Религиозный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:19, реферат

Описание работы

В последнее десятилетие на рынке туризма активизировалось такое направление как религиозный (паломнический) туризм. Религиозный туризм связан с посещением религиозных святынь и духовным совершенствованием. Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма отдельных государств мира. Люди продолжают отправляться в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам.

Содержание

Введение
Глава 1.Религиозный туризм: сущность и его виды
1.1 Понятие «религиозный туризм» и его сущность
1.2 Виды и формы религиозного туризма
Глава 2.Тенденции развития религиозного туризма
2.1 Индустрия религиозного туризма
2.2 География развития паломничества в мире
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

религиозный туризм.docx

— 47.35 Кб (Скачать)

Вышеназванные христианские святыни не исчерпывают полного  их перечня. Такого количества и разнообразия предметов и мест культового поклонения, как в христианстве, нет ни в  одной другой религии мира.

Центры паломничества  мусульман. Мусульмане имеют свои центры религиозного притяжения. Главным среди  них считается Мекка в Саудовской Аравии. Слово "мекка" стало синонимом паломничества далеко за пределами мусульманского мира, но лишь приверженцам ислама разрешается посещать священный город, где, согласно религиозному учению, родился пророк Мухаммед.

В праздник курбан-байрам исповедующие ислам стягиваются к храму Кааба. Он представляет собой большой грубый куб, сложенный из серо-зеленых гранитных блоков. В основе его - почти правильный квадрат, одна диагональ которого проходит с севера на юг, а другая - с запада на восток, что свидетельствует об определенном, изначально заложенном астрономическом смысле. В углу Каабы находится черный камень, вероятно, метеоритного происхождения. По преданию, его поместил туда сам Мухаммед.

Кааба расположена  в мечети аль -Харам - самом большом в мире храме под открытым небом. Каждый год на богомолье на его территории собираются до 2 млн. человек. Они входят в храм через Врата мира, сняв обувь и переступив правой ногой через порог, медленно проходят извилистыми коридорами мимо залов и ниш, где в молитвенной позе читают Коран целые семьи, и приближаются к главному пространству храма. В центре его помещена Кааба. Паломники семь раз обходят вокруг Каабы в направлении против часовой стрелки, прежде чем прикоснуться к черному камню и поцеловать его. Мусульмане совершают этот ритуал, прикрыв тело белым ихрамом - двумя кусками ткани определенной длины.

Медина - современный  арабский город, с шестиполосными автомагистралями. По сравнению с Меккой земля здесь плодороднее, поэтому город утопает в зелени. Мечеть в Медине уступает по размеру храму аль-Харам, но отличается удивительной красотой. Розовый гранит украшен изразцами и мозаикой, чеканными узорами и золотом. Посреди мечети огорожены место, где, по существующему поверью, жил и учил Мухаммед, глинобитная хижина, где он отдыхал и питался, и могила, где пророк был погребен. Святыни Мекки и Медины имеют общеисламское значение.

Центры буддийского  паломничества. Буддизм - одна из трех мировых религий, наряду с Христианством  и исламом. Он возник в Древней  Индии в VI-V вв. до н. э. и затем распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири. Буддийское вероучение зиждется на внутреннем стремлении человека к духовному озарению (нирване), которое достигается с помощью медитации, мудрости и высших моральных ценностей.

Другая святыня  буддийского мира расположена в  г. Канди (Шри-Ланка). В самом центре города на берегу искусственного озера стоит обнесенный рвом храм Далида Малигава, в котором как величайшее сокровище хранится левый клык Будды. По мнению верующих, это - главное достояние страны, залог и гарантия ее суверенитета.

Центрами притяжения буддийских паломников являются многочисленные статуи Будды. Они достигают гигантских размеров и производят сильное впечатление. В японском г. Нара, недалеко от Осаки, в монастыре Тодайдзи, находится известная достопримечательность Японии - бронзовая статуя Великого Будды. Сидячая фигура достигает в высоту 16 м. Правая рука Будды с открытой ладонью протянута вперед в знак благословения, положение левой руки символизирует исполнение желаний. Рядом с Буддой установлена деревянная колонна с небольшим отверстием, через которое каждый паломник пытается пролезть. По убеждению верующих, в случае успеха он окажется в раю.

В связи с  ростом спроса на религиозные туры за рубежом появились фирмы, специализирующиеся на организации путешествий в  сотрудничестве с церковью. Разного  рода организации и учреждения, в  свою очередь, оказывают влияние  на их направленность. Во Франции существует Фонд по культурным и международным  мероприятиям в горах, призванный защищать и пропагандировать культурное наследие страны. На средства государственных  и муниципальных структур он провел реставрацию часовен и церквей  в отдаленных горных местностях и  развернул рекламу для привлечения  внимания и интереса туристов к ним. Кроме этого Фонда, во Франции  образована Национальная ассоциация директоров епархий по паломничеству, объединяющая французских и зарубежных религиозных  деятелей [14].

 

Заключение

 

Подводя итоги  проделанной работы можно сделать  следующие выводы.

Паломничество - это хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Зарождение паломничества связано  с формированием в мире основных религиозных течений.

Паломничество в той или иной форме принято  практически во всех религиях и языческих  культах. В настоящее время паломники  широко пользуются услугами туристической  индустрии. Паломнические туры в  отличие от религиозно-познавательных туров или культурно-исторических, несут определенным верованиям смысл  совершения обряда, а не только познавательные цели.

Религиозный туризм (паломничество) является одним из самых  старых видов туризма. Паломничество, как и туризм вообще, бывает внутренним (в пределах отдельной страны) и  международным.

Воздействие религиозного туризма на экономику некоторых  стран и районов мира, в первую очередь на сами религиозные центры, весьма велико. Это связано с тем, что паломники оставляют в  стане пребывания существенную долю взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим тысячам местных жителей. Центрами религиозного туризма являются: Мекка, Медина, Иерусалим, Ватикан и другие города и местности.

В нашей стране религиозный туризм в настоящее  время недостаточно развит. Сохранившиеся  до наших дней культовые постройки  могут служить важными объектами  религиозного туризма и паломничества  в современной России. Среди них  есть памятники различных эпох, начиная  с XII - XIII вв. и кончая XIX в., отражающие всю историю русского культового зодчества, неразрывно связанную с  историей и культурой Российской империи.

Целесообразно выделить из них наиболее значимые объекты посещения религиозного туризма и основные места паломничества. В большей своей части они  совпадают, и их можно включать в  маршруты, как религиозного туризма, так и паломничества (либо совмещенных  групп). Несовпадающие объекты характеризуются  тем, что не отвечают цели поездки  или туристов, или паломников.

Центральными устремлениями  при совершении паломничества можно  назвать:

· совершение религиозного обряда или участие в таковом;

· поклонение святому месту, храму, мощам;

· духовное совершенствование;

· получение благодати, исцеления духовного и физического, совета (например, в Оптину пустынь ходили за советом к старцам);

· достижение политических и иных целей обретения прав на определенное лидерство или положение  в религиозной общине или секте

Основными потребителями  этого туристического продукта являются верующие люди, а также туристы, интересующиеся историей православия. В турфирмах  отмечают, что в последнее время  религиозным туризмом заинтересовалось молодежь. Все больший спрос на краткосрочные программы у школьников, студентов лицеев и колледжей, не говоря уже об учащихся православных гимназий и воскресных школ.

Существуют  различные варианты паломнических  поездок. Наибольшим спросом пользуются одно - и двухдневные автобусные туры продолжительностью от 8 до 36 часов. Такие программы недороги и дают возможность посетить несколько  находящихся недалеко друг от друга  монастырей, поучаствовать в богослужении, а также осмотреть достопримечательности  посещаемых мест за достаточно короткое время.

Многодневные  туры незначительно отличаются от обычных  туристских поездок. Одной из главных  специфических характеристик этого  турпродукта является участие туристов в богослужении. Причем наряду с участием в общих праздничных службах специально для группы может быть заказан молебен в том или ином святом месте. Кроме того, при проведении поездки учитывается уровень духовных знаний и особенности интересов членов группы. Соответственно, обычный текст экскурсии дополняется более подробными сведениями о местных святынях, празднике или святом, память которого чтится в этот день. Наконец, при обслуживании большое значение имеет организация питания, так как необходимо учитывать ограничения, накладываемые церковным календарем. Договариваясь с монастырем о приеме группы, турфирмы оговаривают возможности организации питания. Наконец, отличительной чертой многодневного тура является проживание туристов в монастырских гостиницах.

При организации  маршрутов религиозного туризма  необходимо соблюдать следующие  правила. Нецелесообразно включать в маршруты религиозного туризма  объекты посещения, которые не представляют историко-культурного интереса и  имеют малое число объектов показа. В маршруты паломнических групп  нельзя включать недействующие монастыри  и церкви (даже если они включены в списки ЮНЕСКО), которые не имеют  святынь (источника благодати). Одна только историко-культурная ценность таких объектов не может стать  целью паломнической поездки. Такие  объекты посещения включаются только в маршруты религиозного туризма.

Объекты посещения  являются также неоднородными по своей историко-культурной ценности и культовой значимости. При составлении  маршрутов религиозного туризма  необходимо учитывать цель поездки  туристов или паломников и, по возможности, формировать однородные группы. Акцент в подготовке экскурсовода и текстов  экскурсии также определяется целью  поездки. Сопровождающему паломнические  группы экскурсоводу желательно иметь  дополнительную подготовку, знать тексты молитв, жития святых, даты церковных  праздников и литургику.

 

Библиографический список

 

1. Александрова А. Ю. Международный туризм: Учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 356 с.

2. Александрова А. Ю., Структура туристского рынка: Учеб. пособие для вузов. - М.: Соло-Пресс, 2002. - 321с.

3. Алтухов И.А., Деветкина Л.Н. Становление фермерства в России // Аграрная наука. - 2000. - № 8. - С. 15-28.

4. Балабанов И. Т.  Экономика туризма. - М.: Финансы и  статистика, 2001. - 315 с.

5. Грядов С., Дозорова Т. Мониторинг развития фермерских хозяйств // Международный с/х журнал. - 2001. - № 2. С. 34-45.

6. Дмитлевский Ю.Д. Туристические районы мира. - М.: Туристические районы мира. - Смоленск: СГУ, 2000. - 224 с.

7. Долматов Г.М. Международный туристический бизнес: история, реальность и перспективы. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 368 с.

8. Жукова М.А., Индустрия  туризма: менеджмент организации, 2003. -402 с.

9. Зачиняев П.Н., Фалькович Н.С. Географии международного туризма. - М.: Мысль, 2002. - 297 с.

10. Зорин И.В., Зорин А.И., Ирисова Т.А. Туризм и отраслевые системы. Учебник для вузов туристического профиля - М. 2001. - 255 с.

11. Квартальнов В. А., Зорин И. В. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 168 с.

12. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 358 с.

13. Козырев В. М. Туристская  рента: Учебное пособие. - М.: Финансы  и статистика, 2001. - 325с.

14. Комисаров В. Проблемы  туристической отрасли // Реформа. - 2003. - №3. - С. 18-20.

15. Концепция развития  туризма в Российской федерации  на период до 2005 г. Распоряжение  Правительства РФ от 11 июля 2002 г.  № 954-р.- Российская газета. -2002. -14 июля.

16. Маркова В.Д., Маркетинг  услуг. -М., 2006. С. 3.

17. Менеджмент туризма.  Туризм и отраслевые системы. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 251с.

18. Морозов М.А. Экономика  и предпринимательство в социально-  культурном сервисе и туризме. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 288с.

19. Нуртдинова А.М. Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3. - 378с.

20. Основы туристской  деятельности” сост. Е.И.Ильина, Москва, 2000г.-154с.

21. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Маркетинг в туризме.- М.: Финансы и статистика, 2000.

22. Федеральный Закон.  Об основах деятельности в  Российской Федерации: ФЗ РФ  от 24.11.96г. N 132-ФЗ. Собрание законодательства  РФ. - 1996. - (N 49).

23. Экономика туризма:  Учебник для вузов. Под ред.  Козырева В.М., Зорина И.В.М.: Изд-во  «Финансы и статистика»,2001. -312с.

 


Информация о работе Религиозный туризм