Сервис и туризм в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:28, курсовая работа

Описание работы

Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема и обслуживания иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа.

Содержание

Введение
Глава 1. Место и роль сервисного обслуживания и туризма в экономике страны
Глава 2.Современное состояние сферы сервиса и туризма в Российской Федерации
2.1 Состояние нормативного правового регулирования в сфере сервиса и туризма в Российской Федерации
2.2 Состояние туристской инфраструктуры
2.3 Продвижение России как туристского направления на международном и внутреннем туристских рынках
2.4 Подготовка кадров для сферы сервиса и туризма
2.5 Состояние международного сотрудничества в сфере сервиса и туризма
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 52.48 Кб (Скачать)

2.2 Состояние туристской инфраструктуры

К наиболее значимым проблемам, требующим  пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относятся  недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных  условий для инвестиций при строительстве  средств размещения и иных объектов туристского использования.

В настоящее время в нашей  стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц в нашей стране относятся к  некатегорийным.

Вместе с тем предложения  по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием  нового и реконструкцией существующего  гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство  новых средств размещения, но и  сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии  развлечений, объекты туристского  показа и др.). Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать  как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения - наличие  туристских ресурсов, условий для  кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и  экономической целесообразностью.

Главными препятствиями для  привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимые  бизнес-структуры, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-три года. Неурегулированными остаются вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное использование).

В настоящее время наиболее перспективными видами туризма на мировом туристском рынке, растущими опережающими темпами, являются:

- культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% общего международного  потока туристов и характеризующийся  высокой средней нормой туристских  расходов;

- активные виды туризма, такие  как спортивный и приключенческий,  приобретающие все более широкую  популярность в мире;

- специализированный туризм, подразумевающий  такие его разновидности как  экологический, научный, учебный,  событийный, лечебно-оздоровительный  и др.;

- круизный - морские и речные круизы, в которых в 2006 году участвовало более 12 млн. туристов;

- деловой туризм, охватывающий  так называемую индустрию MICE (деловые  встречи, событийные мероприятия,  конференции, инсентив-поездки).

С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного  туризма в нашу страну могут в  основном представлять следующие виды туризма: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе  горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.).

Для внутреннего рынка особенно важно развивать пляжный и  оздоровительный туризм.

Пляжный туризм является одним из самых популярных видов отдыха у  россиян: 38% российских туристов предпочитают отдыхать у воды. Это направление  активно развивается на Черном и  Балтийском морях. Большие перспективы  развития пляжного отдыха есть у курортов Азовского и Каспийского морей, однако отсутствие гостиничной и  иной туристской инфраструктуры на Каспийском море и устаревшая инфраструктура на Азовском море являются сдерживающими  факторами для успешного туристского  развития этих территорий. При соответствующем  развитии инфраструктуры этот вид туризма  мог бы получить широкое распространение  в Приморском крае.

Яхтенный туризм в России в целом  только начинает развиваться, и количество туристов составляет не более 0,5 % от внутреннего турпотока, наибольшую популярность он имеет в Ленинградской области и Карелии, хотя мог бы получить развитие во всех названных приморских регионах.

Для России с ее недостаточно развитой туристской инфраструктурой и огромным невостребованным туристским потенциалом  развитие специализированного туризма  как нового альтернативного направления  представляет наибольший интерес с  точки зрения привлечения искушенного  иностранного потребителя и диверсификации внутреннего туристского предложения.

Выявленные приоритетные виды туризма  и перспективные туристские регионы  определяют соответствующие им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры.

По уровню туристского предложения, учитывающего неравномерность распределения  туристских ресурсов на территории страны, а также различный уровень  развития туристской инфраструктуры и  кадрового потенциала, районы страны могут быть распределены следующим  образом:

- регионы с высоким уровнем  развития туристского продукта - Москва и Московская область,  Санкт-Петербург и Ленинградская  область, район Кавказских Минеральных  вод, Краснодарский край, Калининградская  область, регионы Золотого Кольца;

- регионы со средним уровнем  развития туристского продукта - Северо-Западный регион, Тверская  область, Центральная Россия, Татарстан,  Поволжье, такие республики Северного  Кавказа, как Карачаево-Черкесия  и Кабардино-Балкария, Ростовская  область, Иркутская область, Приморский  край, Камчатка, Мурманская область,  Ханты-Мансийский автономный округ;

- регионы с недостаточным уровнем  развития туристского продукта, но обладающие значительным потенциалом  для перспективного развития: прибрежные  территории Каспийского и Азовского  морей, районы Крайнего Севера (Арктика, Земля Франца-Иосифа), Дальневосточный  регион (Курилы, Командорские острова,  Якутия, Хабаровский край, Чукотка,  Магаданская область), Западная Сибирь (Алтай, Красноярский край и  др.), Тува (п.Кунгуртуг, озеро Тере-Холь, крепость Пор-Бажын), Бурятия, Урал. В перечисленных районах качественный туристский продукт только начинает появляться.

Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в  обеспечении дальнейшего развития туризма в России. Это относится  к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог.

Недостаточно высокий уровень  организации воздушного транспорта внутри страны по сравнению с международными перевозками является одним из основных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны. Услуги аэропортов по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов регулируются государством как услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию на внутреннюю авиаперевозку  и не позволяет снизить цены на наземное обслуживание. Конкуренция  на основных направлениях между авиаперевозчиками  будет способствовать снижению цен  и соответствующему увеличению туристского  потока. В отличие от многих зарубежных стран в России практически отсутствуют  низкобюджетные перевозчики с современным авиапарком. Доля авиационных перевозок в структуре въездного и внутреннего туристского потока весьма значительна, однако состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос пока сдерживает развитие туризма в ряде российских регионов.

Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие за последние годы на пассажирском железнодорожном транспорте (обновление парка железнодорожных составов, введение скоростных поездов на ряде направлений, расширение туристского  предложения, связанного с появлением туристских поездов на наиболее популярных культурно-позна-вательных маршрутах, повышение качества сервиса в целом), остаются нерешенными такие проблемы, как дефицит железнодорожных перевозок в высокий сезон, сложность покупки железнодорожных билетов, отсутствие электронного билета, завышенные цены. В контексте общеевропейской тенденции роста популярности железнодорожных туристских поездок по сравнению с авиационными и в связи с большей экологической безопасностью железнодорожного транспорта по сравнению с воздушным решение упомянутых проблем имеет важнейшее значение для развития туристских поездок внутри страны. Перевозка наибольшего потока туристов в России осуществляется именно железнодорожным транспортом: в 2007 году его услугами воспользовалось около половины от общего числа туристов.

На протяжении многих лет большой  популярностью у иностранных  и российских туристов пользуются речные круизы. Наиболее востребованным маршрутом  являются круизы Москва - Санкт-Петербург, а также на Валаам, Соловки, Кижи, а также по Волге. Всего в России на сегодняшний день курсируют 110 теплоходов по более чем тысяче речных маршрутов. В то же время пропускные возможности шлюзового хозяйства между Москвой и Санкт-Петербургом практически исчерпали себя и дальнейшее количественное увеличение пассажирского флота на данном маршруте невозможно. Перспективными регионами для развития речных круизов являются акватории сибирских рек - Лены, Енисея и Оби, а также Амура.

Россия в последние десятилетия  собственного строительства современных  круизных судов практически не ведет  и в то же время не закупает круизные суда за рубежом. В связи с этим практически остановлено круизное судоходство по Черному морю, не развивается пассажирское судоходство на Каспийском и Азовском морях, тормозится развитие речных круизов в Центральной России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Изношена инфраструктура круизного туризма - морские и речные вокзалы, причалы и др.

Туристские автобусы с современным  уровнем комфорта также не производятся отечественной промышленностью, несмотря на то, что около 15% туристов используют именно этот вид транспорта.

В последние годы начал активно  развиваться горнолыжный туризм, однако для современного оснащения  горнолыжных комплексов необходимы не только гостиницы, но и наличие  инженерной и транспортной инфраструктуры - водо-, энерго- и газоснабжения, развитой дорожной системы, горнолыжных подъемников и иного оборудования, информационных коммуникаций, качественного сервиса, экологически безопасной инфраструктуры. Кроме этого, сложен механизм предоставления в аренду земельных участков лесного фонда для строительства горнолыжных объектов.

Учитывая климатические и ландшафтные  особенности России, горнолыжный, как и другие зимние виды туризма, имеют большие перспективы развития.

Существенной проблемой являются высокие таможенные пошлины на закупку  транспортных средств (туристских автобусов, круизных судов), гостиничного и ресторанного оборудования, оборудования для горнолыжных  комплексов, аквапарков и иной инфраструктуры, не производимого в России.

Государство оказывает поддержку  развитию туристской инфраструктуры в  основном в рамках Федеральной целевой  программы «Юг России». Так, за период 2006-2007 гг. в рамках ФЦП «Юг России»  в регионах Южного Федерального округа были пущены в эксплуатацию две канатные дороги: на Домбае - Карачаево-Черкесская Республика и на Эльбрусе - Кабардино-Балкарская Республика. Введена в строй первая очередь подъездных дорог на горнолыжный  курорт Лаго-Наки - Республика Адыгея.

Пуск в 2007 году в эксплуатацию перечисленных  объектов позволил увеличить поток  туристов на Домбай с 70 до 90 тыс. человек  и привлечь на строительство 51 малого гостиничного комплекса свыше 500 млн. рублей частных инвестиций. В курортных  регионах Кавказских Минеральных Вод  и г. Анапы в результате решения программных мероприятий мощность водоснабжения и сооружений водоотводящих систем возросла на 40%, что позволит увеличить возможность приема отдыхающих на 500 тыс. человек.

На территории Майкопского района Республики Адыгея за счет привлеченных частных инвестиций построены и введены в эксплуатацию 3 гостиницы на 200 мест. Это позволит создать условия для устойчивого развития поселков Хамышки и Гузерипль, находящихся в непосредственной близости от данных объектов.

Стимулом для развития въездного  и внутреннего туризма в Российской Федерации могут стать принятые в 2006 году изменения в Федеральный  закон «Об особых экономических  зонах в Российской Федерации», предусматривающие выделение особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

2.3 Продвижение России как туристского направления на международном и внутреннем туристских рынках

До 2002 года некоммерческое продвижение  России как туристского направления  за рубежом и внутри страны практически  не проводилось. Предпринимаемые усилия, начатые в середине 1990-х гг., сводились  к посещению нескольких профильных выставок за рубежом и в России без формирования национальной экспозиции при полном отсутствии бюджетного финансирования.

С 2002 года был предпринят комплекс мероприятий в целях всестороннего  показа туристских возможностей Российской Федерации на международном и  внутреннем рынке путем:

а) организации единой национальной российской экспозиции на крупнейших международных туристских выставках.

В настоящее время такие экспозиции организуются на крупнейших международных  туристских выставках в Финляндии, Испании, Италии, Германии, Китае, Южной  Корее, Японии, Франции, Греции, Польше, Великобритании, России. В рамках проводимых выставок организуются параллельные деловые мероприятия: пресс-конференции, презентации туристических возможностей регионов России, встречи с руководителями зарубежных национальных туристских администраций, «круглые столы».

Существенным шагом по продвижению  российского туристского продукта внутри страны и позиционирования России на мировом рынке профильных выставочных  услуг стала международная туристская выставка «ИНТУРМАРКЕТ», проводимая в  Москве с 2006 года. Впервые в таком  масштабе на международной туристской выставке были представлены регионы  России как с уже сложившейся  развитой туристической инфраструктурой, так и с богатым потенциалом  для ведения этого вида деятельности. Следует отметить, что выставка была включена в график официальных мероприятий  Всемирной туристской организации, Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) и Совета стран-участниц СНГ по туризму. Выставка отличается плотной деловой программой, включающей переговоры на межправительственном и  региональном уровне, конференции, семинары, воркшопы и др.мероприятия.

Информация о работе Сервис и туризм в России