Роль санаторно-курортной отрасли в государственной охране здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 04:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является теоретическое и практическое обоснование важной роли санаторно-курортной отрасли в государственной охране здоровья. Исходя из поставленной в курсовой работе цели, задачами будут являться: - анализ государственной политики в сфере здравоохранения РФ; - характеристика санаторно-курортной отрасли и её роль в профилактике и лечении заболеваний; - выявление проблем, стоящих перед санаторно-курортной отраслью на современном этапе; - на примере санатория-курорта «Озеро Шира» показать значение санаторно-курортного отдыха и лечения в плане профилактики заболеваний; - на примере санатория-курорта «Озеро Шира» предложить практические рекомендации для более эффективной работы санаторно-курортной отрасли.

Работа содержит 1 файл

1.роль санаторно-курортной отрасли .docx

— 90.46 Кб (Скачать)

Наибольшее количество больных  на курорт поступает с заболеваниями  желудочно-кишечного тракта. Это  хронические гастриты, функциональные заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки, воспалительные заболевания толстого и тонкого кишечника, функциональные заболевания кишечника, а также перигастриты, перидуодениты, периколиты.

Курорт Озеро Шира зарекомендовал себя как хороший лечебный центр органов движения. Здесь успешно поправляют свое здоровье больные полиартритами, артритами, хроническими спондилоартритамй, болезнью Бехтерева, спондилитами, спондилезами, спондилоартритамй, оститами, периоститами, миозитами, фибромиозитамк, бурситами, а также больные с переломами, ранениями, не заживающими травмами и рядом других недугов.

Общее количество излечиваемых здесь заболеваний органов движения около двадцати, эффективность лечения  высокая.

Детский санаторий на озере  Шира является специализированным лечебным заведением для детей в возрасте от семи до четырнадцати лет. Лечение в нем осуществляется также на основе использования минеральной воды и грязей.

За  весь период  работы лагеря было оздоровлено более 20000 детей  из Хакасии, Красноярского края, Кемеровской  и Новосибирской областей. Оздоровление осуществляется согласно Стандартам, разработанным Томским институтом курортологии и физиотерапии. Оздоровление проводится по следующим направлениям: болезни органов пищеварения, болезни  органов дыхания, заболевания опорно-двигательного  аппарата, болезни кожи и подкожно-жировой  клетчатки, болезни уха и сосцевидного отростка.

В детском санатории работают высококвалифицированные врачи (1- ой категории), медицинские сестры с квалификацией «Сестринская помощь детям». В лечебно-оздоровительном процессе используется вся лечебно-диагностическая база курорта: грязелечение, разные виды ванн, физиолечение, бювет с минеральной водой, ингаляторий, галотерапия, бассейн с минеральной водой. При необходимости дети получают консультации узких специалистов. По показаниям дети посещают занятия ЛФК.

Начиная с 2011г. врачами детского отделения проводится работа по ранней диагностике невротических и  пограничных патохарактерологических расстройств (ППР) у детей и подростков, находящихся на лечении в лагере.

С этой целью проводится тестирование детей и подростков в возрасте от 10 лет и старше. Выявление  на курорте детей с данными  расстройствами позволяет планировать  лечение с учетом не только соматического, но и психоневрологического состояния ребенка, что, безусловно, будет способствовать более полному процессу выздоровления, тем более, что на курорте для этого имеется достаточная лечебно – профилактическая база. Также важной целью проведенного тестирования является тот факт, что при выписке из санатория, есть возможность сориентировать родителей ребенка в отношении его дальнейшего режима. Для этого врачами-педиатрами проводятся беседы с родителями и выдается им, так называемый, Паспорт здоровья ребенка с рекомендациями.

Лечебное питание организовано в соответствии с методическими  рекомендациями по организации диетического питания в детских санаториях различного профиля (СанПиН 2.4.4.1204-03 от 01.06.2003г) с учетом физиологических потребностей детей, 6-ти разовое.

Дети размещаются в  благоустроенном корпусе в двухместных  и трехместных номерах.

 Детский санаторно-оздоровительный  лагерь  работает по программе  отдыха и оздоровления детей  «Остров Дружбы». Основными направлениями  деятельности являются здоровьесбережение, дополнительное образование, коррекция эмоциональной сферы, воспитание коллектива. На период смены лагерь становится Островом со своими обычаями и законами, а все отряды – племенами со своим Вождем, эмблемой, девизом и речёвкой. Задача каждого племени – пройдя определенные испытания, найти общий язык со всеми жителями Острова и подружиться. Традиционными мероприятиями являются линейки открытия и закрытия смены,  День здоровья, День народных традиций, День защитника окружающей среды, День творчества, Город Мастеров. Экскурсионная программа включает в себя экскурсии в Музей курорта «Озеро Шира», в Краеведческий музей с. Шира, на Солдатскую горку. Во время нахождения в лагере дети имеют возможность получить новые знания и умения, посещая такие кружки, как «Бумагопластика», «Мягкая игрушка», «Бисероплетение», «Умелые ручки». С детьми работают квалифицированные специалисты. [22]

        

          3.3. Проблемы санатория-курорта «Озеро Шира» и пути их решения

 

Проблемы, которые стоят  перед курортом «Озеро Шира» во многом типичны для учреждений санаторно-курортной отрасли в РФ.

После 90-х годов, сложившаяся  в советское время система  санаторно-курортного лечения, в условиях рыночных отношений претерпела значительные перемены.

Радикальный характер реформирования экономики в России, в том числе  появление рынка санаторно-оздоровительных  услуг, способствовал кардинальному  изменению условий функционирования санаторно-курортного комплекса. Средства социального страхования были выведены из-под управления профсоюзов, которые в связи с этим утратили функции распределения санаторно-курортных путевок и компенсации оздоравливающимся части их стоимости. Созданные государственные фонды социального страхования в свою очередь перестали выделять какие-либо средства здравницам, кроме оплаты стоимости путевок, что лишило их средств на расширенное воспроизводство.

Тяжелое экономическое положение  большинства отраслей народного хозяйства резко уменьшило и еще один источник финансирования санаторно-курортного комплекса – средств фондов потребления промышленных предприятий, для которых на первый план ставились задачи борьбы за собственное выживание при традиционном остаточном отношении к проблемам отдыха и лечения работников.

Одновременно произошло  резкое падение платежеспособности населения, что не могло не сказаться  на востребованности услуг санаторно-курортного комплекса. [12]

В условиях рыночных отношений  руководству курорта «Озеро Шира» необходимо искать новые источники финансирования для устойчивого развития. Сегодня фактически только санаторий «Курорт «Озеро Шира» и администрация поселка Жемчужный, для которого санаторий является градообразующим предприятием, вкладывают средства в обустройство и охрану экологии курорта. Тогда как примерно семьдесят ведомственных и частных баз отдыха, расположенных на озере, относятся к нему чисто потребительски: занимают курортные земли, принимают отдыхающих, зарабатывают деньги и при этом никаких расходов по содержанию курорта не несут. Более того, подключенные к поселковым коммуникациям базы часто не платят за воду, тепло и прочее.

В целях эффективного решения  проблем в 2005 году было создано некоммерческое партнёрство, учредителями которого стали санаторий «Курорт «Озеро Шира», детский санаторий и примерно с десяток самых крупных баз отдыха.

 Партнерство создано для того, чтобы сообща заботиться об экологии курорта, рационально использовать его лечебные ресурсы, найти источники финансирования для развития курорта и объединить их. Чтобы осуществить задуманное, партнерство в ближайшее время разработает единые правила игры для всех расположенных на озере объектов размещения.

Для дальнейшего развития курорта требуется эффективная  инвестиционная политика. Своевременное осуществление инвестиций в реконструкцию и модернизацию  инфраструктуры курорта позволит создать условия для перспективного устойчивого развития.

Большую роль при выборе потенциальных инвесторов и объектов инвестирования должны играть маркетинговые  исследования рынка потенциальных  инвесторов, когда выявляются возможные  участники инвестиционного проекта (программы), их заинтересованность и  конкретный мотив к участию в  их реализации.

Важным вопросом в деятельности санатория «Курорт «Озеро Шира» является выполнение свойственных для этого учреждений функций, повышение медицинской эффективности и связанной с ним экономической эффективности санатория.

Высокая потребность в  санаторно-курортном лечении диктует  необходимость совершенствования  и поиска новых путей повышение  его эффективности и интенсификации. В этом плане необходимо улучшение  не только правильного отбора и направления  больных на санаторно-курортное  лечение, что является базовым условием повышения медицинской эффективности, но и разработка стандартов лечебно-оздоровительных технологий, обеспечивающих оптимизацию наряду с природными и переформированными факторами, техническими, трудовыми и финансовыми ресурсами. Возникает также необходимость разработки новых критериев адекватности назначенного лечения и алгоритмов его коррекции в процессе лечения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Среди важнейших задач  по реализации приоритетного национального  проекта в сфере здравоохранения  стоят: усиление профилактической направленности здравоохранения, формирование у населения  культуры здоровья, повышение мотивации  к его сохранению, углубленная  диспансеризация, формирование «паспорта» здоровья для каждого жителя страны. Таким образом, речь идет о возрождении  профилактического направления  в здравоохранении.

Санаторно-курортная отрасль  в государственной охране здоровья при правильной политике государства, может сыграть одну из ведущих ролей в плане профилактики и укрепления здоровья населения РФ.

В сложившихся условиях, когда российские курорты и их санаторно-оздоровительный комплекс, испытывают большие трудности для  своего сохранения, необходима государственная  поддержка этого комплекса. Это  позволит своевременно обеспечить более  эффективное использование человеческих, природных, информационных, материальных и иных ресурсов с учетом потребностей различных категорий населения, особенностей  рынка товаров, услуг, труда и задач социально-экономического развития страны.

Вмешательство государства  в санаторно-курортный рынок с  экономических позиций оправдано  в силу нескольких причин.

1. Санаторно-оздоровительные услуги являются социально значимыми услугами, которые, по мнению общества, граждане должны потреблять или получать независимо от их доходов. Политика государства в отношении социально значимых услуг должна заключаться в простом гарантировании гражданам потребления данных услуг в определенном количестве и определенного качества; при этом неважно, производятся они в государственных или в негосударственных организациях.

2. Санаторно-оздоровительные услуги являются значимо дифференцируемыми услугами. Дифференциация санаторно-оздоровительных услуг дает каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком, так как каждый конкурент может повышать цену, не теряя при этом своих традиционных потребителей.

В отличие от конкурентных рынков, в целом хорошо работающих, этого нельзя сказать о санаторно-курортном рынке, на котором продавцы могут манипулировать ценами.

3. Нетрудоспособным членам общества и некоторым особым категориям населения необходимо гарантировать бесплатную санаторно-оздоровительную помощь   из государственного бюджета и внебюджетных фондов.

При этом перед государственными органами возникает проблема: каким образом оно (государство) как покупатель может определить, есть ли экономический смысл в приобретении той или иной путевки. Анализ принятия решений по данному вопросу представителями государства не имеет существенных отличий от того, которым мог бы воспользоваться любой другой покупатель. Покупатель пытается оценить выгоды от покупки конкретной путевки, а затем сравнить их величину с величиной издержек. При этом необходимо рассматривать все общественные издержки и выгоды, а не только те, за которые производятся явные платежи.

Анализ издержки не является совершенным, поскольку не все издержки и выгоды можно вычислить.

 Действующая система  государственных закупок санаторно-оздоровительных услуг и их распределение иногда принимают такие формы, которые нельзя отнести к числу продуктивных. Сюда же относится взяточничество как способ обойти конкурентов за счет подкупа чиновников, осуществляющих закупки санаторно-оздоровительных услуг и их распределение.

4. Современный санаторно-курортный  рынок не представляет информацию  нужного качества и в нужных объемах. Вместе с тем отечественная санаторно-оздоровительная система настолько сложна и многолика, что мало потребителей ее услуг могут «переварить» и оценить всю необходимую информацию, позволяющую принимать правильные решения.

На первый взгляд малозаметная, а потому практически не исследованная  проблема информационного обеспечения санаторно-оздоровительных организаций может оказаться одним из главных тормозов дальнейшего функционирования санаторно-оздоровительной системы в условиях рыночной экономики.

5. Рациональные решения  должны приниматься исходя из  учета общей пользы и общих  затрат для всего народного хозяйства. Решения отдельных санаторно-оздоровительных и иных организаций, как правило, учитывают лишь непосредственно касающиеся их(внутренние) выгоды и затраты.

Одной из причин, обусловливающих  необходимость государственного регулирования  санаторно-курортного рынка, является его способность в определенных ситуациях решать некоторые задачи санаторно-оздоровительной системы и ее составляющих (например, задачи инфраструктуры санаторно-курортного рынка, инфраструктуры курортов, землепользования на курортах, обеспечения научно-исследовательских работ в курортологии, подготовки части квалифицированных кадров, защиты окружающей среды, обеспечения санаторно-курортной системы дешевыми энергиейи некоторыми видами услуг и сырья, в частности связи, транспортных).

Решение этих задач вынужден взять на себя государственный сектор экономики. Можно сказать, что государственный сектор должен служить дополнением санаторно-курортного рынка там, где мотивация для него оказывается очевидной, и в той мере, которая необходима. В результате он служит повышению эффективности санаторно-курортного рынка и является одним из инструментов эффективного распределения ресурсов. [25]

Курорты вносят значительный вклад в укрепление здоровья населения, а деятельность объектов курортной  инфраструктуры оказывает заметное влияние на экономику курортного региона.  Сегодня российские курорты, как неотъемлемая часть социальной сферы страны и самодостаточная отрасль экономики, нуждаются в эффективном управлении их развитием и использовании адекватных современным условиям механизмов социально-экономического обеспечения этого развития.

Информация о работе Роль санаторно-курортной отрасли в государственной охране здоровья