Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее изучение рынка морских круизов в мире.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие рынка морских круизов ……………………………………...6
1.1. Теоретические основы ……………………………………………….6
1.2. Виды и классификация морских круизов ………………………….10
1.3. Участники рынка морских круизов ………………………………...14
Глава 2. Исследование рынка морских круизов ……………………………...18
2.1. Современное состояние рынка морских круизов …………………18
2.2. Российские морские пассажирские круизы ………………………..20
2.3. Услуги на круизе …………………………………………………….23
Глава 3. Перспективы и направление развития круизного отдыха ………….26
3.1. Перспективы рынка морских круизов ………………………..…….26
3.2. Новые технологии на рынке морских круизов …………………….28
3.3. Совершенствование отрасли ………………………………….…….29
Заключение ………………………………………………………………………32
Библиография ……………………………………………………………………
Помимо «Нептуна», на современном мировом рынке морских круизов очень известны круизные операторы: «Атлантис Лайн» - это официальный партнер многих мировых круизных линий, египетский оператор «Мемнон круизес», немецкий - «Феникс Райзен», оператор в США «Carnaval Corp» и многие другие.
Однако рынок морских круизов не всегда был таким перспективным: продавцы туров сталкивались с различными проблемами в развитии, кризисами 1990, 1998, 2008 г.г., нестабильностью в странах, а также ограниченностью самого рынка.
Не правильно так же полагать, что круизная часть современного туристского рынка создавалась усилиями исключительно судовладельцев - энтузиастов. Существуют и всегда существовали специалисты, рассматривающие морские круизы как составной элемент бизнеса. Интеграция в сферу морских круизов проходила постепенно, рыночную политику представители круизных технократов четко укладывали в теорию географических факторов. Например, компания «Ланта-Тур вояж» традиционно занималась турами в США, это и повлияло на ее выбор партнера, американского Royal Caribbean. Таким образом, фирма добилась эксклюзивных условий, прочного удержания позиций лидера в области продаж круизов верхней ценовой категории.
Новая волна освоения рынка морских круизов началась осенью 2002 г., когда о своем намерении выйти на это направление заявил оператор «Натали Турс» - любитель больших потоков и передовых технологий.
Сейчас, выбирая путь развития, многие
фирмы – производители туристского продукта
в области морских круизов, анализируют
статистику продаж по всему миру. А статистика
утверждает, что около 2% туристов (и это
только в одном городе) покупают дорогие
туры, стоимостью порядка трех тысяч долларов
США и выше. Исходя из этого, продавцами
морских туров становятся и «сухопутные»
операторы.
2.2. Российские морские пассажирские круизы
Морской пассажирский флот России относят к: Азовскому, Балтийскому, Дальневосточному, Каспийскому, Камчатскому, Мурманскому, Северному, Сахалинскому и Черноморскому пароходству. Все они подчинены Министерству морского флота РФ. Кроме судов названных пароходств, российские турфирмы арендуют суда в Эстонском и Дунайском (Украина) пароходствах и "ЧИП-БЛАСКО" в Одессе.
В целом, туристские перевозки могут быть организованы во всех бассейнах:
- в Южном бассейне, к которому причисляют Черное и Азовское море, реку Дунай;
- в Северном, состоящим из Баренцево и Белого морей, прилегающих территорий к России морей Северного Ледовитого океана;
- Каспийском море;
- в Дальневосточном бассейне – с Чукотским, Беринговым, Охотским, Японским морями и прилегающим к территории России районам Тихого океана.
Каждое
российское море обладает
Таблица
№1.
Моря, омывающие Россию.
Кроме того, в России традиционно организуют зарубежные круизы:
- по Средиземному и Адриатическому морям с посещением Багамских островов;
- вокруг
Европы с посещением
- по Скандинавии с посещением порта Санкт- Петербурга;
- по Карибскому бассейну;
- в США и Канаду;
- на
Аляску, из Тихого океана в
Атлантический через Панамский
канал или вокруг Южной
- через Аравию (Суэцкий канал) в Индийский океан и другие.
В каждом из этих бассейнов есть пассажирские линии:
1. внутренние (каботажные) – они связывают между собой российские порты;
2. международные (заграничные) - связывают российские порты с иностранными;
3. местные - осуществляют перевозку за границу;
4. пригородные – включают деятельность портового пассажирского флота.
Министерством морского флота Российской Федерации могут быть организованы рейсы:
- с туристскими
целями по специальным
- с прогулочными
целями, рейсами, длящимися менее
6 часов, без остановок в портах
и без предоставления
- специальные, по заказу;
- линейно-транспортные с регулярными перевозками пассажиров.
Российские суда для морских круизов арендуются на основании фрахт - контракта, специального договора между турфирмой и морским пароходством. В договоре обязательно должно быть указано расписание движения судна и план-карта, приведен расчет платы за аренду судна по категориям кают и элементным ставкам для каждого морского бассейна с учетом сезонных скидок.
Для России наиболее популярным видом
морского круиза является экскурсионное
путешествие с заходом в порты разных
Европейских городов (около 60%), и «выходные»
туры - одно- и двухсуточные поездки без
захода в другие порты.
Отдых на круизном флоте – символ комфорта и комплексности обслуживания путешествующих туристов. Как было сказано ранее, на сегодняшний день уровень обеспечения клиентов различными услугами на борту корабля может сравниться лишь с самым дорогим курортом. Рестораны, изысканные каюты и мебель, спортивные и оздоровительные мероприятия, посещение пляжа во время стоянок, различные развлекательные программы, тематические лекции, выставки, конкурсы для детей и подростков, - круизный лайнер - это целый плавучий город в миниатюре. На нем созданы все условия для того, чтобы морское путешествие прошло без забот3.
Основными бесплатными услугами на морском круизе, как правило, являются: ресторанный сервис, камеры хранения, кинозал, библиотеку, музыкальные салоны, детские комнаты, предоставление в пользование бассейна, шезлонгов, медицинское обслуживание, справочное бюро по вопросам проезда (см. рисунок №4.).
Рисунок №4.
Бассейн и шезлонги на корабле.
На протяжении всего тура у отдыхающих практически не бывает свободного времени - так плотно составляется график развлекательных мероприятий.
К платным услугам на борту относят: продажу сувениров, игральные автоматы, спортивно - медицинские тренажеры, сауны, массажные и парикмахерские услуги, портных, фотографов, почту, прачечную, телефон.
Перечень услуг на круизе во многом зависит от потребителей данного тура. К примеру, круизам по Карибскому бассейну отдают предпочтение молодежные семейные пары - отсюда большое количество дискотек, казино и конкурсов.
Организацией культурной, досуговой и развлекательной работы для туристов на борту судна и на берегу занимается турфирма, арендующая судно. Ответственный представитель этой организации назначается руководителем круиза, морского туристского маршрута, тура.
Ему предоставлено право бесплатного пользования служебной радиосвязью по судовой радиостанции, право вносить изменения в распорядок питания туристов, в проведение экскурсионной программы.
Весь план мероприятий на судне всегда
согласовывается с администрацией корабля,
которая оказывает содействие при их проведении.
С каждым годом спектр услуг на морских
кораблях расширяется, привлекая тем самым
все большее количество туристов в данную
отрасль туризма4.
Глава 3. Перспективы и направление развития круизного отдыха
3.1. Перспективы рынка морских круизов
Сегодня специалисты насчитывают в мире более 150 круизных компаний и около 400 морских круизных судов. Несмотря на кризис, агенты должны активнее продвигать круизы на российском туристическом рынке, т.к. он считается достаточно перспективным. Участники на нем продолжают свою деятельность вопреки всему и, по их подсчетам, летний сезон 2010г. принес больше прибыли, чем в предыдущий год, хотя большого скачка спроса на Европу в этом году и не произошло.
Самым перспективным регионом для морских круизов считают страны Средиземноморья, их выбирают примерно 70% туристов, 18% интересуются Севером, остальные проценты распределяются между другими регионами. Популярность Средиземноморья всегда была велика.
Массовыми направлениями остаются Карибы, Европа и Аляска. Увеличиваются доли азиатского направления, Канады, стран Ближнего Востока, Африки. Специалисты отметили возрастающую популярность Дубая, Абу Даби, Бахрейна, Мумбаи (в Индии), Комодо (в Индонезии), Батуми и др. Продолжает развиваться и отечественный круизный рынок. Поэтому, несмотря на экономический кризис, в завтрашнем дне уверены и ведущие российские операторы, в перспективе они надеются привлечь новых ценителей этого вида путешествий.
Специалисты утверждают, что в 2009 г. жесткой конкуренции между организаторами круизного продукта не наблюдалось, не предполагают ее и в 2010г. Соревнование между зарубежными компаниями, конечно, существует, но так как все они предоставляют разные уровни обслуживания, на отечественном рынке это не отражается. Поставщики круизов класса люкс не конкурируют с теми, кто занимается бюджетными турами. Борьбу в основном ведут скорее между двумя видами отдыха: круизным и наземным.
Соревнование между западными производителями круизов каждый год выражается в стремлении игроков ежегодно пополнять свой флот. Так, Royal Caribbean & Celebrity Cruises, несмотря на свою масштабность и множество конкурентных преимуществ, представил рынку лайнер Freedom of thee Seas нового класса, в апреле 2011 года планируют спустить на воду 30-й по счету круизный лайнер холдинга – Liberty of the Seas, а сейчас готовится совершенно новый проект Genesis5.
Т.е. каждый оператор на рынке морских круизов, как за рубежом, так и в России, уже занял свой сегмент и занимается его развитием, поэтому агрессивной борьбы на этом рынке нет.
Тем не менее, почти 5 миллионов россиян потенциально могут приобрести морской круиз, это говорит о перспективности и емкости круизного рынка России. Иными словами, возможности рынка морских круизов в России очень велики.
Основным барьером для роста продаж в отрасли морских круизов являются недостаток информации об этом виде отдыха и стереотипы восприятия. К примеру, многие считают, что круизы – это отдых для богатых людей. Поэтому организаторы стараются доводить до потенциального клиента необходимую информацию о морских круизах. И, согласно приведенным данным, при выходе на определенный бюджет поездки (выше 1200 евро на человека) грамотно проинформированный турист начинает расставлять приоритеты в пользу морского круиза. Таким образом, безграничные перспективы роста рынка зависят в первую очередь от работы турагентов.
Так же необходима рекламная кампания,
ориентированная на прямых клиентов, тех,
кто собирается отправиться в морской
круиз в течение года. В 2010г. количество
таких людей не превысило 100 тысяч.
3.2. Новые технологии на рынке морских круизов
Учитывая все современные тенденции, используя высокие технологии и новейшие достижения, морские круизы стали законодателем в области индустрии отдыха. Создаются просто фантастические по уровню сервиса и комфорта плавучие отели-курорты.
Для повышения эффективности работы судов, крупные судовладельцы и операторы интенсивно внедряют автоматизацию и комплексные компьютерные системы на судне. К примеру, не так давно появилась видеопрограмма, которая позволяет пассажирам быстро находить необходимую информацию и передавать требуемую ее часть из своих кают в судовой компьютерный центр судна по телевизионным каналам. На экране телевизора можно получить информацию по портам захода, экскурсиям и другим мероприятиям с заказом, меню на каждый день и т. д.