Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:19, реферат
В последнее десятилетие на рынке туризма активизировалось такое направление как религиозный (паломнический) туризм. Религиозный туризм связан с посещением религиозных святынь и духовным совершенствованием. Религиозный туризм играет большую роль в системе международного и внутреннего туризма отдельных государств мира. Люди продолжают отправляться в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам.
Введение
Глава 1.Религиозный туризм: сущность и его виды
1.1 Понятие «религиозный туризм» и его сущность
1.2 Виды и формы религиозного туризма
Глава 2.Тенденции развития религиозного туризма
2.1 Индустрия религиозного туризма
2.2 География развития паломничества в мире
Заключение
Библиографический список
Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Психологические особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев - глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей. Идея паломничества подразумевает действия в условиях определенных трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать временным и переходящим материальным во имя вечного духовного. В индуизме, православии и католицизме, других конфессиях получили развитие пешие паломничества, особенно по уже существующим маршрутам. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды их проживания. Они едут или идут в святые места, более значимые для них[7].
Одни паломники
путешествовали по соображениям веры,
многие другие отправлялись в путь,
просто из любви к путешествиям или
движимые мирскими побуждениями, ожидая
найти общение с веселыми спутниками,
развлечения в придорожных
Специализированные
туры рассчитаны как минимум на три
дня с посещением паломнических
святынь и архитектурных
1.2 Виды и формы религиозного туризма
Довольно обширный массив религиозного туризма должен быть подразделен прежде всего в соответствии с четырьмя наиболее распространенными в сегодняшней России конфессиями: христианством, исламом, иудаизмом и буддизмом. Два последних направления на туристическом рынке отсутствуют.
По географическому признаку паломнические поездки можно подразделить на три направления:
а) монастыри и святыни, расположенные в России.
б) ближнего зарубежья (главным образом, Украины и Крыма).
б) дальнего зарубежья.
Паломнические поездки по России можно условно разбить на:
а) однодневные
б) 2 - 3 дневные
в) длительные
Поездки к мусульманским святыням в Мекку и Медину (хадж), организуются единичными организациями. Ограниченность круга предложений связана с рядом объективных трудностей - закрытостью Саудовской Аравии для туристов и жестким лимитом, устанавливаемым властями на количество паломников из каждой страны. Поездки к чтимым мусульманским святыням на территории России (находящаяся в г. Касимове Рязанской области - могила царицы Сююмбеки и др.) сегодня пользуются слабой популярностью.
Религиозный туризм имеет три формы:
а) паломничество
б) экскурсионные туры по религиозной тематике
в) специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты.
По религиозным
канонам паломническая поездка
должна продолжаться не менее десяти
дней и чаще всего приходится на
религиозные праздники. Экскурсионные
туры по религиозной тематике проходят,
как правило, за один день и представляют
интерес не только для взрослых туристов,
но и для детей. Специализированные
туры рассчитаны как минимум на три
дня с посещением религиозных
святынь и архитектурных
При Московской Патриархии организована паломническая служба в Святую Землю.
Поклонение
является формой воздаяния чести
Богу через посредство видимого образа.
Святые места, и в первую очередь
особенно те из них, которые связаны
с земной жизнью Спасителя, являются
также некими образами, через которые
верующие люди воздают честь Первообразу.
Таким образом, слово "поклонник",
бывшее некогда в широком
Довольно обширный массив этого вида туризма должен быть подразделен прежде всего в соответствии с четырьмя наиболее распространенными в сегодняшней России конфессиями: христианством, исламом, иудаизмом и буддизмом[13].
Глава 2.Тенденции развития религиозного туризма
2.1 Индустрия религиозного туризма
Индустрия религиозного туризма является составной частью всей туристской индустрии.
В ней можно выделить следующие четыре сегмента:
* предприятия размещения - совокупность специализированных средств размещения (гостиниц, кемпингов, общежитий, монашеских келий);
* предприятия питания - совокупность специализированных предприятий общественного питания;
* транспортные предприятия;
* религиозные объекты показа:
- культовые сооружения (монастыри, святилища, храмы, храмовые комплексы, капеллы, часовни и т. д.);
- природные объекты культа (святые источники, рощи, реки, озера, пруды и т. д.);
- объекты культа малых форм (придорожные кресты, алтари, капища и т. д.).
В индустрии религиозного туризма выделяют культовые центры и религиозные центры. Культовый центр - это место, имеющее большое значение для представителей определенной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. В таких местах обычно есть храм с чудотворной иконой, или раньше жил известный святой, духовный учитель, аскет, или имели место исторические религиозные события. Религиозный центр - более широкое понятие, чем культовый центр. Религиозный центр, помимо объекта культа, включает образовательные учреждения и/или административные органы религиозных организаций. Например, старейший монастырь Москвы, Свято_Данилов, является религиозным центром для паломников. Здесь помимо объектов культа находится резиденция Патриарха и Священного синода. Дать четкие определения этим понятиям, учитывая особенности всех религий, невозможно. Например, понятие культового центра для ислама практически неактуально, как и нахождение какого_либо священного предмета в религиозном центре. Определение культового центра и религиозного центра подходят только для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни[10].
2.2 География развития паломничества в мире
Для географического
изучения широкой и весьма пестрой
картины паломничества
- православные республики СНГ: Россия, Украина, Белоруссия, Молдова;
- зарубежная Европа
с доминирующим католицизмом
и протестантизмом (включая
- Северная Америка с
доминирующим положением
- Латинская Америка
с преобладанием христианства
и традиционными народными
- Северная Африка с преобладанием ислама;
- Восточная и частично
Западная Африка с
- Западная Азия с
доминированием ислама и
- Южная Азия с распространением индуизма, буддизма, сикхизма, джайнизма, а также ислама;
- Юго-Восточная Азия с преобладанием буддизма, ислама и анклавами индуизма;
- Восточная Азия с господством буддизма, конфуцианства и синтоизма;
- Средняя Азия (Тибет),
где доминируют ислам и
- Центральная Азия с
преобладанием буддизма и
Каждый макрорегион известен прежде всего мировыми центами паломничества. Они принимают международные потоки верующих и нередко совмещают религиозную специализацию с функциями административного, промышленного, культурного и туристского центров. Кроме того, в макрорегионах существуют объекты религиозного поклонения национального и местного значения.
Иерусалим - крупнейший
религиозный центр мира. Особое место
среди мировых культовых
Для христиан Иерусалим
связан с земным пребыванием Иисуса
Христа. Самым важным пунктом их
паломнической программы
Наиболее сильное впечатление остается у паломников, посетивших Иерусалим в канун Пасхи, когда в Святую Субботу в храме Воскресения совершается "схождение Благодатного Огня".
Мусульмане имеют в Иерусалиме свои знамения. Местом их притяжения является мечеть Омара - самое старое из дошедших до наших дней исламских культовых строений. Ее купол символизирует священную скалу, с которой, согласно религиозным представлениям, пророк Мухаммед вознесся на небеса. Зычный крик муэдзина, многократно усиленный динамиками, пять раз в день разносится над холмами древнего города, призывая верующих к молитве[17].
Центры христианского паломничества. В отличие от Иерусалима, воплощающего в себе удивительное разнообразие религиозных связей, большинство центров паломничества связано с одной религией. В христианском мире существует много святых мест в различных районах Земли. Но наиболее почитаемые среди них находятся в Европе: Рим (Италия), Париж и Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Варшава (Польша), Монсеррат (Испания) и др. Миллионы паломников устремляются в эти центры в надежде увидеть чудесное явление или поклониться священным реликвиям и приобщиться к исходящей от них благодати.
Особенно почитаемы у христиан реликвии, связанные с крестными муками и смертью Иисуса Христа. Наиболее известное из них - терновый венец - находится в Париже, в соборе Нотр-Дам. Он был продан константинопольским императором французскому королю в XIII в. Венец покоится на хрустальном кольце, и его выставляют для поклонения в Страстную Пятницу при стечении большого числа пилигримов. Много паломников собирается здесь и во время Всемирных дней христианской молодежи. Ежегодно на этот крупнейший форум католической молоки съезжаются до 500 тыс. верующих студентов.
Другая святыня - капли крови, традиционно приписываемые Иисусу Христу, находится в бельгийском городе Брюгге. Некогда иерусалимский патриарх передал их в дар крестоносцу графу Тьери Эльзасскому. По возвращении из похода он выстроил капеллу, где надлежало хранить реликвию. Раз в год в четверг на Страстной неделе реликвия в красивом ларце из серебра и золота выносится из капеллы. Торжественная процессия проходит по улицам Брюгге. В ней принимают участие тысячи паломников.
Крест с надписью "Иисус из Назарета Царь Иудейский", на котором распяли Иисуса Христа, нашла в Иерусалиме Святая Елена, мать римского императора Константина Великого, содействовавшего распространению христианства. Она же отыскала несколько святых гвоздей и копье, пронзившее Христа. Со временем эти реликвии разошлись по всему христианскому миру, положив начало известным центрам паломничества. Отдельные части "истинного креста" остались в Константинополе (совр. Стамбул), другие попади в Александрию, Дамаск, Антиохию (совр. Антакья), а также на Кипр и в Закавказье.
С точки зрения
географии паломничества
В пределах Рима
находится государство-город