Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:28, курсовая работа
Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема и обслуживания иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа.
Введение
Глава 1. Место и роль сервисного обслуживания и туризма в экономике страны
Глава 2.Современное состояние сферы сервиса и туризма в Российской Федерации
2.1 Состояние нормативного правового регулирования в сфере сервиса и туризма в Российской Федерации
2.2 Состояние туристской инфраструктуры
2.3 Продвижение России как туристского направления на международном и внутреннем туристских рынках
2.4 Подготовка кадров для сферы сервиса и туризма
2.5 Состояние международного сотрудничества в сфере сервиса и туризма
Заключение.
Список литературы.
Введение
Глава 1. Место и роль сервисного обслуживания и туризма в экономике страны
Глава 2.Современное состояние сферы сервиса и туризма в Российской Федерации
2.1 Состояние нормативного правового регулирования в сфере сервиса и туризма в Российской Федерации
2.2 Состояние туристской инфраструктуры
2.3 Продвижение России как туристского направления на международном и внутреннем туристских рынках
2.4 Подготовка кадров для сферы сервиса и туризма
2.5 Состояние международного сотрудничества в сфере сервиса и туризма
Заключение.
Список литературы.
Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема и обслуживания иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа.
В богатой истории России в разные
времена оставили свои следы викинги,
древние славяне, монголо-татары, половцы,
скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы
и другие народы. Наши предки наследовали
от них внешность, веру, разные культуры,
языки и традиции. Это стимулирует
развитие внутреннего туризма - делает
современных россиян
Кроме природных и историко-
Въездной и внутренний туризм в
России представлен большим
Цель данной работы – обозначить место и роль сервисного обслуживания и туризма в современной России. Для этого первая глава будет посвящена значению сервиса в международном туризме, вслед за этим будет представлено состояние сферы сервиса и туризма на современном этапе развития страны.
Глава 1.
Место и роль сервисного обслуживания и туризма в экономике страны |
Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания; Туристские услуги в международном товарообороте выступают как невидимый товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты. Иностранные туристы пользуются услугами, предоставляемыми предприятиями туристской индустрии страны назначения. Кроме того, они потребляют или покупают и вывозят в качестве сувениров определенное количество товаров, приобретаемых в стране посещения за иностранную валюту, предварительно обменяв ее на местную валюту. Международный туризм как одна из форм международных экономических отношений приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами. Для международного туризма характерны быстрый рост числа туристов и резкое увеличение денежных поступлений от туризма. В 2001 г. туристским оборотом было охвачено около 450 млн. чел. Международный туризм стал важным источником валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран. Например, удельный вес доходов от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг составляет: в Испании - 35%, Австралии — 36%, Греции — 36%, Швейцарии — 12%, Италии — 11%, Португалии — 21%, на Кипре — 52%. В большинстве развивающихся стран на долю иностранного туризма приходится 10-15% доходов от экспорта товаров и услуг (Индия, Египет, Перу, Парагвай, Коста-Рика). Однако в ряде стран этот показатель значительно выше: в Колумбии он составляет 20%, Ямайке — 30%, Панаме — 55%, на Гаити — 73%. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристского рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% падает на Америку, менее 10% — на Азию, Африку и Австралию, вместе взятые. В классификации Всемирной туристской организации выделяются страны, являющиеся в первую очередь странами — поставщиками туристов, и страны, являющиеся в первую очередь принимающими. К странам — поставщикам туристов относятся: США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия. К принимающим туристов странам относятся: Австралия, Италия, Швейцария, Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция. В основе роста международного
туризма — прежде всего экономический
и социальный прогресс. С одной
стороны, увеличивается объем деловых
поездок и поездок с К числу важнейших предпосылок
развития международного туризма можно
отнести, прежде всего, социально-экономические
предпосылки, а именно: рост числа
наемных рабочих и служащих в
зарубежных странах; повышение их материального
и культурного уровня; усиление интенсификации
труда и в то же время получение
работниками более Дальнейшее совершенствование средств транспорта является результатом огромного научно-технического прогресса. Это привело к значительному расширению использования авиационного транспорта для туристских поездок в связи со снижением тарифов. Значительно шире стал применяться в международном туризме автомобильный и автобусный транспорт, чему способствовали расширение и усовершенствование сети автомобильных дорог и создание огромного числа станций технического обслуживания и предприятий туристской индустрии — гостиниц, ресторанов, кафе и пр. Определенную роль сыграло
и ослабление ограничений на вывоз
валюты во многих странах, а также
упрощение пограничных Существенное значение для
развития международного туризма имело
также стремление отдельных стран
к увеличению валютных поступлений
от туризма и создание с этой целью
целой отрасли хозяйства —
туристской индустрии. Под ТУРИСТСКОЙ
индустрией понимается совокупность производственных,
транспортных и торговых предприятий,
производящих и реализующих туристские
услуги и товары туристского спроса.
Сюда относятся гостиницы и другие
средства размещения, средства транспорта,
предприятия общественного Виды туристских услуг. Туристу могут быть предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору, либо полный комплекс услуг. Полный комплекс услуг может предоставляться путем продажи так называемых инклюзив-туров (inclusive tour) или пэкидж-туров (package tour). Инклюзив-тур применяется
чаще всего при авиационных Принципиального различия между этими понятиями нет. В западноевропейских странах более распространен термин «инклюзив-тур», в США — «пэкидж-тур». Структура этих туров в значительной степени варьируется в зависимости от страны, состава туристов, их покупательной способности, характера, ассортимента и качества предлагаемых услуг. О том, что государство уделяет значительное внимание развитию туризма, говорит принятие концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 954-р)[3], которая направлена на обеспечение в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии. Под туризмом в Концепции понимаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. В концепции отмечается, что современная туристическая индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Число рабочих мест в сфере туризма составило 192 млн., или 8 процентов от общих показателей занятости в мире. По данным Всемирной туристской
организации (ВТО) и Международного
валютного фонда, туризм с 1998 года вышел
на первое место в мировом экспорте
товаров и услуг (532 млрд. долларов
США, или 7,9 процента от 6,738 трлн. долларов
США), обогнав автомобильную Также отмечено, что Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей c деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу. Анализ современного состояния внутреннего туризма указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма (упор сделан именно на привлечение туристов из-за рубежа), в настоящее время являются: · образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; · действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма; · неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2 - 3 звезды) с современным уровнем комфорта; · отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру; · отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом; · невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования; · несоответствие цены и качества размещения в гостиницах. Правительство определяет,
что главной целью Основной задачей развития туризма в Российской Федерации является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном. Выполнение указанной задачи требует: · разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создания циклов теле- и радиопрограмм для России и зарубежных стран, а также проведения регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации; · издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции; · организации и проведения международных туристических выставок, в том числе создания единого российского национального стенда с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма; · обеспечения деятельности загранпредставительств по туризму, выполняющих функции рекламно-информационных офисов, в рамках деятельности торговых представительств Российской Федерации; · поддержки и обновления официального Интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма; · организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков при информационной поддержке федерального органа исполнительной власти в сфере туризма; · проведения ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов; · организации презентаций туристических возможностей России в основных странах, направляющих туристов в Россию; · формирования современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны. Создание организационно- · определенной корректировки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты в смежных областях; · введения финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности; · эффективного управления государственной собственностью в туристической индустрии; · создания необходимых условий для успешного развития гостиничных средств размещения и иной туристической инфраструктуры; · создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристической инфраструктуры в России; · разработки и принятия новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения; наделение соответствующими полномочиями в этой области федерального органа исполнительной власти в сфере туризма; · совершенствования визовой политики в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности, и вместе с тем усиления контроля за выдачей виз туристам, следующим из опасных в миграционном отношении государств; · разработки механизма усиления ответственности туристических организаций за нарушения правил въезда, выезда и пребывания находящимися в России иностранцами при визовой поддержке этих организаций. Укрепление и дальнейшее
развитие межотраслевой и · создания межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма в целях совершенствования межотраслевой и межрегиональной координации в этой области; · создания межведомственной комиссии по упорядочению использования государственной собственности в туристической индустрии; · формирования региональных концепций развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации, в том числе в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития. Повышение качества обслуживания в сфере туризма требует: · разработки новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения; · разработки и внедрения современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта; · создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая разработку и внедрение современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма; · создания и реализации учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг (практику), в пределах средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на образование; · реализации специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена туристско-гостиничного бизнеса, в том числе организации стажировок за рубежом за счет внебюджетных источников; · поддержки перспективных прикладных исследований в области туризма в рамках средств, выделяемых на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма. В условиях приоритетной поддержки
развития туристической индустрии
со стороны государства будет
обеспечено более эффективное Эффективное развитие туризма
позволит значительно увеличить
поток иностранных туристов в
Россию и приток валютных поступлений
в экономику страны, а также
обеспечить, с одной стороны, рост
налоговых отчислений в бюджеты
различных уровней, а с другой
стороны, учитывая воздействие туризма
на все стороны жизни общества,
- развитие смежных отраслей экономики
и повышение занятости |
Современное состояние сферы сервиса и туризма в РФ.
Анализ современного состояния сервиса и туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады - 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.
В настоящее время в стране насчитывается
более 6 тысяч гостиниц, тогда как
в 2004 году их насчитывалось только 4
тысячи. С учетом количества иных средств
размещения, таких как пансионаты,
дома и базы отдыха, туристские базы
и другие, общее количество средств
размещения туристов составляет около
10 тысяч. Численность российских граждан,
проживавших в 2006 году в гостиницах,
санаторно-курортных
Объем платных услуг, оказываемых
населению гостиницами и
По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.
Известно, что наша страна насчитывает
огромное количество культурных и природных
достопримечательностей, а также
иных объектов туристского показа.
К ним, согласно данным Росстата, относятся
2368 музеев в 477 исторических городах, 590
театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99
тысяч памятников истории и культуры,
140 национальных парков и заповедников.
В России в настоящее время
действуют 103 музея-заповедника и 41
музей-усадьба (идентичные музеям-заповедникам
по характеру деятельности объекты,
отличающиеся, как правило, небольшой
территорией). Музеи-заповедники играют
важнейшую роль в формировании привлекательного
образа России за рубежом. Из 15 объектов
культурного наследия, входящих в
список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12
находятся в составе музеев-
Москва и Санкт-Петербург, являясь
до сих пор основными
С целью получения комплексной характеристики современного уровня развития сервиса и туризма в стране с учетом результатов деятельности государства по развитию данной сферы следует более подробно остановиться на рассмотрении состояния и тенденций развития нормативного правового регулирования, туристской инфраструктуры, подготовки кадров, статистической базы, продвижения России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках, а также международном сотрудничестве в сфере туризма.
2.1 Состояние нормативного правового регулирования в сфере сервиса и туризма в Российской Федерации
Современное состояние нормативного
правового регулирования в
- развитием и реализацией
- усилением экономической (
- появлением правовых актов,
регламентирующих вопросы
- развитием нормативного
формированием правовых основ саморегулирования на туристском рынке, в том числе активным развитием нормотворчества саморегулируемых организаций (ассоциаций (союзов) туроператоров, банков и страховщиков);
- комплексностью нормативного
правового регулирования в
- развитием регионального
гармонизацией законодательства Российской
Федерации и права Европейского
Союза, законодательств государств
Содружества независимых
Наиболее отчетливо эти