Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:23, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является исследование проведения сертификации в туризме.
В ходе исследования, для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
1. изучение основ сертификации;
2. анализ системы сертификации туристских услуг;
3. рассмотрение требований к гостиницам различных категорий.
Введение……………………………………………… …………………………….…….….3
Глава1.Основысертификации………………………………………………………………..5
1.1.История сертификации…………………………………………………………………...5
1.1. Основные понятия в области сертификации……………………………...……………8
1.2. Обязательная и добровольная сертификация…...…………………………………….12
1.3. Правила и документы по проведению работ в области сертификации……...……...14
Глава 2. Сертификация в туризме……...…………………………………………………..15
2.1. Система сертификации туристских услуг……………………………………...……..15
2.2. Этапы и схемы сертификации туристских услуг……………………...……………...17
2.3. Требования к гостиницам различных категорий…………...………………………...21
Заключение………………………...………………………………………………………...24
Список использованной литературы……………………………………………………….25
Приложение 1……………………………………...………………………………………...26
Приложение 2…………………………………...…………………………………………...26
Приложение 3……………………………...………………………………………………...26
Приложение 4……………………………………...………………………………………...28
Сертификация услуг средств размещения включает следующие этапы:
- анализ административной и организационной структуры предприятия;
- анализ уровня квалификации
персонала, сведений о
- проверку материально-
- проверку необходимой нормативной и технологической документации;
- проверку номенклатуры заявленных услуг;
- проверку выполнения требований к персоналу, определенных в стандартах;
- проверку результата
материальной услуги (питания, постельных
принадлежностей, белья,
- проверку соответствия
санитарно-гигиенического и
- проверку соблюдения
требований пожарной
- наличие лицензий на
эксплуатацию лифтов, отопительных
котлов и соблюдение
- проверку результата социально-культурной услуги путем социологической оценки;
- анализ договоров;
- проверку наличия
Все виды туристских услуг
должны быть безопасны для
здоровья, жизни и имущества
Схема сертификации (способ сертификации) – это определенная совокупность действий, официально принимаемая или устанавливаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям. При сертификации туристических услуг и услуг средств размещения применяются 2, 4 и 5-я схемы сертификации (приложение 1).
Схема 2. Применяется для услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса оказания услуг. С помощью этой схемы оценивают процесс оказания туристических услуг, проверяют результаты услуг и контролируют процесс при инспекционном контроле.
Схема 4. По этой схеме оценивается организация (предприятие) – исполнитель услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. По итогам оценки организации (предприятию) может быть присвоена определенная категория (класс ресторана, звезда гостиницы и др.).
Схема 5. Оценивается система качества при инспекционном контроле услуг. Оценку системы качества с использованием схемы 5 проводит эксперт по сертификации систем качества в соответствии с нормативными документами. Эту схему применяют при сертификации потенциально опасных услуг (медицинских, туристических, по перевозке пассажиров и др.). Следующий этап процедуры добровольного подтверждения соответствия заключается в оценке соответствия услуг установленным требованиям.[1]
Требования, предъявляемые к услугам в сфере туризма, как правило, представляют собой набор определенных стандартов, применимых к той или иной области. В сфере туризма наиболее используемыми являются следующие Госстандарты:
1) Межгосударственный стандарт
ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 «Услуги
населению. Термины и
2) ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» (введен в действие постановлением Госстандарта России от 16 ноября 2000 г. № 295-ст);
3) ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов » (введен в действие с 1 июля 1994 г.);
4) Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» (принят постановлением Госстандарта РФ от 9 июля 1998 г. № 286);
5) ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» (введен в действие 1 января 1995 г.);
6) ГОСТ 28681.3-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».
Основными требованиями к туристическому продукту при добровольной сертификации, в соответствии с установленными стандартами, являются:
1) безопасность жизни и здоровья;
2) сохранность имущества
3) охрана окружающей среды.
После проведения процедуры оценки соответствия туристических услуг и услуг средств размещения установленным требованиям орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия, оформляет его и регистрирует. В случае если итоги проведенной проверки оказываются отрицательными, сертификационный орган принимает решение об отказе в выдаче сертификата соответствия и уведомляет заявителя об этом отказе, при этом указывая причины данного решения. В последнем случае предприятию дается срок на корректировочные мероприятия. После этих мероприятий, при условии положительной их оценки, орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия и проводит дальнейшие процедуры в соответствии с законодательством.
Повышение качества обслуживания в сфере туризма в современный период предполагает:
• разработку новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения;
• разработку и внедрение современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта;
• создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения классификации кадров, включая разработку и внедрение современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма;
• создание и реализацию учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг (практику);
• реализацию специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена туристского и гостиничного бизнеса, в том числе организацию стажировок за рубежом.
2.3.ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц»
Гостиничное размещение составляет основную часть услуг по размещению туристов. Именно поэтому для сертификации гостиниц (мотелей) применяется ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», который разработан Техническим комитетом по стандартизации ТК199 «Туристско-экскурсионное обслуживание», внесен Управлением стандартизации и сертификации в сфере услуг Госстандарта России, утвержден в действие постановлением Госстандарта России от 21 февраля 1994г. № 33.
Согласно определениям данного ГОСТа, гостиницей называется предприятие, предназначенное для временного проживания, а мотелем -гостиница, расположенная вблизи автомобильной дороги. Основной характеристикой услуг гостиницы (мотеля) является ее категория (звездность) - классификационная группировка, характеризуемая определенным комплексом требований.
Терминология данного ГОСТа, в частности термины: «условия обслуживания», «качество услуги», «уровень качества туристско-экскурсионного обслуживания», определена в ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения», рассмотренном нами ранее.
Настоящий стандарт устанавливает классификацию гостиниц (мотелей) различных организационно-правовых форм вместимостью не менее 10 номеров, которая не распространяется на дома и помещения, сдаваемые внаем для проживания. (приложение 4).
Классификация гостиниц по категориям основана на комплексе требований к:
• материально-техническому обеспечению;
• номенклатуре и качеству предоставляемых услуг;
• уровню обслуживания.
Категории обозначают символом - «1 звезда». Количество звезд увеличивается в соответствии с повышением уровня качества обслуживания. Гостиницы классифицируют по пяти категориям; мотели -по четырем. Высшую категорию гостиницы обозначают - «5 звезд», низшую - «1 звезда», высшую категорию мотеля - «4 звезды», низшую -«I звезда».
Перечень требований классификации составлен с учетом СНиП 2.08.02, СанПиН 42-123-5774.
Сертификация на «звездность* является добровольной, согласно Правилам по проведению сертификации в РФ.
Классификация гостиниц (мотелей) содержит минимальные требования для отнесения к определенной категории. При этом, гостиница любой категории должна иметь удобные подъездные пути с необходимыми дорожными знаками, благоустроенную и освещенную прилегающую территорию, площадку с твердым покрытием для кратковременной парковки и маневрирования автотранспорта (в том числе, автобусов), вывеску с названием предприятия и указанием его категории, при наличии отдельного входа в ресторан - вывеску с его названием.
Гостиница, занимающая часть здания, должна иметь отдельный вход.
Архитектурно-планировочные и
Гостиница должна располагаться в
благоприятных экологических
При проживании в гостинице должны быть обеспечены безопасность жизни, здоровья гостей и сохранность их имущества.
В здании должны быть аварийные выходы, лестницы, хорошо заметные информационные указатели, обеспечивающие свободную ориентацию гостей как в обычной, так и в чрезвычайной ситуации.
Гостиница должна быть оборудована
системами противопожарной
В гостинице должны соблюдаться
санитарно-гигиенические нормы
Все электрическое, газовое, водопроводное
и канализационное оборудование
должно быть установлено и
Гостиница должна быть оснащена инженерным, системным оборудованием, обеспечивающими:
• горячее и холодное водоснабжение (круглосуточно); в районах с перебоями в водоснабжении необходимо иметь емкость для минимального запаса воды не менее чем на сутки;
• канализацию;
• отопление, поддерживающее температуру не ниже 18,5°С в жилых и общественных помещениях;
• вентиляцию (естественную или принудительную),
обеспечивающую нормальную циркуляцию
воздуха и исключающую проникно
• радиовещание и телевидение (подводка во все номера);
• телефонную связь;
• освещение в номерах: естественное (не менее одного окна), искусственное, обеспечивающее освещенность при лампах накаливания - 100 лк, при люминесцентных лампах - 200 лк; в коридорах -круглосуточное естественное или искусственное освещение.
При проектировании новых и реконструкции старых гостиниц (мотелей) необходимо предусматривать условия для приема и обслуживания инвалидов, использующих кресла на колесах, в соответствии с требованиями ВСН 62.[8]
Заключение
Конкуренция на мировом рынке возрастает, что приводит к ужесточению требований, которые потребитель и заказчик предъявляют к качеству продукции и услуг. Обычно требования потребителей (заказчиков) устанавливаются в технических заданиях на разработку продукции и реализуются в нормативной документации (технических условиях, стандартах предприятия) на серийно-выпускаемую продукцию. Однако само по себе это нормирование не может быть надёжной гарантией того, что требования потребителя (заказчика) будут действительно удовлетворены, поскольку организационно-технический механизм (система) деятельности разработчика или товаропроизводителя может иметь существенные недостатки.
Успешная экономическая
Развитие отечественной
Все усилия будут не оправданны, если прибывающим туристам не будет обеспечен соответствующий мировым стандартам уровень оказываемых услуг. Именно поэтому особенно важен грамотный и комплексный подход к лицензированию и сертификации туристской деятельности.