Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее изучение рынка морских круизов в мире.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие рынка морских круизов ……………………………………...6
1.1. Теоретические основы ……………………………………………….6
1.2. Виды и классификация морских круизов ………………………….10
1.3. Участники рынка морских круизов ………………………………...14
Глава 2. Исследование рынка морских круизов ……………………………...18
2.1. Современное состояние рынка морских круизов …………………18
2.2. Российские морские пассажирские круизы ………………………..20
2.3. Услуги на круизе …………………………………………………….23
Глава 3. Перспективы и направление развития круизного отдыха ………….26
3.1. Перспективы рынка морских круизов ………………………..…….26
3.2. Новые технологии на рынке морских круизов …………………….28
3.3. Совершенствование отрасли ………………………………….…….29
Заключение ………………………………………………………………………32
Библиография ……………………………………………………………………
Сущность морских круизов в том, что они обеспечивают восприятие постоянно меняющегося пейзажа, посещение памятных мест, знакомство с культурно-историческим наследием регионов, расширение географических знаний, достижение целей и удовлетворение сторон – участниц рынка морских круизов.
В настоящее время круизы - один из самых
быстрорастущих секторов рынка. В 2008 году
более 11 миллионов туристов совершили
путешествие на воде, а к 2012 году, по прогнозам
ВТО, эта цифра достигнет 15 миллионов1.
1.2. Виды и классификация морских круизов
К основным видам круизов относят: классический - с заходами в порт; морские прогулки; экспедиционно – исследовательские путешествия; плавание под парусами.
Кроме того, морские круизы разделяют на виды и классифицируют по стоимости путешествия, классу судна, региону плавания, продолжительности круиза или тематическим развлечениям на борту.
Каюты могут быть «внешние» и «внутренние». Во «внешних» каютах есть иллюминаторы, окна с видом на океан, во «внутренних» каютах нет доступа для естественного освещения. В настоящее время разрабатываются суда с максимально возможным количеством «внешних» кают.
Таким образом, для туристов морские круизы различаются по ценовой категории:
1. На стоимость тура влияет расположение, размер каюты и количество пассажиров в ней. Как правило, третий пассажир в каюте путешествует со скидкой;
2. «Номера»,
расположенные в середине
3. Фактически
«внешние» каюты даже на
4. Выбирая тур на корабле с каютой, расположенной высоко над водой, путешественник платит большую сумму, так как ему открывается хороший вид на океан, и он находится ближе к развлечениям, ресторану и пр. (см. рисунок №2.).
Рисунок №2.
Каюты, расположенные высоко над водой.
Иными словами, стоимость морского путешествия может быть дорогой, средней или специальной (со скидками, акциями и т.д.).
Все оперирующие круизные корабли по классу судна и по уровню сервиса на борту делят на три больших вида (по аналогии с гостиницами по качеству «звезд»):
1. суда категории 2-4 звезды, на них предоставляют стандартный уровень сервиса, это экономичные круизы со средней стоимостью проживания 50-100 долларов на человека в день при двухместном размещении.
2. категория «Премиум» 4-5 звезд - классические круизы со средней стоимостью проживания 100 - 400 долларов в день.
3. сервис класса «Люкс» - соответствует уровню 6 звезд, стоимость круиза более 450 долларов в день на человека.
На больших лайнерах находится от десяти и более палуб, обычно пассажиров размещают на нижних палубах, а на верхних общие комнаты, бассейны. Корабли, совершающие круизы в теплые страны, имеют большую открытую палубу, где люди загорают. Часто они снабжены выдвигающейся крышей, которую можно закрыть при плохой погоде.
Разделение круизов по регионам плавания:
- Западная и Северная Европа (регионы стран: России, Норвегии, Германии, Дании, Швеции и Финляндии);
- Средиземноморье (Франция, Испания, Греция, Италия, Турция);
- Ближний Восток;
- Южная Америка;
- Карибы;
- Северная Америка (США, Канада);
- Юго-Восточная Азия;
- Австралия и Новая Зеландия;
- Побережье Африки;
-Индийский океан;
- Тихий океан;
-Антарктида и Арктика.
По продолжительности морские круизы бывают:
- кратковременными - 1-3 дня;
- длительными - 25-30 дней;
- сверхдлительными - свыше 30 дней.
По тематическим развлечениям морские круизы бывают:
- экспедиционные - обеспечивающие посещение уникальных природных мест, различных рекреационных зон и объектов;
- конгрессивные – проводящие во время плавания конференции, симпозиумы, фестивали;
- лечебные
- совершающие круизные рейсы
на линиях с наиболее
- развлекательные - включающие мероприятия, сочетающие работу и отдых.
Во время развлекательных морских круизов туристы могут посетить оперные спектакли в новых городах и принять участие в шоу, совершить автобусные экскурсии, быть участниками развлекательных мероприятий, отдохнуть на пляже на самых известных курортах. На борту туристов ждут представления, конкурсы, концерты профессиональных ансамблей и развлекательные программы.
Морскую туристическую индустрию классифицируют на:
1. перевозку пассажиров на регулярных или чартерных рейсах;
2. перевозку туристов на скоростных и экспрессных линиях;
3. паромные переправы;
4. прогулочные и экскурсионные рейсы;
5. перевозку водными видами транспорта самодеятельных туристов;
6. краткосрочные и длительные круизы;
7. специальные круизы, например, бизнес - круизы;
8. туры
с использованием плавательных средств
в форме «плавучих отелей» и другие.
1.3. Участники рынка морских круизов
На рынке
морских круизов
1. Туроператор – это организации, занимающиеся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов. Туроператор передает туры турагентам для их последующей реализации туристам.
2. Туристические компании (турагенты) – организации - посредники, занимающиеся перепродажей сформированных туроператором туров. Они непосредственно реализуют туристский продукт на рынке морских круизов покупателю, либо выступают посредником между туристом и туроператором за комиссионное вознаграждение.
3. Судовладелец - лицо, прошедшее официальную регистрацию в качестве владельца судна, или эксплуатирующее судно от своего имени, но по договору с собственником об эксплуатации судна на определенный срок.
4. Команда корабля – персонал, находящийся на круизном корабле.
5. Турист – это человек, являющийся покупателем морского тура на судно, путешествующий для отдыха, развлечения и удовлетворения своей любознательности.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что организаторами морских круизов могут быть как сами судовладельцы, сформировавшие собственную туристскую структуру, так и туристские компании, накопившие опыт проведения путешествий по воде на зафрахтованных судах или имеющие их в собственности.
При организации и реализации тура должны быть отмечены пункты назначения на маршрутах перевозки туристов (например, как на рисунке №3.), указано планируемое количество полных рейсооборотов по каждому маршруту, сроки и программы морского тура, количество мест и условия размещения на борту судна.
Рисунок №3.
Морское путешествие по Средиземному морю.
К основной категории служащих на борту относят команду и персонал корабля. Как правило, на одного служащего приходится два пассажира. Считается, что, чем выше это соотношение, тем лучше обслуживание на корабле. Судна для круизов часто имеют менеджера, отвечающего за гостиничное обслуживание на борту. Директором круиза организуется и контролируется общественные мероприятия и отдых пассажиров, контролируется и координируется работа большого штата персонала. В отделе стюардов больше всего работников: каютные стюарды выполняю те же функции, что и горничные в отелях, т.е. убирают комнаты, меняют постельное белье и т.д.; ресторанные стюарды осуществляют обслуживание и обеспечение продовольствием; палубные стюарды обеспечивают пассажиров комфортом и развлечениями. Кроме того, на корабле существует должность менеджера, человека выполняющего заказы туристов, например, организовать вечеринку.
В зависимости от размера корабля и продолжительности круиза предоставляются и другие услуги. На борту могут быть прачечные, парикмахеры, инструкторы по атлетике, фотографы, специалисты по развлечениям, лекторы и библиотекари. На каждом корабле, где путешествуют больше двенадцати туристов, должен быть доктор, если корабль крупный – то должен быть штат врачей и медсестер.
Организаторы морских круизов стараются сделать все возможное, что бы пассажиры не скучали: придумывают разные клубы, проводят выставки, аукционы, шоу, конкурсы. Для этих целей могут быть наняты специальные люди.
Если учитывать стоимость входящих в круиз услуг, то морское путешествие - весьма экономичный вид туризма. У клиента есть возможность побывать в нескольких странах без дополнительных затрат на перелеты, уровень сервиса на борту не ниже, чем в самых лучших отелях, туристы избавлены от многих неудобств - не надо торопиться на вокзалы и в аэропорты, паковать много раз чемоданы, бронировать места в ресторанах и клубах, беспокоиться о билетах на концерты и шоу, можно и подлечиться во время путешествия. Медицинское обслуживание высокого качества - обязательная часть сервиса на круизном корабле, на некоторых судах предлагается массаж и, даже, протезирование зубов. Большим плюсом морских круизов стала безвизовость - пассажиры судна имеют право находиться на берегу до 48 часов в разных странах. Поведение пассажира гарантирует капитан судна.
Путешествия, совершаемые на борту круизных
лайнеров, проходят в лучших традициях
отдыха. Все компании стремятся в меру
своих возможностей расширять список
предоставляемых на борту услуг, поэтому
количество персонала – команды корабля
часто увеличивается, ведь по статистике
9 из 10 человек, попробовавших данный вид
отдыха, возвращаются к нему заново2.
Глава 2. Исследование рынка морских круизов
2.1. Современное состояние рынка морских круизов
В настоящее время оценка рынка морских круизов в различных странах происходит по количеству круизных лайнеров в данной стране и в целом по миру, а так же в сравнении отдельной страны с другим государством. При этом отдельное внимание уделяется огромному количеству параметров и характеристик каждого корабля, т.к. от возраста, состояния корпуса, оснащения и размеров открытых палуб, внутренних помещений, условий размещения пассажиров, кают, ресторанного сервиса зависит уровень предоставляемых туристу услуг.
В связи с тем, что экономика туризма, как и любая другая отрасль, становится рыночной, на рынке морских круизов появляется заметная конкуренция, и сама отрасль переживает мощный подъем (в России – особенно в последнее десятилетие). Новые игроки, смелые программы, агрессивная реклама, круизы от иностранных компаний – все это разжигает интерес профессиональной аудитории, пытающейся спрогнозировать развитие конкурентной ситуации.
Круизный рынок часто рассматривают с точки зрения истории появления на нем тех или иных компаний - участниц. По утверждению специалистов, здесь соперничают сразу три подхода к ведению бизнеса.
Во времена капитализма и перспективных возможностей морской пассажирский флот, доставшийся России и Украине в наследство от СССР, оказался фактически не у дел. Туристический поток катастрофически падал: число иностранных туристов значительно снизилось. Что бы хоть как-то загрузить простаивавшие суда, судовладельцам пришлось искать замену государственным заказам, предлагать свои корабли в пользование коммерческим фирмам. Это и привело к появлению фирм, рискнувших выйти на туристический рынок с морскими круизами собственной разработки.
К числу таких фирм относится круизный центр «Нептун», начавший свою деятельность более 15 лет назад, предлагающий 20%-ные скидки клиентам и более 3 000 морских туров на 2010-2011гг. В настоящее время «Нептун» тесно сотрудничает с лучшими круизными компаниями Европы и США, при этом круизы проходят с высококлассным русскоязычным сервисом.