Религиозный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:19, реферат

Описание работы

В последнее десятилетие на рынке туризма активизировалось такое направление как религиозный (паломнический) туризм. Религиозный туризм связан с посещением религиозных святынь и духовным совершенствованием. Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма отдельных государств мира. Люди продолжают отправляться в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам.

Содержание

Введение
Глава 1.Религиозный туризм: сущность и его виды
1.1 Понятие «религиозный туризм» и его сущность
1.2 Виды и формы религиозного туризма
Глава 2.Тенденции развития религиозного туризма
2.1 Индустрия религиозного туризма
2.2 География развития паломничества в мире
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

религиозный туризм.docx

— 47.35 Кб (Скачать)

Паломничество предполагает определенное отношение  человека к действительности. Психологические  особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев - глубоко религиозный человек  с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться  привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для  достижения своих духовных и нравственных целей. Идея паломничества подразумевает  действия в условиях определенных трудностей, добровольно взятые на себя обязательства  быть в этих условиях. Это символизирует  готовность человека пожертвовать временным и переходящим материальным во имя вечного духовного. В индуизме, православии и католицизме, других конфессиях получили развитие пешие паломничества, особенно по уже существующим маршрутам. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды их проживания. Они едут или идут в святые места, более значимые для них[7].

Одни паломники  путешествовали по соображениям веры, многие другие отправлялись в путь, просто из любви к путешествиям или  движимые мирскими побуждениями, ожидая найти общение с веселыми спутниками, развлечения в придорожных харчевнях  и другие удовольствия. Паломничество  имеет место и сейчас. Многие верующие едут в Иерусалим поклониться  Гробу Господню. Приверженцы ислама едут в хадж hajj в Мекку. В России православные стремятся посетить Валаам, монастырь на острове Коненец. Многие епархиальные управления ввели в структуру внешнеэкономические отделы, которые регулируют вопросы паломничества.

Специализированные  туры рассчитаны как минимум на три  дня с посещением паломнических  святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации  таких туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря [4].

 

 

 

1.2 Виды и формы религиозного  туризма

 

Довольно обширный массив религиозного туризма должен быть подразделен прежде всего в соответствии с четырьмя наиболее распространенными в сегодняшней России конфессиями: христианством, исламом, иудаизмом и буддизмом. Два последних направления на туристическом рынке отсутствуют.

По географическому  признаку паломнические поездки  можно подразделить на три направления:

а) монастыри и святыни, расположенные в России.

б) ближнего зарубежья (главным  образом, Украины и Крыма).

б) дальнего зарубежья.

Паломнические поездки  по России можно условно разбить  на:

а) однодневные

б) 2 - 3 дневные

в) длительные

Поездки к мусульманским  святыням в Мекку и Медину (хадж), организуются единичными организациями. Ограниченность круга предложений  связана с рядом объективных  трудностей - закрытостью Саудовской Аравии для туристов и жестким  лимитом, устанавливаемым властями на количество паломников из каждой страны. Поездки к чтимым мусульманским  святыням на территории России (находящаяся  в г. Касимове Рязанской области - могила царицы Сююмбеки и др.) сегодня пользуются слабой популярностью.

Религиозный туризм имеет три формы:

а) паломничество

б) экскурсионные туры по религиозной тематике

в) специализированные туры, в которых объединяются паломники  и экскурсанты.

По религиозным  канонам паломническая поездка  должна продолжаться не менее десяти дней и чаще всего приходится на религиозные праздники. Экскурсионные  туры по религиозной тематике проходят, как правило, за один день и представляют интерес не только для взрослых туристов, но и для детей. Специализированные туры рассчитаны как минимум на три  дня с посещением религиозных  святынь и архитектурных памятников прошлого.

При Московской Патриархии организована паломническая  служба в Святую Землю.

Поклонение  является формой воздаяния чести  Богу через посредство видимого образа. Святые места, и в первую очередь  особенно те из них, которые связаны  с земной жизнью Спасителя, являются также некими образами, через которые  верующие люди воздают честь Первообразу. Таким образом, слово "поклонник", бывшее некогда в широком употреблении, глубоко связано с преданием  Церкви, с ее вероучением. Оно также  ясно показывает смысл паломничества, который заключается в поклонении святым местам. Поклонение носит религиозный  характер и связано с совершением  богослужений у чтимых святынь. Иное посещение святых мест не имеет отношения  к каноническому паломничеству.

Довольно обширный массив этого вида туризма должен быть подразделен прежде всего в соответствии с четырьмя наиболее распространенными в сегодняшней России конфессиями: христианством, исламом, иудаизмом и буддизмом[13].

 

Глава 2.Тенденции развития религиозного туризма

 

 

2.1 Индустрия религиозного  туризма

 

Индустрия религиозного туризма является составной частью всей туристской индустрии.

В ней можно выделить следующие четыре сегмента:

* предприятия размещения - совокупность специализированных средств размещения (гостиниц, кемпингов, общежитий, монашеских келий);

* предприятия питания - совокупность специализированных предприятий общественного питания;

* транспортные предприятия;

* религиозные объекты показа:

- культовые сооружения (монастыри, святилища, храмы,  храмовые комплексы, капеллы,  часовни и т. д.);

- природные объекты  культа (святые источники, рощи, реки, озера, пруды и т. д.);

- объекты культа малых  форм (придорожные кресты, алтари, капища  и т. д.).

В индустрии  религиозного туризма выделяют культовые  центры и религиозные центры. Культовый  центр - это место, имеющее большое  значение для представителей определенной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. В таких местах обычно есть храм с чудотворной иконой, или раньше жил известный святой, духовный учитель, аскет, или имели место исторические религиозные события. Религиозный центр - более широкое понятие, чем культовый центр. Религиозный центр, помимо объекта культа, включает образовательные учреждения и/или административные органы религиозных организаций. Например, старейший монастырь Москвы, Свято_Данилов, является религиозным центром для паломников. Здесь помимо объектов культа находится резиденция Патриарха и Священного синода. Дать четкие определения этим понятиям, учитывая особенности всех религий, невозможно. Например, понятие культового центра для ислама практически неактуально, как и нахождение какого_либо священного предмета в религиозном центре. Определение культового центра и религиозного центра подходят только для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни[10].

 

 

2.2 География развития  паломничества в мире

 

Для географического  изучения широкой и весьма пестрой  картины паломничества используется районирование. В мире выделяются 11 макрорегионов паломничества:

- православные республики  СНГ: Россия, Украина, Белоруссия, Молдова;

- зарубежная Европа  с доминирующим католицизмом  и протестантизмом (включая его  многочисленные течения);

- Северная Америка с  доминирующим положением христианства;

- Латинская Америка  с преобладанием христианства  и традиционными народными верованиями  коренного населения;

- Северная Африка с  преобладанием ислама;

- Восточная и частично  Западная Африка с преобладанием  ислама и наличием центров  христианства и традиционных  народных верований;

- Западная Азия с  доминированием ислама и анклавами  христианства и иудаизма;

- Южная Азия с распространением  индуизма, буддизма, сикхизма, джайнизма,  а также ислама;

- Юго-Восточная Азия  с преобладанием буддизма, ислама  и анклавами индуизма;

- Восточная Азия с  господством буддизма, конфуцианства  и синтоизма;

- Средняя Азия (Тибет), где доминируют ислам и ламаизм,  религия бон;

- Центральная Азия с  преобладанием буддизма и отдельными  анклавами ислама[11].

Каждый макрорегион известен прежде всего мировыми центами паломничества. Они принимают международные потоки верующих и нередко совмещают религиозную специализацию с функциями административного, промышленного, культурного и туристского центров. Кроме того, в макрорегионах существуют объекты религиозного поклонения национального и местного значения.

Иерусалим - крупнейший религиозный центр мира. Особое место  среди мировых культовых центров  занимает Иерусалим- святое место для  приверженцев трех религий - иудаизма, христианства и ислама. Евреи, исповедывающие иудаизм - наиболее раннюю монотеистическую религию, из которой во многом проистекает христианство, - едут в Священный город, чтобы побывать у Стены плача. Здесь, на небольшой площади перед Стеной, они скорбят о некогда разрушенном арабами храме. Одетые во все черное ортодоксы раскачиваются в соответствии с внутренним ритмом своих обращений к Богу Яхве[15].

Для христиан Иерусалим  связан с земным пребыванием Иисуса Христа. Самым важным пунктом их паломнической программы является храм Воскресения - главная святыня  христианского мира.

Наиболее сильное впечатление  остается у паломников, посетивших Иерусалим в канун Пасхи, когда  в Святую Субботу в храме Воскресения  совершается "схождение Благодатного Огня".

Мусульмане  имеют в Иерусалиме свои знамения. Местом их притяжения является мечеть Омара - самое старое из дошедших до наших дней исламских культовых  строений. Ее купол символизирует  священную скалу, с которой, согласно религиозным представлениям, пророк Мухаммед вознесся на небеса. Зычный крик муэдзина, многократно усиленный  динамиками, пять раз в день разносится над холмами древнего города, призывая верующих к молитве[17].

Центры христианского  паломничества. В отличие от Иерусалима, воплощающего в себе удивительное разнообразие религиозных связей, большинство  центров паломничества связано  с одной религией. В христианском мире существует много святых мест в различных районах Земли. Но наиболее почитаемые среди них находятся  в Европе: Рим (Италия), Париж и  Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Варшава (Польша), Монсеррат (Испания) и др. Миллионы паломников устремляются в эти центры в надежде увидеть чудесное явление или поклониться священным реликвиям и приобщиться к исходящей от них благодати.

Особенно почитаемы  у христиан реликвии, связанные с  крестными муками и смертью Иисуса Христа. Наиболее известное из них - терновый венец - находится в Париже, в соборе Нотр-Дам. Он был продан константинопольским императором французскому королю в XIII в. Венец покоится на хрустальном кольце, и его выставляют для поклонения в Страстную Пятницу при стечении большого числа пилигримов. Много паломников собирается здесь и во время Всемирных дней христианской молодежи. Ежегодно на этот крупнейший форум католической молоки съезжаются до 500 тыс. верующих студентов.

Другая святыня - капли крови, традиционно приписываемые  Иисусу Христу, находится в бельгийском  городе Брюгге. Некогда иерусалимский  патриарх передал их в дар крестоносцу  графу Тьери Эльзасскому. По возвращении из похода он выстроил капеллу, где надлежало хранить реликвию. Раз в год в четверг на Страстной неделе реликвия в красивом ларце из серебра и золота выносится из капеллы. Торжественная процессия проходит по улицам Брюгге. В ней принимают участие тысячи паломников.

Крест с надписью "Иисус  из Назарета Царь Иудейский", на котором распяли Иисуса Христа, нашла в Иерусалиме Святая Елена, мать римского императора Константина Великого, содействовавшего распространению христианства. Она же отыскала несколько святых гвоздей и копье, пронзившее Христа. Со временем эти реликвии разошлись по всему христианскому миру, положив начало известным центрам паломничества. Отдельные части "истинного креста" остались в Константинополе (совр. Стамбул), другие попади в Александрию, Дамаск, Антиохию (совр. Антакья), а также на Кипр и в Закавказье.

С точки зрения географии паломничества специальный  интерес представляют чудотворные "черные" иконы и скульптуры Мадонны (Черная Мадонна), притягивающие  широкие потоки пилигримов. На некоторых  иконах лицо и руки Мадонны со временем потемнели от копоти свечей или химической реакции в краске. Наиболее известные  черные изображения Мадонны находятся  в Австрии, Швейцарии, Германии. В  Польше паломники устремляются в  Ясна-Гуру, чтобы поклониться национальной святыне - иконе Ченстоховской Черной Мадонны. Поляки считают ее своей заступницей и приписывают ей чудеса и благодеяния. В отдельные праздничные дни Ясна-Гуру посещают до 300 тыс. человек.

В пределах Рима находится государство-город Ватикан - центр католической церкви, резиденция ее главы - Папы Римского. В Ватикане сосредоточены ценнейшие сокровища  культуры, в частности собор Святого  Петра, поражающий своим величием и  великолепием. Миллионы паломников стекаются  сюда со всего мира.

Информация о работе Религиозный туризм