношению к ним государства и общества. Легитимные услуги одобряются государством и обществом, нелегитимные – осуждаются и обычно преследуются по закону. Признаются легитимными услуги, удовлетворяющие потребности, которые в данном обществе считаются разумными, полезными, одобряемыми. Услуги, удовлетворяющие осуждаемые обществом потребности (наркотические, преступные, аморальные), относятся к разряду нелегитимных.
Услуги могут быть разделены на личностные и безличные. Личностные услуги ценятся, прежде всего, за связь с отличительными особенностями какого-то лица, обладающего исключительными профессиональными качествами. Таковы услуги врачей, адвокатов, психоаналитиков, выдающихся артистов и музыкантов, ученых, менеджеров.
К безличным обычно относят более простые услуги, на выполнение которых мало влияет личность того, кто их оказывает (торговля, транспорт, ремонт и техническое обслуживание). Один специалист в области сервиса может быть довольно легко заменен другим специалистом примерно такой же квалификации.
Услуги можно делить также на простые и сложные (комплексное обслуживание), добровольные и навязанные и т. п.
3. Историческое развитие сервисной деятельности
В доиндустриалъном обществе (рабовладельческая, феодальная формации и ранние стадии развития капитализма) промышленность либо еще не возникла, либо давала работу намного меньшему числу людей, чем сельское хозяйство. Перепись населения, проведенная в Великобритании в 1851 г., показала, что наиболее распространенные в стране профессии – сельскохозяйственные работники и домашние слуги. Именно домашняя прислуга занимала основное место в сфере услуг.
Низкая производительность и перенаселенность обуславливают большую долю недозанятого населения, которое распределяется в сельском хозяйстве и сфере домашних услуг. Поскольку работники зачастую довольствуются платой, достаточной лишь для пропитания, работа по дому дешева и крайне распространена. В Англии середины викторианской эпохи класс прислуги оставался самым многочисленным.
В индустриальном, т.е. зрелом
капиталистическом и
Развитие сферы услуг в индустриальном обществе происходило одновременно по двум направлениям.
Во-первых, скрытая роль служанки в домашнем хозяйстве переходит к женщине. В России и во многих других странах укоренилась культурная традиция, признающая ряд трудоемких видов деятельности в быту (стирка, уборка, покупки, приготовление пищи и т. п.) преимущественно «женским» занятием.
Во-вторых, многочисленные услуги,
выполнявшиеся ранее в домашнем
хозяйстве (например, в крестьянской
семье), передаются мелким фирмам и
независимым частным
Расширение сектора услуг происходило в экономике как капиталистических, так и социалистических стран. Различие в характере сервисной деятельности при этих общественно-политических системах состояло, в основном, в том, что в социалистических странах была больше развита сеть бесплатных услуг, а в капиталистических – платных.
В капиталистических странах
преобладали платные
Постиндустриальное общество начало формироваться в промышленно развитых странах во второй половине XX века. Главным видом деятельности в нем становится уже не производство товаров, а обработка информации и оказание услуг. Поэтому постиндустриальный этап развития цивилизации определяют как «информационное общество» и «экономику услуг».
Услуги играют важную роль в любом обществе. В доиндустриальных условиях это, главным образом, домашние или личные услуги.
В индустриальном обществе услуги – это вспомогательная по отношению к производству деятельность: коммунальные службы, транспорт (включая гаражи и ремонтные мастерские), сфера финансов и управление недвижимостью.
В постиндустриальном обществе получают широкое распространение новые виды услуг. Это гуманитарные (образование, здравоохранение, социальные службы) и профессиональные услуги (анализ и планирование, дизайн, программирование).
На опыте развития ведущих западных стран можно проследить историю формирования постиндустриального общества. Переход от индустриального общества к постиндустриальному включает в себя три последовательных этапа развития сервисной деятельности.
На первом – развитие промышленности
приводит к распространению
На втором этапе в условиях массового потребления благ начинается рост сферы распределения (оптовая и розничная торговля), финансовых услуг, операций с недвижимостью и страхования.
На третьем – начинает снижаться доля семейного дохода, расходуемая на питание. Высвободившиеся средства население использует сначала на приобретение товаров длительного пользования (одежда, автомобили, жилье), а затем – на предметы роскоши, отдых и досуг. Расширяется сфера личных услуг: сети ресторанов, отелей, автомобильных мастерских, индустрия путешествий, развлечений и спорта. Резко усиливается интерес к двум фундаментальным сферам сервиса – здоровья и образования. Все это приводит к формированию и развитию новых видов услуг.
Во второй половине XX века в промышленно развитых странах довольно быстро росло число занятых в сфере социальных, распределительных и бытовых услуг, несколько медленнее – в области услуг производителям.
В начале XXI века наиболее высокими темпами развиваются услуги производителям, услуги в области образования и здравоохранения.
4. Предмет экономики туризма и история развития туризма
В переводе с французского туризм (tour) - это прогулка, поездка.
Экономика туризма изучает поведение людей, которые производят, распределяют, обменивают и потребляют туристский продукт на всех уровнях данной сферы хозяйства с целью удовлетворения потребностей значительной части населения в туристских услугах.
Узловыми вопросами предмета экономики туризма являются следующие:
- объективные факторы, порождающие потребности людей в туристских услугах;
- содержание и характер
потребностей людей в
- экономическое поведение
людей, потребляющих
- экономические особенности
процессов производства
- экономические особенности
процессов формирования, обмена
и реализации туристского
- специфика экономического
и финансового механизмов
- экономическая и социальная эффективность туризма как на микроуровне, так и на макроуровне.
Одна из особенностей экономики туризма состоит в том, что она по своему характеру динамична, изменчива и, следовательно, исторична. Она развивалась вместе с развитием общества, путешествий и туризма.
Туризм экономически и социально изменялся вместе с теми преобразованиями, которые происходили в национальном и мировом хозяйстве в целом.
На ранних стадиях экономика туризма сводилась к изучению путешественниками обычаев, нравов, уровней и характера развития других стран и народов. Уже в эпоху Римской империи возникли первые экономические ресурсы древнего туризма – постоялые дворы, которые имели и государственный, и частный характер.
В средние века в связи
с развитием христианства и торговли
появляются путешествующие служители
церкви и купечество. Первые преследуют
цель распространения христианства,
вторые – цель обогащения. Туристские
ресурсы принимают облик
В эпоху Великих географических открытий экономические цели путешественников, мореплавателей и первопроходцев – захват и освоение новых территорий.
Путешествия и экскурсии
принимают экономически новые формы
– формы туризма. Так, в 1908 г. в
России создается Комиссия образовательных
экскурсий при Учебном отделе
общества распространения технических
знаний с целью ознакомления образованных
людей с культурой Запада и
Востока. Эта комиссия пользовалась
поддержкой целого ряда министерств
и ведомств. Финансовый доклад казначея
этой комиссии в 1909-1910 гг. показывает, что
основными источниками
В эпоху промышленного переворота появляются принципиально новые транспортные средства – материальная основа для развития туризма, как внутреннего, так и международного.
Туризм становится одним из реальных факторов человеческого бытия. Организованные экскурсии входят в образ жизни значительной части населения. В СССР туризм получил высокие темпы развития, обрел новые социальные формы. В 90-х гг. XX в. широкое развитие получает и международный туризм.
Экономика туризма (и внутреннего, и международного) обрела современные черты: появились оптовые туристские фирмы, розничные турагентства и туроператоры, всемирные, национальные и региональные туристские организации самых различных видов и форм.
5. Понятие, виды и функции туризма
Туризм – временные выезды (путешествие) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без оплачиваемой деятельности в стране (месте) временного пребывания (Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ).
Это определение основывается на терминах Международной конференции туризма (МКТ) и Организации объединенных наций (ООН).
Термин МКТ: «турист – человек, прибывший в страну, в которой он постоянно не живет и не занимается оплачиваемой деятельностью с целью проведения свободного времени ради лечения, развлечения, отдыха, образования, религии, спорта, по семейным и деловым обстоятельствам».
ООН определила термин туризма
как миграции, которые не связаны
с переменой постоянного места
жительства, т.е. туризм – это поездки,
которые заканчиваются
К функциям туризма относятся:
- оздоровительная;
- познавательная;
- просветительная;
- коммуникабельная;
- удовлетворение потребностей в смене впечатлений;
- удовлетворение потребностей в смене места пребывания;
- предоставление экономических благ и услуг в соответствии с требованиями туриста и др.
Функции туризма порождают некоторые его виды. К ним следует отнести:
1. Рекреационный туризм, включающий:
зрелищно-развлекательные
2. Спортивный туризм, включающий водный, лыжный, горный.
3. Лечебно-оздоровительный
туризм, к которому следует отнести
не просто потребность в
4. Культурно-познавательный
туризм, основанный на потребности
в расширении знаний по
5. Ностальгический туризм,
в основе которого лежит
6. Приключенческий (
7. Религиозный туризм (включающий
паломничество), основанный на религиозных
потребностях людей самых